Самоанализ урока

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения. Самоанализ урока дает возможность: - правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Иконка файла материала самоанализ.docx
Самоанализ урока Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.   Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить   причины   недостаточной   эффективности   решения   тех   или   иных   учебно­ воспитательных   задач   на   уроках,   принять   их   во   внимание   при   дальнейшем проектировании   учебно­воспитательного   процесса.   Для   учителя   самоанализ   урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель,   не   научившийся   осмысливать   свои   собственные   действия,   не   умеющий оглянуться   назад   и   восстановить   ход   урока,   навряд   ли   когда­нибудь   по­настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения. ­ ­   Самоанализ урока дает возможность: правильно   формулировать   и   ставить   цели   своей   деятельности   и   деятельности учащихся на уроке; развивать   умения   устанавливать   связи   между   условиями   своей   педагогической деятельности и средствами достижения целей; ­ формировать   умения   четко   планировать   и   предвидеть   результаты   своего педагогического труда; ­ формировать   самосознание   ученика,   когда   он   начинает   видеть   связь   между способами действий и конечным результатом урока.      Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя План самоанализа урока 1. Характеристика класса: ­ межличностные отношения; ­ недостатки биологического и психического развития; ­ недостатки подготовленности класса. 2. Место урока в изучаемой теме: ­ характер связи урока с предыдущим и последующим уроками. 3. Характеристика   общей   цели   урока,   конкретизируемой   в   дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей. содержание учебного материала; 4. Характеристика плана урока: ­ ­ методы обучения; ­ приёмы обучения; ­ формы организации познавательной деятельности. 5. Как был построен урок в соответствии с планом: ­ разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно­воспитательные элементы повлияли   на   ход   урока   (положительно,   отрицательно),   на   получение конечного результата.6. Структурный аспект самоанализа урока: ­ ­ ­ доказательства оптимального выбора каждого элемента урока. анализ каждого элемента урока; его вклад в достижение результата; 7. Функциональный аспект: ­ насколько структура урока соответствовала общей цели; ­ ­ ­ соответствие возможностям класса; анализ стиля отношений учителя и учащихся; влияние на конечный результат урока. 8. Аспект оценки конечного результата урока: ­ формирование универсальных учебных действий на уроке; ­ определение разрыва между общей целью урока и  результатами урока; ­ причины разрыва; ­ выводы и самооценка. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА I. Краткая общая характеристика класса 1 Общая подготовленность класса: ­ умение детей работать в парах; ­ умение детей работать в малых группах; ­ умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; ­ умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. 2 Общая характеристика общения.  3 Что   преобладает:   соперничество   или   сотрудничество?   Проблема лидеров и аутсайдеров. 4 Включенность   детей   в   учебную   деятельность   и   общий   уровень   ее сформированности в классе. 5 Общая характеристика освоения программы к этому времени. II. Анализ эффективности проекта урока 1 Реальность цели урока. 2 Каким образом организовать  работу на уроке? 3 Что   проектировалось   изучить?   Зачем?   Роль   этого   материала   в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал? 4 Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие   понятия  они  (оно)  опираются? Для   каких  понятий  являются базой? 5 Что знают ученики об изучаемом понятии?6 Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся. 7 Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия? 8 Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу? 9 Как   проектировалось   осуществление   остальных   этапов   решения учебной задачи? 10 Предусматривались   ли   в   проекте   урока   реальные   трудности,   с которыми   могли   встретиться   дети   в   ходе   решения   учебной   задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся? 11 Какие   критерии   освоения   данного   материала   намечались   в   проекте урока? 12 Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока. III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла? 1 Совпадает   ли   цель   урока   с   его   конечным   результатом?   В   чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему? 2 Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии? 3 Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха? 4 При   помощи   каких   способов   была   создана   ситуация   принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла   на дальнейший ход ее решения? 5 Была ли принята учебная задача учащимися? 6 Насколько  эффективно  осуществлялся  этап  преобразования  условий задачи? 7 Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели? 8 Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач?   Уровень   задач,   их   «интересность»   с   точки   зрения лингвистического или математического материала? 9 Как   был   организован   контроль?   Контроль   проходил,   как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат?   Когда   контроль   осуществлялся:   в   начале   действия,   в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми? 10 Опирались   ли   дети   при   работе   на   свою   собственную   оценку   или прибегали к оценке учителя? IV. Оценка целостности урока 1 Насколько содержание  урока соответствовало требованиям ФГОС?2  На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик­ ученик, ученик­учитель, ученик­группа?  3 Охарактеризовать   взаимодействие   этапов   учебной   задачи   в   ходе саморешения.  Выделить   наиболее   сильные   и   слабые   этапы   (с  точки зрения   качества   их   осуществления)   и   их   влияния   на   конечный результат урока. 4 Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.