Самообразование воспитателя в детском саду ДОУ
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Для педагогов без специального образования:
Тематикой самообразования также может быть:
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы
работы по |
Деятельность |
|
педагога |
старшего воспитателя |
|
1. |
Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач |
Педагогическая
диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. |
2. |
Планирование работы по самообразованию |
Консультирование
и методические рекомендации по разработке темы: |
3. |
Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) |
Создание
условий для работы воспитателя по самообразованию: |
4. |
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) |
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов |
5. |
Подведение итогов самообразования |
Привлечение
к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на
заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. |
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
План работы по самообразованию
Воспитатель______группы №______МДОУ д\с №______
Тема:______
Цель, задачи:______
Литература:
Раздел плана |
Сроки |
Форма работы |
Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.