Самоанализ урока
Урок биологии в 5 классе по теме «Грибы – царство живой природы».
Учитель химии и биологии Лукашова Л.А.
21.02.2020
Данный урок относится к разделу «Многообразие организмов» и формирует у учащихся представление о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных.
Цели
урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов,
признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от
организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой
деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение
школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского
характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Ожидаемые результаты:
· Личностные:
· Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
· Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
· Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
· Метапредметные:
· Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
· Выдвигают простейшие гипотезы;
· Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
· Работают с информацией и преобразуют её;
· Находят причинно-следственные связи;
· Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
· Предметные:
· Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;
· Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения; правилах сбора грибов
· Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.
· Тип урока:
· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
· По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
· По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
· Методы:
· Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
· Дополнительные:
· словесные (беседа, диалог);
· наглядные (работа с рисунками, схемами);
· практические (поиск информации, выполнение лабораторной работы, работа с ПК);
· дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
· Средства обучения:
· УчебникВ.В.Пасечник и др. Биология 5- 6 класс. М.: Просвещение, 2017;
· Дополнительный текстовый материал;
· Презентация «Грибы»;
· Рабочая тетрадь на печатной основе.
· Лэпбук
· Электронное приложение к учебнику
· Оборудование: компьютер, микроскопы, дрожжи, плесень, стекла, вода, пипетка, стеклянная палочка.
Уровень развития и сформированности учебных умений и навыков учащихся позволяет провести урок в виде проектной работы, в режиме самостоятельного добывания знаний, используя работу в паре. Учитель консультирует учащихся и создает условия для осуществления этого процесса.
Проверка знаний, проведенная в форме индивидуального тестирования и последующей взаимопроверкой обеспечивает осмысление учебного материала, выявление уровня знаний конкретных учащихся. Также была организована работа с использованием интерактивной доски и фронтальный опрос. Ребята отвечают на поставленные вопросы по темам «Разнообразие живого. Бактерии», продолжают формировать умение анализировать, систематизировать знания.
Мотивация учебной деятельности проведена в проявлении ответственного отношения к сбору, оформлению, защите собранной информации. Отгадав загадку, учащиеся сформулировали тему урока. Совместно с учителем была определена цель урока.
Моделируя активную работу учащихся на уроке, в начале урока, был поставлен проблемный вопрос «Почему грибы выделили в отдельное царство?», который позволил учащимся строить предположения и формулировать свои ответы, активно участвовать в учебном процессе. На протяжении урока учащиеся работают с лэпбуком, заполняя его страницы.
Рассмотрение нового материала началось со вступительного слова учителя. В дальнейшем ребята работают в парах и индивидуально по ранеевыданным и выбранным заданиям.
Работа учащихся в паре и индивидуально с учебником позволяет самостоятельно знакомиться с новым материалом, работая с текстом, анализировать его, выделять главное в содержании, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе работы учащиеся узнают, общие сведения о грибах, многообразии грибов (шляпочные грибы, плесневые, паразиты), питании и размножении грибов, получают сведения о съедобных и ядовитых грибах, о значении грибов в природе и жизни человека. Самостоятельно, на основе своего жизненного опыта и ранее полученных знаний, формулируют правила сбора грибов и меры, применяемые при отравлении ими.
После выполнения работы представляются отчёты о своей работе перед классом. Таким образом, на уроке учащиеся изучают полностью весь материал, обучая друг друга.
На этапе закрепления материала учащиеся выполняют тестовые задания, работу с текстов ( вставить нужные термины) работают с таблицей(сведения о признаках, характерных для грибов, растений и животных), заполняют круги Веннаи оценивают себя сами по шаблону, совместно с учителем беседуют по вопросам темы, формулируют выводы.
На этапе рефлексии обучающиеся дополняют предложения:
· Сегодня я узнал…
· Было интересно…
· Было трудно…
· Данный материал пригодится мне в жизни….
Использование элементов технологии «развития критического мышления», интерактивных методов и приемов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт школьников, создание атмосферы заинтересованности у каждого школьника, стимулирование учеников к высказыванию, диалогу, дискуссии, самовыражению.
Педагогические технологии:
· Элементы технологии критического мышления;
· Проблемного диалога;
· Коллективного способа обучения;
· Самостоятельная работа с текстом.
Считаю, что урок прошёл продуктивно и насыщенно, цель урока достигнута.
Реализованы предметные, личностные и метапредметные учебные действия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.