Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет (приложение 1).
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
• Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
• Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2).
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
• Овладение методикой работы с детьми;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
• одна из годовых задач ДОУ;
• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
• в определении темы, целей и задач;
• в планировании работы по самообразованию;
• в ходе реализации плана;
• в изучении и анализе результативности своей работы.
Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. ( Примерный план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Результативность этапов работы по самообразованию:
• 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
• 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
• 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа проводиться рефлексия (самоанализ).
Сформированность определенных личностных качеств:
• Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.
• Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике.
• Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуации, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.
• Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой., творческим поиском (оценка реализации педагогом потребности в развитии производиться по методике К.Ю.Белой по трем критериям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие.
Повышение профессионального статуса педагога:
• Повышение или подтверждение категории.
• Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).
Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.
Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.
Памятка для осуществления самоанализа
1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая , научная и др.
3. Практические выводы после проработки каждой темы.
4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами. Другими педагогами).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Информация для отслеживания результативности работы педагога:
• Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
• Информация об участии педагога в методической работе.
• Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.
• Сведения о повышении квалификации сотрудников.
• Сведения об аттестации сотрудников.
• Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.
Литература:
1.Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.
Интернет ресурсы:
1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm
2. http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками . Болта Галина Николаевна).
презентация_самообразования.ppt
Самообразование педагогов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»
«ДЕТСКИЙ САД общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Самообразование педагогов
На смену стилю жизни, когда одного образования
На смену стилю жизни, когда одного образования
хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный
хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный
стандарт «Образование для всех, образование в
стандарт «Образование для всех, образование в
течение всей жизни».
течение всей жизни».
В середине XIX в. ученые выделили
В середине XIX в. ученые выделили
как отдельную науку об образовании
как отдельную науку об образовании
и воспитании взрослых андрагогику
андрагогику..
и воспитании взрослых
(гр. andros взрослый, зрелый
(гр. andros взрослый, зрелый
человек и ago веду, управляю) –
человек и ago веду, управляю) –
педагогика взрослых, занимающаяся
педагогика взрослых, занимающаяся
исследованием проблем образования,
исследованием проблем образования,
самообразования и воспитания
самообразования и воспитания
взрослых людей. .
взрослых людей
Самообразование педагогов
Существует целый ряд признаков, по которым мы можем назвать
Существует целый ряд признаков, по которым мы можем назвать
современным. Один из них – это обучение в течение всей
. Один из них – это обучение в течение всей
человека современным
человека
непрерывное обучение. Мир стремительно изменяется –
жизни или непрерывное обучение
. Мир стремительно изменяется –
жизни или
идет непрерывный процесс глобализации, появляются новые
идет непрерывный процесс глобализации, появляются новые
технологии и от взрослого человека требуется набор несколько иных
технологии и от взрослого человека требуется набор несколько иных
знаний, умений и навыков, нежели тот, что он получил в контексте
знаний, умений и навыков, нежели тот, что он получил в контексте
формального образования (школа, ВУЗ). И в этом стремительно
формального образования (школа, ВУЗ). И в этом стремительно
меняющемся мире, современный человек должен быть готов к
меняющемся мире, современный человек должен быть готов к
обучению, как к непрерывному процессу, к получению новых навыков
обучению, как к непрерывному процессу, к получению новых навыков
для улучшения качества жизни.
для улучшения качества жизни.
Так, чтобы не отстать от времени,
Так, чтобы не отстать от времени,
педагогу необходимо постоянно
педагогу необходимо постоянно
совершенствовать свои знания,
совершенствовать свои знания,
овладевать прогрессивными
овладевать прогрессивными
педагогическими технологиями
педагогическими технологиями
воспитания и обучения и тем
воспитания и обучения и тем
самым обеспечить возможность
самым обеспечить возможность
для своего развития....
