Самостоятельные занятия физической культурой
Оценка 5

Самостоятельные занятия физической культурой

Оценка 5
docx
10.03.2022
Самостоятельные занятия физической культурой
Самостоятельные занятия физической культурой.docx

Самостоятельные занятия физической культурой.

1. Цели, задачи, содержание самостоятельных занятий физической культурой.

Целью самостоятельных занятий физической культурой студентов техникумов и колледжей является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности. Задачи самостоятельных занятий физической культурой.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: - понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к учебной деятельности;

-        знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

-        формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;   овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;   обеспечение общей и профессионально - прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

-        приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Содержание самостоятельных занятий физической культурой.

Курс самостоятельных занятий физической культурой включает в качестве обязательного минимума следующие разделы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала.

Раздел 1. Иметь представление о своих физических возможностях (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).

Раздел 2. Знать правила поведения на спортивных сооружениях и рекреационных площадках (Принципы межличностного общения, навыки управления вниманием), выполнения физических упражнений разной направленности, методы контроля за состоянием организма, методику проведения занятий физической культурой, знать методику развития двигательных качеств. Правила проведения спортивных и подвижных игр. Правила режима дня. Правила межличностного общения. Методику проведения восстановительных процедур. Методику выполнения оздоровительных упражнений - для зрения, осанки, укрепления стопы, дыхания. Правила составления утренней гигиенической гимнастики. Правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями и правила оказания первой доврачебной помощи при царапинах и ссадинах, потертостях и ушибах.

Раздел З. Уметь провести планирование занятия:

-        постановки цели занятия и его задач.

-        выбора времени в режиме дня,

-        выбор необходимых физических упражнений (в соответствии с целью и задачами)

-        частота занятий в неделю,

-        продолжительность одного занятия,

-        дозировка нагрузки при выполнении разных физических упражнений, - средства контроля за состоянием организма (ЧСС и частота дыхания во время выполнения физических упражнений и во время восстановления после работы, нарушение координации движений).

Раздел 4. Уметь выполнять доступные, в зависимости от возраста и степени подготовленности, физические упражнения. (Оздоровительные - для коррекции функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики простудных заболеваний, для развития двигательных качеств (силы, быстроты, координации, гибкости и выносливости) и коррекции индивидуальных особенностей фигуры (осанки); развивающие; рекреационные, для профилактики нарушений зрения).

Раздел 5. Уметь подготовить место проведения занятия:

-        выбрать место для занятия (дома, на спортивной площадке, на необорудованной площадке, в парке.)

-        обеспечить безопасность занятия (отсутствие опасных предметов - выступов, повреждений пола, ям, движения автомобилей и др.).

-        подобрать необходимое оборудование (спортивный инвентарь, спортивную одежду и обувь).

Раздел 6. Уметь провести занятие физическими упражнениями:

-        выполнение разминки;  выполнение основной части занятия (общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры в соответствии с целью занятия; лыжные прогулки; оздоровительный бег; контроль за функциональным состоянием организма, соблюдение гигиенических требований к занятиям физической культурой, выполнение норм межличностного общения);

-        выполнение заключительной части занятия (выполнение упражнений на расслабление и дыхательных упражнений, контроль за самочувствием,

подведение итогов занятия: что выполнено и что не выполнено из запланированного, почему).

Раздел 7. Уметь выполнять гигиенические мероприятия (утреннюю гигиеническую гимнастику, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, физкультминутки, самомассаж биологически активных точек, дыхательные упражнения), оценку функционального состояния (по ЧСС, частоте дыхания), восстановительные процедуры, режим дня (основные моменты),

В результате использования студентами указанных мероприятий в процессе самостоятельных занятий могут быть успешно реализованы основные задачи физического воспитания: укрепление здоровья, овладение школой движений (развитие координационных и кондиционных способностей), формирование элементарных знаний о личной гигиене, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формирование интереса к двигательной активности.

2. Средства и методы для воспитания физических качеств на самостоятельных занятиях физической культурой.

