Самостоятоятельная работа студентов
Оценка 4.6

Самостоятоятельная работа студентов

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
09.04.2020
Самостоятоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов
Рекомендации_ САМ.РАБОТА.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Рожко Лариса Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2020 год

Рекомендации

студентам по организации самостоятельной работы

 

Общеизвестны трудности в обучении, которые испытывают студенты с первых дней пребывания в колледже. В их основе лежит неподготовленность вчерашних школьников к методике познавательной деятельности, саморегуляции процесса учения.

Знания и умения, практические навыки нельзя передавать от одного человека к другому так, как передаются материальные объекты. Каждый овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда, т.е. с помощью избранных им самим приёмов и направлений поиска информации, организации самостоятельной работы. Именно в поисках средств саморегуляции познавательной деятельности видятся возможности адаптации молодёжи к учебному процессу колледжа.

Самостоятельная работа (как и любой другой вид познавательно-практической деятельности) представляет собой единство внешнего и внутреннего. К внешней её стороне относятся наглядно воспринимаемые действия (учебный процесс во всех его многообразных формах, организация рабочего места, техника чтения и записи прочитанного, способы фиксации текста выступления и т.п.). К внутренней стороне самостоятельной работы относятся приёмы самоактивизации, саморегулирования, самоконтроля процесса познания. Они носят скрытый характер, но их влияние на повышение эффективности и качество самостоятельной работы исключительно велико. Эти приёмы должны закладываться в процессе школьного и домашнего воспитания и самовоспитания.

У выпускников средней школы должны быть уже сформированы: ценностная ориентация, направленность мотивов, активный интерес к знаниям. Они должны владеть навыками саморегуляции учения, ориентации внимания, самостоятельности, целеустремлённости, уверенности, тренировки памяти и воли и т.д. Однако практика нашей работы свидетельствует об обратном. Преподаватели колледжей на собственном опыте знают, что этими приемами вчерашние школьники в должной мере не владеют.

Методы активизации самостоятельной работы

Раскроем в общих чертах направления, играющие, по нашему мнению, реальную роль в активизации самостоятельной работы студента: направленность мотивов, активизация интереса к знаниям, организация внимания, психологический механизм значимости.

Направленность мотивов. Любой труд протекает успешнее, если он нравится человеку, вызывает у него интерес, желание выполнять работу хорошо, творчески, с огоньком. В этих случаях оказывают свое действие стимулы труда.

Есть стимулы, которые носят социальный, общеобязательный характер и не зависят от каждого из обучающихся - это совокупность внешних обстоятельств, мотивов, условий труда, которые вынуждают человека работать (расписание занятий, задания преподавателей, система контроля, моральных и материальных поощрений и т.п.).

Важное значение имеют также внутренние стимулы (мотивы), которые представляют собой совокупность намерений, желаний человека, побуждающих его работать. Это, прежде всего, чувство долга и ответственности, интерес к самому процессу познавательной деятельности, стремление повысить свою профессиональную зрелость, уровень интеллекта. Внутренние стимулы носят индивидуальный, личностный характер и зависят от уровня воспитанности и сознательности каждого из обучающихся.

Указанные и другие стимулы в своей совокупности образуют психологический фундамент направленности и активности личности.

Активизация интереса к знаниям. Интерес к знаниям может быть непроизвольным и преднамеренным. Непроизвольный интерес возникает как бы сам по себе, без особых усилий со стороны обучающегося. Мы в этом убеждаемся, когда процесс работы (конспектирование, чтение литературы, лабораторные исследования и т.д.) незаметно увлекают нас. Преднамеренный интерес к знаниям представляет собой результат действия сознания и воли человека, умения заставить себя работать активно и увидеть в, казалось бы, скучной и непривлекательной деятельности что-то интересное, новое, полезное для себя.

Интерес к делу определяется не только его содержанием, но и отношением к нему обучающегося. Следовательно, сознательное изменение его отношения к делу есть один из приемов самопобуждения интереса к учебе. Следует рекомендовать студентам заинтересовать себя процессом умственной деятельности, в обычных действиях находить элементы новизны, а в действиях незнакомых – привычные, известные черты, постоянно иметь в виду ближайшие цели и отдаленные перспективы учебной работы. В случае усталости полезно немного отдохнуть, вместе с тем не следует сразу поддаваться чувству усталости, надо попробовать преодолеть его, заставить себя поработать еще. Нередко в этом случае появляется, образно выражаясь, «второе дыхание». В активизации интереса к знаниям важную роль играет воспитание у себя уверенности в собственных силах, твердой воли, организованности и целеустремленности.

