САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Оценка 5

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

Оценка 5
doc
07.05.2022
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Самообразование как фактор совершенствования педмастерства учителя.doc

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

Е.Б. Слепова,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

 ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1

им. А.С. Макаренко»

 

 

Личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога. Профессионально-значимые качества личности как характеристики интеллектуальной, эмоционально-волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуальные различия в педагогическом труде - отдельные эпизодические проявления особенностей выполнения данным человеком профессиональной деятельности, профессионального общения. Приобретая в результате процесса профессионализации устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – выражение взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности, обеспечивающее достижение определенного результата [1]. А.К. Маркова [3] отмечает четыре наиболее характерных стиля деятельности учителя: эмоционально-импровизационный; эмоционально-методический; рассуждающе-импровизационный; рассуждающе-методический (табл.).

 

Таблица – Стили педагогической деятельности

 

Эмоционально-импровизационный стиль

+

Ориентация на процесс обучения, артистизм, контактность, проницательность, интересное изложение, гибкое варьирование программного материала, положительный психологический климат, активизация интереса к предмету, стимуляция высказываний учеников.

Демонстративность, отсутствие планомерности, методичности в закреплении и повторении, ориентация на сильных учеников, недостаточная требовательность, зависимость (чувствительность) от ситуации, непрочные знания и навыки учеников по предмету.

Эмоционально-методический стиль

Ориентация на процесс и результат обучения, контактность, проницательность, методичность в закреплении и повторении, требовательность, интересное изложение, варьирование программного материала, активизация интереса к предмету, прочные знания и навыки по предмету у школьников.

Демонстративность, чувствительность (зависимость) от ситуации на уроке, от настроения и подготовленности учеников.

Рассуждающе-импровизационный стиль

Высокий уровень знаний, контактность, проницательность, требовательность, ясность и четкость изложения программного материала, внимание ко всем учащимся, сдержанность, интерес к предмету у учеников сочетается с прочными знаниями и навыками.

Негибкость в подаче материала, низкий уровень дисциплины, замедленный темп урока, часто работа с одним учеником, редкие коллективные формы работы.

Рассуждающе-методический стиль

Высокая методичность в закреплении и повторении, точная негибкая реализация программного материала, внимание ко всем учащимся, не только сильным или слабым, высокая требовательность.

Низкий интерес учеников к предмету, стандартный набор форм и методов, репродуктивная деятельность учеников, нестабильное эмоциональное отношение к ученикам, пребывание на уроках для учеников томительно и не всегда интересно, отсутствие благоприятного психологического климата.

 

Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора (по А.К. Марковой):

-       индивидуально-психологические особенности педагога;

-       особенности педагогической деятельности;

-       особенности обучающихся [3].

Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности. Под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание учебного предмета, учебного материала. Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д. В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающихся, эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения.

Сегодня общество предъявляет особые требования к деятельности педагога. Какой стиль деятельности предпочтителен? Какие условия необходимы для этого?

Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. «Педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования»,  – писала Г.М. Коджаспирова [2]. У В.А. Сластенина [5] можно найти такое определение педагогического мастерства, как «сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности».

Учитель-мастер в становлении и развитии у учащихся интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется такими положениями:

-       Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.

-       Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

-       Обучение должно быть трудным, но посильным.

-       Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

-       В целях осуществления активизирующего, поискового, проблемного обучения учитель-мастер продумывает для учащихся систему вопросов и заданий.

-       Самостоятельная работа организуется при выполнении заданий повторительного характера: упражнения и задачи на применение ранее усвоенных знаний; посильном открытии нового знания, самостоятельного анализа фактов, обобщения и выводов.

Чтобы понять, что значит быть готовым к самообразованию, можно задать себе или другим следующие вопросы: 

-       Что именно нового я хочу узнать, понять?  

-       По своей ли воле я начинаю познавать что-то новое?

-       Четко ли я понимаю, для чего я это делаю? Что я получу в итоге?

-       Умею ли я найти пути самообразования (выбор источников, форм самообразования)?   

-       Могу ли я организовать свою работу (выбор конкретных приемов работы, планирование времени, самоконтроль)?  

-       Испытываю ли я положительные эмоции в процессе работы и по достижении результата?

Ответы на эти и другие вопросы можно получить, проведя самоанализ своей деятельности. Самоанализ профессиональной деятельности учителя – это представление его педагогической системы, технологии. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности. Следовательно, структура самоанализа должна соответствовать структуре педагогической технологии, как «продуманной во всех деталях модели педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя» [4]. Структура:

-       Актуальность темы самообразования, проблема, цель, задачи.

-       Концептуальное обоснование темы самообразования.

-       Особенности содержания образования. Рабочие программы, их уровень и направленность в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

-       Особенности организации образовательного процесса: способы мотивации, средства обучения, элементы педагогических технологий, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы обучения, способы управления познавательной деятельностью, контроль и оценка.

