Технология «портфель ученика» как способ оценки образовательных достижений учащихся
Чапаксин 2 курс химия полияз тко 9 срс
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.
В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. Одна из проблем современной отечественной дидактики состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях учащихся. Они могут быть измерены, т.е. может быть установлен уровень сформированности знаний.
Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие учащихся. Поскольку школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, поэтому требуется проверка достижений и в этих направлениях. Это и развитие речи, мышления, памяти, умения использовать полученные знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы.
Актуальность
Работа по теме "Технология «портфель ученика» как метод контроля знаний и достижения образовательного стандарта" способствует разрешению противоречий:
- Между растущим объемом школьного географического содержания и господством традиционной системы методов и приемов контроля знаний учащихся.
- Между знаниевым подходом в обучении географии в школе и необходимостью учета индивидуальных особенностей школьника.
В соответствии процесса модернизации школьного географического образования необходимым приоритетным направлением в обучении школьников является создание условий интеллектуального развития детей, неформального освоения большого объема знаний. Эффективность и качество образования зависит от выбора учителем оптимальных форм и методов учета, контроля и систематизации знаний учащихся.
Актуальность
Еще одно противоречие заключается между необходимостью учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка и отсутствием системы оперативной диагностики обученности и обучаемости, как класса в целом, так и отдельных его учеников.
Разрешение этих противоречий возможно через структурирование учебного процесса с использованием различных способов самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умения планировать свою учебную работу, навыков самоконтроля и самоанализа. Тестовый контроль знаний находит все более широкое применение в практической деятельности преподавателей географии. Такая форма работы дает возможность за короткий промежуток времени проверить уровень знаний и умений учащихся по большому объему изучаемого материала, обобщить и систематизировать учебных материал, проверить глубину знаний.
Основная идея
Результативность
Способы (методы) контроля по системе Давыдова-Эльконина:
I Опрос
1. Устный
- индивидуальный
- фронтальный
- комбинированный
- обобщающий
2. Письменный
- самостоятельная работа
- графическая работа
- программированный опрос
II Тестирование
1. тест по критериям
2. нормативный тест
3. стандартный тест
- достижений
- способностей
- диагностический
4. контрольная работа
5. ЕГЭ
III Психологическое наблюдение
учебные склонности и познавательный интерес
учебная деятельность
самоконтроль учащихся (например, рабочие тетради)
IV Творческая работа
сочинение
реферат
исследовательский проект
рецензия
«портфель» ученика
V Домашняя работа
1. определение границы знания-незнания
2. выбор заданий
3. рефлексия
4. навык
Параметры диагностики результатов деятельности учеников
Параметры диагностики | Вид продукции | Формы и способы анализа |
Творческий образовательный потенциал | Творческие достижения на уроках, творческие работы | Контент-анализ содержания творческих работ, рецензирование и оценка |
Базовые образовательные стандарты | Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены | Поэлементный анализ, оценочная система |
Личностные качества учащихся | Рефлексивные записи и самооценки учеников, образовательные характеристики и таблицы учителей | Диагностика и оценивание учителями уровня развития личностных качеств. Статистические методы обработки результатов |
Индивидуальная образовательная траектория | Индивидуальные образовательные программы и рефлексивные записи учеников, образовательные характеристики учителей | Анализ соответствия программ и результатов. Степень отличия образовательных результатов разных учеников |
«Минусы» традиционной отметочной системы
Основные недостатки:
отметка чересчур интегративна, она не говорит о том, какие именно у ученика проблемы и не указывает на перспективы его развития; она не носит ориентирующий характер, потому что критерии выставления отметки, как правило, скрыты от ученика;
отметка не отражает реальный уровень знаний и умений ученика, является скорее дисциплинарной оценкой (то, за что ребенок получил «2» или «3» в сентябре, он знает в октябре на «4» или «5»);
отметка деформирует всю систему мотивации учащихся и, вместо формирования собственно учебной мотивации, мы получаем разнообразную внешнюю мотивацию;
отметка фактически исключает сотрудничество учителя и учащихся, они оказываются противопоставленными друг другу и, вместо того, чтобы совместно решать учебные задачи, ведут ежедневную борьбу;
отметка закрепляет за учителем контрольно-оценочные функции, что существенно тормозит формирование учебной самостоятельности (а это одна из ключевых компетенций);
отметка сравнивает ученика с другими или с виртуальной «нормой», она ничего не говорит о росте учащегося «относительно себя вчерашнего» (фиксирует абсолютную успешность, а не относительную; уровень актуального развития, а не возможности ближайшего развития);
отметка зачастую выступает как психотравмирующий фактор, нередко используется для манипулирования учащимся, для оказания на него психологического давления, как со стороны учителей, так и со стороны родителей; родители заведомо ставятся не в конструктивную позицию (как и чем можно помочь своему ребенку), а в позицию надсмотрщика.
Технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению.
«Портфель ученика» — инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает:
• задания ученику по отбору материала в «Портфель» (имеется в виду не конкретное указание, какой материал следует отобрать, а по каким параметрам следует его отбирать);
• анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;
• анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного «Портфеля».
Принципы технологии
1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:
- особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);
- умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
- особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии, полилоге, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику).
Принципы технологии
2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если ученик принимает решение проследить свои успехи в области математики или истории, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в свое «досье», организует их в предусмотренную структуру. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки учителя, родителей, учащихся группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и используются данные технологии.
Принципы технологии
3. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» ученика.
Родиной «портфеля» или «портфолио» являются США. Однако эта модель уже завоевала популярность во многих странах мира, так, например, в Финляндии именно с внедрения этой формы учета достижений учащихся началась реформа системы образования. «Портфолио» - это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное нацелено на выявление:
Принципы технологии
- объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
- пробелов в подготовке;
- трудностей усвоения;
- уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
- положительных мотивов учения;
- интереса к предмету;
- развития мыслительной деятельности;
- критического отношения к учебной деятельности.
Требования к «портфелю»
1. Дневник выборочен. Прежде чем начинать собирать Дневник самооценки, обучающийся должен знать цель сбора. Целью может являться: самооценка; документация прогресса в учебе; помощь учителю при принятии решения; для отчета перед администрацией или родителями.
2. Дневник - это подборка работ обучающихся, показывающая его прогресс.
3. В дневник собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки – проблемы, трудности, необходимость коррекции.
4. Дневник демонстрирует прогресс во времени. Единица времени ведения дневника выбирается изначально (семестр, курс и т. п.), но "чиститься" дневник регулярно. Т. е. проводиться отбор и оценивание работ, которые обучающийся в нем оставляет. Время «чисток» устанавливается совместно с учениками. Экспериментально удалось установить, что для учащихся 8-х классов целесообразно установить это время с периодичностью две недели.
5. Дневник нацелен на рефлексию, на самооценку.
6. Дневник - это совместная работа учащихся, учителей, родителей.
Эксперимент
Структура портфолио по теме «Внутренние воды России» (8 класс)
Название
I Раздел «Портрет» (О себе).
II Коллектор
- «Что бы это значило?» (словарь терминов)
- «Статистические данные» (справочно-информационный материал)
а) крупнейшие реки России;
б) крупнейшие озера России;
в) крупнейшие водохранилища по объему и по площади
III Рабочие материалы
- контурная карта
- кроссворд
- практическая работа «Сравнительная характеристика рек Енисея и Амура»
- характеристика реки по плану
- сообщение о стихийном бедствии
- задачи на расчет падения, уклона реки
- практическая работа «Типы озерных котловин»
- схема «Виды болот»
- географическое путешествие
а) Санкт-Петербург – Мурманск
б) Санкт-Петербург – Москва
в) Санкт-Петербург - Новороссийск
- сообщение о подземных водах
– задачи на тему «Водные ресурсы»
- таблица «Судоходные каналы России»
- доклад на тему «Охрана вод»
IV Мои достижения
- географический диктант по теме «Реки»
- тест по теме «Внутренние воды»
- диагностическая контрольная работа
Рекомендации
«Портфель» призван полностью отражать работу ученика в области курса географии. Он должен включать в себя различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи ученика в области географии, его отношение к географии, понимание этого предмета; демонстрировать умения ученика оперировать географическим аппаратом и решать проблемные задания, коммуникативные умения, а также его способности к дальнейшему продвижению в области географии и осознанию возможных способов продвижения. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемым качеством «Портфеля».
Рекомендации
При подготовке «Портфеля» рекомендуется сосредоточить свое внимание на следующих позициях:
- самостоятельность мышления ученика;
- определение временного периода создания «Портфеля»;
- взаимосвязь и взаимообусловленность географических знаний;
- отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ (самооценка);
- процесс решения проблем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.