Организация внимания. Известно, что благодаря вниманию человек, может сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаясь от всего остального. Многочисленные наблюдения показывают, что неустойчивое, рассеянное внимание - одна из причин неглубокого усвоения знаний, низкой успеваемости. Во время занятий преподаватели используют специальные приемы активизации внимания учащихся (организуют ритм занятий, изменяют характер заданий и способы изложения материала, вовлекают каждого студента в активную деятельность, используют активные формы обучения, деловые игры и т.п.).

В процессе самостоятельной работы студенту нужно учиться управлять своим вниманием, искоренять свою неорганизованность.

Нередко отдельные обучающиеся отвлекаются в ходе выполнения заданий, живо реагируют на внешние самые незначительные раздражители - они теряют много времени на самостоятельную работу, но успевают сделать немного. Причина подобной неустойчивости внимания кроется отнюдь не в прирожденных свойствах их характера, а в элементарной личной неорганизованности. Психологи установили, что положительные свойства внимания (широкий объем, устойчивость и концентрация, распределяемость и переключаемость) формируются в труде и легко поддаются тренировке.

Надо понять студентам, что уровень развития их внимания во многом зависит от них самих, от их отношения к делу и общей организованности труда.

Перед началом работы внимание нужно настроить. Для этого рекомендуется, мобилизуя волю, отвлечься от всех текущих забот и переключиться на содержание и цели предстоящей работы.

После «настройки» нужно сразу же дать вниманию интенсивную нагрузку. Привычка к длительной раскачке в начале работы вредна. В процессе занятий рекомендуется решительно отсекать все побочные размышления и ассоциации и думать только о работе. Постепенное увлечение процессом труда создает наиболее благоприятные условия для сосредоточения внимания.

Интенсивно работающий человек не реагирует на мелкие посторонние раздражители.

При появлении чувства усталости периодически полезно сделать небольшой перерыв, а затем включиться в интенсивную деятельность.

По устойчивости, переключаемости и распределенности внимания разные люди отличаются весьма существенно, поэтому каждому студенту в зависимости от индивидуальных особенностей внимания рекомендуется искать свой оптимальный темп работы. В этом преподаватель может оказать ему помощь.

Психологический механизм значимости. Оптимальная организация самостоятельной работы в психолого-педагогическом плане предполагает, прежде всего, опору на универсальный психологический механизм значимости. В результате многочисленных экспериментов и наблюдений психологи установили определенную закономерность: - было показано, что эффективность всех познавательных процессов, включая первоначальное опущение и вплоть до мышления, в значительной степени зависит от направленности интересов, потребностей, желаний, воли, внимания и других установок личности. При этом то, что представляется нам значимым и необходимым, воспринимается и запоминается достаточно хорошо. Напротив, то, что кажется несущественным и ненужным, либо полностью не принимается, либо усваивается весьма поверхностно.

Осознанный механизм значимости предъявляет к студенту требование критической оценки им объективного характера значимости изучаемого материала и предполагает максимальную активизацию мотивов, интересов и внимания на всех этапах самостоятельной работы.

Слово как средство исторического познания

Основными средствами коммуникации знаний, глубокого усвоения обществоведческих дисциплин и, в частности, истории является слово и текст.

Кем бы ни был, кем бы ни стремился стать абитуриент, ему необходимо научиться владеть словом - оружием в жизненной борьбе, средством человеческого общения, способом самовыражения своего «я». Искусство владеть словом нужно всегда и во всем: воспитываем ли мы детей, спорим ли с нашими оппонентами, добиваемся ли поддержки единомышленников, решаем научно-технические проблемы, ищем ли истину в запутанных фактах и явлениях, объясняемся ли в любви или делаем открытие в науке. Слово - это средство общения и труда, искусство управлять людьми. Но это еще и отражение внутренней культуры, духовного богатства, это самохарактеристика специалиста.

Как часто мы слышим: «Знаю, а не могу передать мысли», «Не хватает слов», «Я оратором не родился, красиво говорить не умею». Но чтобы говорить хорошо, нужна специальная тренировка.

Чтобы владеть словом, надо иметь глубокие знания, верить в то, что говоришь. Убеждайте убеждениями, а не словоизлияниями. Говорить красиво не значит говорить хорошо.

Все вышесказанное относится также к студенческой молодежи. Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать подлинным мастером слова, умеющим с помощью слова бороться и побеждать, вести за собой, убеждать в своих знаниях?

1. Основные заповеди воспитания и самосовершенствования оратора были выработаны римским оратором и теоретиком ораторского искусства Квинтилианом еще в I веке: надо, прежде всего, обладать большими знаниями и уметь их точно, ярко, доступно выражать; право быть оратором - это право быть в любых обстоятельствах человеком и гражданином, обладать высокими моральными качествами, стремиться стать с ранней юности «добродетельным мужем»; вырабатывать у себя сообразительность, чтобы уметь найти предмет для разговора, не растеряться в полемике с противником (стремиться говорить емко, точно, образно: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять»).

