Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.04.2019
В статье была сделана попытка выяснить причины слабой усвояемости учебного материала учащимися. Проанализировав причины, поделилась собственными методическими приёмами, которые способствуют развитию двух типов мышления: понятийного и клипового через уроки русского языка и литературы. Даны рекомендации по данной проблеме как учителям, так и родителям.
клиповое мышление статья.docx
Формирование понятийного и клипового мышления на
уроках русского языка и литературы.
Микиташенко Т.И, учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ №15
с. Казинка, Шпаковского района,
Ставропольского края.
Учитель- профессия непростая, и это бесспорный факт. Удовлетворение от
труда получает тогда, когда виден результат его усилий.
В последнее время всё чаще задаём себе вопросы, почему так тщательно
распланированный материал, логически уложенный в рамки урока и
понимаемый детьми в данный момент, на следующий день забыт напрочь.,
Фрагмент урока: отработка правописания гласных в суффиксах причастий и
личных окончаний глаголов, опирающихся на шаблонную схему, формулу:
глагол в начальной форме, определение спряжения глагола, правило. Одни
дети запоминают алгоритм действий быстро и удерживают его в памяти, у
других происходит "вымывание" усвоенного, казалось бы, к следующему
уроку. Или школьник обладает скорочтением, техника безупречна, но
пересказать то, что прочитал, не может.
С подобными явлениями учитель сталкивается каждый день, не до конца
понимая, что происходит в школьном образовании.
Ответ находим у психологов, которые давно говорят о том, что есть два типа
мышления: понятийное и клиповое.
Понятийное мышление свойственно старшему поколению, которое
воспитывалось и обучалось в рамках текстовой культуры. Они умеют
последовательно аналитически мыслить. Но замечено, что люди с данным
мышлением редко добиваются каких-то высоких результатов, менее успешны
в современной действительности.
Клиповое мышление (от clip- фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из
фильма), по мнению учёных, присутствует у 80% школьников. Маленький
участок мозга, отвечающий за этот вид деятельности, у современного
школьника работает по причине перенасыщенности и быстрой смены
информации.
Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются. Оно
формируется посредством новой субкультуры, "агрессивной" окружающей
среды. Несколько десятков лет назад наши города выглядели совсем иначе,
чем сейчас: не было ярких рекламных щитов, дома представляли безликую
серую массу, для восприятия наших глаз не представляли никакой угрозы.
Примером, подтверждающим это, может служить классический советский фильм "С лёгким паром", в котором рассказывается о том, как главный герой,
попав в Ленинград, даже не заметил, что находится не в Москве у себя дома.
Современное градостроительство стремится к индивидуальности, нам
привычна реклама, которая когда-то раздражала. Иным стал кинематограф.
Появилось огромное количество сайтов, социальных сетей, где
информационная нарезка представляет отдельные, не связанные между
собой видеоролики. Тексты художественных произведений можно не читать
полностью, а познакомиться с ними в кратком изложении, не надо думать над
алгоритмом выполнения домашних заданий, их можно списать из готовых
решебников. Потребление информации стало поверхностным в условиях
нехватки времени. Размеренная когда-то жизнь в настоящем представляет
компьютерную заставку к современным фильмам, представляя собой в доли
секунды сменяющееся время суток, погодных условий, перемещающийся
транспорт. Огромные скорости! Но это данность, которой не остановить и не
изменить.
Для термина "клиповое мышление" нет чёткого сформулированного
определения. Известно только, что его обладатели воспринимают мир как
видеоклип- не целостно, а как не связанные между собой части каких-то
событий, информации. Александра Гибинска, известный психоаналитик,
считает, что клиповое мышление-это не болезнь ( хотя в Америке придумали
медикометозное решение проблемы), а своего рода защитный механизм,
позволяющий бороться с мощным потоком информации, в котором находится
человек вообще и ребёнок в частности.
Что происходит в школьном образовании? Учителя, не понимая до конца
причин не усвоенного материала, ругают ребёнка, запрещая пользоваться
гаджетами в школе (есть примеры школ, где эти запреты прописаны Уставом),
заставляют сдавать телефоны в начале урока вместо того, чтобы вести
разъяснительную работу о дозировании общения с гаджетами, компьютером.
