Самостоятельная деятельность учащихся
Оценка 4.8

Самостоятельная деятельность учащихся

Оценка 4.8
Контроль знаний +5
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
27.03.2018
Самостоятельная деятельность учащихся
Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний. Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Важным моментом является то, что эти новообразования относятся к качественным изменениям личности как целостной системы, затрагивая не только изменения отдельных компонентов, но и системы их взаимосвязей. Это и определяет значение самостоятельной деятельности как существенного компонента в системе процесса обучения.Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний. Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Важным моментом является то, что эти новообразования относятся к качественным изменениям личности как целостной системы, затрагивая не только изменения отдельных компонентов, но и системы их взаимосвязей. Это и определяет значение самостоятельной деятельности как существенного компонента в системе процесса обучения.
Самостоятельная деятельность учащихся.docx
«Самостоятельная деятельность учащихся»                                                 План. 1. Самостоятельная работа не сама цель. 2. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности. 3. Управление самостоятельной деятельностью школьников. 4. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке. 5. Влияние   самостоятельной   работы   на   качество   знаний   и   развитие познавательной способности учащихся. 6. Заключение.  1. Самостоятельная работа не сама цель. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная   работа   каждого   учителя.   Воспитание   активности   и самостоятельности   необходимо   рассматривать   как   составную   часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Целью   данной   курсовой   работы   является   изучение   организации самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании   природы   самостоятельности   учащихся   в   обучении, ознакомились   с   множеством   определений   и   выяснили   какие   функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том,   чтобы   развить   у   учащихся   самостоятельность   в   познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое   мировоззрение;   вторая   —   в   том,   чтобы   научить   их   самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная   работа   не   самоцель.   Она   является   средством   борьбы   за глубокие   и   прочные   знания   учащихся,   средством   формирования   у   них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще   самостоятельно   ставить   цель   своей   деятельности,   не   в   силах   еще планировать   свои   действия,   корректировать   их   осуществление,   соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом   изучения   является   самостоятельная   деятельность   школьника,   а предметом – условия ее реализации. Актуальность   этой   проблемы   бесспорна,   т.к.   знания,   умения,   убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам.   Этот   процесс   включает   в   себя   знакомство,   восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И,   пожалуй,   главной   функцией   самостоятельной   работы   является формирование   высококультурной   личности,   т.к.   только   в   самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. 2. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности. Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг   явлений   или   предметов,   но   и   в   интересах   человека   управлять   этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем   более   преобразовывать   явления   можно   только   тогда,   когда   они достаточно   описаны   и   объяснены.   В   науке   функции   управления   и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила   преобразования   явлений.   Таким   образом,   познавая   предмет   или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав   предмет   или   явление,   мы   должны   объяснить   их   (функциональную взаимосвязь   их   частей   и   структуры   в   целом),   сформулировать   закон   их существования,   а   затем   предписать,   как   управлять   ими,   как   с   помощью определенных эти   предметы   и явления.Основополагающим   требованием   общества   к   современной   школе является   формирование   личности,   которая   умела   бы   самостоятельно творчески   решать   научные,   производственные,   общественные   задачи,   преобразовать     операция критически   мыслить,   вырабатывать   и   защищать   свою   точку   зрения,   свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Специалистами   в   этой   области   подчеркивалось,   что   учащимся   важно   дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает   характер   проблемно­поисковой   деятельности.Изучая   сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности,   по   которым   может   развиваться   самостоятельность   учения   – познавательная,   практическая   и   организационно­техническая.   Б.П.   Есипов (60­е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе.   При   формировании   знаний   и   умений   учащихся   стереотипный,   в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения. Второе   направление   берет   свое   начало   в   трудах   Я.А.   Коменского. Содержанием   его   является   разработка   организационно­практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом   теоретического   обоснования   основных   положений   проблемы выступает   здесь   преподавание,   деятельность   учителя   без   достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках   дидактического   направления   анализируются   области   применения самостоятельных   работ,   изучаются   их   виды,   неуклонно   совершенствуется методика   их   использования   в   различных   звеньях   учебного   процесса. Становится   и   в   значительной   степени   решается   в   методическом   аспекте проблема   соотношения   педагогического   руководства   и   самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так   же   содержательными   материалами   для   организации   самостоятельной работы школьников на уроке и дома. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало   в   основном   в   трудах   К.Д.   Ушинского.   Исследования,   которые развивались   в   русле   психолого­педагогического   направления,   были направлены   на   выявление   сущности   самостоятельной   деятельности   как дидактической   категории,   ее   элементов   –   предмета   и   цели   деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной   деятельности   школьника   ее   процесс   и   структура   еще   не достаточно полно раскрыта. Однако,   существуют   некоторые   структурные   принципы   анализа   значения, места   и   функции   самостоятельной   деятельности.   