САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

  • Научные работы
  • docx
  • 01.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Массовое обследование школ, обнару¬жило, как общее явление, очень слабые успе¬хи учащихся в решении арифметических задач и численных примеров, что указывало на плохое усвоение теории арифметики и на нерационально поставленную школьную ра¬боту над задачами. Такие результаты пока¬зывают, что школа плохо справляется со своей основной задачей трудового обучения — сообщить детям прочные знания по теории арифметики, укрепить вычислительные навы-ки для осуществления главной цели: раз¬вития привычки и умения применять приоб¬ретенные знания и навыки к решению раз¬личных вопpocoв, выдвигаемых жизнью.
Иконка файла материала САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.docx

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

Массовое обследование школ, обнару­жило, как общее явление, очень слабые успе­хи учащихся в решении арифметических задач и численных примеров, что указывало на плохое усвоение теории арифметики и на нерационально поставленную школьную ра­боту над задачами. Такие результаты пока­зывают, что школа плохо справляется со своей основной задачей трудового обучения — сообщить детям прочные знания по теории арифметики, укрепить вычислительные навы­ки для осуществления главной цели: раз­вития привычки и умения применять приоб­ретенные знания и навыки к решению раз­личных вопpocoв, выдвигаемых жизнью.

Придавая особенно важное значение работе детей над задачами, потому что главным образом она обеспечивает надлежащее усвое­ние арифметики и применение ее на прак­тике, Мы предлагает педагогам: увеличить количество решаемых учащимися задач, содержание и оформление которых было бы вполне доступно их пониманию, применять возможную наглядность при подаче задач, чтобы облегчить лучшее усвоение условий, практиковать составление задач самими уча­щимися.

Из предложенных мер остановимся на по­следней, которой до сих пор уделяется педа­гогами очень мало внимания.

Опыт строго научного и детального ана­лиза работы школьников по составлению задач, произведенный в 2020 г., свидетельствует, что составление задач интересует детей и не непо­сильно даже для первогодников, так что вполне может применяться как прекрасное средство для - более глубокого и прочного усвоения арифметических положений и во­обще для развития математического мышле­ния.

Педагогическая ценность такой работы мо­жет значительно возрасти, если ее поста­вить так, чтобы сами школьники собирали материал для построения своих задач из окружающей их обстановки, из своих лич­ных наблюдений. Это побудит их более вни­мательно присматриваться к жизненным явле­ниям, прилагать к ним математическую мерку, устанавливать количественные соотношения и зависимость между ними и тем расширять свой умственный кругозор, развивать спо­собность к исследованию явлений и активно проявлять стремление к твор некому процес­су. Кроме того собирание числового материала само по себе послужит хорошей практикой в вычислениях, а формулировка задач явится упражнением в краткой и точной речи.

Стабильные учебники по арифметике хотя и содержат некоторый материал по составле­нию задач учащимися, но, к сожалению, слиш­ком скудный. Поэтому необходимо выра­ботать для руководства преподавателя соот­ветственный систематический план, наметка которого и является предметом настоящей статьи.

Но прежде всего преподавателю следует иметь в виду, что самостоятельное составлеление детьми задач на основе собираемого ими жизненного числового материала пред­ставляет довольно сложную и необычную для них работу, с которой они могут освоиться лишь постепенно, по мере практики в реше­нии готовых задач из учебника и воспита­ния в себе привычки подходить к наблюдае­мым явлениям с математической меркой.

Уже при изучении чисел первого десятка дети, еще не умеющие писать, могут изобра­жать в тетрадках схематически кружками со­став своей семьи, сосчитать, сколько в ней в отдельности мужчин и женщин, взрослых и детей, имеющих заработок и иждивенцев, определить общее число душ, возраст детей, которые моложе данного ученика. Учитель может взять записи нескольких учеников, изобразить их на доске, прикалывая соответ­ственное количество кружков разного цвета и разных размеров для отличия возраста и пола членов семьи, и использовать их для общих упражнений в счете, сопоставлений, сравнения семей, — в какой больше душ, больше или меньше мужчин, работников, числа иждивенцев на одного работника и пр. Или — дети могут вести счет домашних жи­вотных, числа комнат, домашней обстанов­ки— столов, стульев, кроватей, посуды и пр.

По мере ознакомления с числами за пре­делом первого десятка и приобретения навы­ков в письме можно постепенно расширить объем собираемых сведений — о ценах на различные предметы, прежде всего на те, ко­торые приходится покупать самим детям для учебных надобностей или по поручению домашних для продовольствия семьи, составлять вместе с тем расчеты истраченных денег на эти покупки. Собранные цены можно поме­щать в стенные таблицы для руководства ими при составлении задач. Вообще пути нахождения детьми жизненного числового материала для расчетов и задач могут быть многоразличны: хозяйственные расходы семьи — покупка хлеба, молока, мяса, карто­феля и др.; сроки использования этих про­дуктов в семье, норма получения продуктов по продовольственным карточкам семьи; из­мерение различиях предметов—комнаты, стола, окон, дверей, тетради, книги, роста членов семьи, своих товарищей, вместимости чайника, самовара, кувшина полулитровыми кружками или стаканами; вычисление площа­ди пола комнаты, спец печей, окон, дверей, огорода, объема комнаты, ящика, коробки, привезенных дров; определение веса различ­ных предметов, своего веса, товарищей; определение температуры в комнате, на улице, своего тела в здоровом и болезненном состо­янии; расчеты времени: распределение прожи­тых суток но времени, определение возраста членов семьи; составление различных счетов на расходы: хозяйственные расходы семьи за данный день, на организацию школьной экскурсии, школьного празднества, на школь­ные завтраки, на совместное посещение кино, театра, на изготовление предметов для выс­тавки, для украшения школы, для игр и пр.; определение общего заработка членов семьи за месяц, расходов по квартплате, по элект­рическому освещению, с разбивкою этих расходов по отдельным статьям и с сопо­ставлением их с установленными нормами и пр.

Учащиеся старших классов могли бы со­бирать числовые данные при посещениях фабрик, мастерских, сельскохозяйственных предприятий по вопросам производства, ростa промышленности, коллективизации сельского хозяйства, выгодности ее; из газет черпать сведения об успехах индустриализа­ции нашей страны, о культурном подъеме населения и делать сопоставления с капита­листическими государствами.

Такая работа учащихся, намеченная в гру­бых чертах, помимо важного значения для общего развития учащихся, обогатит их не только конкретным и вполне жизненным ма­териалом для арифметических упражнений, но и ценными в житейской практике све­дениями.

Но, повторяем, эту работу не следует форсировать, потому что излишняя требо­вательность преподавателя, превышающая силы учащихся, может ослабить их интерес, будет выполняться лишь формально, шаблон­но и потеряет свою педагогическую ценность.

Представим теперь примерный план посте­пенного вовлечения детей в работу по само­стоятельному составлению задач.

 

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru