С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему
Оценка 5

С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему

Оценка 5
Работа в классе
docx
русская литература
8 кл
18.03.2019
С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему
Урок литературы в 8 классе. Цели: расширить представление учеников о личной и творческой биографии Есенина; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста; дать понятие о драматической поэме. В 1920 году С.А.Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачевское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание.
8 класс.docx
Урок литературы № __ Класс 8  Дата ___________ Учитель ____________ Тема: С. А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. Цели: расширить представление учеников о личной и творческой биографии Есенина; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста; дать понятие о драматической поэме. Планируемые результаты: Личностные: воспитание уважения к отечеству, его истории, формирование уважительного отношения к  труду, доброжелательного уважения к другому человеку, его мировозрению и т.е. Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных  задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью. Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни воспитания читателя, способного  аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего  характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Тип урока: приобретение новых знаний и умений Оборудование: учебник, плакаты Ход урока Организационный момент Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Беседа с обучающимися ­ Какие произведение Есенина вы уже читали? Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей урока. IY. Работа по теме урока Слово учителя: ­ В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию «Пугачёв», в которой обращается  к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того  времени. Вопросы к обучающимся: Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Работа с учебником страница 94­95. Ответы на вопросы учебника «Проверьте себя» стр. 95 Слово учителя об истории создания поэмы С.А.Есенина «Пугачев».  яя ая Емель н Ив нович Пугачёв  (1742 —1775) — донской казак,  предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. В   1920   году   С.А.Есенин   задумывает   драматическую   поэму   «Пугачев»,   которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачевское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических   источников   о   пугачевщине,   побывал   в   тех   местах,   где   проходило восстание.   Раньше   других   вставало   перед   поэтом,   обратившимся   к   этой   теме   имя автора   «Капитанской   дочки»   и   «Истории   Пугачева».   По   свидетельству   Розанова, Есенин говорил о своем желании прочесть эти страницы истории иначе, нежели это сделал Пушкин. В полемическом задоре но даже обнаружил и, конечно же не принял «дворянскую точку зрения» Пушкина, обвинив его в том, что тот «многое … изобразил просто неверно». Говоря о Пугачеве, Есенин назвал его «почти гениальным человеком» и, отдав ему «основную роль » в поэме, в каждой ее сцене вывел новых действующих лиц. Знакомство с содержанием поэмы С.Есенина «Пугачёв» ср. 96­101. Чтение поэмы  обучающимся вслух. Работа в тетрадях над анализом поэмы «Пугачев» Сергей   Есенин исключительно   тщательно   приступил   к   сбору   материалов   перед написанием поэмы   «Пугачёв».   Поэт   решился   осветить   один   из   наиболее   сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год. Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921­м году, а в 1922­м она уже была опубликована отдельной книгой. Сам Есенин говорил о своей работе над произведением И. Н. Розанову. Стоит отметить, что   у   Сергея   Есенина   любимым   поэтом   был Пушкин,   однако   к   освещению   данного восстания   в   произведениях   великого   поэта   Есенин   отнёсся   критично.   Автор   поэмы «Пугачёв»   в   процессе   исследования   исторических   фактов  пришёл   к  выводу,   что,   к сожалению, в текстах Пушкина многое оказалось искажено. В произведениях Пушкина совсем   мало   имён   бунтовщиков,   зато   названо   много   людей,   пострадавших   от   рук пугачёвцев, усмирителей восстания. Есенин замечает, что он постарался обрисовать не только самого Пугачёва, но и воссоздать ярко и объективно образы его сподвижников. Кроме   того,   Сергей   Есенин   в   своей   поэме   стремится   придать   действию   динамизм, меняя героев в каждой сцене. Никто не повторяется, кроме самого Пугачёва. Этот приём создаёт акцент и на его образе. Интересно, что именно монолог Хлопуши часто читал сам Есенин, сохранилась даже фонограмма с записью. Композиция, сюжет, рифма и ритм Поэма «Пугачёв» состоит из восьми частей.   