Самоанализ деятельности учителя начальных классов
Оценка 5

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
чтение
Взрослым
22.01.2018
Самоанализ деятельности учителя начальных классов
Самоянализ для учителя начальных классов по предметной линии - литературное чтение. Тема моей работы: «Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения». Цель работы: определение путей оптимизации духовно - нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.Самоанализ педагога
САМОАНАЛИЗ2017А.Н.Л..doc
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аверкиной Надежды Леонидовны, учителя начальных классов высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Кольцовской  школы № 5 с углублённым изучением английского языка” р.п. Кольцово, Новосибирской области 2 Высокая   миссия   учителя   –   нести   в   мир   детства   все   духовные   и нравственные   ценности,   помогать   ребенку   открывать   этот   мир   во   всем богатстве и многообразии. А значит любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия, подчинены единственной цели – всестороннее развивать личность ребенка,   ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Развитие   у   детей   умения   видеть   способности   к   наблюдению,   к внимательному   проникновению   в   суть   окружающих   их   предметов   очень важно. Детям интересно знать, почему один человек становится художником, другой скульптором, третий поэтом. Чем отличаются эти люди? Их отличает особое  умение  видеть,  слышать  то,  чего   не  увидели,  не  услышали   другие, способность человека удивляться форме листика, цвету неба, полету птиц … Постепенно дети начинают «просыпаться к восприятию прекрасного, тоньше чувствовать мир». Начальная школа, как никогда ранее, призвана к воспитанию свободной, творческой,   инициативной,   саморазвивающейся     личности.   Главная   цель, поставленная сегодня перед школой – качество образования учащихся. Это понятие   определяется   как   процесс   обучения   и   воспитания   вместе   взятые, процесс   в интересах личности, общества, государства, процесс становления человека.  Проблема   развития   духовно   –   нравственного   воспитания   младших школьников   составляет   основу,   фундамент   процесса   обучения,   является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей   актуальности,   требуя   постоянного,   пристального   внимания   и дальнейшего   развития.   Сегодня   в   обществе   особенно   остро   ощущается потребность   в   людях   инициативных,   творческих,   готовых   найти   новые подходы к решению насущных социально­экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому 3 обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития   духовно   ­   нравственной   личности.   Творческие   личности   во   все времена   определяли   прогресс   цивилизации,   создавая   материальные   и духовные   ценности,   отличающиеся   новизной,   нешаблонностью,   помогая людям   увидеть   необычное   в,   казалось   бы,   обычных   явлениях.   Но   именно сегодня   перед   образовательным   процессом   ставится   задача   воспитания нравственной личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Широкое распространение получают   нетрадиционные   виды   уроков,   проблемные   методы   обучения, коллективные   творческие   дела   во   внеклассной   работе,   способствующие развитию духовно – нравственному воспитанию младших школьников. Теоретической   базой   являются   труды   ученых­педагогов:  А.С. Макаренко,   К.Д.   Ушинского,   А.И.   Ильина,   В.В.   Зень­ковского,   В.А. Сухомлинского,   Д.С.   Лихачева,  B.C.   Леднева,    в   которых   выявляется сущность   основных   понятий   теории   духовно   ­   нравственного   воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.  Важнейшая задача, которая стоит передо мной, заключается в том, чтобы формировать такие личные качества как совесть, долг, честь, достоинство. А их нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально­экономических   условиях.   Задача   воспитания   духовно­богатого патриота и гражданина решается мною как на уроках, так и во внеклассной работе. Однако наибольшим потенциалом в реализации этой задачи, на мой взгляд, являются уроки литературного чтения.  Тема моей работы: «Духовно ­ нравственное воспитание младших  школьников на уроках литературного чтения». 4 Цель работы: определение путей оптимизации духовно ­ нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Для достижения этой цели решаю следующие задачи: 1. Научить детей видеть духовно­ нравственное воспитание в  литературных произведениях. 2. Проанализировать  задачи и  содержание  духовно ­ нравственного воспитания младших школьников. 3. Определить   наиболее   эффективные   формы   и   методы   работы   с детьми  для осуществления духовно ­ нравственного воспитания с использованием детской художественной литературы 4. Воспринимать   целостно   текст   через   анализ   литературного произведения. 5. Провести   диагностику  нравственной   воспитанности   младших школьников и скорректировать дальнейшие пути развития. С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь   уклад   жизни   и   ценностей   становится   иным.   