1. Цель урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста
2. Задачи:
Образовательные:
• Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
• Учить анализировать поэтическое произведение
• Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
Развивающие:
• Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
• Развитие познавательной активности
• Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
• Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля
Воспитательные:
• Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
• Воспитывать любовь к русской поэзии
3. Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
4. Формы работы учащихся
Индивидуальная, групповая
5. Необходимое техническое оборудование
Мультимедийная установка, интерактивная доска, ПК учителя
6. Структура и ход урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Речевая разминка – 3 мин.
3. Проверка домашнего задания –5 мин
4. Актуализация знаний – 2 мин
5. Формулирование учениками темы и задач урока – 3 мин.
6. Знакомство со сведениями из биографии С. Есенина – 7 мин.
7. Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия –5 мин.
8. Физминутка – 1 мин.
9. Чтение и анализ стихотворения – 5 мин.
10. Выразительное чтение –5 мин
11. Домашнее задание – 1 мин
12. Рефлексия – 5 мин
13. Подведение итогов урока – 2 мин
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
1. Цель урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися
поэтического текста
2. Задачи:
Образовательные:
Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина
“Бабушкины сказки”
Учить анализировать поэтическое произведение
Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
Развивающие:
Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического
ударения, интонации, пауз
Развитие познавательной активности
Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля
Воспитательные:
Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к
семье
Воспитывать любовь к русской поэзии
3. Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
4. Формы работы учащихся
Индивидуальная, групповая
5. Необходимое техническое оборудование
Мультимедийная установка, интерактивная доска, ПК учителя
6. Структура и ход урока1. Организационный момент – 1 мин.
2. Речевая разминка – 3 мин.
3. Проверка домашнего задания –5 мин
4. Актуализация знаний – 2 мин
5. Формулирование учениками темы и задач урока – 3 мин.
6. Знакомство со сведениями из биографии С. Есенина – 7 мин.
7. Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия –5 мин.
8. Физминутка – 1 мин.
9. Чтение и анализ стихотворения – 5 мин.
10. Выразительное чтение –5 мин
11. Домашнее задание – 1 мин
12. Рефлексия – 5 мин
13. Подведение итогов урока – 2 мин
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Время
(в мин)
Название
используем
ых
технологий
№ Этап урока
1
2
Организацио
нный момент
Речевая
разминка
3
Проверка
домашнего
задания
Работа в
парах
Мотивирует учащихся на
деятельность
На сосне и на березе –
бахрома:
Белой пряжей их закутала
зима.
И оставила распутывать
весне
Эту пряжу на березе и
сосне.
Какой заголовок можно
придумать?
В. Орлов «Зимняя
бахрома»
На прошлом занятии мы
начали изучение нового
раздела “Поэтическая
тетрадь”. Вспомните,
стихи какого поэта мы
прочитали?
Организует выразительное
чтение
1 мин
3 мин
Готовятся к
уроку,
настраиваются
Читают
«птичьим
базаром»,
с интонацией
удивления;
с интонацией
восхищения;
с веселой
интонацией;
выразительно;
придумывают
заголовок
Валерия
Яковлевича
Брюсова
5 мин
Дети
выразительно
читают стихи
друг другу.
Взаимооценка
(смайлики)
Возможный
2 мин
4
Актуализа
ция знаний
Логические
цепочки
Прочитайте записанные на
доске фамилии авторов.5
Формулиров
ание
учениками
темы и задач
урока
Составьте из них два ряда.
В каждом из них должны
быть авторы, в творчестве
которых преобладает один
и тот же жанр.
Обратите внимание на
цифры, стоящие над
буквами некоторых
фамилий. Попытайтесь
определить, что мы можем
узнать с их помощью.
Откройте учебники на
странице 71 и рассмотрите
иллюстрацию к
стихотворению. Что вы
видите? А сейчас
прочитайте название его
стихотворения, как вы
думаете, о чём будет
стихотворение?
Сформулируйте тему
урока полностью
Зная тему, поставьте
задачи урока
вариант
А.С.Пушкин,
А.А.Фет,
Е.А.Благинина
поэты, они
пишут стихи
В.В.Бианки,
Н.Н.Носов,
В.А.Осеева
писатели, они
пишут рассказы
можем
установить
фамилию автора,
о творчестве
которого будем
говорить на
уроке. Это
Есенин.
3мин
Тема урока:
Сергей
Александрович
Есенин
“Бабушкины
сказки”
Познакомиться с
биографией
Сергея Есенина
и с его
стихотворением
“Бабушкины
сказки”,
Учиться
правильно,
выразительно6
Знакомство
со
сведениями
из биографии
С.А.Есенина
Прием
«Инсерт»
٧ я знаю;
+ новые
знания;
думал
иначе;
? хочу
знать
больше
читать
7 мин
Тема Родины, о
родной природе
Ученики читают
текст, делают
соответствующи
е маркировки в ;
Осмысление
прочитанного.
Подведение
итогов.
Посмотрите на выставку
книг со стихами Есенина.
Какие вам знакомы? Какие
стихи Есенина вы знаете?
