«Салон Анны Павловны Шерер».
Оценка 4.9

«Салон Анны Павловны Шерер».

Оценка 4.9
doc
26.05.2021
«Салон Анны Павловны Шерер».
В салоне Шерер.doc

Урок по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», 10 класс

Тема урока: «Салон Анны Павловны Шерер».

Цель: Определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи:

1.     Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.

2.     Учить работать с художественной деталью, посредством которой автор                           характеризует своего героя.

3.     Уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок».

4.     Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой  выражает свое отрицательное отношение к героям.

5.     Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

1.     интерактивная доска;

2.     персональные компьютеры для работы в группах;

3.     стол, накрытый скатертью, с подсвечниками;

4.     стул, на который накинута шаль;

5.     «говорящие предметы»:

- ридикюль с шитьем                          - очки

- носовой платок                                 - лорнет

- ожерелье в футляре                          - портрет Наполеона

- черно-белая маска                            - «звезды» - награды

6.     иллюстрация к роману, выполненная ученицей класса.                                                                       

   

Ход урока.

 1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом Л. Н. Толстого «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество, - салоне Анны Павловны Шерер.

Напомните, пожалуйста, кто такая – Анна Павловна Шерер?

(Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).

Наша ЦЕЛЬ сегодня: постараться определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает. Для этого мы:

1.     Поразмышляем о значении французской речи в романе;

2.     Поговорим о посетителях салона и постараемся уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок»;

3.     Выясним, с помощью каких художественных приемов Л.Н.Толстой выражает свое отношение к героям.

(Обратить внимание ребят на план на доске).

Слайд 1.

Откройте рабочие тетради, запишите число, тему урока и эпиграф к уроку.

Слайд 2.

Итак, салон уж начался!

2. Роль французской речи в романе.

Вначале мы героев видим или слышим?

(Слышим. Причем, они говорят по-французски.)

1 – 4 главы пестрят французским языком. А зачем так много французской речи?

(Так было принято. Знание французского языка было обязательным для дворян.)

Почему в 4-й главе князь Ипполит начинает говорить о «прелестном московском анекдоте» на французском, а рассказывает его на скверном русском?

(Даже Ипполит понимает, что соль русского анекдота можно передать только по-русски, а скверный русский князя говорит о незнании родного языка, пренебрежении им. То есть гости Анны Павловны далеки от простого русского народа, они не патриоты своего языка, а значит, не патриоты России.)

Однако слова Пьера, десять лет прожившего за границей, автор приводит только по-русски. Почему?

(Чтобы подчеркнуть разницу между Пьером и гостями. Реплики князя Андрея Болконского тоже приведены по-русски, за исключением двух случаев: он отвечает на вопрос Шерер, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона.)

Сделайте вывод, что Толстой хочет показать через отношение к языку?

(Таким образом, используя то русский, то французский язык, Толстой проявляет свое отношение к происходящему. Французский – там, где фальшь, ложь, неискренность, отсутствие любви к России. Русский – там, где простота, искренность, истинный патриотизм.)

 

3.Метод «срывания всех и всяческих масок».

Предлагаю поближе познакомиться с гостями Анны Павловны.

Я заранее попросила вас разбиться на группы по 3 человека для более быстрой и эффективной работы. Сейчас вы должны будете по цитате из текста и портрету – кадру из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» узнать «своего» героя. 7 групп – 7 героев. Однако это не все. Я принесла с собой «говорящие предметы». Вот они:

*    черно-белая маска;

*    очки;

*    ридикюль с шитьем;

*    лорнет;

*    бриллиантовое ожерелье;

*    ордена и другие награды;

*    платок;

*    портрет Наполеона.

Через 3 минуты вы должны будете представить «своего» героя, ответив на следующие вопросы:

Слайд 3.

(Через 3 минуты 1 человек от каждой группы подходит к столу, выбирает вещь и представляет гостя салона.

Возможные ответы учащихся:

1.     Важный и чиновный князь Василий имеет влияние при дворе, о чем говорят его «звезды». Он приехал к Анне Павловне с целью женить сына Анатолия на богатой невесте княжне Марье Болконской.

2.     Элен – красавица. Ее красота ослепляет (блестящее ожерелье). Княжна не произнесла в салоне ни слова, только улыбалась. Элен заехала за отцом, чтобы отправиться на бал к английскому  посланнику.