У   младшего   школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность   новых   устремлений   и   необходимого   уровня   отношений   к действительности. Литература   как   искусство   слова   формирует   духовно­нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям. Для реализации поставленной цели и решения задач считаю весьма удачным   УМК «Перспектива».   Это не удивительно, потому что главной своей   целью   авторы   учебников   и   учебных   пособий   считают,   что «Перспектива» должна стать школой духовно­нравственного развития. Рабочие программы по предметам начальной школы разработаны мной на основе УМК «Перспектива», подготовленном в соответствии с Федеральным 5 и региональным компонентом Государственного стандарта начального общего образования, сборник рабочих программ Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы (авторы: О.А. Железникова, Л. Ф. Климанова. Т.В. Бабушкина, М. В.   Бойкина,   А.А.   Плешаков,   М.Ю.   Новицкая,   Н.И.   Роговцева,   С.В. Анащенкова, издательство «Просвещение»,  год издания 2015). УМК   «Перспектива»   предлагает   вариант   эффективных, инструментальных   ответов   и   многие   другие   вопросы,   основанные   на   накопленных   в   последние   десятилетия   и объединении   ресурсов, реализованные в дидактической системе деятельностного метода обучения и в специально   разработанном   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   научно­ методическом   комплексе   завершённых   предметных   линий   учебников «Перспектива», позволяющем создать в классе современную информационно­ образовательную   среду,   адекватную   целевым   установкам   «Наша   новая школа». В   УМК   «Перспектива»   принципиально   новые   дидактические   основы организации   образовательного   процесса   деятельностного   типа,   Концепция духовно­нравственного развития и воспитание личности гражданина России, методический   потенциал   завершённых   предметных   линий   в   полном соответствии   с   учебным   планом   ФГОС     обеспечивают   создание здоровьесберегающей,   развивающей   и   воспитывающей   информационно­ образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС к результатам освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования. Деятельностный   метод   обучения   позволяет   мне   решать   целый   ряд актуальных проблем, связанных с повышением качества реализации ФГОС, такие   как:   разработка   объективных   диагностических   средств   нового поколения, построение эффективных систем методического сопровождения. 6 Каждая   предметная   линия,   помимо   учебников,   включает   в   себя широкий   спектр   дополнительных   ресурсов,   методически   обеспечивающих образовательный   процесс   деятельностного   типа   для   всех   участников образовательного процесса. Главной целью УМК «Перспектива» является создание информационно­ образовательной   среды,   инструментально   обеспечивающей   включение каждого   ребёнка   в   самостоятельную   учебную   деятельность,   в   процессе которого   создаются   условия   для   духовно   ­   нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России   и   надёжного   достижения, определённых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования   посредством   формирование   универсальных   учебных   действий как основы ведущей образовательной компетенции – умения учиться. Таким   образом,   УМК   «Перспектива»   представляет   собой   целостную информационно   –   образовательную   среду   для   начального   школы, реализующую   единые   идеологические,   дидактические   и   методические принципы, адекватные требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.  Одним   из   условий   воспитания   является   создание   благоприятной атмосферы в классе.  Обучение проводится в оборудованном кабинете, размещение и площадь   Мебель которого   отвечает   санитарно   –   гигиеническим   нормам. разноуровневая, легкая, мобильная. Она обеспечивает комфортные условия для   выполнения   письменных   упражнений,   для   работы   с   книгой.   Учебное оборудование   ориентировано   на   разные   виды   восприятия   (зрительное, слуховое   и   кинестетическое);   имеются   печатные   и   экранно   –   звуковые пособия,   демонстрационный   и   раздаточный   материал   для   упражнений, направленных   на   развитие   мышления,   памяти,   внимания,   зрительного   и 7 слухового   восприятия,   мелкой   моторики   рук;   диагностические   материалы; учебные пособия и наглядно – иллюстративный материал по развитию речи.   научно   – Книжный   фонд   включает   в   себя   справочную   литературу,   методическую   литературу,   материалы   текущей   периодики.   Для   удобного поиска информации создана система каталогов. Кабинет оснащён современной техникой: компьютером, интерактивной доской, мультимедийным проектором, аудиоустройством, принтером, видео магнитофоном,   телевизором.   На   уроке   и   при   подготовке   к   нему   активно используется компьютер.   Условия   кабинета   позволяют   реализовать   здоровьезберегающие технологии   в   обучении:   менять   виды   деятельности,   осуществлять двигательный   режим   на   уроке,   размещать   учащихся   по   остроте   зрения, проводить физкульпаузы. На уроках литературного чтения идея духовно – нравственного развития реализуется   мною   через   удачный   подбор   авторских   произведений   и произведений   устного   народного   творчества,   где   включены   лучшие произведения,   многократно   адаптированные   отечественной   школой, выдающихся   поэтов   и   писателей:   А.