Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
2. Условия возникновения рынка:
· общественное разделение труда;
· экономическая обособленность производителей;
· самостоятельность производителя.
3. Основные признаки рынка:
· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
· нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
4. Главные функции рынка
· посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
· ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
· информационая – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
· регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
· санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.
5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования
Положительные черты |
Отрицательные черты |
· Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства · Стимулирует научно-технический прогресс · Способствует ресурсосбережению в обществе · Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность · Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы |
· Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) · Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству · Порождает тенденцию к монополизации производства · Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества · Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов · Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами |
6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.
ü С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);
ü По товарам и услугам:
· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
· средств производства;
· рабочей силы;
· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;
· иностранных валют;
· ценных бумаг (фондовые биржи);
· научно-технических разработок и инноваций;
· информации.
ü По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный
ü По типу конкуренции:
· чистой (свободной) конкуренции
· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
· функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.
-
Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры
(например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства
(например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли
Формы монополий и их
основные признаки
Формы монополий |
Признаки |
Картель |
Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах |
Синдикат |
Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность |
Трест |
Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности |
Концерн |
Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости |
Консорциум |
Объединение монополий |
Конгломерат |
Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления |
9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.
Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:
- простых товаропроизводителей
- единичных капиталов
- монополий
- национальных капиталов
- интернациональных капиталов
Модели рынка
Чистая (свободная конкуренция) |
Чистая |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. |
Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. |
Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. |
Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.