Частное образовательное учреждение «Татнефть – школа»
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
для детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Подготовила:
Музыкальный руководитель (хореограф)
Нукина Ольга Михайловна
Высшая квалификационная категория
г. Альметьевск
2022г.
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
для детей дошкольного и младшего школьного возраста».
«Физические упражнения могут заменить множество
лекарств, но ни одно лекарство в мире не может
заменить физические упражнения».
Анджело Моссо.
В наше время здоровьесберегающие технологии являются одним из важнейших методов оздоровления детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни обучающихся. В связи с этим происходит модернизирование образовательного процесса, в основе которого лежат инновационные методы и технологии. Разработкой программ совершенствования и развития методов направленные на оздоровление подрастающего поколения, осуществляется педагогом, овладевшим новыми технологиями обучения и воспитания.
Физические и эмоциональные нагрузки, плотный учебный график, малоподвижный образ жизни, приводят к ослаблению детского организма, к нарушению опорно-двигательного аппарата и к серьёзным функциональным заболеваниям.
При использовании здоровьесберегающих технологий занятия хореографией способствуют улучшению здоровья детей, дать организму оптимальную физическую нагрузку, сформировать правильную осанку, восстанавливая положительный энергетический тонус, устраняя умственные перегрузки, способствуя взаимопониманию в социальном общении, развивая интеллектуальные способности, обогащая нравственное здоровье и духовный мир, при этом обучая здоровому образу жизни.
Занятия хореографией захватывают различные сферы личности ребенка, эффективно воздействуют на эмоционально-психическое и физическое развитие детей, и предоставляют огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей, формируют , необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.
В «Татнефть – школу» приходят дети с различными психологическими и физическими данными, поэтому возникает необходимость включать в занятия хореографией комплекс упражнений коррекционной гимнастики с элементами хореографии, которые формируют у детей правильную осанку и координацию движений, развивают навыки двигательной активности и ориентирование в пространстве, улучшают эмоциональный фон ребенка.
Главным условием здоровьесберегающих технологий является четкая организация занятий, основанная на точном объяснении и рекомендациях педагога, которые сочетаются с предоставлением детям самостоятельности в действиях при выполнении заданий.
Обучение хореографии построено от простого к сложному, от самовыражения до участия в общем танце, помогая раскрыть в детях творческий потенциал и инициативу.
Применение здоровьесберегающих технологий способствует укреплению мотивации на изучение предмета хореографии, помогает создать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей в процессе обучения.
Здоровьесберегающие технологии, которые применимы непосредственно в обучении хореографии:
Организационно – педагогические технологии включают в себя методический индивидуальный план прохождения программ, учитывающие возможности обучающихся, и способы деятельности во время занятий, способствующие предотвращению состояния переутомления у детей.
В современных условиях состояние здоровья детей и их безопасность зависят от санитарно-гигиенического состояния помещений, освещенности и температурного режима хореографического зала, тренировочной формы и обуви, функционирование всех систем жизнеобеспечения условий, в которых находятся дети. Эстетическую задачу выполняют оформленные стенды с информацией для родителей, творческие достижения детей библиотека и мультимедиа проектор.
Педагогические технологии организованы на методическом материале, которые представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, связанных с непосредственной работой педагога на занятии. Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц занимающихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.
Чтобы раскрыть способности каждого ребенка педагог должен учитывать индивидуальные особенности, создавая на занятиях психологический комфорт, партнерские отношения и доброжелательную обстановку, тактично исправлять допущенные ошибки.
Педагог составляет диагностическую карту обучающегося, которая помогает корректировать индивидуальные особенности развития каждого ребенка, отслеживая уровень танцевальности, развития ритмического слуха, фантазии, двигательной памяти. Для этого проводятся мониторинг для выявления индивидуальных особенностей с наибольшим эффектом сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Учебно-воспитательные технологии включают формирование культуры здоровья детей. Педагогический процесс формируется за счет разнообразных интегрированных занятий с педагогами «Татнефть - школы, включающих вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
Педагог проводит словесную и наглядную организационно-воспитательную работу с детьми, во время занятий, так и во внеурочной деятельности, выбирая такие методы, которые способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. При этом используется как внешняя мотивация: похвала, поддержка, соревновательный метод, так и внутренняя мотивация: интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать о здоровом образе жизни и следовать ему.