Ругать ребёнка можно сколько угодно, но мышление от этого не изменится.
Именно поэтому необходимо перестроить работу школьных учительских
коллективов так, чтобы сообща научить ребёнка правильно мыслить, учить
"говорить на двух языках", формируя "понятийное", а "клиповое"- это
данность. То есть необходимо восстановить баланс между этими двумя
типами мышления.
Преобладающее клиповое очень опасно, так как снижает порог
чувствительности, дети становятся агрессивными, поглощая с экранов
непрерывный поток фильмов, мультфильмов, где порой транслируется
жестокость и насилие. Дети становятся глухи к проблемам других, даже
близких им людям. Они "закрываются" в себе, виртуальный мир заменяет им
живое общение. Создатели компьютерных игр, стремясь обогатиться,
достигли своей цели: "подсадили" детей, подростков и даже взрослых на
продукт мощной машины- компьютерные игры. Наверное, не понимали до
конца, к каким результатам это всё приведёт. Специалисты считают, что
данный тип зависимости сродни наркотическому. Приводятся ужасающие
примеры самоубийств, "стрелков-одиночек", уносящих жизни ни в чём не
повинных людей. Это минусы клипового мышления. Но есть и плюсы: именно клиповое мышление защищает наш мозг от информационных перегрузок,
быстро переключаясь с одного типа информации на другой. Это быстрое
реагирование на всевозможные угрозы, умение перестраиваться с одного
типа задания на другой, эффективное реагирование на любые изменения.
Наверное, замечали, что ребенок может одновременно слушать музыку,
пролистывать новостную ленту, редактировать фотографии и т. д. Но
специалисты также отмечают, что фундаментальных знаний при этом не
будет, они- поверхностны.
Конечно, школьный учитель далеко не специалист в этой области, способный
к глубокому пониманию процессов, происходящих при формировании
мышления ребёнка, но проблему, связанную с данным явлением, обозначить
для себя обязан для того, чтобы перестроить стратегию собственной
педагогической деятельности. Глубоко убеждена, что индивидуально это
сделать невозможно, должны быть коллективные усилия в каждой отдельно
взятой школе: "Капля камень точит". Ясно одно: запретами тут не поможешь.
Нужна мотивация учителя, родителей, детей, комплекс мер для решения
данной проблемы.
Как вижу это я, учитель русского языка и литературы с многолетним
стажем(36 лет в профессии)?
В первую очередь, необходимо начинать с просвещения родителей, которые в
большинстве своём в силу объективных и субъективных причин утратили
способность полноценно общаться со своим ребёнком.
Для этого целесообразно организовать родительский лекторий с показом
документального фильма "Клиповое мышление", всевозможных видеороликов
с последующим обсуждением проблемы. Рекомендовать включать
собственного ребёнка в разнообразную кружковую деятельность, чаще
проводить время с детьми, путешествовать, посещать выставки, кинотеатры,
театры с обязательным обсуждение увиденного и прочувствованного,
совместные занятия спортом. Необходимо планировать день отдыха от
информации. Ребёнок должен видеть, слышать, чувствовать окружающий
мир, наслаждаться красотой этого мира, обсуждать это с родителями,
друзьями, наставниками.
Мною, учителем русского языка и литературы, введены в 5-6 классах
читательские дневники, в которых обязательна каждодневная роспись
родителей наряду с указанием прочитанного и динамики замеров
скорочтения, рекомендована обязательная беседа, в которой ребенок делится
впечатлениями от прочитанного, тем самым активизируются
коммуникативные и аналитические способности учащихся. Эти дневники
проверяются в определённый день недели.
Важная роль в формировании двух типов мышления отводится учителям. Им
необходимо совершенствовать собственную педагогическую деятельность,
адаптируя её к новым условиям жизни. Для этого необходимо включать в
поурочное планирование методы, способствующие формированию
понятийного типа мышления. Большая роль отводится учителям русского
языка и литературы, так как во главу угла при этом выдвигается формирование текстовой культуры. Чтобы прочитать большой текст
художественного произведения, необходима мощная мотивация. Как её
сформировать?