С.   Пушкина,   Л.Н.   Толстого,   М.Ю. Лермонтова,   Н.А.   Некрасова,   В.Ф.   Одоевского,   А.И.   Куприна   и   многие другие. Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой   связи   важно,   что   учебники   дают   возможность   обратиться   к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают   обширный   материал   в   понятной   и   доступной   детям   форме   для формирования   таких   качеств,   как:   трудолюбие,   доброта,   способность сопереживать, готовности помогать другому. 8 Например,   опираюсь   на   содержание   сказки   В.Ф.   Одоевского   «Мороз Иванович», развиваю у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т. д. Автор начинает сказку с пословицы:   «Нам   даром,   без   труда   ничего   не   дается,   ­   недаром   исстари пословица ведется...» Это начало помогает детям понять смысл произведения. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное   место   занимает   взаимодействие   брата   и   сестры,   испытание   этих   Знакомлю   со   сказками отношений   жизненными   обстоятельствами. отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные   в   сказке:   добро   всегда   сильнее   зла,   добро   всегда вознаграждается, а зло наказывается.  С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений, без   немыслима   духовная   личность,   дети   знакомятся   на   таких которых   произведениях, как: «Еще мама» (Андрей Платонович Платонов) ­ учебник для   3   класса   часть   2,   (о   взаимоотношениях   сына   и   мамы).   Читая  стихотворение   Я.  Акима  «Моя  родня»,  ребята  приходят  к   очень   важному выводу: родители, родные ­ самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить   и   ценить   их   дружбу.   Изучая   произведения   Н.Н.   Носова,   В.Ю. Драгунского развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей.   Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг ­ это просто плюшевый медвежонок, учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку   ударить,   то   можно   не   сомневаться,   что   он   добр   и   в   отношении   к людям.   Рассматривая   отрывок   из   сказочной   повести   Э.Н.   Успенского «Крокодил Гена и его друзья», обсуждаем интересные и важные для детей вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть 9 вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило:   к   людям   нужно   относиться   так,   как   тебе   хотелось   бы,   чтобы относились к тебе. Основные   принципы   анализа   художественного   произведения, используемые мною на уроках литературного чтения, сводятся к следующему: 1. Цель анализа художественного произведения  ­ осознание его идеи, т.е. отношение   автора   к   тому,   что   он   изображает,   анализу   подлежит   текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь. 2.   Анализ   делаем   только   после   эмоционального   восприятия произведения, поэтому обсуждаем на уроке то, что не воспринимается детьми при   самостоятельном   чтении:   мотивы,   обстоятельства,   последствия поступков   героев,   их   переживания.  Для   этого   использую   прием   остановки чтения   на   кульминационных,   проблемных   моментах   рассказа   и   предлагаю подумать   (предположить)   как   будет   решаться   та   или   иная   ситуация,   т.е. ставлю ученика в позицию автора. 3. При анализе учитываю жанровые особенности произведения, исходя из внутренних законов жанра. Например, эпос – это авторский рассказ о событиях. Автор эпического произведения   по   большей   части   скрыт   от   читателя,   поэтому   стараюсь «создать условия», при которых учащиеся смогут увидеть позицию автора, его отношение к жизни, к людям, смогут постичь смысл жизни, добро и зло, смысл любви,   подвига   и   предательства,   соотнести   с   уже   приобретенными   ранее знаниями. Следовательно, анализ эпического произведения исходит из анализа эпизода,   основанного   на   сюжетной   цепочке,   которая   состоит   из   событий, «события обрушиваются» на героя, а значит именно анализ поступков героев, их отношений, мотивов поступков и их последствиям . Лирика – изображение чувств. Поэтому анализ лирических произведений строю на основе поиска ключевых слов, рисующих образ, переживание автора, 10 сопереживание. вызывающих Одним   из   приемов   работы   над   лирическим   текстом   является   «построчное детей     у   рисование».   Данный   пример   использую   на   первых   порах,   чтобы   учащиеся смогли   увидеть   картину,   описанную   автором,   и   через   нее   выйти   на   идею.   Итак,   эпос   изображает   общую   жизнь   людей.   Когда   от   рода   отделяется человек   и   у   него   появляется   потребность   выразить   свой   внутренний   мир, возникает лирика. Процесс выделения личности чреват столкновениями одной личности   с   другой.   Так   появляется   драма,   в   основе   которой   лежит изображение   действий   людей, выражающихся в словах и поступках.   