Презентация педагогического
Презентация педагогического
проекта
проекта
«Моя инициатива в
«Моя инициатива в
«С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ, С ЧИСТЫМ
образовании»
образовании»
СЛОВОМ!»
ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
. Программа «Перспективная начальная школа» решает
задачу формирования речевой, познавательной,
организационной деятельности и приемов работы с
информацией.
УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение
поиска, передачи и хранения информации. В учебниках
комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты,
специально разработанные для работы с младшими
школьниками.
Все учебники комплекта опираются на коммуникативные
технологии. Они учат школьников общаться с
одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную
точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной
диалогической речью, смотреть на любое изучаемое
явление с разных точек зрения. В содержание
гуманитарных учебников включена переписка методистов
«Научного центра» Академкниги со школьниками, которая
ведется по линии двух научных клубов: «Ключ и заря»
(русский язык и литературное чтение) и «Мы и
окружающий мир».
Актуальность:
чтение произведений художественной литературы
производит сильное воздействие на личность ребенка
Противоречие:
потенциальные
возможности
произведений
художественной
литературы в развитии
эмпатии младших
школьников
недостаточная
обеспеченность педагогов
школьного образования
методиками развития эмпатии
детей младшего школьного
возраста средствами
литературных произведений
Условия, способствующие развитию
эмпатии:
Умение соотносить
художественный образ с
качествами современного
школьника
Выводы из произведений
детской художественной
литературы будут
использоваться как на
занятиях, так и в
повседневной жизни
.
Обеспечено организационно
методическое сопровождение
деятельности педагога по
формированию эмпатии у
младшего школьника
Заинтересованность
педагогов в процессе
развития эмпатии с
использованием
произведений детской
художественной
литературы
Цель и задачи:
Проводить мониторинг
динамики изменения
уровня развития
эмпатии у младших
школьников
Создать банк
произведений детской
художественной
литературы
Формирование эмпатии
у детей младшего
школьного возраста
средствами
.
произведений
художественной
литературы
К.Роджерс
Эмпатия- способность
понимать и проникать в мир
другого человека, а также
передать ему это
понимание.
В современной отечественной
психологии эмпатия рассматривается
по следующим направлениям:
определение
качественной
природы
эмпатии
исследование
процессуального
характера эмпатии
изучение связи
структурных
характеристик эмпатии с
разными психическими
процессами и
психологическими
особенностями личности
Для детей младшего школьного
возраста характерны четыре уровня
восприятия
Уровень «героя»: читатели
отличаются точной
эмоциональной реакцией,
способностью видеть и
передавать в слове
динамику эмоций, соотнося
изменения своих чувств с
конкретными событиями,
описанными в
произведении
Уровень «идеи»: читатели
способны эмоционально
отреагировать не только
на событийную сторону
произведения, но и на
художественную форму
Фрагментарный уровень: у
детей отсутствует
целостное восприятие о
произведении, их внимание
сосредоточено на
отдельных событиях, они не
могут установить связи
между эпизодами
Констатирующий уровень:
читатели отличаются
точной непосредственной
эмоциональной реакцией,
способны увидеть смену
настроения, но выразить
ощущения им трудно
К.Д. Ушинский
«…то литературное
произведение нравственно,
которое заставляет дитя
полюбить нравственный
поступок, нравственное
чувство, нравственную мысль,
выраженную в этом
произведении».
К.Д. Ушинский
В.Бианки «Ёж – спаситель»
В.Бианки «Ёж – спаситель»
Ёж спас
девочку
Где
сидел
ёж?
Кто
полз
прямо
на
Машу?
Что
делал
а
Маша
в
лесу?
Собирала
землянику,
подбежала к
дому,
поскользнулас
ь, укололась о
колючки.
Сидел под
колючкой,
свернулся
клубком и
зафуфукал
.
Серая
ядовитая
змея –
гадюка.
Шипит и
высовывает
раздвоенны
й язык.
Как
спас
ёж
Машу?
Ёж
развернулся,
быстро
засеменил к
змее, гадюка
кинулась на
ежа. Ударила
как плетью,
хотела уползти.
Ёж схватил её
зубами,
наступил лапой
В.Бианки «Ёж – спаситель»
Соотношения показателей принятия
других людей у учащихся по тесту
К. Роджерса и Р. Даймонда на первом
этапе
Мероприятия проводимые в рамках
проекта:
Конкурсное чтение стихотворений.
Выполнение тестовых заданий к тексту
литературного произведения.
Инсценирование (драматизация).
Чтение литературного произведения, придумывание
продолжения или предыстории рассказа.
Создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии).
Создание репортажа с места главного события
литературного произведения.
Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по
тексту литературного произведения.
Создание коллективной работы по разделу.
Издание газет, журналов, где используются
результаты творчества детей (заметки, интервью,
рецензии, сочинения, стихотворения, сказки,
рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).
Мероприятия проводимые в рамках проекта:
Тесты для выявления уровня эмпатии:
Тест для выявления уровня
поликоммуникативной эмпатии
по методу И.М. Юсупова;
Тест для диагностики социально-
психологической адаптации по
методике К. Роджерса и Р.
Даймонда.
Тесты для выявления уровня эмпатии:
Продукт проекта:
• банк художественных
произведений для младших
школьников;
эмпатии.
•банк видеоматериалов
художественных
произведений для младших
школьников;
• банк методик для
выявления уровня эмпатии;
• высокий уровень
воспитания и развития