Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
обществознание +1
9 кл—11 кл +1
25.03.2018
Обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких наук: философии, экономики, психологии, социологии, политологии, культурологи, правоведения. Объем теоретического содержания курса основной школы относительно невелик, поэтому в итоговой аттестации выражена практическая составляющая – проверка умений, связанных с использованием знаний при анализе и оценке фактов и явлений социальной реальности.
Процедура Г(И)А в новой форме требует от выпускника особой стратегии деятельности: необходимо определить какие задания необходимо выполнить, рационально распределить необходимое время, спланировать работу. Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов. В том числе он может зависеть от уровня самооценки учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенная или заниженная самооценка) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно решить задания третей части, не доделав задания первой). Самоанализ своей деятельности влияет на ожидания ученика относительно определённого результата экзамена, способствует правильному планированию и распределению времени, т.е. выбору правильной стратегии работы на экзамене.
Самоанализ и самооценка.doc
Самоанализ и самооценка учебнопознавательной деятельности
учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию
Обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких наук: философии, экономики,
психологии, социологии, политологии, культурологи, правоведения. Объем теоретического содержания курса
основной школы относительно невелик, поэтому в итоговой аттестации выражена практическая составляющая –
проверка умений, связанных с использованием знаний при анализе и оценке фактов и явлений социальной
реальности.
Процедура Г(И)А в новой форме требует от выпускника особой стратегии деятельности: необходимо определить какие
задания необходимо выполнить, рационально распределить необходимое время, спланировать работу. Выбор оптимальной
стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов. В
том числе он может зависеть от уровня самооценки учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенная
или заниженная самооценка) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно
решить задания третей части, не доделав задания первой). Самоанализ своей деятельности влияет на ожидания ученика
относительно определённого результата экзамена, способствует правильному планированию и распределению времени, т.е.
выбору правильной стратегии работы на экзамене.
Таким образом, в период подготовки к экзамену необходимо:
Осваивать навыки работы с тестовыми заданиями и заданиями 3 части
Формировать у учащихся адекватную оценку знаний, умений, навыков их работы
Проводить коллективный и индивидуальный анализ затруднений при выполнении разного вида работ
Формировать индивидуальную стратегию работы в соответствии с возможностями и способностями каждого ученика
Следует отметить, что подготовка к экзамену должна быть систематической, а не фрагментарной. В гимназии создана,
апробирована и много лет используется целая система по подготовке к экзамену по обществознанию. В нее входят:
Первый этап
1. Изучение материала, которое осуществляется в рамках программы на уроках в соответствии с календарно
2. Контроль знаний по блокмодулям (сферам жизни общества).
тематическим планированием. Опыт работы гимназии показывает, что не одно учебное пособие в полной мере не
отражает весь материал, необходимый на ГИА, поэтому на уроках наряду с основным учебником и рабочими
тетрадями следует использовать дополнительный материал, источники, информацию из СМИ и др.
общества) целесообразно осуществлять контроль в виде тестирования на основе экзаменационных заданий частей А и
В. Для удобства контроля учителем и учеником освоенности материала используется особая методика работы с
кодификатором: все номера заданий теста распределены по пунктам кодификатора, после проверки работы учащиеся
отмечают правильно выполненные задания, в результате становится понятно, какие элементы содержания успешно
освоены, а какие требуют дальнейшего изучения или повторения. Данную методику можно применять и
непосредственно перед экзаменом при повторении. Для выполнения этой работы учителем разработаны тестовые
материалы по отдельным сферам жизни общества в двух вариантах.
По итогам изучения блока материала (сферы жизни
3. Индивидуальная корректировка работы по подготовке к экзамену. По результатам всех этапов работы и учителем
совместно с каждым учащимся составляется план дальнейшей подготовки к экзамену, определяются элементы
содержания в соответствии с кодификатором для более подробного повторения, рекомендуются дополнительные
учебные пособия, осуществляются консультации.
Второй этап
1. Изучение структуры экзаменационной работы.
1. Эта работа начинается с подробного изучения Кодификатора элементов содержания
и Спецификации экзаменационной работы. Эти документы каждый год обновляются, поэтому знакомство
девятиклассников с ними проводится во второй половине года. 2. В процессе подготовки необходимо изучить инструкции, имеющиеся в экзаменационной работе. Это позволит
отработать технологию записи ответов, внесения исправлений в ответы, контролировать работу по времени,
правильно выполнять отдельные задания.
3. Изучение и выполнение отдельных типов заданий. Эта подготовка осуществляется в соответствии с частями
экзаменационной работы. Сначала учащихся знакомят с типами заданий и технологией их выполнения, затем им
предлагаются для тренировки эти задания в разных вариантах. Учителем разработан пакет тестовых заданий по
отдельным типам и сферам жизни общества в четырех вариантах.
2. Пробный ( тренировочный) экзамен. Данная работа позволяет учащимся получить представление об экзамене, оценить
трудности, с которыми они могут столкнуться и рассчитать время работы, свои индивидуальные возможности и способности
при выполнении разных типов заданий. Для анализа экзамена разработана компьютерная программа, позволяющая в полной
мере оценить его результаты как по блокмодулям содержания, так и по отдельным типам заданий.
3. Индивидуальная корректировка работы по подготовке к экзамену. По результатам всех этапов работы и пробного экзамена
учителем совместно с каждым учащимся составляется план дальнейшей подготовки к экзамену, определяются типы заданий
работы для более тщательной проработки, рекомендуются дополнительные учебные пособия, осуществляются консультации.
В заключении хотелось бы отметить, что данная система, на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную
самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Представленная структура подготовки к Г(И)А
отрабатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет. Она является наиболее оптимальной и успешной, что доказывают
результаты Г(И)А: средний бал по экзамену на протяжении шести лет варьируется от 4,2 до 4, 8; с базовым уровнем
справляются все выпускники, повышенный и высокий уровень выполняется на 65% – 75%.
Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию
Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.