"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"
Оценка 4.6

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации
Все классы
06.03.2018
"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"
Одной из главных функций деятельности образовательной организации и управления ею становится сегодня создание таких условий, которые способствовали бы повышению квалификации, повышению уровня образования и самообразованию педагогов. Педагог, у которого сформирована система исследовательской, аналитической культуры, способен добиваться в профессиональной деятельности наивысших результатов, способен организовать работу по формированию личности обучающегося, подготовке компетентных профессионалов различных сфер деятельности, будущих лидеров производства, социума не только региона, но и России.
Самообразование и компетентность.docx
Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя Методист МБУ «Киришский центр МППС»    Светлана Борисовна Ерохина Изменения   в   сфере   профессионального   образования   в   связи   с внедрением   Федеральных   государственных   образовательных   стандартов потребовали   от   преподавателей   качественного   преобразования   своей деятельности.   Для   того   чтобы   соответствовать   новым   образовательным запросам   общества   и   развивающейся   экономики,   работники   образования должны   обладать   высококачественным,   гибким,   легко   перенастраиваемым потенциалом.  Особое внимание уделяется способности преподавателя к личностно­ профессиональному   развитию,   что   обусловило   изменение   приоритетов   и   Это   направленность   на   поддержку повышения   компетентности.   на   личностный   и преобразующей   педагогической   деятельности, профессиональный   рост,   на   обеспечение   условий   для   самостоятельного решения жизненных и профессиональных проблем. Не случайно важнейшим научным направлением в области образования была и остается дальнейшая разработка проблемы повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей. Содержание профессиональной компетентности преподавателя той или иной   дисциплины   определяется   квалификационной   характеристикой. Квалификационная   характеристика   –   это,   по   существу,   свод   обобщенных требований   на   уровне   теоретического   и   практического   опыта.   Условно отделяя   профессиональную   компетентность   от   других   личностных образований,   следует   учитывать,   что   усвоение   знаний   (накопление информационного   фонда)   –   не   самоцель,   а   необходимое   условие   для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков – главного критерия профессиональной готовности. Профессиональная компетентность определяется в литературе [2] как интегральная   характеристика   деловых   и   личностных   качеств   специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально­нравственную позицию личности.   Развитие   личностного   потенциала   достигается   посредством осознанного   самовоспитания,   профессионального   образования,   повышения квалификации.   Повышение   уровня   профессиональной   компетентности является важным звеном непрерывного профессионального образования. Самообразование   во   все   времена   было   основным   источником человеческого   знания. Основной  объем  знаний  и  умений  каждый  добывает сам. «Кто дорожит жизнью мысли, — писал Д. И. Писарев, — тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Самообразование   —   это   целенаправленный   и   определенным   образом организованный   процесс   приобретения   необходимых   в   профессиональной деятельности   знаний, самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [3].   формирования   умений   и   навыков   путем Данное   определение   имеет   следующие   признаки:   во­первых, самообразование каким­то образом должно быть организовано и в этой связи предстает   как   некая   система.   Во­вторых,   самообразование   может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация)   и   используемые   технологии   получения   знаний,   умений   и навыков.  В­третьих,  хотя   самообразование  —  процесс,  характеризующийся занимающийся большой   самообразованием,   для   того,   чтобы   сделать   этот   процесс   эффективней, автономности, степенью     специалист,   должен   активно   общаться   с   другими   людьми   (коллегами,   подчиненными, вышестоящими руководителями и т. д.). И, наконец, в­четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают уровень   знаний,   умений   и   навыков.   Самообразование   является   видом непрерывного образования. Формы организации самообразования 1.       Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное   достоинство   такой   формы   самообразования   –   возможность получения   квалифицированной   помощи   от   специалиста­преподавателя (система «ученый ­ учитель»), а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки: ­ эпизодичность прохождения курсов; ­ время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы образовательного учреждения ­   качество   лекционного   материала,   т.к.   не   всегда   проводится     серьезное изучение   потребностей   преподавателей   и   дифференциации   с   учетом потенциала слушателей. 2.       