Во время хореографических занятий использование здоровьесберегающих технологий оказывают большое влияние на эмоциональные разрядки, что способствует нравственному здоровью детей, создают потребность ребенка в активной деятельности, формирует поведение ребенка в отношениях с другими детьми, создает устойчивое понимание, что занятия хореографией способствуют поддержанию здоровья и развития тела.
Педагогу следует помнить, что не только непосильное, но и очень лёгкое быстро становится скучным. И задача педагога – открыть детям в знакомом упражнении новые препятствия (элементы более высокой степени сложности), которые вызовут новый прилив энтузиазма по их преодолению.
Во время постановки танца при создании творческих образов, ребенок переносит позитивный настрой в реальную жизнь, что обеспечивает нравственное здоровье и ощущение радости в процессе обучения, которое необходимо для поддержания позитивного отношения в жизненных ситуациях.
Через изучение истории традиций, обрядов, национальных костюмов и праздников, через постановку танцев разных стран и народов на занятиях хореографией воспитывается толерантность, которая необходима в социуме и положительно влияет на нравственное здоровье детей.
Хореография способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, чувства ритма, культуры движений, артистизма и исполнительского мастерства, умению творчески воплощать хореографический образ. Во время концертной деятельности у детей создается ситуация переживания успеха, в результате которой дети становятся более организованными, ответственными, повышается их творческий потенциал, возникает мотивация на здоровый образ жизни.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие детей, на формирование двигательных навыков обучающихся, которые обеспечивают восстановление физического здоровья детей: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.
Обучение на занятиях хореографией проводятся с постепенно нарастающей степенью трудности, распределением упражнений таким образом, чтобы новые задания опирались на ранее усвоенный материал, с постепенным усложнением и увеличением двигательных умений и навыков, чтобы обеспечить комфорт во время занятий и избежать переутомлений, обеспечивая развитие двигательных качеств, воспитывая силу, выносливость и гибкость.
Хореографические занятия учат сознательно управлять мышечным аппаратом, способствуя оздоровлению и корректировке физических недостатков с помощью эффективных комплексов упражнений.
Занятия хореографией развивают координацию движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную и двигательную. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки. Они закрепляются в памяти во время тренировок. Мышечная координация - это групповое взаимодействие мышц, которое отвечает за устойчивость тела во время движения. Двигательная координация отвечает за согласование движений тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
На занятиях я использую дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты повторений движений, местоположение в зале, постепенное ускорение темпа исполнения движений. Для развития координации предлагает специальный комплекс.
Особое внимание во время занятий хореографией необходимо уделять правильному дыханию. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придаёт окраску движениям. Правильное дыхание способствует выносливости, положительно воздействует на сердечно – сосудистую и бронхо - лёгочную системы, снимает физический стресс, не допускает переутомления.
При использовании правильной техники дыхания у детей увеличивается выносливость, снимается физический стресс, не происходит переутомления.
Предмет хореография способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся, что является своевременным и актуальным.
Используя здоровьесберегающие упражнения на занятиях хореографии, я пришла к следующим выводам:
· благодаря целенаправленной работе над комплексом упражнений, направленных на построение правильной осанки и укрепление мышц туловища, наблюдаются изменения с положительной динамикой;
· занятия хореографией являются профилактикой заболеваний сердечно - сосудистой системы;
· улучшается осанка, гибкость, выносливость;
· вырабатывается привычка заниматься физическими упражнениями;
· хореография - лучшее лекарство от депрессии и застенчивости, а также от многих других комплексов.
Вывод. Данные здоровьесберегающие технологии с программными требованиями обучения хореографии оказывают положительное влияние на организм детей, делая их более раскрепощёнными, собранными и сообразительными, помогают сохранению, формированию и укреплению психофизического здоровья детей, выработки веры в свои силы, настойчивости, организованности, увлеченности, активности и трудолюбия.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.