их   поступков,   взаимоотношений, При анализе драмы обращаю внимание, что в основе развития действия лежит   конфликт,   и   все   поступки   героев   оцениваются   через   их   речь,   что помогает выйти на идею автора. Например, С.Я. Маршак «Теремок» (2 класс) Все эти приемы анализа направлены на личностное освоение, постижение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике. 4.   Анализ   часто   бывает   избирательным:   на   уроке   обсуждаем   не   все элементы   произведения,   а   те,   которые   в   данном   произведении   наиболее ярко выражают идею. Следовательно, выбор пути и приемов анализа зависит от   особенностей   изучаемого   произведения.   восприятию произведений, раскрывающих процесс становления характера героя поможет   Например, анализ   композиции.   Использую   такой   прием,   как   составление   плана   или сюжетной цепочки. Это позволяет установить причинно­следственные связи между   эпизодами,   проследить   развитие   образа   персонажа.   Н.Носов   «На горке» (2 класс) 11 Идея:   Тогда интересно работать, когда трудимся с друзьями для других;  Чтоб не поступали как Котька. Одним из приемов анализа текста является перечитывание, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста, развитию речи ребят и совершенствованию   навыка   чтения,   отвечая   на   тот   или   иной   вопрос, высказывая свою точку зрения, ученики ищут подкрепления своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Таким   образом,   анализ   художественных   произведений   способствует общему   и   литературному   развитию   ученика,   формирует   у   него   систему специальных   умений, художественной литературы.   необходимых   для   полноценного   восприятия В   разделе   «Люби   живое»   представлены   произведения   о   природе,   о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов­Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д. Изучение литературных шедевров   обогащает   и   развивает   детей   духовно,   формирует   глубокое убеждение   в   том,   что   красота   природы,   разнообразный   животный   и растительный мир ­ это общее богатство народов нашей страны, и богатство это   надо   хранить   и   приумножать.  С  другой   стороны,  воспитание   любви   к «братьям нашим меньшим» неотделимо от воспитания любви и уважения к человеку, гордости за свою Родину, сопричастности к ее радостям и горестям, достижениям и неудачам.   Мои ребята уже к концу 1 класса ( 45% ) с первого раза могут выделить прочитанного. услышанного главную   мысль   из     или 12 65%   могут ответить на проблемные вопросы, которые ставит перед ними художественный текст. Таким   образом,   у   моих   детей   формируется   потребность   к   чтению, умение размышлять о прочитанном, они учатся доказывать свою точку зрения. В своей работе планирую так учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными   духовно   ­   нравственными   проблемами,   спорили,   переживали   и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним   –   сначала   в   школе,   в   классе,   а   потом   и   в   жизни.   Чтобы   воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:   думали над  прочитанным;  сопереживали героям;  оценивали их поступки;  осмысливали их проблемы; соотносили их жизнь со своей жизнью;   старались   поступать   в   соответствии   с   воспринятыми   нравственными нормами.  Таким   образом,   мы   видим,   на   сколько   богаты   возможности   данного комплекта в духовно­нравственном развитии младших школьников. Опираясь на   произведения,   подобранные   в   учебниках   для   литературного   чтения,   я воспитываю в детях любовь к  Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуре диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности  как важнейшего личностного качества.  Духовно­нравственное воспитание младших школьников требует от  организации  урока  литературного чтения соблюдение следующих принципов: • целенаправленности; 13 • опоры   на   целостное,   непосредственное,   эмоциональное   восприятие прочитанного; •  учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия; •  учета потребностей ребенка; • внимательного отношения к тексту произведения; • единства формы и содержания;  • избирательности; • целостности; •   направленности   анализа   на   литературное   развитие   ребенка,   на формирование системы читательских умений, на совершенствование навыка чтения;  соборность;  приоритет эмоционального;  ориентация на нравственный идеал;  воспитание примером;  духовная укорененность. Преподавание литературного чтения в контексте духовно­нравственного воспитания ­ это развивающее  образование и развитие личностных качеств ребенка. Духовность,   нравственность   нельзя   «привить»,   чтобы   они   стали убеждением, их необходимо вырастить в условиях развивающего образования. Уроки   литературного   чтения     помогают   ощутить   искренность   чувств     и правдивость   мысли,  без   чего     невозможно   развитие   самосознания   ребенка, расширение   «объема   »   его   души,   воспитание   его   духовности   и нравственности. Домашние задания всегда вариативны, в основе которых лежит выбор (правильное   беглое   чтение,   пересказ,   чтение   наизусть,   чтение   по   ролям, 14 инсценирование,   рисунок   с   комментарием,   немые   сценки,   занимательные вопросы   по   содержанию   и   т.