2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Рынок – вид экономических отношений субъектов рынка, обладающих товаром и финансовыми средствами, основывается на согласии двух сторон. Свободный рынок – система, регулирующая структуру рынка без дополнительного вмешательства извне. Свободному рынку присущи участники экономического действия, их доступ в рынок, мобильность, ни один субъект не может прямо влиять на другого.
Факторы, отвечающие за формирование рынка: потребность в чём-либо, наличие частной собственности, разделение трудовой деятельности. В совокупности факторов, продукт превращается в товар, утоляющий потребности людей. Получить товар можно эквивалентно (отдать что-либо взамен, чаще деньги).
Институты рынка – принятые ценности и правила поведения хозяйственной деятельности. К рынку относят следующие институты:
Конъюнктура рынка – экономические условия, обуславливающие процесс реализации товара и услуг.
Функции рынка
1) Совершенная конкуренция – борьба производителей, где каждой
стороне принадлежит малый процент производства товара в сравнении с объёмами
рынка, что не даёт отдельно взятому производителю занять доминирующую позицию
на рынке, устанавливая собственные цены. Конкуренция –
соперничество двух субъектов рыночного хозяйства за условия реализации товара и
увеличения прибыли.
Несовершенная конкуренция – доминирующее положение нескольких производителей на рынке, которым принадлежит большая часть производства продукта, благодаря этому, получают возможность ставить собственные цены.
2) Рынок совершенной конкуренции: наличие конкурирующих производителей, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности, но различны по ценовой категории.
Монополистическая конкуренция: наличие конкурирующих производителей, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности, но различны по ценовой категории.
Представленный вид конкуренции отличается от монополии. Монополия – право на производство товара принадлежащее всецело одному физическому лицу или группе лиц, реже государству.
Олигополия: производство товара одинакового назначения нескольких конкурирующих производителей. Фирма сама определяет цены продукта.
Инфраструктура рынка – комплекс предприятий, институтов, организаций, обслуживающих поток товара; услуг, финансов и рабочей силы. Инфраструктура представлена биржами и институтами, обрезывающих одно целое.
Биржа – организация, принадлежащая государству или акционерным организациям, дающая помещения, гарантии и информационные услуги для осуществления сделок с товарами. Маклер – лицо, за которым закреплено место на рынке, осуществляет сделки за свой счёт и от своего имени. Брокер – посредник, заключающий сделки от своего имени за счёт финансирования клиента. Дилер – лицо, закрепляющее место на бирже; заключает контракты от своего имени и за свой счёт, осуществляет установление цен продавца и цен покупателей на продукт. Товарная биржа – рынок, реализующие крупные партии. Большее количество заключаемых сделок на биржах представлены фьючерсными сделками. Фьючерсный контракт – согласование и закрепление цены на товар, реализуемых в будущем. Фондовая биржа – осуществляется купля-продажа бумаг, представляющих ценность. Валютная биржа – купля-продала иностранной валюты. Биржа труда – организация, предоставляющая рынку безработных, способствуя дальнейшему трудоустройству.
Рыночный механизм – совокупность базовых единиц рынка: спрос и предложение, цена, конкуренция; взаимодействие между продавцом и покупателем; распределение продукта посредствам экономических законов рынка (спрос и предложение, изменение цены и т.д.)
Элементы рыночного механизма:
Спрос и предложение регулируют производимый продукт, объёмы и цену. За счёт цены принимаются решения об увеличении или уменьшении товара.
Признаки свободного рынка:
Спрос – желание покупателя приобрести определённый товар по определённой цене в требуемый промежуток времени Величина спроса – объём товара, который приобретёт покупать в определённой срок. Виды спроса: индивидуальный, рыночный, потребительский, на факторы производства.
Факторы, влияющие на спрос: вкусы покупателей, реклама доступность, полезность и цена.
Предложение – продажа продукта по определённой цене в определённое время. Величина предложения – готовность продавца реализовать продукт по определённой цене в определённый срок.
Неценовые факторы предложения: цены на сырьё, государственные налоги, конкурентная цена, количество продавцов, технология производства.
Рынок формирует две ценовые категории: цена спроса и цена предложения.
Закон спроса |
чем больше цена на товар – тем меньше людей готовы его приобрести, чем ниже цена – тем больше людей, готовых приобрести товар. |
Закон предложения |
величина предложения увеличивается, если цена продукта возрастает и наоборот. |
Равновесная цена – совпадения объёмов спроса и производства продукта.
Эластичность спроса по ценовой категории - показатель, определяющий зависимость изменения цен и объёмов спроса. К таким товарам можно отнести предметы роскоши (телевизор, компьютер). Продукция неэластичного спроса – медикаменты, одежда. Продукты не влияющие на бюджет семьи – средства гигиены, канцелярия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.