САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Массовое обследование школ, обнаружило, как общее явление, очень слабые успехи учащихся в решении арифметических задач и численных примеров, что указывало на плохое усвоение теории арифметики и на нерационально поставленную школьную работу над задачами. Такие результаты показывают, что школа плохо справляется со своей основной задачей трудового обучения — сообщить детям прочные знания по теории арифметики, укрепить вычислительные навыки для осуществления главной цели: развития привычки и умения применять приобретенные знания и навыки к решению различных вопpocoв, выдвигаемых жизнью.
Придавая особенно важное значение работе детей над задачами, потому что главным образом она обеспечивает надлежащее усвоение арифметики и применение ее на практике, Мы предлагает педагогам: увеличить количество решаемых учащимися задач, содержание и оформление которых было бы вполне доступно их пониманию, применять возможную наглядность при подаче задач, чтобы облегчить лучшее усвоение условий, практиковать составление задач самими учащимися.
Из предложенных мер остановимся на последней, которой до сих пор уделяется педагогами очень мало внимания.
Опыт строго научного и детального анализа работы школьников по составлению задач, произведенный в 2020 г., свидетельствует, что составление задач интересует детей и не непосильно даже для первогодников, так что вполне может применяться как прекрасное средство для - более глубокого и прочного усвоения арифметических положений и вообще для развития математического мышления.
Педагогическая ценность такой работы может значительно возрасти, если ее поставить так, чтобы сами школьники собирали материал для построения своих задач из окружающей их обстановки, из своих личных наблюдений. Это побудит их более внимательно присматриваться к жизненным явлениям, прилагать к ним математическую мерку, устанавливать количественные соотношения и зависимость между ними и тем расширять свой умственный кругозор, развивать способность к исследованию явлений и активно проявлять стремление к твор некому процессу. Кроме того собирание числового материала само по себе послужит хорошей практикой в вычислениях, а формулировка задач явится упражнением в краткой и точной речи.
Стабильные учебники по арифметике хотя и содержат некоторый материал по составлению задач учащимися, но, к сожалению, слишком скудный. Поэтому необходимо выработать для руководства преподавателя соответственный систематический план, наметка которого и является предметом настоящей статьи.
Но прежде всего преподавателю следует иметь в виду, что самостоятельное составлеление детьми задач на основе собираемого ими жизненного числового материала представляет довольно сложную и необычную для них работу, с которой они могут освоиться лишь постепенно, по мере практики в решении готовых задач из учебника и воспитания в себе привычки подходить к наблюдаемым явлениям с математической меркой.
Уже при изучении чисел первого десятка дети, еще не умеющие писать, могут изображать в тетрадках схематически кружками состав своей семьи, сосчитать, сколько в ней в отдельности мужчин и женщин, взрослых и детей, имеющих заработок и иждивенцев, определить общее число душ, возраст детей, которые моложе данного ученика. Учитель может взять записи нескольких учеников, изобразить их на доске, прикалывая соответственное количество кружков разного цвета и разных размеров для отличия возраста и пола членов семьи, и использовать их для общих упражнений в счете, сопоставлений, сравнения семей, — в какой больше душ, больше или меньше мужчин, работников, числа иждивенцев на одного работника и пр. Или — дети могут вести счет домашних животных, числа комнат, домашней обстановки— столов, стульев, кроватей, посуды и пр.
По мере ознакомления с числами за пределом первого десятка и приобретения навыков в письме можно постепенно расширить объем собираемых сведений — о ценах на различные предметы, прежде всего на те, которые приходится покупать самим детям для учебных надобностей или по поручению домашних для продовольствия семьи, составлять вместе с тем расчеты истраченных денег на эти покупки. Собранные цены можно помещать в стенные таблицы для руководства ими при составлении задач. Вообще пути нахождения детьми жизненного числового материала для расчетов и задач могут быть многоразличны: хозяйственные расходы семьи — покупка хлеба, молока, мяса, картофеля и др.; сроки использования этих продуктов в семье, норма получения продуктов по продовольственным карточкам семьи; измерение различиях предметов—комнаты, стола, окон, дверей, тетради, книги, роста членов семьи, своих товарищей, вместимости чайника, самовара, кувшина полулитровыми кружками или стаканами; вычисление площади пола комнаты, спец печей, окон, дверей, огорода, объема комнаты, ящика, коробки, привезенных дров; определение веса различных предметов, своего веса, товарищей; определение температуры в комнате, на улице, своего тела в здоровом и болезненном состоянии; расчеты времени: распределение прожитых суток но времени, определение возраста членов семьи; составление различных счетов на расходы: хозяйственные расходы семьи за данный день, на организацию школьной экскурсии, школьного празднества, на школьные завтраки, на совместное посещение кино, театра, на изготовление предметов для выставки, для украшения школы, для игр и пр.; определение общего заработка членов семьи за месяц, расходов по квартплате, по электрическому освещению, с разбивкою этих расходов по отдельным статьям и с сопоставлением их с установленными нормами и пр.
Учащиеся старших классов могли бы собирать числовые данные при посещениях фабрик, мастерских, сельскохозяйственных предприятий по вопросам производства, ростa промышленности, коллективизации сельского хозяйства, выгодности ее; из газет черпать сведения об успехах индустриализации нашей страны, о культурном подъеме населения и делать сопоставления с капиталистическими государствами.
Такая работа учащихся, намеченная в грубых чертах, помимо важного значения для общего развития учащихся, обогатит их не только конкретным и вполне жизненным материалом для арифметических упражнений, но и ценными в житейской практике сведениями.
Но, повторяем, эту работу не следует форсировать, потому что излишняя требовательность преподавателя, превышающая силы учащихся, может ослабить их интерес, будет выполняться лишь формально, шаблонно и потеряет свою педагогическую ценность.
Представим теперь примерный план постепенного вовлечения детей в работу по самостоятельному составлению задач.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.