п.)   Это   позволяет   выявить   уровень   интеллектуальных   и самостоятельности, эмоциональных резервов ученика, закладываются основы интеллектуального,   творческих   способностей, нравственного   развития   личности   с   точки   зрения   самоизменения, самоопределения, адаптации к жизни. Духовно   –   нравственное   воспитание   на   уроках   литературного   чтения оказывает большое влияние на мотивацию учебного процесса. Мною были проведены следующие исследования уровня мотивации:  Методика «Выбор» из книги Л.И. Мнацаканян «Личность и  оценочные способности учащихся» (см. Приложение 1);  Степень самостоятельности в работе (умение анализировать свою работу, преодолевать затруднения) (см. Приложение 2);  Уровень   умственного   развития   (методика   «Прогрессивные матрицы Ровена» (см. Приложение 3);  Уровень   мотивации   чтения   художественной   литературы;   (см. Приложение 4)  Уровень школьной мотивации (см. Приложение 5). На уроках литературного чтения использую различные виды и приёмы анализа художественной литературы.  Стилистический   (языковой)   анализ   –  это,  прежде   всего   анализ использования автором языковых средств в произведении, выявляющий, как   в   подборе   слов   –   образов   проявляется   авторское   отношение   к изображаемому.  Анализ   художественных   образов   –   это   анализ,   который   учит   детей разбираться   в   том,   как   писатель   изображает   действующих   лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их 15 характера   и   способствует   пониманию   смысла   этого   образа   в   общей структуре произведения.  Анализ   развития   действия,   в   основе   которого   лежит   работа   над сюжетом и его элементами – эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу текста.  Проблемный анализ организуется по проблемным вопросам и ситуациям в художественном произведении. При работе над художественным произведением использую такие виды работ, как различные виды пересказов, составление плана текста и другие. Применяю   такие   приемы   анализа,   как   словесное   и   графическое рисование,   анализ   иллюстрации,   стилистический   эксперимент,   подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария,   подготовка   к   выразительному   чтению   и   чтению   по   ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие.  Читая и анализируя произведение, мы вместе с ребятами задумываемся о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что в начальной   школе   дети   еще   маленькие   и   что   их   не   следует   пугать   или осложнять их жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что, чем раньше он начнет   думать   над   ними,   тем   лучше.   И   пусть   эти   проблемы   помогут   ему решать добрые и умные книги и его учитель.  Кроме   сопереживания,   основой   формирования   нравственных убеждений   является   оценка.   Оценивая   поступки   литературных   героев, ученик­читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и   в   конечном   итоге   воспринимает   «чужое»   как   «свое»,   получает 16 представления   о   нормах   поведения   и   взаимоотношений   людей,   которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. А чтобы это происходило, на уроках литературного чтения ученики должны не просто   читать   художественные   произведения.   Моя   задача   –   организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст,   помочь   им   представить   себе   картины,   нарисованные   автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и   по   мере   возможности   увидеть,   как   все   это   передает   нам,   читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:  –   умение   представить   себе   картину,   нарисованную   автором произведения;  – сопереживать героям и автору;  –   понять   главную   мысль   произведения,   его   идею;   осознать   свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи (см. Приложение 6). На   уроках   литературного   чтения     внимание   уделяю   и   формированию читательских умений. Умение анализировать художественное произведение рассматриваю как сложное   умение,   представляющее   собой   систему   частных   умений, ориентированных  на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого. 1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. Учу адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми ученик встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором. 17 2.   Умение   воссоздавать   в   воображении   картины   жизни,   изображенные писателем.   Развиваю   активность   воображения   читателя   и   учу   младших школьников   направлять   и   корректировать   свое   воображение,   опираясь   на текст художественного произведения.  3.   Умение   устанавливать   причинно   –   следственные   связи,   видеть   логику развития   действия   в   эпическом   произведении,  динамику   эмоций   в  лирике, движение   конфликта   в   драме.   Знакомлю   с   сюжетом   и   его   элементами   – вступлением,   завязкой,   развитием   действия,   заключением   –   и   их   ролью   в раскрытии идеи.  4.   