В них последовательно разворачивается  картина крестьянского восстания. Сначала Пугачёв появляется в Яицком городке. Там он разговаривает со сторожем и понимает, что именно он должен быть тем самым человеком, который «первым бросит камень». Далее описано бегство калмыков. Затем осенней ночью Пугачёв обсуждает восстание с Караваевым. В следующей части читатели уже узнают о намерении Пугачёва назвать себя Петром. Он хочет объединить в восстании разные народы и надеется добиться успеха. Хлопуша   появляется   перед   читателями   в   главе   «Уральский   каторжник».   Герой отмечает, что Пугачёва любят за удаль и буйство, для него не имеет большого значения, является ли бунтовщик Петром на самом деле. Восставшие движутся к городам, но бунт подавлен. Пугачёв окружён казаками. Он не сумел удержать власть в своих руках, не смог изменить предначертанный ход истории. Он снова один, без соратников, как и в самом начале поэмы, что создаёт своеобразную кольцевую композицию. Написана поэма в традициях оригинального литературного направления. Здесь читатели сразу видят, что Есенин – представитель имажинизма.  Имажин змия  (от   лат.   imago   —   образ)   —   литературное   направление   в   русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Это заметно с первых строк: «Ржёт дорога в жуткое пространство», «Луна, как жёлтый   медведь,   в   мокрой   траве   ворочается».   Рифма   и   ритм,   размер   здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить всё едиными наименованиями. При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина очень лёгкий. Тема и идея В поэме «Пугачёв» бунтовщики предстают как смелые, отважные люди. Они уверены в своей   правоте,   готовы   погибнуть,   чтобы   достичь   цели.   Сподвижники   Пугачёва убеждены: нужно менять существующий порядок. Они способны использовать разные методы   и   средства,   не   боятся   боя.   Разумеется, основной   темой произведения   стало крестьянское восстание. В нём проявилась в полной мере удаль, бесстрашие народа. Можно   отметить,   что   с   самого   начала   легко   предугадать,   что   восстание   обречено. Есенин   хорошо   передаёт   общую   атмосферу,   в   которой   практически   невозможно представить себе счастливый исход бунта. Художественные средства В поэме «Пугачёв» Сергей Есенин широко использует символы и аллегории, сравнения, причудливые   образы,   Приведём   несколько примеров: «жабьи глаза деревни», головы «прыгают с плеч жёлтыми кошками», «в груди, как в берлоге, ворочается зверёнышем тёплая душа», «глаза, как два цепных кобеля,   ворочаются   в   солёной   влаге».   Нередко   применяет   Есенин   и   троекратный повтор,   который   особенно   остро   звучит   в   конце   поэмы.   В   начале   части   «Конец Пугачёва»   герой   вопрошает: «Вы   с   ума   сошли!   Вы   с   ума   сошли!   Вы   с   ума сошли!» Ближе к самому концу он говорит: «Что случилось? Что случилось? Что случилось?» Замкнутость сюжета, неизбежность краха восстания ярко проявляются в этих рефренах.   характерные   для   имажинизма. В   своей   знаменитой   поэме   «Пугачёв»   Сергей   Есенин   с   уважением,   симпатией   и сочувствием   изображает   крестьянское   восстание,   рисует образ   исторической   фигуры – Емельяна   Пугачёва.   Сейчас   мы   можем   иначе   взглянуть   на   тот   кровопролитный   бунт, однако   в   произведении   поэта   перед   читателями   ярко   встаёт   именно   своеобразие характеров, сила духа и удаль людей. Даже с такими неординарными образами, средствами изобразительности   поэма   читается   легко,   что   обеспечивает   воздушный   слог   Сергея Есенина. Y. Подведение итогов урока. Рефлексия. Летом   1922   года   Есенин   читал   поэму   «Пугачев»   М.Горькому   в   Берлине.   Горький вспоминает   об   этом   так:   «Взволновал   он   меня   до   спазмы   в   горле,   рыдать   хотелось. Помниться, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них». Какое настроение вызвала у вас поэма С.Есенина «Пугачев»? YI. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворения Есенина, письменный анализ образа Пугачева.

С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему

С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему

С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему

С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему

С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему

С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2019