«С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ, С ЧИСТЫМ СЛОВОМ!» - ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ) У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (доклад)
«С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ, С ЧИСТЫМ СЛОВОМ!» - ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ) У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (доклад)
«С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ, С ЧИСТЫМ СЛОВОМ!»
ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
ОТЗЫВЧИВОСТИ) У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Через сказку, фантазию, игру
через неповторимое детское
творчество верная дорога к
сердцу ребёнка.
В.А.Сухомлинский
Особенное значение в духовнонравственном воспитании ребенка
начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания,
коммуникативных способностей, эмоциональноценностного отношения к
окружающему миру, эстетической культуры имеют произведения литературы.
Нравственное формирование человека начинается с рождения. Младший
школьный возраст имеет большие возможности для систематического и
последовательного воспитания детей. Организуя учение, труд, игру детей,
учитель влияет на их развитие, даёт ему эмоциональную направленность.
Урок место разнообразных коллективных действий и переживаний,
накопление опыта нравственных взаимоотношений. Литературные герои
приобретают для детей определенный личностный смысл; возникают
сопереживание героям; переключаются эмоции сопереживания на нравственные
знания, которые лежат в основе мотивов поведения героев. Многие
произведения помогают понять и оценить нравственные поступки героев. Во
многих произведениях ставятся в доступной для ребят форме вопросы о
дружбе, честности, справедливости, товариществе и дети обсуждают их, ищут
ответы на поставленные вопросы. Анализируя образы и поступки героев
произведений, дети усваивают ключевые понятия: добро, правда, ложь, зло,
любовь, ненависть, честь, дружба. Разделы «Учимся умуразуму», «О наших
друзьях животных», «Читаем о родной природе» в 1м классе; «О детях и для
1 детей», «Произведения о животных», «Зарубежные сказки», «Рассказы, стихи и
сказки о семье» во 2м классе, а в 3м и 4м классах моральноэтические
проблемы, так или иначе, обсуждаются в рамках всех изучаемых разделов.
Такой подход к отбору содержания позволяет решать задачу эмоционального
развития у младших школьников, воспитания позитивного мышления,
толерантного отношения к окружающему миру.
На уроках литературного чтения постоянно возникают между учащимися
нравственные отношения. Совместная работа учеников рождает отношение
каждого к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с
другими для достижения общей цели. А это удаётся при введении таких форм
работы, как «групповая». Ученик приучается к самостоятельной работе, для
успешного осуществления которой он соотносит свои усилия с усилиями
других, учиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставляет свои знания
со знаниями других, отстаивает мнение, помогает и принимает помощь других.
Ученики вместе переживают острое чувство радости от самого процесса
получения новых знаний, огорчения от неудач или ошибок. При чтении младшие
школьники знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со
своими сверстниками, их радостями, а порой неудачами. Художественное слово
вызывает желание стать лучше, сделать чтото хорошее, выразить своё
отношение к произведению, к героям, их поступкам, познакомиться с нормами
поведения. Большое количество текстов посвящено воспитанию доброты,
отзывчивости, взаимопомощи. Из литературных произведений младшие
школьники уясняют, почему люди должны быть внимательны к другим, к
близким, к товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к
окружающим, о необходимости прийти на помощь человеку, когда он в ней
нуждается. Все тексты для чтения снабжены вопросами. Вопросы направлены на
выявление нравственной стороны произведения, такие как: какие чувства
вызвала у тебя история? Согласишься ли ты с героем? Почему «ещё крепче
2 стала между братьями»? и т.д.. Ученики высказывают своё отношение к
прочитанному, иногда оценивая поступок героя произведения, вспоминает о
своём личном опыте. Ставлю вопрос: наблюдали ли они в жизни чтото похожее
на данный случай? Беседу стараюсь вести так, чтобы вызвать у ученика не
только эмоции одобрения, но и осуждения. Это способствует воспитанию в
учениках нетерпимости к проявлению жестокости, равнодушия, эгоизма,
помогает лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать
им правильную оценку. Иногда из хода обсуждения рассказа вытекает
организация практического дела, такого как подкормка птиц, весной и зимой,
школьники делают скворечники и развешивают их в парке. Организовали
выставку животных «Братья наши меньшие», на которую принесли своих
питомцев и рассказали, как они заботятся о них.
Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших
школьников является проигрывание литературных произведений с последующим
обсуждением. Дети с большим интересом передают чувства, мысли, стремления
в своём творчестве. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного
восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это
в своём творчестве. Детям предлагаю подумать, как бы они поступили, окажись
на месте героев литературного произведения, как бы они вели себя в
аналогичной жизненной ситуации, чтобы они вспомнили, как они действительно
поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно детей подвожу к
сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они
действуют на самом деле. После проигрывания произведения обсуждаем, какие
по характеру герои получились у детей. В процессе проигрывания различных
нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений)
активизируется воображение ребенка. Это имеет значение для положительных
изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя»,
действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная
3 работа в этом направлении дает возможность школьникам к четвертому классу
самостоятельно искать новые способы разрешения нравственноэтических
ситуаций. Дети могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные
варианты действий людей в этой ситуации. Результат такой работы дети сами
начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют
характеризовать как действия героев литературных произведений, так и свои.
Детство так богато непосредственностью, искренностью,
раскованностью, воображением, инстинктом подражания, что надо не растерять
это, а максимально использовать. Чем раньше ребенок научится удивляться и
радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать
переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и
уникальнее как личность будет он сам.
4
«С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ, С ЧИСТЫМ СЛОВОМ!» - ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ) У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (доклад)
«С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ, С ЧИСТЫМ СЛОВОМ!» - ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ) У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (доклад)
«С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ, С ЧИСТЫМ СЛОВОМ!» - ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ) У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (доклад)
«С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ, С ЧИСТЫМ СЛОВОМ!» - ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ) У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (доклад)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.