Умение   целостно   воспринимать   образ   –   персонаж   в   эпосе,   образ   – переживание   в   лирике,   характер   в   драме   как   элементы,   служащие   для раскрытия идеи. Формирую данные умения, опираясь на представление о том, что  изображая   героев,   автор   высказывает   свою   точку   зрения   на   решение какого – либо вопроса. 5.   Умение   видеть   авторскую   позицию   во   всех   элементах   художественного произведения. Данное умение рассматриваю как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его выделяю. Это позволяет направить   внимание   читателя   на   постижение   авторской   позиции   в   самой художественного произведения.  6.   Умение   осваивать   художественную   идею   произведения.   Полноценное восприятие   не   сводится   к   формулированию   своего   понимания   идеи произведения,   оно   предполагает   переживание,   принятие   или   непринятие авторской позиции. Таким   образом,   каждое   читательское   умение   формирую   в   системе, поскольку   более   высокий   уровень   восприятия   достигается   только   в результате взаимодействия всех элементов системы (см. Приложение 7). Так   же   на   уроках   литературного   чтения   работаю   над   развитием   речи учащихся. 18 Эстетический   подход   к   изучению   литературы   требует   отказа   от привычного для начальной школы пути развития речи детей за счет обучения различным видам пересказа. Учу детей созданию собственного высказывания. В   ходе   анализа   художественного   произведения   дети   вместе   со   мной наблюдают, как оно «сделано», знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики персонажей, с назначением отдельных элементов текста. При этом   ведется   работа   над   всеми   сторонами   текста   –   содержательной, структурной,   языковой   –   в   их   единстве.   Такая   работа   требует   опоры   на элементарные   литературоведческие   знания   и   на   знания   по  речеведению, получаемые на уроках русского языка. Затем перед ребенком ставлю речевую задачу, и идет поиск средств ее решения. При этом дети используют средства, аналогичные тем, с которыми знакомились на уроке литературного чтения, для воплощения своего речевого замысла.  Таким  образом,  происходит   взаимосвязанное   формирование читательских   и   речевых   умений.   Каждому   читательскому   умению соответствует речевое умение. В систему речевых умений включаю 6 умений: 1.   Умение   отбирать   и   использовать   для   воплощения   собственного речевого   замысла   языковые   средства,   аналогичные  изученным. 2. Умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного художественного образа. 3. Умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из речевой задачи. 4. Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа – персонажа, создание пейзажа. 5.   Умение   подчинить   авторскому   замыслу   все   элементы   текста. 6. Умение раскрыть основную мысль текста (см. Приложение 8). 19 Как классный руководитель создаю условия для всестороннего развития личности и сплочению классного коллектива. Ребята   моего   класса   успешно   участвуют   в   школьных   конкурсах, всероссийских конкурсах, проводимых библиотеками, музеем, кинотеатрами и др.:  Конкурс электронных газет “Герои Великой Отечественной войны”  Конкурс творческих работ “Подарок Деду Морозу”  Конкурс “Букетов ­ 2015”   Конкурс рисунков “Сохраним жизнь и здоровье”   Мероприятие “Робинзонада 2016”  Конкурс “Весеннее новоселье”  Конкурс детского молодежного творчества “Славься, Отечество!” – лауреат II степени (Золотухина Лена), 2013г.  Всероссийский   конкурс­игра   “Компьютеры.   Информатика. Технологии” – диплом (Баранов Вадим), 2013г.  Конкурс эстрадного искусства – лауреат  II  степени (Золотухина Лена), 2013г.  III  открытый   областной   конкурс   юных   чтецов   –   дипломант  III степени (Тюкалевская Ира), 2014г.  Конкурс   рисунков   по   сказкам   А.С.   Пушкина   –   лучшая   работа (Просолупов Степан), 2014г.  Конкурс “Смотра строя и песни ­ 2015”  Конкурс рисунков по теме “Откроем страницы книг”, 2015г.  Интеллектуальная игра “Птицы – наши друзья”, 2 место, 2015г.  Игра­конкурс   “Русский   медвежонок   –   языкознание   для   всех”, победитель, 2016г. 20 Участие в таких конкурсах даёт возможность находить альтернативные пути решения проблем, формируют активную жизненную позицию, развивают коммуникативные умения. Ребята   участвуют   в   научно­практических   конференциях   и   проектах различного уровня.  В   процессе   проектной   деятельности   развивается   не   только коммуникативные навыки ребёнка, но и формируются ценностные основания личности,   гражданская   компетентность,   что   в   современных   условиях становится всё более актуальным (см. Приложение 9). Кроме   этого   учащиеся   моего   класса   принимают   активное   участие   в акциях, посвященных проблемам местного социума:  «Подари игрушку детскому дому»;   «Благотворительная акция ко Дню пожилого человека»;  «Подари игрушку на городскую ёлку»;  «Вахта памяти»;  «Помоги птицам зимой».  «Давайте жить дружно!»   «Мира не узнаешь, не зная края своего»  «Кто, если не мы?» Считаю,   что   участие   детей   в   общественно   значимой   деятельности повышает социальную зрелость и приносит свои результаты:   дети с разносторонними интересами объединяются в общественно значимом деле;   учатся   сопереживать   и   помогать,   учатся   ценить   друг   друга   за духовные качества;   понимать чувства и мотивы поведения других людей.  