Имеются   2   варианта, близких  по  сути,  но имеющих  собственно наполнение и специфику:  они  и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности. Первая группа: 1) содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях; 2)   оперативный   компонент:   разнообразные   действия,   оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане; 3) результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества. Вторая группа: 1)   содержательный   компонент:   выделение   познавательной   задачи,   цели учебной деятельности; 2)   процессуальный   компонент:   подбор,   определение,   применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов; 3) мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности. Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат. Итак,   в   социальном   плане   самостоятельная   деятельность   может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему   миру,   в   любом   виде   ее   конкретного   взаимодействия   со средой. 3.Управление самостоятельной деятельностью школьников. Процесс   управления   должен   обеспечивать   реализацию   обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.   Поэтому   необходимо   управление,   Даже Большинство   исследователей   считает,   что   управление   присуще   только сложным   динамическим   системам   биологического   и   социального   типа.   Их функционирование   под   влиянием   внешних   условий   может   изменяться, нарушаться,   если   не   обеспечивается   своевременная   корректировка   или перестройка   системы.   которое противодействует   дезорганизации   системы,   поддерживает   необходимый порядок.   В   самом   общем   виде   управление   может   быть   определено   как упорядочение   системы,   т.е.   приведение   в   соответствие   с   объективной закономерностью   действующей   в   данной   среде.Учащиеся   испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной   познавательной   деятельности.   хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя, хотя не так   часто   как   остальным.   На   каком   же   этапе   учащиеся   больше   всего нуждаются в педагогическом руководстве? Традиционно считалось, что таким этапом   было   начало   работы.   Однако   самым   значительным   для старшеклассников   оказался   тот   этап   управления,   на   котором   процесс познавательной   деятельности   протекает   наиболее   интенсивно,   т.е.   тогда, когда задание уже выполняется. Вряд ли можно объяснить это проявлением определённых   затруднений   (хотя   иногда   они   имеют   место).   Активность, умственное и волевое напряжение, которые появляются при самостоятельных действиях,   проявляются   не   только   в   сосредоточенности,   углубленности   в работу,   но   и   в   потребности   общения,   направленного   на   обсуждение возникающих   вопросов.   Общение   необходимо   ученику   для   того,   чтобы утвердиться   в   собственных   поисках,   своевременно   получить   подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии   учителя   испытывают   не   только   слабые   ученики.   Учитель действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность   класса,   создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу   направляет   познавательный   процесс, сил”   и   творческие   начинания   учащихся, самостоятельность.   их   добровольность   и Для   полного   понимания   проблемы   нам   необходимо   выявить   общее   и особенное   в   понятиях   “управления”,   “педагогическое   руководство”, “организация”, которые часто употребляются как синонимы. Исходя   из   структуры   деятельности,   управление   самостоятельной   работой включает целепологание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов. Педагогическое   руководство   –   это   управление   самостоятельной деятельностью   учащегося   на   этапе   ее   непосредственного   осуществления: предъявление   учебной   задачи   ученику,   инструктаж   по   ее   выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих   познавательную   активность,   обеспечение   условий эффективности. Итак,   мы   выяснили,   что   в   процессе   управления   самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса.   В   связи   с   этим   следует   перечислить   следующие   принципы управления: 1)   дифференцированный   подход   к   учащимся   с   соблюдением   посильности учебных заданий; 2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход   к   более   неточным   и   неполным   указаниям   по   выполнению самостоятельной работы; 3)   постепенное   отдаление   учителя   и   занятие   им   позиции   пассивного наблюдателя за процессом; 4) переход от контроля учителя к самоконтролю. 4. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке. Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения. Отношение   учащихся   к   собственной   деятельности   определяется   в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение   интереса   к   обучению   во   многом   зависит   от   действий   учителя. Например,   неправильный   отбор   им   содержания   учебного   материала, вызывающего   перегрузку   школьников;   невладение   учителем   современными методами   обучения   и   их   оптимальным   сочетанием;   неумение   строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом; особенности личности учителя. В   истории   педагогики   не   раз   принимались   попытки   создать   идеальную систему образования, которая отвечала бы всем требованиям, выдвигаемым к организации познавательного процесса.   на   наш   взгляд, Но   наиболее   успешной,   является   система индивидуализированного   обучения.   Она   получила   своё   распространение   в начале   ХХ   в.   и   рассматривается   как   объективная   необходимость   учёта индивидуальных   различий   детей   в   установившейся,   уже   традиционной классно­урочной системе. В начале века она развивалась в трёх направлениях: организация   индивидуального   режима   учебной   деятельности;   сочетание индивидуального   режима   и   содержания   с   групповой   работой   учащихся; организация индивидуальной работы по специально разработанным учебным материалам. Первое направление нашло своё развитие в “Дальтон­плане”: годовой объём учебного   материала   разбивался   на   “подряды”,   которые   состояли   из ежедневных   заданий.   Ученик   заключал   с   учителем   “договор”   о самостоятельном   изучении   определённого   материала   в   назначенное   время. Материал   изучался   в   предметных   кабинетах­лабораториях,   где   он   мог получать   консультации   учителя   по   данному   предмету.   “Дальтон­план” приучал   учащихся   к   самостоятельности,   развивал   инициативу, ответственность   за   взятые   на   себя   обязательства,   побуждал   к   поиску рациональных способов выполнения заданий. Второе   направление  –  сочетание   индивидуального   режима   и   содержания   с групповой работой учащихся – ярче всего нашла своё выражение в “Говард­ плане” и “Йена­плане”. Основные положения систем: вместо одновозрастных классов   –   разновозрастные   группы,   переменные   по   составу;   расписание занятий, выбор учебных предметов зависел от интересов каждого ребенка; учебный   материал   делился   на   «отделы»,   изучение   которых,   в   основном, происходило через индивидуальную самостоятельную работу в сочетании с взаимопомощью в малой группе (4­5 человек); один учитель мог заниматься разными предметами в составе различных групп. Третье   направление   можно   считать   прообразом   программированного обучения.   Оно   представляет   собой   отход   от   классно­урочной   системы   по основным   «академическим»   дисциплинам;   самостоятельное   изучение   этих дисциплин   по   специально   приготовленным   учебным   пособиям; прорабатывались   эти   материалы   в   индивидуальном   для   каждого   ученика темпе;   индивидуальная   работа   велась   в   первой   половине   дня;   обучение сопровождалось   диагностическим   тестированием,   которое   устанавливало степень   приближения   ученика   к   поставленным   задачам   и   выявляло необходимость введения дополнительного и вспомогательного материала; во второй половине дня организовывалась групповая деятельность учащихся для приучения   к   коллективному   труду;   группы   возникали   на   основе   общих интересов. В   наше   время   используется   классно­урочная   система   обучения,   которая предполагает группировку учащихся в классы в соответствии с возрастом и условием   знаний,   основной   организационной   структурой   является   урок; содержания образования в каждом классе определяется учебными планами и программами;   на   основе   учебного   плана   составляется   расписание   уроков. Важным   элементом   этой   системы   является   планирование   учебной   работы учителем,   от   которого   во   многом   зависит   качество   учебных   занятий. Существует 2 вида планирования: 1)   перспективное   –   осуществляется   в   тематических   планах,   определяются темы   уроков,   лабораторных   работ,   экскурсий,   намечаются   контрольные письменные   работы,   обощающе­повторительные   и   зачетные   занятия. Определяется   количество   учебных   часов,   отводимых   на   изучение   темы, однако эти планы не детализируются. 2)   текущее   –   заключается   в   разработке   планов,   отдельных   уроков. Разрабатывая   содержание   урока,  учитель   предлагает   краткий   план   беседы, рассказа,   лекции;   формирует   вопросы   к   учащемуся,   задания   для самостоятельной   работы,   перечисляет   номера   упражнений,   определяет способы проверки знаний. Не   менее   важную   роль   в   организации   самостоятельной   работы   играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания   обучения.   Однако   сама   по   себе   информация   вне   потребности ребенка   не   имеет   для   него   никакого   значения   и   не   оказывает   никакого воздействия.   Если   же   информация   созвучна   потребностям   учащегося   и подвергается   эмоциональной   переработке,   то   он   получает   импульс   к последующей   деятельности.   Для   этого   содержание   учебного   материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. 5.Влияние   самостоятельной   работы   на   качество   знаний   и   развитие познавательной способности учащихся Самостоятельная   работа   оказывает   значительное   влияние   на   глубину   и прочность   знаний   учащихся   по   предмету,   на   развитие   их   познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт учителей многих школ показал, что: 1.   Систематически   проводимая   самостоятельная   работа   (с   учебником   по решению   задач,   выполнению   наблюдений   и   опытов)   при   правильной   ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний   по   сравнению   с   теми,   которые   они   приобретают   при   сообщении учителем готовых знаний. 2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и   содержанию   самостоятельных   работ   способствует   развитию   их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. 3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются   темпы   формирования   у   учащихся   умений   и   навыков практического   характера,   а   это   в   свою   очередь   оказывает   положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. 4.  С  течением  времени  при   систематической   организации   самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.   В   результате   для   выполнения   примерно   одинаковых   по   объему   и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно   не   организуется   или   проводится   нерегулярно.   Это   позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время   на   решение   задач,   выполнение   экспериментальных   работ   и   других видов работ творческого характера. Заключение. Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно­полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть   их   перегрузку.   Соответственно   этим   требованиям   необходимо поднять   уровень   преподавания,   нацелить   его   на   формирование   у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере   способствовала   развитию   позитивных   способностей   школьников   и   их практической подготовке. Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования,   улучшением   качества   учебников   и   других   средств   обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе   проблемности,   развитием   текущего   лабораторного   эксперимента   и завершающего физического практикума творческого характера. В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации   самостоятельной   работы   школьника   учитель   должен   уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения  задачи, при   этом  большое  значение  уделяется   подборке   учебного материала. Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке. Для   повышения   качества   обучения   особое   значение   имеет   развитие познавательного   энтузиазма   школьников,   интереса   к   предмету.   Учащиеся должны   понимать,   каков   смысл   изучения   предлагаемого   материала.   Более того,   современные   школьники   вправе   желать,   чтобы   учебная   деятельность была интересной, давала удовлетворение. Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных   и   научно­популярных   журналов   и   газет,   а   также   интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности. Однако   мало   обеспечить   мотивацию   учения   и   возбудить   познавательный интерес   ученика.   Необходимо   далее,   во­первых,   четко   осознавать   цели обучения и, во­вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018