Какая тема главная в
творчестве Есенина?
Организует работу с
библиографическим
текстом.
Родина поэта – село
Константиново
Кузьминской волости
Рязанского уезда
Рязанской губернии —
расположено на
холмистом берегу реки
Оки, недалеко от
старинного русского
города Рязани. Сейчас это
село на Рязанщине
называется Есенино.
Село утопало в зелени.С
высокого берега Оки
открывался прекрасный
вид на величавую реку, на
приокское раздолье. Здесь,
на этих просторах прошло
детство Сергея.
Эта красота рязанского
края не могла не затронуть
душу ребёнка.
С раннего детства
полюбил Сергей родную
русскую природу – он
чувствовал себя частью
этой природы.
И кто знает, может быть,
это и было основой того,
что Есенин стал поэтом.
Родители его – Александр
Никитич и ТатьянаФёдоровна – были
бедными крестьянами
Вскоре после рождения
сына им пришлось уехать
на заработки в город.
Мальчика отдали на
воспитание в семью деда
( отца матери)
"Стихи начал слагать рано,
– напишет позднее Есенин
в своей авторской
биографии. – Толчки
давала к этому бабка. Она
рассказывала сказки.
Некоторые сказки с
плохими концами мне не
нравились, и я их
переделывал на свой лад.
Стихи начал писать,
подражая частушкам.
Дедушка пел мне песни
старые, такие тягучие,
заунывные. По субботам и
воскресеньям он
рассказывал мне библию и
священную историю.
Бабушка и дед сумели
передать любимому внуку
всю прелесть народной
устной и песенной речи.
Они подталкивали
Есенина к сочинению
стихов.
Чтение стихотворения
учителем.
Организует проверку
первичного восприятия
стихотворения:
О чём вспоминает поэт в
этом стихотворении?
С каким чувством он
вспоминает детские годы?
Подходит ли иллюстрация
к этому стихотворению?
Как вы думаете, кто из
5 мин
Ученики
слушают,
отвечают на
вопросы,
рассуждают
7
Чтение
нового
произведени
я и проверка
первичного
восприятия8
9
Физминутка
Чтение и
анализ
стихотворе
ния
1 мин
5 мин
Самостоятельна
я работа. Дети
читают и
отмечают
непонятные
слова.
Работа со
словарем
детей может быть
маленьким
Серёжей? (Кудрявый
мальчик.)
Проверка:
Уточним значения
некоторых слов:
по задворкам –
задворки – часть
крестьянского
двора за домом,
место за двором
разухабистой
гурьбой –
молодцеватой,
задорной
бредём – синоним –
шагать
Попробуйте заменить его
словом “шагаем”. Как
лучше? А почему автор
так написал – бредём
домой? (Устали.)
салазки – маленькие
деревянные ручные санки
Могли быть такие в
детстве у Есенина?
загалдели – заговорили
одновременно, громко
говорить
(преимущественно о
многих)
Попробуйте заменить
слово “загалдели” словом
“Заговорили”. Как лучше?
А почему ребята
загалдели? (Хотят
Он подмечает и
точно описываетпродолжения сказок.)
Подумайте, как жизнь
поэта отразилась в
содержании
стихотворения?
10
Выразительн
ое чтение
Работа в
парах
Наблюдает за работой
учеников.
Проверка:
Какие чувства нужно
передать при чтении?
первые четыре строки –
дети устали
следующие девять – дети
внимательно слушают,
голос негромкий
последние – обрадовались
О чем же это
стихотворение?
11
Домашнее
задание.
Уровневая
дифференц
иация
1 уровень – найти в
дополнительной
литературе стихотворение
С. Есенина и подготовить
выразительное чтение.
Нарисовать иллюстрацию.
детали
деревенского
быта. Всё своё
детство провёл
Есенин в деревне
,сказки в детстве
ему
рассказывала его
бабушка
Работа с
учебником с. 71
Чтение в парах
Взаимопроверка.
Оценивают
смайликами.
12 ученика
громко
выразительно
читают
О теплых,
нежных
воспоминаниях
детства Есенина,
связанных с
любимым
человеком –
бабушкой.
Выбирают
задание для
домашней
работы
5 мин
1 мин
2 уровень – выучить
наизусть стихотворение
«Бабушкины сказки».
3 уровень подготовить
выразительное чтение
стихотворения
12
Рефлексия
Прием
Синквейн
«Бабушкины сказки»
1стр.1 существительное
2 стр. 2 прилагательных
3 стр. 3 глагола, которые
характеризуют действия
5 мин
Дети
Шумные, разныеРабота в
группах
предмета
4 стр. фраза из 4 слов
5 стр. синоним к 1 слову
13
Итог урока
Сопоставьте задачи с
содержанием нашей
работы.
Бредут, сидят,
слушают
Мы загалдели,
начинаем
приставать
Гурьба
Оценивают
выступление
смайликами
Познакомились
биографией
Сергея Есенина
и с его
стихотворением
“Бабушкины
сказки”,
Учились
правильно,
выразительно
читать
Оценивают свою
работу на уроке.
☺
2 мин