Учащиеся   с   увлечением   посещают   дополнительные   занятия   ЦДТ «Факел»   (бисероплетение,   оригами,   бумагапластика,   макраме,   береста, 21 «Озорной   КВИЛТ»   ­   работа   с   тканью)   и   «Созвездие»   (основы информационных   технологий,   экология,   исследовательская   работа   идет   на местах Горного Алтая и Байкал). Взаимозаменяемо используются полученные знания, умения и навыки на уроках и на занятиях.  Таким   образом,   уровень   благополучия   в   классе   очень   высокий,   т.к. большинство   детей   оказались   в   благоприятных   статусных   категориях. Изолированных   детей   не   оказалось,   что   говорит   также   о   благоприятном факторе.  Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой   взгляд,   является   равноправное   дружеское   взаимодействие   родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. Поэтому особое внимание уделяю взаимоотношениям ребёнка в семье. Работа с родителями ведётся по двум направлениям:   повышение психолого­педагогических знаний;  вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс.  С этой целью я провожу следующие мероприятия:   телефон доверия;   родительские   собрания,   различные   по   тематике   и   форме, направленные   на   решение   общих   проблем   и   улучшение взаимоотношений детей и родителей;   заседания родительского комитета;   индивидуальные беседы.  Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей.  Взаимодействие   с   родителями   ­   важнейший   механизм   влияния   на   Классическая   форма   родительских   собраний детскую   мотивацию. применяется регулярно, здесь представляется анализ обучения школьников по предметам,   даются   общие   рекомендации,   обозначаются   проблемы   и озвучиваются   успехи   учащихся.   Но   более   эффективной   формой   являются 22 индивидуальные   консультации   для   родителей,   проходящие   обязательно каждую четверть по специальному графику, и часто в связи с конкретными обстоятельствами.   Как   правило,   во   время   одной   консультации   удаётся встретиться   и   обсудить   волнующие   обе   стороны   проблемы,   удачи   и перспективы как минимум с 6 – 7 родителями (или семейными парами, что предпочтительнее).   Такое   взаимодействие   с   родителями   зачастую   снимает возникающие в процессе обучения вопросы. Родители, с которыми налажены конструктивные   отношения,   как   правило,   со   своими   детьми   охотно принимают участие в творческих и социальных проектах (см. Приложение 10). Ученики моего класса ежегодно принимают участие в международных играх,   конкурсах:   «Золотое   Руно»   (история);   «Кенгуру»   (математика); «Русский Медвежонок» (русский язык и литература) и другие.  Достижения учащихся Название «Русский медвежонок» «Кенгуру» «ЧИП» «ПЕГАС» Год 2013 2014 2015 2016 2013 2013 2014 2013 «Золотое Руно» Место I I III I II III III I I II III II III I II II II I II III I Фамилия учащихся Рудакова Ульяна Тимофеева Катя Зайцева Катя Крюкова Женя Тимофеева Екатерина Сигунова Ника Рудакова Ульяна Сигунова Ника Сысолов Никита Шемякин Дима Шкирко Илья Жолобов Илья Попов Алексей Синицын Саша Прокопова Валерия Поляков Фёдор Баранов Вадим Еремина Даша Зайцева Катя Рябенко Вера Прокопова Валерия 2013 «КИТ» 2014 2015 2016 2014 2015 I II III III III I I III 1­7  2­4 23 Баранов Вадим Сигунова Ника Зайцева Катя Ермак Эрнест Половников Семён Усков Ваня Тюкалевская Ира Баранов Вадим Крюков Алексей Митина Валерия Быкова Агата Шкирко Илья Красильникова Анфиса Луцик Полина Колесникова Вика Орлова Алёна Жолобов Илья Муниципальные олимпиады младших школьников по окружающему миру победитель Золотухина Лена по математике призер по      призер Баранов Вадим Бирюков Сергей Гаврилова Варя литературному чтению по русскому языку Муниципальные олимпиады младших школьников по окружающему миру победитель Синицын Саша призер Прокопова Валерия по математике победитель Гаврилова Варя по литературному победитель Тюкалевская Ира чтению по русскому языку призер призер Синицын Саша Синицын Саша 24 2017 по математике победитель Шемякин Дима по литературному призер Томилова Алиса чтению информатика победитель Томилова Алиса (см. Приложение 11).  Также   хочу   отметить   участие   моих   воспитанников   в   Тотальном диктанте:  Диплом   самого   юного   участника   Тотального   диктанта   –   2015, Кузина Полина (см. Приложение 12). Мои воспитанники активно принимают участие в конференциях: 1. VII Муниципальная научно­практическая конференция школьников   Гаврилова Варя, Тимофеева Катя ­ сертификат участника, 2013г.  Диплом III степени – Гарилова Варя, Тимофеева Катя, 2013г. 2. VIII Муниципальная научно­практическая конференция школьников  Диплом за лучшую работу – Прокопова Валерия, 2014г.  Диплом II степени – Тимофеева Катя, 2014г.  Диплом I степени – Прокопова Валерия, 2014г. 3. “ Шаги в науку ”  Леуреат I степени – Гаврилова Варя, 2013г.  Леуреат I степени – Тимофеева Катя, 2014г.  