1.При подготовке к ГИА(ОГЭ) в средних классах подбираю отрывки из текста
небольшого объёма с интригующей линией. В 5-8 классах, например, это
короткие рассказы А. Алексина или других детских писателей (А.Грин "Алые
паруса", Г. Троепольский "Белый Бим- Чёрное ухо" и другие, в которых нахожу
уроки нравственности).
Следующий шаг- 2-3 минуты рассказываю сюжет произведения, не завершая
повествования и останавливаюсь на кульминационном моменте для того,
чтобы у ребёнка возникло желание прочитать текст целиком. Это приносит
результат, как подтверждает практика.
2.Учу детей работать со словом не как "строительным материалом" языка, а
как с живым организмом, имеющим свою биографию, развивающимся по
определённым законам, контактирующим или не контактирующим с другими
словами, выявляю причинно-следственную связь этих контактов и т. д. "Какое
вкусное слово", - не устаю повторять при анализе конкретной единицы, и
дети, исследуя, идут вслед за учителем. Приведу конкретный пример. При
изучении фонетики в 5 классе провожу лингвистический эксперимент (не
забываю упомянуть далекие перспективы настоящего химического или
физического эксперимента) : даны слова, которые при замене звука меняют
своё значение. Что из этого может получиться? Например, шуточное
стихотворение Б. Заходера "Кот и кит". "А вы смогли бы найти применение
какой-либо паре слов?"На доске: ногти- когти, зубы- шубы, булка- балка,
лапка- шапка, орёл- осёл, полено- колено и другие. Логическое завершение-
самостоятельное сочинение четверостишия с опорой на выбранную пару слов:
Нина шапку надевала
Кошечке на лапку,
Лапку шапка согревала,
А не просто палку.
Просто и креативно: знакомство с детским поэтом, работа со словами, где
замена звука даёт такой результат, привлечение собственного жизненного
опыта, узнаём о предпочтениях ребёнка, даём первые уроки рифмовки,
воспитываем внимание и интерес к слову, к урокам русского языка и т. д.
3. Практикую метод дискуссий. При изучении комедии "Ревизор", анализе
образа Хлестакова, первое знакомство начинаю с цитаты Н.В.Гоголя в
ремарке "без царя в голове". Первый вопрос, который обсуждаем: какого
человека в быту можно назвать с помощью данного фразеологизма и есть ли
такие люди в нашем окружении? По каким признакам это определяем? (Опора
на жизненный опыт). Затем путём комментированного чтения с привлечением
цитат знакомимся с героем, выстраивая логическую цепочку поведения
Хлестакова. Отправная точка- первое появление героя на сцене, ситуация, в
которую он попал, исследование причин такого поведения. Затем можно показать фрагмент спектакля, где звучит диалог Бобчинского и Добчинского с
Хлестаковым, где чиновники обращаются к нему с просьбами. Особенно ценна
для осознания мотивация написания письма Тряпичкину, просьба Бобчинского
о том, чтобы о нём узнал сам государь! - вот тут только Хлестаков понимает
главное в своей истории- его принимают за государственного человека. Так
почему же именно Хлестаков "без царя в голове"? Предыдущая беседа
создаёт предпосылки внимательного прочтения комедии с последующим
анализом всех сцен, касающихся Хлестакова, понимания самого
"завирального" монолога, где прозвучала реплика "...с Пушкиным на
дружеской ноге"... И дети отмечают, что в некотором уме ему всё-таки не
откажешь: так убедительно изворачиваться сможет далеко не каждый.
Концентрация физических и эмоциональных сил на пределе, он, в какой-то
степени. выживает, хотя говорит и делает всё интуитивно. Однако чувство
самосохранения Хлестакову отказывает в какой-то момент, письмо
Тряпичкину тому подтверждение. Умный человек не стал бы отправлять
письмо своему другу в данный момент, так как просчитал бы, что почмейстер
обязательно его прочитает.
Вывод дети делают сами, сохраняя логику предыдущих рассуждений.
Работает при этом аналитическое мышление? Думаю, да. Особенно, если по
ходу дискуссии звучат провокационные вопросы или утверждения. Например,
учитель может спорить с самим Н.В.Гоголем и утверждать, что Хлестаков-
умный молодой человек. В поиске аргументации стимулируются логические
процессы, так как дети доказательно отстаивают свою точку зрения. Поиск
аргументации как нельзя лучше тренирует логику и умение анализировать
информацию.
4. Задействовать логику позволяет и другой метод, который одинаково хорош
как для уроков русского языка, так и литературы. Это метод парадоксов-
"истина вверх дном, гимнастика ума на туго натянутом канате понятий,
общепринятых мнений и штампов", которая является способом выразить свои
взгляды. Приведу фрагмент урока литературы в 5 классе по рассказу
И.С.Тургенева "Муму".После прочтения произведения и анализа образа
Герасима, положительного во всех отношениях героя: и могучий как дерево,
работящий, выгодно отличающийся от дворни, умеющий любить нежно и
трепетно Татьяну, привязавшийся к маленькому беззащитному щенку (что
стоит сцена прощания с собакой)- вдруг топит Муму в реке. Пятиклассникам
не понятна логика действий Герасима. Вот тут-то учитель возвращает детей к
социальному статусу героя: с рождения и по настоящий момент он
крепостной, привыкший исполнять чужую волю. С другой стороны, утопив
Муму, почему ослушался и вернулся в деревню? Парадоксальность ситуации,
описываемая Тургеневым, заставляет задуматься детей над проблемой
выбора человеком правильного решения. Задача учителя не навязывать
какую-то ни было точку зрения, а оставить вопрос открытым. Это поможет
детям в дальнейшем принимать правильные решения. И думать, размышлять.
5.Весьма сложный вопрос в современной жизни: как приобщить ребёнка к
чтению художественной литературы, потому что именно ей отводится
огромная роль в формировании понятийного мышления. При анализе
прочитанного, установлении связи между явлениями происходит разрушение мозаичной, фрагментированной картины мира. Наверное, это самая трудная
задача, которая стоит перед учителем. Написанная исследовательская работа
совместно с группой учащихся ( "Читать иль не читать- вот в чём вопрос")-
тому подтверждение. Актуализировав проблему чтения, группа учащихся
занялась социологическим исследованием в конкретной школе, составив
вопросы для анкетирования учеников, педколлектива, выясняя любовь-
нелюбовь к чтению, жанровые предпочтения респондентов. Конечной целью
работы стали предложения, способные улучшить отношение к чтению,
раскрытие следствий пренебрежения чтением (ухудшение владения родным
языком, примитивность речи, функциональная неграмотность и т.д.). Само по
себе инициирование данного вопроса с привлечением внимания детей к
проблеме чтения заставляет задуматься над важностью этой стороны
познания мира, позволяют проанализировать личный потенциал и сделать
собственный выбор. Как знать, может быть, и в пользу чтения. Важнейшим
способом приобщения детей к чтению стали всевозможные конкурсы чтецов,
особенно "Живая классика". Именно он расширяет кругозор чтения, знакомит
с новыми именами писателей, поэтов, даёт возможность почувствовать "вкус"
слова, его мощную силу. Замечено, дети, способные выразительно
воспроизводить поэтическую и прозаическую речь, чаще всего становятся
благодарными читателями художественной литературы (тексты Евгения
Носова, Алеся Адамовича, Ченгиза Айтматова и другие).
6.Большая роль отводится мною как учителем урокам развития речи. Всем
известно, что сочинения- самый трудный вид деятельности и самый
нелюбимый учениками. Не зря методистами при формировании заданий к ГИА
включены сочинения по русскому языку как в ОГЭ, так и в ЕГЭ. Традиционное
натаскивание оставим в покое, поделюсь наработками собственного
изобретения. При изучении любого художественного произведения,
определения проблематики можно выделить понятия общечеловеческих
ценностей (милосердие. честь, совесть, доброта, отзывчивость...). На уроках
литературы логическим завершением изучения эпизода, например, может
служить чётко сформулированное задание по типу сочинения 15.3, 15.2, 15.1
ОГЭ.