для своего развития
Самообразование педагогов
Поставьте перед собой следующие вопросы: кто я, чего хочу? Если вы
Поставьте перед собой следующие вопросы: кто я, чего хочу? Если вы
знаете, что хотите быть хорошим педагогом, то остается только понять,
знаете, что хотите быть хорошим педагогом, то остается только понять,
что для этого мало просто плыть по течению…
что для этого мало просто плыть по течению…
необходимо работать над самообразованием
…необходимо работать над самообразованием
…
"Далеко не каждый станет
ученым, писателем, артистом,
далеко не каждому суждено
изобрести порох или велосипед,
но мастером своего дела
должен стать каждый".
В. Сухомлинский..
В. Сухомлинский
Самообразование педагогов
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по
Самообразование
расширению и углублению своих теоретических знаний,
совершенствование имеющихся и приобретение новых
профессиональных навыков и умений в свете современных требований
педагогической и психологической наук
путь
путь
повышения
повышения
профессионального
профессионального
мастерства
мастерства
педагога.
педагога.
Самообразование педагогов
Самообразование
Самообразование
Профессиональная
Профессиональная
компетентность
компетентность
Повышение результативности
Повышение результативности
педагогической деятельности
педагогической деятельности
Высокий культурный уровень
Высокий культурный уровень
Творческий потенциал
Творческий потенциал
Критическое и
аналитическое мышление
Самообразование педагогов
Компоненты
Компоненты
готовности
готовности
Мотивационный
Мотивационный
(осознание личной
и общественной
значимости
непрерывного
образования)
Организационный
Организационный
(умение выбрать
источники познания
и формы
самообразования)
Нравственно
Нравственно
Волевой
Волевой
( любознательность,
критичность,
трудоспособность)
Когнитивный
Когнитивный
(базовая культура
личности,
профессиональные
знания,
умение их
применять)
Самообразование педагогов
с учетом индивидуального опыта и
с учетом индивидуального опыта и
профессионального мастерства каждого воспитателя;
профессионального мастерства каждого воспитателя;
направлены на достижение качественно новых
направлены на достижение качественно новых
результатов работы
результатов работы
одна из годовых задач ДОУ;
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у
проблема, которая вызывает у
педагога затруднение;
педагога затруднение;
пополнение знаний по уже
пополнение знаний по уже
имеющемуся опыту
имеющемуся опыту
Самообразование педагогов
Самообразовательная работа над рефератом по теме
• Самообразовательная работа над рефератом по теме
• Чтение методической, педагогической и предметной
Чтение методической, педагогической и предметной
литературы.
литературы.
•Обзор в Интернете информации по теме
Обзор в Интернете информации по теме
•Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий
Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий
коллег.
коллег.
•Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
• Систематическое прохождение курсов повышения
Систематическое прохождение курсов повышения
квалификации.
квалификации.
•Проведение открытых занятий для анализа со стороны
Проведение открытых занятий для анализа со стороны
коллег.
коллег.
•Изучение информационнокомпьютерных технологий.
Изучение информационнокомпьютерных технологий.
• Общение с коллегами в МБДОУ, городе и в Интернете.
Общение с коллегами в МБДОУ, городе и в Интернете.
•Участие в конкурсах в Интернете.
Участие в конкурсах в Интернете.
•Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
•Организация кружковой и свободной деятельности по
Организация кружковой и свободной деятельности по
теме;
теме;
•Теоретическая разработка и практическая апробация
Теоретическая разработка и практическая апробация
разных форм занятий, учебных материалов и т.д.
разных форм занятий, учебных материалов и т.д.
