Задачи ГПРО 2011-2020 гг.:
Для достижения поставленной Лидером нации цели: вхождение в 30 конкурентноспособных стран мира - Государственная Программа развития образования РК на 2011 – 2020 гг. ставит задачи повышения качества образовательных услуг, развития личностного потенциала обучающихся, формирования функциональной грамотности, ключевых жизненных компетенций как гаранта адаптации к условиям стремительно меняющегося современного мира.
Задачи ГПРО 2011-2020 гг.:
С целью решения данных задач, в своей педагогической практике работаю над двумя методическими темами – по русскому языку и по русской литературе.
Данные темы соответствует заявленной общешкольной теме: «Повышение качества знаний учащихся через инновационные технологии».
Проблемы:
В школьных учебниках нового поколения по обновлённой программе обучения недостаточно упражнений, направленных на формирование орфографических навыков учащихся.
Решение данной проблемы помогает реализовать государственный заказ повышения качества образовательных услуг, развития функциональной грамотности, а именно орфографической грамотности учащихся.
С целью решения проблемы работаю над методической темой по русскому яыку:
“Формирование орфографических навыков на уроках русского языка”.
Проблемы:
С целью достижения задач ГПРО на 2011-1020 гг.: развитие личностного потенциала обучающихся, формирования функциональной грамотности, ключевых жизненных компетенций как гаранта адаптации к условиям современного мира работаю над методической темой по русской литературе:
« Функционально ориентированные творческие работы учащихся на уроках русской литературы»
Цели:
Развивать функциональную грамотность и критическое мышление обучающихся
Разработать и использовать на практике эффективные методы и формы обучения детей орфографическим навыкам грамотного письма с целью создания условий развития их функциональной грамотности как гаранта адаптации в реалиях современной действительности
Формировать технологические навыки творческой речи и творческого письма
Предоставить возможности для конструирования собственных оригинальных текстовых продуктов.
Педагогические условия для формирования и развития функциональной грамотности
содержательные условия:
обеспечение построения содержания уроков-Тренингов и Творческих мастерских с учётом ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;
технологические условия:
применение в процессе обучения на уроках-Тренингах и Творческих мастерских педагогической технологии, инициирующей самостоятельность в осознании целесообразности и планирования своих действий.
Использование методики урока-тренинга как условие обеспечения функциональной грамотности учащихся
В современных условиях, когда индикатором качества образования становится функциональная грамотность, искусство грамотности состоит в том, чтобы понимать, где может быть допущена ошибка, и избежать ее путем проверки, употребления правила.
Мурзалинова А.Ж.
Использование методики урока-тренинга как условие обеспечения функциональной грамотности учащихся
Формируемая в школе орфографическая грамотность основана на орфографических навыках – совокупности автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся.
Орфографическое действие – преднамеренное правилосообразное действие, подчиненное алгоритму, отражающему ее единую структуру.
Мурзалинова А.Ж.
Методологическое обоснованиетехнологичности методики урока-тренинга
На базе теории методики формирования орфографических навыков (ОН), понимания необходимости овладения орфографической грамотностью в современных условиях, мною разработан определенный тип урока, который получил название УРОК-ТРЕНИНГ. Этапы урока построены в соответствии с этапами формирования орфографического навыка.
Методика формирования орфографических навыков (ОН) на уроках русского языка. Урок – тренинг.
Цель урока-тренинга: формирование, т.е. освоение и отработка любого орфографического навыка.
Методика урока опирается на сознательный путь в образовании ОН, т.е. на осознание способов выполнения определенных действий (графическое обозначение условий выбора орфограммы) и их запоминание
В основе методики:
1. Графическое обозначение условий выбора орфограммы (с помощью простого карандаша), что можно сделать с орфограммой любой сложности;
2. Формирование фундаментального умения: орфографической зоркости.