15.3 "Используя фрагмент художественного произведения, дать определение,
что такое совесть. Прокомментируйте данное определение, указав важность
данного понятия. Аргументировать свою позицию с привлечением текста
художественного произведения и с помощью жизненного опыта..." Данный
вид работы необходимо начинать с 5 класса, чередуя с заданиями 15.2, 15.1.
Это помогает детям логически мыслить, оттачивать умения рассуждать,
корректировать написанное. Работа над развитием речи- это отдельная тема.
Но глубоко убеждена- сочинения очень важны в развитии как общеучебных
навыков, так и в развитии общей культуры ребёнка.
7. Обучение в современных условиях происходит в сопровождении мощных
технических средств: компьютера, интерактивных досок, интернет-ресурсов и
т. д. Хорошо это или плохо? Есть плюсы: презентация визуальных образов,
немедленное информационное поле. Есть возможность не только показать
текст художественного произведения, но и обратиться к другим видам
искусства: кинематографии, мультипликации, театру. Умение сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать, выяснять причинно-
следственные связи. Это данность 21 века. Важнейшая роль отводится
учителю, который в огромном потоке информации научит ориентироваться и
не потерять главное. Чёткое планирование каждого урока, формулировка
целей, универсальных учебных действий, конечных результатов урока
приводит к осознанному усвоению учебного материала: "Готовое плохо
усваивается, добытое самостоятельно запоминается надолго", это еще одна
заповедь в моей работе, которая способствует развитию как понятийного, так
и клипового мышления, их баланса. Поэтому важнейшими целями каждого
урока считаю развитие мыследеятельности: классификация, сравнение,
причина и следствие, анализ и синтез, обобщение, то есть продуктивного
типа мышления, методика которого используется в нашей школе более 20
лет. Это помогает разрушить фрагментарное представление информации,
путём аналитического осмысления фактов, событий. Литература-
благодатный для этого материал.
8.Размышлять, делать выводы, получать мотивацию к познанию нового можно
на уроках русского языка, не только литературы. Изучение новой темы
начинаю с лингвистической задачи, формулировка которой основана на
сравнении явлений. Например, при изучении степени сравнения наречий даны
два предложения:
1) Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается.
2)Но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Задание: определите части речи слов в сравнительной степени, чем
отличаются и в чём схожи слова в 1 и 2 предложениях? Таким образом, можем
проанализировать отличительные признаки прилагательных и наречий в
сравнительной степени, роль в предложении. Второй шаг- обращение к
теоретическому материалу учебника, конструирование ОС (опорной схемы),
отработка "по цепочке" с объяснением дидактического материала,
предложенного учебником. Что ценно в данном подходе? Дети сами
определяют отличительные признаки частей речи, сравнивают с готовой
теорией, анализируют, дополняют материал. Происходит синтетический
анализ изучаемого, в итоге создаётся целостное представление об этой части
речи. В моём методическом наборе часто используемые методы:
лингвистическая разминка"Узнай меня"(типы орфограмм и пунктограмм), "Кто
вперёд", лингвистические задачи, лингвистические эксперименты, найди
ключевое слово, дополни текст, конструирование ОС,ОК, кластер и т. д.
9.Необходимо для формирования баланса двух типов мышления проводить
небольшие тренинги, которые способствуют концентрации внимания,
определяют способы анализа поступающей информации. На уроках
литературы при изучении биографии писателя или поэта учу детей
конструировать ОК (опорный конспект) "Биография" в форме цветка, где в
центре- фамилия, имя, отчество, годы жизни. Справа- сведения о месте
рождения, родителях, семье; слева- краткий рассказ об образовании; нижние
лепестки- общественная деятельность, род занятий, дополнительные
сведения, связанные с творчеством; внизу-, в центре,- перечень
художественных произведений. ОК даётся как в готовом виде, так и в незавершённом. Предлагается за короткое время познакомиться с
материалом учебника и дополнить конспект информацией с последующим
обсуждением.