С помощью воспитания физических качеств осуществляются повышение физической подготовленности занимающихся, которое способствует укреплению здоровья и формированию телосложения. Физические качества, развиваемые с помощью самостоятельных занятий физической культурой, имеют свойство переноса, т.е. их более высокое развитие переносится на все виды деятельности занимающихся в учебе, на практике и в быту, проявляются в повышении эффективности умственной и физической работы.

Воспитание силы. Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила, как физическое качество, характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять конфигурацию тела (телосложение).

Средствами воспитания силы являются: гимнастические упражнения с отягощением (как отягощение используется масса собственного тела или отдельных его частей — сгибание и выпрямление рук в упорах, подтягивание на перекладине, наклоны и выпрямления туловища, приседания и т.п.). Разнообразные прыжки. Специальные силовые упражнения с малыми отягощениями (гантелями, эспандерами, резиновыми амортизаторами). Специальные силовые упражнения с большими отягощениями (гирями, штангой и др.).

Наиболее распространены следующие методы воспитания силы:

·        Метод максимальных усилий — характеризуется выполнением упражнений с применением предельных или около предельных отягощений. В одной серии (при одном подходе к снаряду) выполняется 1-3 повторений. За одно занятие выполняется 5-6 серий. Отдых между сериями 4-8 минут. Преимущественно развивается при использовании этого метода максимальная динамическая сила.

·        Метод повторных усилий (или метод «до отказа») - предусматривает упражнения с отягощениями 30-700/0 от рекордного (4-12 повторений в одном подходе, 3-6 серий, отдых между сериями — 2-4 мин). При этом методе происходит эффективное наращивание мышечной массы.

·        Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений — до 300/0 от рекордного (15-20 повторений за один подход в максимальном темпе, 3-6 серий, отдых между сериями 2-4 мин.) С помощью этого метода преимущественно развиваются спортивно-силовые качества.

·        Изометрический (статический) метод предполагает статическое максимальное напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4-6 с., 3-5 раз повторяют с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30-60 с. Этот метод развивает преимущественно силу, которая в наибольшей степени проявляется при статической работе.

При выполнении силовых упражнений их необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и с расслаблением участвовавших в работе мышц.

Воспитание быстроты движений (скорости). Быстрота движений характеризуется временем двигательной реакции максимальной скоростью одного движения и максимальной частотой движений в единицу времени.

К средствам воспитания быстроты движений относятся: физические

упражнения; выполняемые с максимальной скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные шры.

Применяются два основных метода воспитания скорости: повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в условиях (преодоление отдельных отрезков дистанций, бег под углом, метание снарядов и т.п.), упражнений в максимально быстром темпе в затруднительных условиях (удлинение пробегаемых отрезков, бег в подъем, метание более тяжелых снарядов и т.п.).

При выполнении упражнений на развитие быстроты движений следует соблюдать следующие требования: повторение упражнений следует выполнять с около предельной или предельной интенсивностью; длительность упражнения должна не быть большой, так как поддерживать долго максимальную интенсивность невозможно; во время отдыха между повторениями рекомендуется использовать медленную ходьбу или покой, а отдых продолжать до восстановления дыхания; упражнения повторять до тех пор, пока скорость не начнет снижаться; дальнейшее выполнение упражнений на быстроту следует прекратить.

Воспитание ловкости (координации движений). Ловкость — способность управлять своими движениями во времени и пространстве, быстро овладевать новыми движениями, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Средством воспитания ловкости являются упражнения со сложной координацией движений.

В качестве методов применяют разучивание новых упражнений; многократное повторение упражнений со сложной координацией движений; выполнение упражнений в две стороны поочередно (вправо и влево); выполнение упражнений поочередно правой и левой рукой (ногой); выполнение упражнений в меняющихся, нестандартных условиях (подвижные и спортивные игры).

Воспитание гибкости. Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой.

Средства развития гибкости: активные свободные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой (например, маховые движения руками);

повторные пружинящие движения (в выпаде, в полушпагате, пружинящие наклоны и т.д.); движения с использованием инерции, например, махи ногами, движения с доставанием ориентиров; движения с помощью партнера, помогающего увеличивать амплитуду; движения с отягощениями с большой амплитудой; движения с большой амплитудой у дополнительной опоры.

