«Самопознание как условие самосовершенствования педагога»
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
05.03.2019
В формировании профессионализма важная роль отводится совершенствованию личности, профессиональному самосознанию, профессиональным позициям как системе отношений с другими людьми. Зарубежные и отечественные исследователи, психологи отмечают, что педагоги, отличающиеся высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики, оказывают наиболее благоприятное влияние на учащихся.
Тренинг Самопознание как условие самосовершенствования педагога.docx
«Самопознание как условие самосовершенствования педагога»
Тренинг
Цель – обучение педагогов приемам самодиагностики и способам
саморегуляции.
Задачи:
развивать умения самоанализа и преодоления психологических барьеров,
мешающих полноценному самовыражению;
выработать активный стиль общения, освоить способы передачи и приема
обратной связи;
формировать навыки понимания окружающих людей.
1. Вступительное слово ведущего.
Ход занятия:
В формировании профессионализма важная роль отводится
совершенствованию личности,
самосознанию,
профессиональным позициям как системе отношений с другими людьми.
Зарубежные и отечественные исследователи, психологи отмечают, что
педагоги, отличающиеся высокой самооценкой, позитивным отношением к
себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики, оказывают
наиболее благоприятное влияние на учащихся.
профессиональному
2. Упражнение «Знакомство»
Участники по очереди называют свое имя и те качества, умения,
привычки, привязанности и т.п., которые выделяют их из окружающих,
являются стержнем индивидуальности. В конце ведущий предлагает
участникам по очереди назвать индивидуальность сидящего от него,
например, слева и т.п. Если участник не может вспомнить, то ему помогает
любой член группы.
3. Упражнение «Психологический портрет»
Каждому из участников необходимо составить психологический
портрет коголибо из своих коллег. В портрете должно быть не менее 1012
черт характера, привычек, особенностей, присущих этому человеку.
Указывать на внешние признаки, по которым можно сразу узнать человека
нельзя. Затем каждый автор «портрета» выступит с информацией перед
группой, а остальные попытаются угадать, чей это портрет, аргументируя так:
«Я думаю, что это портрет…, поскольку именно он …». Тот, кто узнал себя в
этом портрете может заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор
«психологического портрета» не должен говорить, кто из участников прав. Он
делает это лишь после того, как выскажутся все желающие.
4. Упражнение «Кто я?»
В течение 15 минут участники должны письменно ответить на вопрос
«Кто я?», при этом не надо стараться найти правильные или неправильные
ответы. Писать нужно все, что приходит в голову. По окончании определенного времени ведущий говорит: Посмотрите,
сколько слов и предложений вы успели записать. Этот показатель называется
уровень самопрезентации, другими словами, уровень представления себя. Чем
большее количество слов и предложений вы успели написать за отведенное
время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Если ответов не больше
восьми, это означает, что вы или не хотите представлять себя даже самому
себе (тут возникает вопрос почему?) или просто не думаете о себе и
пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми очевидными
характеристиками. От 9 до 17 ответов – это средний умеренный уровень
самопрезентации. Количество ответов 18 и более говорит о высоком уровне
самопрезентации человека, а также о том, что человек смотрит на себя с
разных сторон, думает о себе, и, главное, «не стесняется самого себя».
Ведущий обращает внимание участников на то, что если их ответы
повторяются. Например, «Мое самое любимое занятие – слушать музыку» и
«Я люблю рокмузыку» и т.п., то эти высказывания принимаются за одно.
Далее участники проводят анализ своих высказываний, определяя, какое
место занимает в них представление о своей индивидуальности, а какое,
например, ролевые и формальнобиографические характеристики.
5. Упражнение «Мои сильные стороны»
Ведущий: Мы привыкли считать, что работа над собой
и
самосовершенствование заключается только в анализе ошибок и устранении
своих слабостей. Однако есть еще одна не менее важная сторона работы над
собой, заключающаяся в обнаружении в себе тех качеств, которые вы цените и
любите в себе, того, что дает вам чувство внутренней уверенности в себе в
различных ситуациях. Важно отметить, что является точкой опоры в
определенные моменты жизни. Не умаляйте свои достоинства. Когда будете
высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но..», «если…»,
«может быть». На составление списка дается 5 минут. Участник, говорящий о
себе, может не обосновывать, почему он считает те или иные свои качества
сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.
6. Упражнение «Мои слабые стороны»
В течение 34 минут каждый участник составляет список своих слабых
сторон, тех комплексов, которые ему в чемто мешают. Ведущий
подчеркивает, что писать можно не только об отрицательных чертах своего
характера, вредных привычках. Важно отметить то, что осложняет вам жизнь,
затрудняет взаимоотношения и т.п. Это может быть и положительная черта,
но в крайнем ее проявлении, например, отзывчивость, когда человеку трудно
отказать другим. По желанию, участники зачитывают свои списки, обсуждают
их.
7. Упражнение «Области моей реализации»
Ведущий предлагает участникам на листе бумаги в центре написать
большими буквами «Я», а затем вокруг выделить области, где «Я» может быть реализовано. Необходимо определить желательное и нежелательное «Я»
для каждой области. По окончанию выполнения этого упражнения ведущий
говорит: «А теперь отложите эту карту и посмотрите на нее со стороны.
Может ли она быть картой неудачника?» Ведь у вас, как выяснилось, столько
возможностей. Так пользуйтесь ими!»
8. Рефлексия.
Участники высказываются, отвечая на вопросы: «Что было полезным на
сегодняшнем занятии?», «Какие мысли и чувства я испытывал?», «Что
понравилось?», «Какие выводы из занятия можно для себя сделать?», «Что я
понял?».
«Самопознание как условие самосовершенствования педагога»
«Самопознание как условие самосовершенствования педагога»
«Самопознание как условие самосовершенствования педагога»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.