самостоятельная работа студента

  • ppt
  • 16.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чапаксин 2 курс химия полияз 14срс.ppt

Оценка учебных достижений учащихся (портфолио)

Выполнил: Чапаксин химия 2 курс полияз, 14 срс

В настоящее время, когда главной задачей школы является формирование у ученика умения учиться, важно, чтобы ученик выступал в роли субъекта своей деятельности, включая оценочную деятельность.

Одной из образовательных технологий, поддерживающей деятельностный подход к обучению и способствующей формированию самооценки является технология работы с портфолио ученика.

Различные авторы характеризуют портфолио ученика как:

 коллекцию работ, всесторонне демонстрирующую не только учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях ученика по сравнению с его предыдущими результатами;
 выставку учебных достижений ученика по данному предмету (или нескольким предметам) за некоторый период обучения (четверть, полугодие, год);
 форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и само­оценки учебных результатов;
 антологию работ ученика, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

Цель создания портфолио

может сводиться к доказательству прогресса ученика в обучении по его результатам, приложенным им усилиям, по материализованным продуктам его учебной деятельности и т.д.
Таким образом, акцент смещается с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету. И как следствие, акцент переносится с оценки обучения на самооценку ученика.

Виды портфолио:

в зависимости от цели, которая отража­ет результат, ради которого собирается порт­фолио, существуют:

портфолио-собственность (собирается для себя);
портфолио-отчёт (собирается для учите­ля);

в зависимости от содержания различают:

портфолио достижений (включает в себя лучшие результаты работы ученика);
рефлексивный портфолио (включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений);
проблемно-ориентированный портфо­лио (включает все материалы, отражающие це­ли, процесс и результат решения какой-либо проблемы);
тематический портфолио (включает ма­териалы, отражающие работу ученика в рамках той или иной темы).

Классический портфолио состоит из четырёх разделов:


«Портрет»
«Коллектор»
«Рабочие материалы»
«Достижения»

Раздел «Портрет»

предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел должен отражать особенности личности автора портфолио, может вклю­чать записи о нём других людей, характеристику, сертификаты.

Раздел «Коллектор»

содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные уче­ником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюст­рации), или материалы товарищей по группе.
«Коллектор» – это своего рода копилка материалов и информа­ции, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, дру­гой портфолио или не будет привлекаться совсем

Раздел «Рабочие материалы»

должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником.

В раздел «Достижения»

помещаются те материалы, которые, по мнению ученика, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы – и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения опре­делённых работ; схемы, таблицы, графики, ди­аграммы; отчёты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио- и видеоматериалы, их описание; справки; грамоты; сертификаты и т.д.

Каждый материал или группа материалов, помещённых в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чём свидетельствует, как может быть использовано, какие вы­воды можно сделать, какие ошибки допущены и что с ними делать...). Комментарии не должны быть большими по объёму, часто до­статочно одного-двух предложений.

Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, вид, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед школьниками задачу: «Соберите все свои лучшие работы за чет­верть» или «Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и станет первым ша­гом к созданию портфолио.
В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задаётся учителем с различными дидактическими целями (в том числе и для оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.

Приведем пример последовательности действий по запуску портфолио:

создание мотивации: каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;
определение вида портфолио, который задается педагогом или выбирается учеником;
установление сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы;
уточнение общей структуры портфолио;
формулирование критериев оценивания совместно с учениками;
определение способов оценивания: целесообразно ещё до начала работы над портфолио обсудить с учениками, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно станет объектом оценки.

Любой портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной деятельности.

Литература:

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. – 2005. – № 1- 3.

Кучер Т.П. Оценивание результатов обучения математике младших школьников: Дис.канд. пед. наук. – М., 1987.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Academia, 2000.

Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 1998. – № 3.