Значение применения на практике урока-тренинга
Применяя на практике данную разработанную форму урока обучения русскому языку - УРОК-ТРЕНИНГ – развиваем орфографическую грамотность: формируется прочный орфографический навык, качественные орфографические знания, умения, действия, т.е. практическое знание орфографического правила, что и является функциональной грамотностью.
Мониторинг:
По результатам МОНИТОРИНГА учебных достижений за последние 3 года, разработанная технология урока-тренинга, а также его элементы, применяемые на уроках русского языка, позволяют наращивать общий объём знаний, умений и навыков обучающихся.
Для сравнения:
2016 -2017 уч.год - 68% ,
2017-2018 уч.год - 75%,
2018 -2019 уч.год (1 полугодие) -82% качество обучения по русскому языку.
Мониторинг:
По результатам МОНИТОРИНГА учебных достижений за последние 3 года, функционально ориентированные виды творческих работ, применяемые на уроках русской литературы, позволяют наращивать общий объём знаний, умений и навыков обучающихся.
Для сравнения:
2016-2017 уч.год - 68%
2017-2018 уч.год - 75%,
2018-2019 уч.год (1 полугодие) -85%
качество обучения по русской литературе.
Согласно результатам проведённых школьным психологом анкетирования и экспертных опросов, проходит активизация личностного становления обучающихся, их мировоззрения и мировосприятия, формируется активная жизненная позиция.
Результаты:
Разработка технологии проведения урока-Тренинга по формированию орфографических навыков как основа орфографической грамотности учащихся.
Разработка приёмов словотворчества (кеннинги, миниатюры по опорным словам, словесный этюд по эстетической формуле красоты «Живопись слова») и их применение на уроках развития речи
(Уроки - творческие мастерские на основе применения приёмов словотворчества)
Результаты:
Международный конкурс «Педагогическая мастерская». Диплом 1 степени в номинации
«Педагогические проекты: проект урока-тренинга по формированию орфографических навыков». Республиканский педагогический интернет-журнал «Информзнайка», 2017-2018 уч.год. www.informznaika.ru
Общеказахстанский конкурс «Приглашаем на мастер-класс». Диплом первой степени в номинации «Лучший мастер-класс учителя-предметника. Русский язык.» «Проект урока-тренинга» №ДП009162. 2018-2019 уч.год. «Педагогическое окно», www.cprm-pubi.kz.
Результаты:
Участие во II Международной научно-практической конференции «Роль инновационных технологий в развитии современного мира», НМЦ «Алгоритм» совместно с РЦП и ПР «ДАМУ». Сертификат № К18-199 от 4.12.2018 г.
Публикация доклада на тему «Технология проведения урока-ТРЕНИНГА» в книге «Материалы II Международной научно-практической конференции «Роль инновационных технологий в развитии современного мира», МОН РК, НМЦ «АЛГОРИТМ» РЦП и ПР «ДАМУ», I часть/ Алматы, 2018-894 стр./ ОБЖ 378 КБЖ 74.58 Ж28, электронный и печатный варианты.
Результаты:
Первый Международный конкурс учителей «Мой инновационный урок» («Центр обучения и развития, г.Астана), 2014 год. Диплом за 1 место в номинации «За внедрение инновации». №П02124.
Сборник эссе «Мой инновационный урок», публикация методики проведения урока-Тренинга, Астана, Центр обучения и развития, 2014г., www.centeroir.kz. (печатный и электронный варианты).
Результаты:
Общеказахстанский конкурс «Приглашаем на мастер-класс» в номинации «Лучший мастер-класс учителя-предметника. Русская литература. Урок - творческая мастерская» Диплом III степени №ДП009174. 2018-2019 уч.год. «Педагогическое окно», cprm-pubi.kz.
Публикация на тему «Методика проведения урока-тренинга» +презентация к уроку «Пед. окно» , 2018-2019 уч.год, св. №СВ007442.
Публикация урока развития речи «Мастерская творческого письма. Ассоциативное эссе» + презентация к уроку «Пед.окно» , 2018-2019 уч.год, св. № СВ008619.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.