«Самообразование – ведущий компонент профессионального совершенствования учителя музыки»
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной
работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,
нет границ, ни пределов»
Быть всесторонне развитым человеком сейчас престижно и выгодно. Образованный человек давно через знания охватывает много областей. Помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир, свою индивидуальную точку зрения, возможность познания мира во всем его многообразии, способность обретения гармонии и счастья.
В настоящее время приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется. Поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого необходимо выделить время, усилия, возможно, и финансовые средства.
Необходимость самообразования, как особом виде деятельности профессионала, все время возрастает. Информационное общество характеризуется как общество – знание, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив современного человека. Вот, как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь. «Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемое самой личностью, приобретение систематических знаний в любой области». В основе самообразования – интерес занимающегося. Самообразование преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Мотивы, побуждающие преподавателя к самообразованию:
ü Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу у педагога возникает необходимость поиска новой информации;
ü Желание творчества. Педагог – профессия творческая;
ü Изменение, происходящие в жизни общества. Изменения эти, в первую очередь, отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и, соответственно, формируют образ преподавателя, как современного человека;
ü Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, каким его считают окружающие;
ü Материальное стимулирование. Категория преподавателя зависит от мастерства;
ü Интерес. Учиться просто интересно. В процессе обучения этот интерес только усиливается.
Организация самообразования
При организации самообразования следует учитывать профессиональный уровень преподавателя. Для этого используют различные критерии, позволяющие отнести преподавателя к той или иной группе. И в соответствии с этим, выбрать цели и способы обучения. Так, начинающему преподавателю самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществить глубокий детальный анализ, возникающий в работе, в профессиональной практике.
Педагог со стажем имеет возможность пополнить копилку не только своих знаний, но и найти эффективные приемы развивающей работы с обучающимися, родителями, овладеть диагностирующей и исследовательской деятельностями. Кроме того, у преподавателя развивается потребность в постоянном пополнении знаний, гибкости мышления, прогнозирования воспитательно-образовательного процесса, раскрытие творческого потенциала. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к научной, практической, исследовательской деятельности. Важным условием является правильно организованное и проводимая в система работа по самообразованию.
Формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
- индивидуальная. Предполагает самостоятельную работу над повышением профессионально-методического уровня. Здесь инициатором является сам учитель;
- групповая (творческие группы, семинары, практикумы, курсы и т.д.). Направлена на активное участие педагогов в методической работе школы, предметных методических объединений через семинары, практикумы, творческие отчеты. Обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметим и преимущества и недостатки.
1. Повышение квалификации, очные курсы. Главное достоинство такой формы – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя. А так же, возможность обмена опытом между коллегами. Недостатками такой формы может являться время прохождения в учебный период, как следствие изменения в режиме работы всей школы. Дистанционные курсы также имеют свои плюсы и минусы. Главным достоинством такой формы самообразования является возможность пройти их удобное для педагога время, возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным вопросам. Недостатком может являться то, что ни все педагоги владеют информационно коммуникативными технологиями на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно.
2. Переподготовка. Главным достоинством такой формы является возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования. Минус – дефицит свободного времени, высокая стоимость обучения.
3. Участие в конкурсном движении: конференции, семинары, олимпиады, конкурсы. Педагог, участвуя в конкурсах, приобретает опыт поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы. В рамках участия в конкурсах представляется возможность публичного предъявления опыта. Участие в дистанционных конкурсах дает многое для повышения профессионального уровня учителя.
4. Индивидуальная работа по самообразованию. Форма самообразования, которая включает в себя научно-исследовательскую работу, изучение научно-методической и учебной литературы, участие в педагогических советах, методических объединениях, теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов. Это Интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов одного города, или даже страны. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: использование бесплатных открытых свободных электронных ресурсов, самостоятельное создание сетевого учебного содержания, освоение информационных знаний, умений и навыков, наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главное преимущество этой формы самообразования является обмен опытом, который осуществляется между педагогами – практиками.
Самообразование непрерывно. Но планировать его нужно поэтапною Технология процесса самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапах:
ü диагностический - создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ профессиональных затруднений, постановку проблем, выбор целей, планирование и прогнозирование результатов;
ü обучающий – педагог знакомится с литературой по выбранной проблеме образования;
ü практический – адаптация, апробирование теоретического материала;
ü внедрение – использование и распространение собственного опыта, создание собственных наработок (уроки, мастер – классы и т.д.)
ü обобщающий – анализ своей работы, мониторинг и т.д.
Срок реализации такого плана педагог определяет самостоятельно.
Алгоритм составления плана работы по самообразованию:
- название темы;
- цель;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- формы самообразования;
- этапы самообразования;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
Результатами самообразования педагога могут быть:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработанные методические пособия, рекомендации, статьи, дидактические материалы, тесты, наглядности, доклады, выступления;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным новаторским технологиям;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогского творчества является размещение материалов в Интернете. Такие сайты, как : Инфоурок, Арт-талант, Фоксфорд, _______)
Чем больше информаций, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но никакой современный компьютер, современные технологии и самый быстрый интернет преподавателю не обеспечит самое главное – желание работать над собой, способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенные в процессе самообразования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.