Получение второго высшего образования или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования: ­   возможность   выстраивать   индивидуальную   траекторию   образования,   т.к. структура   большинства   программ   имеет   модульный   характер:   одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; ­   система   «ученый   ­   учитель»,   при   которой   обучение   ведут   ученые специалисты. Недостатки: ­ нехватка у преподавателей свободного времени; ­ дороговизна обучения. 3.       Дистанционные   курсы   повышения   квалификации,   конференции, семинары, конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: ­ возможность пройти их в удобное для преподавателей время; ­   возможность   выбора   темы   по   интересующим   и   наиболее   актуальным вопросам. Недостатки: ­ дистанционные курсы часто проводятся на платной основе;   подтверждающих   факт   прохождения ­   отсутствие   документов, дистанционного обучения; при его наличии – отсутствие юридической силы, что необходимо при проведении очередной аттестации. 4. Индивидуальная работа по самообразованию. Включает в себя: ­  научно­исследовательскую работу по определенной проблеме; ­ посещение библиотек, изучение научно­методической и учебной литературы; ­ участие в педагогических советах, научно­методических объединениях; ­   посещение   уроков   коллег,   обмен   мнениями   по   вопросам   организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; ­ теоретическая разработка и практическая апробация различных форм урока, внеклассного мероприятия, учебного материала. Однако, как бы ни был высок уровень способностей преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике в должной мере. Причины, которые чаще всего называют – отсутствие времени, стимула, нехватка источников информации по определенным спецификам (с чем можно поспорить..) и др. 5. Сетевые педагогические сообщества. Новая   форма   организации   самообразования.   Сетевое   педагогическое   созданный   для   общения сообщество   –   это   интернет­ресурс, единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделится   опытом,   поспорить,   рассказать   о   себе,   узнать   необходимую информацию. Сетевое   сообщество   открывает   перед   педагогами   преподавателями, следующие возможности: ­ использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; ­самостоятельное создание сетевого учебного содержания; ­ освоение информационных концепций, знаний, навыков; ­ наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: ­ обмен опытом осуществляется между преподавателями­практиками; ­ методическая помощь является персональной и адресной; ­ получить информацию можно в удобное для преподавателя время. Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования,   ведущую   роль   в   нем   играет   администрация.   Именно   способствуют административные   работники,   руководство,   методист   формированию   устойчивой   потребности   в   самообразовании,   побуждают   к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.   Организация   наставничества,   обсуждение   актуальных   тем, привлечение   преподавателей   к   участию   в   тематических   педсоветах, проведение консультаций для преподавателей, оказание помощи в обобщении своего   опыта,   пополнение   библиотечного   и   медиа   ­   фонда   –   это   лишь неполный   перечень   форм   работы   администрации   образовательного учреждения в данном направлении. Каждый педагог – преподаватель, мастер п/о, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально­психологического   климата,   сложившегося   в   коллективе,   и требования   администрации   образовательного   учреждения,  определяет   свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Однако   каждая   деятельность   бессмысленна,   если   в   ее   результате   не создается некий продукт, или нет каких либо достижений. В личном плане самообразования   преподавателя   должен   быть   список   результатов,   которые достигнуты   или   должны   быть   достигнуты   за   определенный   срок.   Пока преподаватель выполняет свои обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые   ему   обществом,   и   он   не   может   не   заниматься самообразованием. Литература 1. Вестник ЛОИРО. Образование: ресурсы развития № 2, 2011г. 2. Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных  информационных и коммуникационных технологий для самообразования  будущих учителей: ИТО, 2009. 3. Голобова Н.А. Организация сетевого взаимодействия педагогов как  условие непрерывного повышения квалификации учителей/Стандарты и  мониторинг.­2009.:6.­с54­59 4. Гонеев А. Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального  образования: учебн. пособие. М.: 2004. 5. Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования  человека работающего // Управление персоналом. 2001. № 4.  6. Норенко Е. Модель «Учитель XXI века»: проектирование и внедрение  внутришкольной системы повышения квалификации //Школьное  планирование.­2010 №5 с.60­78 7. Ясвин В.Радуга педагогической компетентности, или Модель  педагогического портфолио//Директор школы,2010, № 2с.25­32

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"

"Самообразование и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018