• Мать рано умерла.
• Отец- не допущен к
воспитанию сына
бабушкой Арсеньевой
Е.А
1814-1841
• Поэт, прозаик,
художник- любитель
"Мцыри"
"Бородино
"...
• Сослан на Кавказ за
стихотворение...
Опорный конспект схематичен, он представляет частичную информацию,
остальное могут дополнить ученики в процессе изучения различных
источников: учебника, интернет -ресурсов, презентаций, документальных
фильмов и так далее.
Данный вид деятельности привычен для учащихся, они учатся "не тонуть" в
большом потоке информации, а выделять, записывать и запоминать главное.
Развитию оперативной памяти способствует и такой вид работы как "Письмо
по памяти" с самопроверкой и взаимопроверкой; составление таблиц, где
слева даны годы, а наполнение остальной информации предоставлено
ученикам. На следующий урок проводится небольшой контрольный срез по
выявлению степени усвоенности "добытого" самостоятельно материала.
10. Отработка коммуникативных навыков происходит с помощью такого вида
работы, как конструирование и восстановление текста. Например,
пятиклассникам даётся предложение: "С утра ребята отправились к дяде
Фёдору в лес помочь собрать хворост, оставшийся после порубки
деревьев."Ни начала, ни конца у текста нет. Поэтому детям предлагается
пофантазировать и составить связный текст сначала коллективно, затем
индивидуально с обязательным выбором заголовка. Приданном виде работы
знакомимся со значением понятия "волонтёрское движение",
восстанавливаем обстоятельства обращения детей к данной деятельности,
описываем действия, восстанавливаем картину результатов работы с костром
и печёным картофелем, а также "наблюдаем" удовлетворённость детей
процессом трудового десанта. Вариантов работы с текстом много. Главное,
задействован продуктивный тип мышления: дети выявляют причину и
следствие данной ситуации, классифицируют действия каждого участника, анализируют степень участия в помощи леснику, обобщают результат. Можно
привлекать лексический материал с использованием художественно-
изобразительных средств, например, эпитетов, метафор при описании костра,
синтаксических средств изобразительности: ряды однородных членов,
сравнительных оборотов и т. д. Приданном виде работы функционирует
синтезирующий тип мышления, при котором информация сводится воедино и
имеет самостоятельную ценность, а также - это вид тренинга, способный
концентрировать внимание ребёнка на длительный период времени.
Таким образом, для формирования двух видов мышления (понятийного и
клипового), установления "двухязыкового" баланса необходимо:
1. Понимать и учитывать специфику развития мыслительных процессов
современных школьников.
2.При разработке и внедрении методик обучения детей учитывать
сформированность мыследеятельности учащихся (Психологи в помощь!)
3.Для преодоления дисбаланса между понятийным и клиповым типами
мышления использовать следующие рекомендации:
а)"клиповая" подача информации, исключающая монотонность. Заставлять
учащихся слушать, писать, смотреть (таблицы, графики, иллюстрации,
примеры изучаемых понятий, жизненный опыт...)
б)конструировать опорные конспекты (ОК), опорные схемы(ОС), опорные
блоки;
в) мотивировать учащихся к познанию нового, неизведанного;
г) приобщать к чтению художественной литературы, убеждая, что это
учебник жизни, бесценный опыт человеческого бытия;
д) многократно повторять изученный материал (уроки-практикумы, работа
над ошибками "минное поле", ученические ляпы в письменной и устной
речи...)
е)использовать активные формы занятий и тренингов, информационные
технологии;
ж) вести разъяснительную работу с родителями, школьными учителями,
детьми, познакомив с угрозами преобладания клипового мышления, через:
родительские лектории, педсоветы, уроки психологии.
Думать, анализировать, стремиться к познанию нового! Какими способами?
Всеми доступными, главным из которых будет учитель, думающий
неравнодушный учитель.
Написать эту статью побудили две причины.