Леуреат  II  степени – Прокопова Валерия, 2014г (см. Приложение 13). Считаю,   что,   используя   данное   направление   в   работе,   способствует   деловых, развитию   учащихся   интеллектуальных,   эмоциональных, коммуникативных   способностей   учащихся   к   активно   ­   деятельному взаимодействию с окружающим миром. В течение ряда лет осуществляю обмен опытом и профессиональным мастерством на открытых уроках, при проведении семинаров, мастер классах, заседаниях кафедры, педагогическом совете.  Повышала свою квалификацию: 25 Год 2015г 108 ч. 2016г 6ч Документ Удостоверение Сертификат 2017г 6ч Сертификат Название курсов «Современное учебное занятие по литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» «Учебно­практические и учебно­познавательные задачи как средство достижения предметных и метапредметных результатов обучающихся, осваивающих ООП НОО» «Изменение в ФГОС НОО / ФГОС ООО (п.18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов)» Мои сертификаты: 1. Сертификат   куратора,   подготовившего   победителей всероссийской   олимпиады “Маленькие  секреты   великого  и могучего   русского   языка”   для   1­2   классов,   Минобр.орг., 2015г. 2. Сертификат   куратора,   подготовившего   участников всероссийского   конкурса   рисунков   “Посвященный   дню Космонавтики”  для школьников 1­11 классов, Минобр.орг., 2015г. 26 3. Сертификат   куратора,   подготовившего   участников всероссийского конкурса рисунков “День птиц” 1­11 классов, Минобр.орг., 2015г. (см. Приложение 14) Провела открытые уроки по темам:  № 1 Научно – практический семинар к.п.н. Лазаревой В.А.   по   теме:   «Система   менеджмента   качества. Тема урока Класс 3 Год 2013 Пути   и   способы   повышения   качества литературного образования» Урок по теме: “Мир Добра и Красоты в сказке Х.К. Андерсена «Чайник»” 2 Научно – практический семинар к.п.н. Лазаревой 4 2014 В.А   в   рамках   ФГОС   по   теме:   «Модель современного урока в период введения ФГОС». Урок по теме: “Как общаются люди А.Л. Барто «Вовка – добрая душа»” Научно   –   практический   семинар   к.п.н. 4 2014 Лазаревой В.А в рамках ФГОС по теме: «Система менеджмента   качества.   ФГОС   НОО:   духовно­ нравственное воспитание школьников». Урок по теме: “Кот ­ ворюга” М. Пришвин Научно   –   практический   семинар   к.п.н. 1 2015 3 4 Лазаревой   В.А   в   рамках   ФГОС   по   теме: “Современное учебное занятие по литературному чтению   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС НОО” Урок по теме: “Разговор про вежливость” Награждена:  Название Год 27 2016 2014 2017 2017 2016 2015 2016 2016 2014 2013 4. МБОУ “Кольцовская школа № 5”                     2. МБОУ “Кольцовская школа № 5”  Грамота Похвальная грамота 3. МБОУ “Кольцовская школа № 5” Благодарственное письмо 4. ЦДТ «Факел» Благодарственное письмо 5. ЦДТ «Факел» Благодарность 6. Губернатор Новосибирской области Благодарность 7. Благодарность за помощь в проведении и организации международного дистанционного блиц­турнира проект “Новый урок” 8. Благодарность городской Кольцовской библиотеки 9. МБОУ “Кольцовская школа № 5” за организацию и подготовку к празднику “Посвящение в первоклассники” Благодарственное письмо 10.  Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования за проведение современных уроков в рамках регионального семинара учителей начальных классов по теме: “Система менеджмента качества. Пути и способы повышения качества литературного образования” Благодарность 11.  Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования за проведение 2014 современных уроков в рамках регионального семинара 28 учителей начальных классов по теме: “Модель современного урока в период введения ФГОС” Благодарность 12.  Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования за проведение 2014 современных уроков в рамках регионального семинара учителей начальных классов по теме: “Система менеджмента качества. ФГОС НОО: духовно­ нравственное воспитание школьников” Благодарность (см. Приложение 15). Основные результаты деятельности: ­   результаты   внешней   экспертизы   оценки   качества   предметной обученности в 1 классе (см. Приложение 16); ­   результаты   внешней   экспертизы   оценки   качества   предметной обученности во 2 классе (см. Приложение 17); ­   результаты   внешней   экспертизы   оценки   качества   предметной обученности в 3 классе (см. Приложение 18); ­   результаты   внешней   экспертизы   оценки   качества   предметной обученности в 4 классе (см. Приложение 19);  все   учащиеся   успешно   заканчивали   классы   и   были   переведены   в следующие;  результаты качественной успеваемости учащихся по русскому языку: 3 класс – 78%, 4 класс – 81%, 2 класс:  IIIч. – 78%,  IVч. – 82%, год – 82%. (см. Приложение)  результаты   качественной   успеваемости   учащихся   по   литературному чтению: 3 класс – 100%, 4 класс – 100%, 2 класс:  IIIч. – 96%, IVч. – 100%, год – 100%. 29  результаты качественной успеваемости  учащихся по математике:   3 класс – 87%, 4 класс – 91%, 2 класс:  IIIч. – 78%,  IVч. – 82%, год – 82%.   результаты комплексной работы за 1 класс – 88%.  результаты комплексной работы за 2 класс – 92%. Учитель,  сколько   бы   лет   не   работал   в   школе,   должен   подходить   к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов

Самоанализ деятельности учителя начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018