Основным методом является регулярное многократное повторение упражнений на гибкость. Например, выполнение их при проведении ежедневной УГГ, во время проведения тренировочных занятий в их подготовительной и заключительной частях и т.д.

Воспитание выносливости. Выносливость — это способность организма длительное время эффективно выполнять мышечную работу, преодолевая наступающее утомление. Различают общую и специальную выносливость.

Специальная выносливость — способность длительное время эффективно выполнять специфическую мышечную работу, присущую тому или иному виду физических упражнений или виду спорта, преодолевая наступающие утомления. Специальная выносливость развивается на основе общей выносливости и подразделяется на скоростную, силовую и выносливость в упражнениях асцитической и смешанной структуры.

При выполнении упражнений на выносливость тренировочная нагрузка характеризуется: интенсивностью упражнений, продолжительностью упражнений, числом повторений, продолжительностью интервалов отдыха, характером отдыха.

Интенсивность физической нагрузки может определяться по частоте сердечных сокращений(ЧСС), т.е. пульсу, который измеряется сразу после выполнения упражнений.

Рекомендуется придерживаться следующей градации интенсивности:

малая интенсивность — ЧСС до 130 уд/мин. При этой интенсивности эффективного воспитания выносливости не происходит, однако создаются предпосылки для этого, расширяется сеть кровеносных сосудов в скелетных мышцах и в сердечной мышце; большая интенсивность — ЧСС от 150 до 180 уд/мин. В этой тренировочной зоне интенсивности к аэробным механизмам подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода; предельная интенсивность — ЧСС 180 уд/мин. и больше. В этой зоне интенсивности совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения. Зависимость максимальной величины ЧСС от возраста на занятиях, на выносливость можно определить по формуле:

ЧСС (максимальная) = 220 — возраст (в годах)

Например, для занимающихся в возрасте 18 лет максимальная ЧСС будет равна 220-18=202 уд/мин.; для лиц 30 лет — 190 и т.д.

Исследованиями установлено, что для разного возраста максимальной интенсивностью по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является для лиц 20 лет— 130 уд/мин., 30 лет — 129 уд/мин., 40 лег — 124 уд/мин., 50 лег - 118 уд,/мин.

Учитывая наличия максимальных и минимальных величин интенсивности по ЧСС, можно определить зоны оптимальных и больших нагрузок при проведении самостоятельных тренировочных занятий. Например, для лиц 20 лет оптимальной зоной будет диапазон ЧСС от 150 до 177 уд/мин. и т.д.

Средствами воспитания общей и скоростной выносливости являются циклические упражнения.

Для развития общей и специальной выносливости необходимо выполнять следующие правила: повторять упражнения до утомления и на фоне утомления; строго координировать дыхание с движениями; интенсивность тренировочной нагрузки желательно регулировать с помощью показателей ЧСС.


 

Самостоятельные занятия физической культурой

Самостоятельные занятия физической культурой

Правила проведения спортивных и подвижных игр

Правила проведения спортивных и подвижных игр

Раздел 6. Уметь провести занятие физическими упражнениями: - выполнение разминки; выполнение основной части занятия (общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры в соответствии с целью занятия; лыжные…

Раздел 6. Уметь провести занятие физическими упражнениями: - выполнение разминки; выполнение основной части занятия (общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры в соответствии с целью занятия; лыжные…

Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять конфигурацию тела (телосложение)

Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять конфигурацию тела (телосложение)

Применяются два основных метода воспитания скорости: повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в условиях (преодоление отдельных отрезков дистанций, бег под углом, метание снарядов и…

Применяются два основных метода воспитания скорости: повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в условиях (преодоление отдельных отрезков дистанций, бег под углом, метание снарядов и…

Основным методом является регулярное многократное повторение упражнений на гибкость

Основным методом является регулярное многократное повторение упражнений на гибкость

Исследованиями установлено, что для разного возраста максимальной интенсивностью по

Исследованиями установлено, что для разного возраста максимальной интенсивностью по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2022