Первая- новые требования к аттестации, которые , по моему мнению. не
выявляют истинно творческий потенциал учительства, а "бьют по рукам" и
отталкивают от профессии учителей от Бога. Посудите сами, одно из заданий
для аттестующихся учителе русского языка: " Как ввести новые знания о существительных, имеющих форму только единственного числа,
проблемным методом,(дальше самое интересное)учитывая связанные с
темой принципы методики изучения грамматики и разные типы
восприятия межполушарную асимметрию мозга и уровень обученности
пятиклассников, использовать элементы современных технологий и
системно-деятельностный подход" Выделены мною ключевые понятия:
методика изучения грамматики- целый научный пласт, над которым
трудились не один год узкие специалисты, защищали докторские
диссертации, и даже такую часть речи как существительное "разглядывали в
лупу" не один десяток учёных.
Далее- понятия "межполушарная асимметрия", "типы восприятия"- термины
наших уважаемых психологов, психолингвистов. Ещё одна часть знаний узких
специалистов.. "Уровень обученности пятиклассников", который включает в
себя не только уровень знаний, но и социальные условия проживания.
уровень воспитанности родителей, взаимоотношения в семье, школе и ещё
многие- многие факторы жизнедеятельности ребёнка- это конкретная забота
педколлектива в целом и конкретного учителя в частности, так как именно он
выстраивает индивидуальную траекторию для каждого ребёнка, используя
всё те же "современные технологии и системно-деятельностный подход". Но
сама формулировка для аттестационной "экзекуции", мягко сказать, у меня .
учителя с многолетним стажем, вызывает недоумение: вернитесь на грешную
землю, в конкретную школу, к конкретным детям, которым так не хватает
общения с нормальными учителями. А теперь ещё и новые условия
аттестации, к которой нужно фундаментально готовиться, чтобы не ударить в
грязь лицом. Воистину новоиспеченный афоризм: "Уберите из школы детей,
они мешают учителям работать" -вызывает только горечь. Это приведёт, по
моему мнению, к необратимым последствиям в образовании: уйдут из
профессии учителя, работающие по призванию и молодые педагоги не
захотят усложнять свою жизнь работой в школе.
Второе. Говоря о причинах преобладания клипового мышления, основную
специалисты видят в том. что обучают в школах учителя текстовой культуры,
с понятийным мышлением. Диссонанс между поколениями. Но это может быть
отрицательным фактором, по моему глубокому убеждению, только в одном
случае, если учитель работает не по призванию и бездумно преподаёт свой
предмет, не анализирует результаты, не ищет причины собственных неудач,
не мобилен, не перестраивает деятельность ежеурочно, адаптируя свои
действия под каждого конкретного ребёнка, равнодушен и безучастен к
детям.
Диалектика жизни такова: "Новое- это хорошо забытое старое". И как не
крути, пример величайшего педагога А.С. Макаренко, отогревшего на своей
груди ребёнка- символ педагога от Бога. Это символ единого организма под
названием "образование". Всё можно преодолеть, всё можно исправить, если
будет биться в такт с детским большое неравнодушное учительское сердце. И
неважно, учитель с понятийным или клиповым мышлением пришёл к ребёнку.
Важно, что он способен думать, размышлять и учить этому своих учеников.
Ищу коллектив единомышленников. Использованная литература:
1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в
современном мире.// Материалы Всероссийской юбилейной научной
конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна
"Психология человека в современном мире". Том5. Личность и группа в
условиях социальных изменений./ Отв. ред. А.Л Журавлёв.- М.,2009.- с.110-
112.
2.Абраменкова В. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А.
Богатырёва.// Воспитание школьников.- 2009.-№6.- с.28-31.
3.Берн Э. Игры, в которые играют люди.-М., 2008.
4.Вартанов А. Детей жалко // Журналист.- 2008.- №5.-с.39-40
5.Маховская О.И. Телемания: болезнь или страсть.-М., 2007
6.https: // revolution.fllbest.ru/pedagogics/
.
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Статья "Формирование понятийного и клипового мышления на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.