С УСТАНОВКОЙ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОНТАКТ
ЭССЕ
Из педагогического опыта
-Вот видите, мы снова встретились, - вместо приветствия, начала Лена на следующее утро.
-Чувствую, что сегодняшняя встреча на этот раз важнее для тебя.
-Вы знаете, я еще вчера хотела с вами переговорить по телефону. Потом решила разговор перенести на сегодня.
-Давай тогда без предисловия и начнем.
-Вчера вечером я была на родительском собрании у своего младшего брата. Меня больше всего поразило отношение мам к одному ребенку.
-Лена, давай выдержим хронологию событий, чтобы ничего не выпустить из поля зрения.
-Хорошо. Первый класс. Большая перемена. Дети резвятся на деревянной лестнице, которую в школе никак не отреставрируют. Потом мальчишки начинают гоняться друг за другом. Вдруг один из них спотыкается и падает. Раздался душераздирающий детский крик. Потом воцарилась тягостная тишина…
Люди в белых халатах. Все в недоумении. Не сразу поняли, что произошло. Вскоре в квартире пострадавшего малыша раздается телефонный звонок. Мама сердцем почувствовала что-то неладное. Подняла трубку и слышит: «С вашим ребенком произошел несчастный случай. Не переживайте. Ситуация под нашим контролем. Приезжайте к нему по адресу…»
-Понимаю, что речь идет о серьезной ситуации. И все же, думается, на тебя произвела неизгладимое впечатление другая информация?
-Я стараюсь выдержать хронологию событий, чтобы наглядно высветить суть проблемы.
Так вот, медики так и не смогли полностью восстановить физическое состояние ребенка после перенесенного сотрясения мозга. Поэтому на протяжении полутора лет ему пришлось обучаться по индивидуальному расписанию на дому. Потом он снова начал ходить в школу.
Его диагноз – агрессивность и расторможенность. Он не всегда понимает, что делает. Может ударить человека сильнее, чем кто-либо, а может потом ничего не вспомнить. В общем-то, всего этого можно было бы и избежать, если не заострять внимания на его болезни. С ним можно поддерживать нормальные человеческие взаимоотношения, вести диалог, диспут. Для этого требуется самая малость – соответствующая установка классного руководителя и родителей. Чего, к сожалению, не произошло.
-Не нужно быть психологом, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.
-Да, вы правы. Через три года родители поднимают вопрос о судьбе этого мальчика. Вернее, их больше интересовала не судьба мальчика, а как от него избавиться.
-К сожалению, не единичный случай.
-Одна мама так и заявила: «Избавимся от этого мальчика – избавимся от проблем». Меня поразило, что эти слова прозвучали из уст матери, чей ребенок обучается в этом же классе. Никого не заинтересовала дальнейшая судьба ребенка. Как он перенесет смену коллектива? Как он будет себя чувствовать в новой для себя ученической среде? Никто даже не подумал, что для ребенка этот переход может стать душевной травмой, за которой может последовать и смерть детской души. И не придет ли ребенок к выводу, что он в этом мире лишний.
-Становится как-то не по себе. Что, никто так и не попытался поставить себя на место ребенка?
-Что вы! Самое жуткое меня ожидало еще впереди. Одна мама встала и предложила: «Давайте приведем этого мальчика сюда, поставим у доски. А потом пусть каждый родитель выскажет ему прямо в глаза все, что он о нем думает». Мама больного мальчика заплакала, а муж принялся утешать ее. В классе воцарилась гробовая тишина. Никто не возмутился и не возразил.
-Ну и ситуация. Боюсь, но мне кажется, что я бы «сорвался».
-Так и я не выдержала. «Кто-нибудь пытался представить себя на месте мальчика? Что за судилище вы предлагаете устроить? Кто вам дал такое право? Что молчите? Струсили? Да вы бы сами не смогли выдержать подобного испытания! Как же тогда у вас поднимается рука подобное предложить для больного ребенка! Где же ваше материнское сердце?! Если мать подобное предлагает, то до какой степени душевной деградации вы тогда дошли?! Мать, женщина, имеющая любимого ребенка, предлагает другой женщине, матери, убить собственного единственного ребенка, крайне нуждающегося в человеческой поддержке! О, люди!!! Что с вами происходит?! Кто из вас решится подвергнуть собственного ребенка подобному испытанию?!!
Да, у вас больший жизненный опыт. Да, я только начинаю жить. Но вы мне преподнесли прекрасный нравственный урок человеческой глухоты и бессердечности. Жизнь и так коротка, а вы ее еще и укорачиваете. А ведь необходимо дорожить каждым мгновением. Как можно быть такими расточительными?!
Не помню, но, кажется, в ответ прозвучала одиночная реплика. «Ты еще слишком молода, чтобы нас учить. Вот проживешь с наше…» Дальше не помню.
Только в классе воцарилась неприятная тишина. Все остальные просто промолчали. Все кончено. Или, быть может, это только начало?..
Некоторое время шли молча. Любое слово было бы неуместным. Каждый углубился в свой мир ассоциаций.
-Как вы думаете, ребенку можно чем-то помочь?
-У меня как раз возникла по этому поводу одна мысль.
-Давайте обсудим?
-Не возражаю. Лучше в «долгий ящик» это обсуждение не откладывать.
И мы сразу же принялись обсудить все детали наших совместных действий.
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.