Нукина Ольга Михайловна,
Музыкальный руководитель (хореограф),
ЧОУ «Татнефть – школа»,
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Театрализованная деятельность - основа в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует от педагога качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым новшествам, главным образом осваивать новые технологии и знания, огромные потоки информации с пользой для себя и воспитанников ЧОУ «Татнефть – школы».
Творческая личность формируется, безусловно, в детском возрасте. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. Создание педагогических условий для развития творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики.
В дошкольном возрасте наиболее эффективной сферой развития творческих способностей воспитанников является искусство. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка, способствуя его адаптации в социальной среде. Театрализованная деятельность дошкольников не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, позволяет ребенку вступать в контакты со своими сверстниками и взрослыми, но и развивает творческие способности, способствует самореализации каждого ребёнка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образы, ребёнок играет роли и получает огромное эмоциональное наслаждение.
Для успешного формирования творческой активности детей через театрализованную деятельность необходимо создать ряд условий. Важным условием развития творческих качеств личности ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Так как развивающая предметно – пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой проявления инициативы и самостоятельного творчества каждого ребенка. В каждой группе в «Татнефть- школе» есть театральные уголки, где собраны различные виды театров, атрибутов, костюмов. Благодаря совместному творчеству педагогов, детей и родителей, материалы постоянно пополняются и обновляются. В процессе творческой деятельности, дети знакомятся с иллюстрациями к сказкам, которые подобраны и размещены в игровых зонах по территории «Татнефть – школы» и в группах.
Театрализованную деятельность мы используем на музыкальных занятиях и на занятиях хореография, где каждый ребёнок может проявить себя творчески индивидуально, и работая в парах или команде. Используются новые подходы, социо-игровые технологии, игры - драматизации, мимическую гимнастику, пластические этюды, импровизации, мини- спектакли «Здесь и сейчас». Для создания образов мы можем использовать бросовый материал, бутылки, коробки различного объема, бусы, ленты, куски и кусочки разноцветной ткани, в общем все что находится под рукой.
Ещё одно, не менее важное условие – совместное сотрудничество с семьями дошкольников. Тесное взаимодействие с родителями помогает лучше узнать о интересах их детей, помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, и вносит в совместную деятельность всех участников образовательных отношений необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, театрализованная деятельность увлекает дошкольников своей яркостью, красочностью, свободой, динамикой и разнообразием, приобщая детей к театру и позволяя раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М. :Просвещение,1991.
2. В.И. Андреев. Педагогика творческого саморазвития. Издательство Казанского университета- 1998г.
3. М. Головина. Ритмы и события детского сада. Санкт-Петербург -2017г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.