Самообразование учителя начальных классов
Оценка 4.7

Самообразование учителя начальных классов

Оценка 4.7
Документация
docx
классное руководство
1 кл—5 кл
23.11.2017
Самообразование учителя начальных классов
Психологические особенности перехода из начальной школы в среднюю. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. Наличие большей свободы и самостоятельности. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. Советы Родителям.
саммобраз.docx
Тема самообразования учителя начальных классов,  классного руководителя 4 «В» класса МОУ Раменская СОШ №6 Сорокиной Надежды Юрьевны 2014­2015 учебный год Психологические особенности перехода из начальной школы в среднюю. При переходе из начальной школы в среднюю учащимся приходится адаптироваться к  новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей,  различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного  материала. Резко изменяется условия привычной жизни четвёроклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка,  изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма  учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5­ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как  обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как  сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты проблемы  преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном  контакте друг с другом. Уже не первый год тесно взаимодействуют и сотрудничают учителя начальных классов и  учителя основной школы. Переход в пятый класс ­ это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое  время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся,  быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что  он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми  необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не  следует также забывать, что пятиклассники ­ это уже младшие подростки, и подходы к их  обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом. 1.Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения  школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают,  самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения,  устанавливают причинно­следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с  товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно  упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается  истина. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами  становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных  решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько  версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще  сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три». Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок  решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными  возможностями. 2.Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших  к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом  скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому  целесообразно посвятить 2­3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание  доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение. 3.Создание ситуации успеха для пятиклассников. Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в  пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание  ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, ­ это удел  начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного  процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в  позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения. 4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они  вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся  сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия.  Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся  до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом  скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом. 5.Отсутствие коллективных средств обучения. Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для  школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей  перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни  подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками  и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах,  парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они  переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение. 6.Наличие большей свободы и самостоятельности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности  пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену  которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и  самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где  существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность ­ это не слова­ синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки.  Из­за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится  сталкиваться с нарушениями дисциплины. 7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих  тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с  номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это  влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за  выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу  устают от проверки тетрадей. Кто­то не считает это целесообразным из­за уже  приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же не  всегда проверяют домашние задания. Дифференцированные задания в среднем и старшем  звене ­ большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно  отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях. 8. Личностный контакт с учителями.  Не следует забывать, что пятиклассники ­ народ эмоциональный. И во многом школьную  жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету  определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель,  то нравится и предмет. Это у в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота  и внимание со стороны учителя. Это далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не  справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и  препятствия. Есть много положительных моментов в этом переходном  периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все  сложности. А помогают им в этом педагоги, и прежде всего классные руководители. Таким образом, осуществление преемственности в работе разных ступеней образования  является средством изменения внутренней позиции педагога в сторону понимания,  абсолютного принятия ученика. Все мы – участники образовательного процесса и нам  необходимо:  Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, быт,  семейные трудности; Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды (1 кл., 4­5, 9­10  кл.) Помнить об учёте возрастных, индивидуальных особенностей ученика; Помнить о необходимости поддерживать контакт с семьями; Отслеживать процесс социализации ребёнка в коллективе; Выбирать личностно­ориентированные образовательные технологии; Ориентировать ребёнка на успех.       Психологические   исследования   доказывают,   что   межличностные   конфликты   в   новых коллективах 5­х классов исчерпываются в течение одного­двух месяцев, когда каждый ученик самоутвердится и найдет свой круг общения. Педагогическое мастерство классного Советы Родителям руководителя и конструктивная позиция родителей играют важную роль в формировании здоровой и гармоничной атмосферы в классе.  «Меня не любят одноклассники» Если ребенок жалуется, что его не воспринимают в классе, обижают или игнорируют, то следует обязательно обратиться к классному руководителю, психологу, которые изучают психологические особенности каждого ученика. Ведь через трудности в адаптации могут возникнуть трудности в обучении. Складывается такая ситуация: ваш ребенок отлично учился в начальных классах, а в пятом его успехи ухудшились. Не следует паниковать, не стоит обвинять ребенка и самих себя. Лучше в беседах с ребенком самостоятельно (а лучше с помощью психолога) выявить его слабое место – то, что является причиной дезадаптации: недостаток самостоятельности, неумение налаживать контакты с учениками, учителями, отсутствие мотивации (например, иногда юные лицеисты считают, что факт их поступления в лицей – грандиозное достижение, и прикладывать усилия для учебы необязательно). Следует помнить, что в начальных классах большинство детей учатся лучше, т.к. там проще программа. В 1­4 классе родители обычно больше   контролируют   своих   детей,   поэтому   не   следует   сразу   ослаблять   контроль   над обучением. «Нам ничего не задавали» Приучайте   ребенка   к   самостоятельности   постепенно:   он   должен   сам   собирать   вещи   в школу, звонить одноклассникам, если нужно уточнить домашнее задание. А наивное «нам ничего не задавали» можете сразу отклонять и строго выяснять истину. Пятый   класс   –   период   раннего   подросткового   возраста.   Послушный   и   аккуратный   и ребенок   становится   непослушным,   невозможным,   агрессивным,   эгоистичным.   Став подростком,   ребенок   часто   теряет   равновесие.   Как   любой   переходный   период   жизни человека, этот период жизни ребенка выдвигает специфические проблемы, связанные не только   с   новой   организацией   обучения,   но   и   с   процессом   привыкания   к   требованиям, порядкам,   новому   окружению.   Этот   процесс   привыкания   к   новым   условиям   жизни   и является   адаптацией,   которая   таит   в   себе   ряд   психологических   проблем,   успешное решение которых зависит от силы воли самого ребенка и от родительской поддержки, внимания и терпения. Если вас что­то беспокоит в поведении дочери или сына, безотлагательно обсудите это с классным руководителем, психологом. Полезные советы ­   Если   в   семейной   жизни   произошли   перемены,  которые   повлияли   на   психологическое состояние ребенка, эту проблему обязательно следует обсудить с психологом. ­ Интересуйтесь школьными делами, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищете выход из конфликтов. ­ Помогите ребенку выучить   имена   новых   учителей,  предложите   описать   их,  выделить какие­то особенные черты. ­ Посоветуйте   ребенку в   сложных   ситуациях   обращаться   за   помощью   к   классному руководителю, психологу, учителю. ­ Изучите   уровень самооценки   пятиклассника.   Это   объяснит   некоторые   поведенческие особенности   ученика.   Завышенная   самооценка   ведет   к   развитию   зазнайства,   наглости, болезненной   самовлюбленности,   ранимости,   эгоцентризма.   А   заниженная   порождает тревожность,   неуверенность,   страхи,   лень.   Одно   из   основных   заданий   воспитания   – формировать адекватную самооценку. ­   У   детей,   порой   незаметно   для   них   самих,   наступает   кризис,   связанный   с   желанием обрести самостоятельность, избавиться от чрезмерной (по мнению маленького подростка) родительской   опеки,   появляется   страх   перед   неизвестной   взрослой   жизнью.   Желание освободиться от внешнего контроля объединяется с повышением самоконтроля, началом сознательного   самовоспитания.   Внутренний   мир   ребенка   еще   не   стабильный,   поэтому родителям не следует оставлять ученика без контроля. Следует проявить мудрость, ведь подросток   очень   ранимый   и   легко   поддается   влиянию   —   как   позитивному,   так   и негативному. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Дети значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения  внимания. В целом внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей  успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно его  распределением.  Низкий уровень развития этого свойства внимания ограничивает возможности детей при  выполнении учебных задач. Поэтому тренировка распределения  внимания может  способствовать улучшению успеваемости. Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием  реализации других факторов успешности обучения, в частности индивидуального  моторного темпа. При этом, чем выше индивидуальный темп у внимательных учащихся,  тем лучше они учатся. А у невнимательных учащихся высокий индивидуальный темп  может сочетаться с низкой успеваемостью. На успеваемость по математике особое влияние оказывает объем внимания и  индивидуальный темп. Устойчивость внимания может коррелировать с низкими  способностями к математике. На успеваемость по русскому языку большее влияние  оказывает уровень развития распределения внимания и меньшее – объем  внимания. Успешность чтения больше всего связана сустойчивостью  внимания, обеспечивающей точность воссоздания звуковой формы слов. Не найти пожалуй ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени  не встречались бы так называемые ошибки по «невнимательности». На протяжении  обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения,  идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается  объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и  распределения, К 9­10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять  произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст  является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка. Самыми распространенными причинами недостаточного внимания школьника могут  являться: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз,  отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой  концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до  поступления в школу. Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое  здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная  функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности  влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной  системой более характерно внимание устойчивое. Учащимся с инертной и слабой нервной  системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое  внимание. Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством  обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно  учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и  пр. Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва – едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный  отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические,  психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению  работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей. Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного  возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего  психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано,  имеет небольшой объем, плохо распределяем и неустойчиво. Причина этого ­  недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы  внимания, контроля за выполнением деятельности. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает  единство и целостность человеческой личности. К концу младшего школьного возраста складываются три качественно различные формы  непроизвольной памяти. Только одна из них обеспечивает осмысленное и систематическое  запоминание учебного материала. Две другие, которые проявляются более чем у 80%  школьников, дают неустойчивый мнемический эффект, в значительной мере зависящий от  особенностей материала или от стереотипных способов действий, а не от фактических  задач деятельности.

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов

Самообразование учителя начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2017