Парачук А.В.
Самообразование и инновационный поиск как пути повышения профессионального мастерства педагогов.
Cовершенствование качества образования и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов, их профессиональной культуры и мастерства. Для повышения квалификации педагогов проводятся семинары, конференции, различные конкурсы, курсы повышения квалификации и т.п. Включенность педагога в эту систему мероприятий дает, безусловно, положительный эффект, однако ее эффективность невелика без процесса самообразования. Самообразование — есть внутренняя потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более это естественно для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Самообразование педагога многогранно и многопланово. Как показывает практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Но необходимость самообразования диктуется тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Есть, конечно, трудности, которые свидетельствуют о том, что в учреждении дополнительного образования необходимо создавать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Чтобы помочь педагогам найти ответы на волнующие их вопросы для организации самообразования всегда можно обратиться к методической службе. В рамках самообразования педагогу помогут выбрать индивидуальную тему, составить план самостоятельной работы по теме, определить в каком виде будут представлены педагогическому сообществу результаты самостоятельной деятельности.
Так как самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. А источниками этих знаний, могут быть: телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), интернет, видео, аудио, курсы, мастер-классы, семинары и конференции, мероприятия по обмену опытом, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.
В науке определены три уровня самообразовательной деятельности:
- адаптивный;
- проблемно-поисковый;
- инновационный.
Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий и вместе с тем отличается качественными изменениями.
Первый уровень, адаптивный, характерен для начинающего педагога. Его целью является адаптация к профессии.
Второй, проблемно-поисковый уровень — качественно новый этап самообразовательной деятельности. Именно на этом этапе могут быть найдены эффективные приемы работы, оригинальные методики.
Третий, инновационный уровень предполагает высокую степень развития соответствующих умений. На этом этапе педагог создает социально-значимый продукт деятельности, обладающий практической новизной. Фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток. Этот выбор не каждому дается, он требует не только постановки цели, но и труда, настойчивости в ее реализации.
Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования (словарь Г.М. Коджарспирова).
Таким образом, суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе и профессиональным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.