-       Результаты педагогической деятельности по направлениям:

-       результаты учебной работы. Соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям существующего ФГОС ОО по данному учебному предмету;

-       результаты учебно-методической работы;

-       результаты научно-методической работы (профессиональные конкурсы, научно-практические конференции, семинары, мастер-классы и т.д.);

-       результаты внеурочной работы по курсу;

-       творческая деятельность обучающихся средствами учебных предметов, внеурочных курсов (конкурсы, соревнования, олимпиады, концерты и т.д.);

-       результаты руководства проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.

-       Повышение квалификации.

-       Обобщение, представление и распространение педагогического опыта – результаты работы над темой самообразования в течение 5 лет: год, форма, результат.

-       Система измерения результатов работы над темой самообразования. Соответствие результатов поставленным и решаемым задачам. Графическая рефлексия показателей результативности педагогической деятельности.

Работая над темой самообразования, педагогу требуется глубокое осмысление личного опыта и перспектив развития. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Педагог может воспользоваться следующим алгоритмом работы над темой самообразования (индивидуальной научно-методической темой):

1)     Выбор индивидуальной темы (проблемы):

-       ознакомление с литературой;

-       ознакомление с нормативно-правовыми документами;

-       изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

2)     Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников: выписки из литературных источников.

3)     Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

-       обоснование выбора темы – актуальность и новизна;

-       выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

-       формулирование цели и задач работы;

-       разработка календарного плана индивидуальной работы.

4)     Выбор моделей, инновационных технологий педагогической деятельности (применения на уроках образовательных и педагогических технологий; активных методов обучения; эффективных форм организации учебно-познавательной деятельности; организации самостоятельной работы на уроках; формирования универсальных учебных действий средствами учебных предметов, внеурочных курсов; применения формирующего оценивания на уроках и т.д.).

5)     Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6)     Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7)     Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

Полезными учителю могут оказаться вопросы для самоанализа:

1)     Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями образовательного учреждения, в котором вы работаете?

2)     Какие важные проблемы вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.

3)     Какова ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором вы работаете?

4)     Каким образом вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

5)     Что вами делается для эффективного использования времени учеников и вас самого как педагога на уроке и вне его?

6)     Какие педагогические технологии и методы обучения вы применяете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями детей?

7)     Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучаемых на уроке?

8)     Считаете ли вы высоким уровень познавательного интереса школьников на ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

9)     Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?

10) Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому вами предмету?

11) Какие методы оценки деятельности учащихся вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие детей в оценке их учебной деятельности?

12) Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.

13) Каким образом вы взаимодействуете с родителями? Как вами учитываются их мнения и запросы относительно успеваемости и прогресса детей? Как сообщается информация об учебных достижениях?

14) Как вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

15) Как вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

16) С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

Предъявить педагогу результаты собственной аналитической работы, позволяющие судить о качестве организации учителем собственных профессиональных действий, позволяет портфолио. Портфолио представляет собой способ фиксации и оценки индивидуальных достижений работника за определенный отрезок времени. Портфолио (портфель достижений педагога) – собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений прогресса в педагогической, управленческой деятельности работника; инструмент:

-       самооценки профессиональной деятельности учителя,

-       оценивания профессиональной компетентности и эффективности профессиональной деятельности.

Следствием использования профессионального портфолио педагога для представления его профессиональных достижений может быть появление нового аспекта – собственно аспекта развития, самоорганизации и самоконтроля в самообразовании для совершенствовании педагогического мастерства.

 

Список испрользованной литературы:

1.      Богданов И. Психология и педагогика // https://www.gumer.info/

2.      Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник  / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.

3.      Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

4.      Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография / В.М. Монахов; М-во науки и образования РФ, Федер. агентство по образованию, Межвуз. центр дистанц. образования МГОПУ им. М. А. Шолохова, Волгоград. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2006. – 318 с.

5.      Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина –  М.:  "Академия", 2002. – 576 с.


САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Высокая методичность в закреплении и повторении, точная негибкая реализация программного материала, внимание ко всем учащимся, не только сильным или слабым, высокая требовательность

Высокая методичность в закреплении и повторении, точная негибкая реализация программного материала, внимание ко всем учащимся, не только сильным или слабым, высокая требовательность

Самостоятельная работа организуется при выполнении заданий повторительного характера: упражнения и задачи на применение ранее усвоенных знаний; посильном открытии нового знания, самостоятельного анализа фактов, обобщения и…

Самостоятельная работа организуется при выполнении заданий повторительного характера: упражнения и задачи на применение ранее усвоенных знаний; посильном открытии нового знания, самостоятельного анализа фактов, обобщения и…

Педагог может воспользоваться следующим алгоритмом работы над темой самообразования (индивидуальной научно-методической темой): 1)

Педагог может воспользоваться следующим алгоритмом работы над темой самообразования (индивидуальной научно-методической темой): 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022