Самообразование педагогов
1.1. Детально изучаем ситуацию по выбранной теме,
Детально изучаем ситуацию по выбранной теме,
используя научно методическую литературу;
используя научно методическую литературу;
1.1. Определяем тему;
Определяем тему;
2.2. Ставим цели, задачи;
Ставим цели, задачи;
3.3. Составляем план работы;
Составляем план работы;
4.4. Готовим практический
Готовим практический
материал (консультации,
материал (консультации,
доклады, наглядно
доклады, наглядно
иллюстративный материал,
иллюстративный материал,
перспективные планы,
перспективные планы,
конспекты занятий,
конспекты занятий,
программы)
программы)
Самообразование педагогов
Внедряем в работу педагогический материал:
Внедряем в работу педагогический материал:
Адаптируем теоретический материал к конкретной ситуации
1.1. Адаптируем теоретический материал к конкретной ситуации
(группе, предмету);
(группе, предмету);
2.2. Апробируем на практике выбранные
Апробируем на практике выбранные
методы, проводим мониторинг, анкетирование;
методы, проводим мониторинг, анкетирование;
3.3. Выступаем с сообщением на педсовете;
Выступаем с сообщением на педсовете;
4.4. Отслеживаем результативность;
Отслеживаем результативность;
5.5. Создаём собственные наработки
Создаём собственные наработки
по теме самообразования,
по теме самообразования,
опираясь на теоретический
опираясь на теоретический
материал ( проведение различных
материал ( проведение различных
мероприятий)
мероприятий)
Самообразование педагогов
Проводим диагностику с целью отслеживания
Проводим диагностику с целью отслеживания
результатов работы, анализируем собственную
результатов работы, анализируем собственную
педагогическую деятельность:
педагогическую деятельность:
1.1. Систематизируем материал по теме;
Систематизируем материал по теме;
2.2. Обобщаем, оформляем в виде
Обобщаем, оформляем в виде
творческой работы;
творческой работы;
3. Готовимся к защите и выступаем
3. Готовимся к защите и выступаем
на педагогическом совете
на педагогическом совете
Самообразование педагогов
каких либо достижений. Поэтому, в личном плане по самообразованию
каких либо достижений. Поэтому, в личном плане по самообразованию
обязательно должен быть список результатов, которые должны
обязательно должен быть список результатов, которые должны
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате нет
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате нет
быть достигнуты за определённый срок.
быть достигнуты за определённый срок.
•Повышение качества преподавания предмета (указываем показатели
Повышение качества преподавания предмета (указываем показатели
эффективности и качества)
эффективности и качества)
•Разработанные или изданные методические пособия, статьи,
Разработанные или изданные методические пособия, статьи,
программы, сценарии, исследования;
программы, сценарии, исследования;
•Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
•Разработка дидактических материалов, наглядностей, тестов;
Разработка дидактических материалов, наглядностей, тестов;
•Доклады, выступления;
Доклады, выступления;
•Разработка и проведение открытых занятий
Разработка и проведение открытых занятий
по собственным, новаторским технологиям
по собственным, новаторским технологиям
Самообразование педагогов
•название темы
название темы
•цельцель
•задачи
задачи
•предполагаемый результат
предполагаемый результат
•этапы работы
этапы работы
•сроки выполнения каждого этапа
сроки выполнения каждого этапа
•действия и мероприятия, проводимые в
действия и мероприятия, проводимые в
процессе работы над темой
процессе работы над темой
•способ демонстрации результата
способ демонстрации результата
проделанной работы
проделанной работы
•форма отчета по проделанной работе
форма отчета по проделанной работе
Самообразование педагогов
1.1. Титульный лист
Титульный лист
Содержание
2.2. Содержание
3.3. Перспективный план на 35 лет
Перспективный план на 35 лет
изучение психолого педагогической
изучение психолого педагогической
литературы;
литературы;
разработка программно методического
разработка программно методического
обеспечения образовательного процесса;
обеспечения образовательного процесса;
обобщение собственного опыта
обобщение собственного опыта
педагогической деятельности;
педагогической деятельности;
участие в системе методической работы в ДОУ.
участие в системе методической работы в ДОУ.
Анализ самообразования за прошлый год.
4.4. Анализ самообразования за прошлый год.
5.5. Индивидуальный1 план на текущий год.
Индивидуальный1 план на текущий год.
Теоретическая часть ( изучение литературы, знакомство с
6.6. Теоретическая часть ( изучение литературы, знакомство с
практическим опытом по выбранной теме)
практическим опытом по выбранной теме)
Практическая часть (разработка дидактических материалов
7.7. Практическая часть (разработка дидактических материалов
для внедрения, конспекты занятий, мероприятий)
для внедрения, конспекты занятий, мероприятий)
Самообразование педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.