С ПРАВОМ НА ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО
ЭССЕ
Из педагогического опыта
"Вас никогда не сжигали заживо на костре? Нет? А вот меня сегодня сожгут. Я тронут вашей просьбой о милосердии - казнить "без пролития крови", - так начал свое последнее слово на суде инквизиции.
-Вы же все прекрасно знаете, что, если человек гуляет по крышам домов, значит, ему там нравится. Кому он мешает? Чей сон тревожит? Ничей. Он находится в своем мире, ощущает покой и связь с Вселенной. Этот мир гармонии очень хрупок, способен в любое мгновение разбиться на мелкие кусочки. Я никому ничего не демонстрировал.
Лучше бы вы меня «окликнули», и я б к вам сразу же вернулся, при этом разбившись о землю. Но этого не случилось. Вы решили из всего этого организовать представление. Поздравляю! Вам это удалось. Главное, что данное торжество вашей «истины» завершится грандиозным костром на центральной площади.
-У нас нет времени слушать твои бредни! – послышался возглас из толпы.
-Прошу не перебивать. Я имею полное право: это мое последнее слово. Оно сродни исповеди, на которой человек хочет избавить свою душу от тяжести, которая его мучит и давит.
Вам не терпится увидеть, как я превращусь в пепел, который потом будет развеян над рекой? Не беспокойтесь, совсем немного осталось времени.
Но легче вам от этого не станет. Вы бьете, как кому-то кажется, меня, а больно будет вам. Не ухмыляйтесь. Именно так. Не пытайтесь в моих словах увидеть логическую связь. Ее нет. Но есть связь другая. Вам не дано ее ощутить. Поэтому и горят ваши глаза жаждой мести над неугодным «еретиком».
-Сумасшедший! – раздался визгливый крик кухарки, стоявшей впереди толпы.
-Спасибо за подсказку. Я и не скрывал этого. Только почему вас пугает слово «сумасшедший»? Что страшного в том, что я не скован придуманными рамками. Я – свободен. Свободен истинно.
Вот вы пытаетесь (хотя бы некоторые из вас) осмыслить мою «покаянную речь». Я же все это только ощущаю. Мы с вами видим совершенно разные грани одного и того же.
И, как следствие, выводы тоже разные. Вы все увиденное на этом суде оцениваете через желание как можно скорее увидеть меня на костре.
-Какое тебе дело до наших желаний? Ты сейчас сгоришь! – послышался тот же визгливый возглас.
-Да нет, я о другом: об истине, слове, которое вам очень нравится. Так вот истина – это чувства. Разум же здесь бессилен. Это вас и пугает. Вы живете в надуманном мире. И вас это устраивает. А мои слова бередят душу, лишают привычного спокойствия. Вот поэтому вам и не терпится побыстрее сжечь меня на костре.
Но у меня еще есть несколько минут. Так вот, о чувствах. Если разумную деятельность человека можно спрогнозировать, то чувственную – нет.
Чувствам не присуще коварство. Это состояние души, безмерное, бесценное. Чувства необыкновенно активны, даже когда разум еще «спит». Это происходит без нашей воли. Я сумасшедший, как вы утверждаете. Да! Но в моих словах нет разрушающей силы. Я уверен, что даже в этой толпе найдутся души, которые откликнутся на мои «покаянные» слова.
И помните, что сгореть может тело, но не душа. Она нетленна. И даже через 700 лет, в третьем тысячелетии, мои слова прозвучат так же убедительно и четко, как сегодня. Этому не смогут помешать ни костры инквизиции, ни всевозможные войны. Еще мгновение – и меня не станет. Но голос мой по-прежнему будет звучать в сознании у многих из вас…
- Достаточно! Вердикт суда остается неизменным: «Еретик. Виновен», - прозвучал невозмутимый голос судьи.
Толпа взорвалась гулом всеобщего ликования…
…Языки пламени уже подобрались к пяткам. Жгучей боли нет. Последние мгновения жизни – этому миру. «Я счастлив! Я живой! Боже! Я люблю всех и с любовью к Тебе возвращаюсь!..»
Мгновение. Тело в последний раз напряглось. И вмиг ослабло, повиснув на загорающихся веревках. Огонь пламени полностью поглотил осужденного…
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.