3.     Ипполит производит впечатление не совсем нормального человека. Приехал с целью приволокнуться за хорошенькой женщиной. Лорнет позволяет лучше рассмотреть достоинства и недостатки слабого пола. Говорит не к месту, но настолько самоуверенно, что никто не может понять, умно или глупо сказанное.

4.     Виконт Мортемар – гость, которым Анна Павловна «сервировала» салон.все его речи связаны с Наполеоном, поэтому и портрет Наполеона. Правда, ничего существенного из жизни Бонапарта виконт не рассказывает: гости слышат лишь анекдот о Наполеоне и герцоге. Мортемар позволяет Анне Павловне пользоваться собой как знаменитостью. Говорит, как актер на сцене: с оглядкой на реакцию публики.

5.     Княгиня Болконская чувствует себя в салоне, как дома. Поэтому привезла ридикюль с работой. Она приехала повидать друзей. Говорит капризно-игривым тоном.

6.     Князь Андрей имеет два лица: то гримасу, то неожиданно добрую и приятную улыбку; два голоса: говорит то неприятно, то ласково и нежно. Поэтому его образ связан с маской. Он приехал за женой. Цели нет. Князю Андрею здесь все надоело.

7.     Княгиня Друбецкая – знатная, но обедневшая. Она приехала выхлопотать место для сына Бориса. У нее «исплаканное лицо». Поэтому платок.)

Слайды 4 – 10.

Что ж, как хороший метрдотель, я «сервировала сегодня стол». Однако у нас остались 2 предмета: очки и стул.

Почему за тетушку был стул?

(Тетушка только место. Она никому не интересна. Каждый гость повторяет перед ней одни и те же слова.)

Кому из гостей могут принадлежать эти очки?

Почему очки? И почему Пьер остался в стороне от основной группы гостей?

(Пьер – новичок в салоне. Он много лет провел за границей, поэтому ему все интересно. Он смотрит на мир наивно восторженно, поэтому – очки. Сюда он приехал в надежде услышать что-нибудь умное. Говорит оживленно и естественно. Князь Андрей тоже противопоставляется остальным, потому что ему одному нравится естественность Пьера, с ним одним он становится самим собой.)

Скажите, в чем же заключается суть метода «срывания всех и всяческих масок»?

Слайд 11.

(Запись определения в тетради.)

 

 

4.     Приемы выражения авторского отношения.

А с помощью каких приемов Л.Н.Толстой показывает свое отрицательное отношение к салону и его посетителям? В кабинете находятся 2 подсказки, причем, об одной мы уже упоминали, а о второй не сказали ни слова.

Слайд 12.

Я предлагаю вам снова поработать в группах со «своим» героем. Найдите в тексте оценочные эпитеты, относящиеся к «вашему» персонажу.наберите их на компьютере и украсьте ими слайд.

Вместо Андрея Болконского – Анна Павловна Шерер.

(4 минуты на работу, объявление результатов.)

5.     Итог урока.

Молодцы, ребята! Сегодня вы замечательно поработали на уроке. Давайте еще раз, согласно плана, вспомним, что нового узнали на уроке.

(1.Чрезмерное употребление французской речи есть отрицательная характеристика высшего общества. Как правило, Толстой употребляет французский язык там, где фальшь, неестественность, отсутствие патриотизма.

2. Для разоблачения фальши высшего общества Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок».

3. Отрицательное отношение к салону Шерер и его гостям выражается через использование таких приемов, как сравнение, антитеза, оценочные эпитеты и метафоры.)

Мы достигли цели, поставленной в начале урока?

Запишите домашнее задание.

Слайд 13.

1.Перечитать 7-11, 14-17 главы (1-4 группы), 22 – 25 главы (5 – 7 группы);

2. Ответить на вопросы:

      В чем сходство и различие в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых      (1 – 4 группы) и в доме старого князя Болконского в Лысых горах (5 – 7 группы) по сравнению с салоном А.П. Шерер?

6.     Оценки за урок.


7.    

Урок по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», 10 класс

Урок по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», 10 класс

Поразмышляем о значении французской речи в романе; 2

Поразмышляем о значении французской речи в романе; 2

Предлагаю поближе познакомиться с гостями

Предлагаю поближе познакомиться с гостями

Княгиня Болконская чувствует себя в салоне, как дома

Княгиня Болконская чувствует себя в салоне, как дома

Я предлагаю вам снова поработать в группах со «своим» героем

Я предлагаю вам снова поработать в группах со «своим» героем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021