2. Знать историю ораторского искусства, учиться на его лучших образцах; при этом не терять ясности мысли, не забывать, что слово служит делу, а не наоборот.

3. Овладеть техникой и культурой речи. Владение литературной речью, языковая грамотность, несомненно, нужны в наше время каждому человеку, студенту, специалисту - в особенности. Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, применить тот или иной термин не по назначению, и моментально по аудитории идет шумок. Конечно, не сразу можно научиться говорить интересно и грамотно, но стремиться к этому надо всегда. Не менее важна техника речи, умение владения своими знаниями.

Основы техники речи изложил Марк Туллий Цицерон. Главным для оратора Цицерон считал широкую образованность, без которой невозможно убеждать, защищаться и нападать. Он превыше всего ценил в ораторе не врожденные способности, а трудолюбие, глубокие познания, ум. В ораторском мастерстве Цицерона главное - умение убеждать и переубеждать. Защищая ту или иную точку зрения, он одновременно детально разбирал альтернативу, т.е. противоположные взгляды, позиции, решения, указывал на следствия, которые они вызовут. Он тщательно отрабатывал систему аргументации с помощью фактов, причем одни факты служили доказательству мыслей, а другие действовали на чувства. Цицерон ввел понятие «период» как целостный отрезок речи, в котором логические доводы и эмоциональные компоненты четко подогнаны друг к другу и полностью завершены. В период входит следующая словесная композиция: вступление, изложение существа дела, план разбора вопроса, доказательства (главная часть), краткое повторение или резюме сказанного.

Студенты допускают наиболее типичные ошибки при выступлении на семинарских занятиях, в докладах, дискуссиях:

- злоупотребляют иностранными словами, незнакомыми терминами;

- употребляют слова-паразиты: «так сказать», «ну», «вот» назойливо повторяют такие обороты, как «я не уверен», «не кажется ли Вам», «Прошу обратить внимание» (хотя иногда их применение полезно);

- преувеличивают эмоциональное начало выступления: докладчик быстро «выдыхается», не в состоянии потом долго удерживать внимание слушателей;

- допускают чрезмерную громкость голоса: слушатели через 8-10 мин. уже не воспринимают речь, похожую на крик;

- часто употребляют союзы. М. В. Ломоносов метко заметил: «Союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше».

Известно, что краткость - сестра таланта. Необходимо до предела насыщать полезным и новым содержанием свое выступление, не повторять азбучных истин, «не растекаться мыслию по древу», отбрасывать все лишнее. И в то же время нужны своеобразные разрядки («освежающие отступления»), которые снимают усталость при длительном напряженном слушании речи, насыщенной информации.

Каждый из выдающихся ораторов внес свой вклад в ораторское искусство и оставил после себя ценные советы, которые до сего времени не потеряли своего значения. Необходимо приобщать себя к этому опыту.

Труд - основа успеха любого выступления. При этом, чем лучше студент знает материал, тем увереннее и спокойнее владеет он аудиторией, участвует в работе семинарского занятия. А.Ф. Кони метко заметил: «Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Эмоции и чувства выступающего должны контролироваться: можно волноваться, но нельзя терять контроль над собой.

Не следует увлекаться в выступлении многими мыслями и касаться многих вопросов, иначе в голове у слушателей мало что останется от выступления или останется пестрота, случайные обрывки и искаженные неточные представления.

Самовоспитание умения владеть речью, голосом надо осуществлять повседневно, используя и беседу с товарищами, и выступление на собрании, в диспуте, и ответ на семинарском и практическом занятии, на экзамене и зачете. Упорно учитесь владеть словом, и речь ваша станет совершенной. Это необходимо, это доступно каждому.

Методика работы с источниками (текстом)

Текст, в частности, текст учебного характера - это своеобразный посредник между учеником, изучающим некоторую проблему, и автором текста, который передает ученику научные знания, относящиеся к данной проблеме. Текст может быть выражен в устной и письменной форме. Он может передаваться непосредственно от человека к человеку (в обучении - от преподавателя к студенту или от студента к преподавателю и другим студентам). Он может передаваться и опосредованно - с помощью различного рода технических каналов связи (печать, радио, телевидение, магнитофон и т.п.). Но во всех случаях текст является носителем информации, носителем сообщения, которое направлено потенциальному читателю или слушателю.

Работа с учебным текстом - это, прежде всего анализ его логического содержания. Иными словами, студент должен условно поставить себя на место автора, осуществить вместе с автором поиск решения поставленной проблемы, проиграть вместе с автором различные варианты решения и на этой основе выработать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Подготовленность студента к восприятию текста дает ему возможность видеть проблемы (вопросы, задачи) в различных текстах, даже если проблема не формируется автором в ясной форме. Подобные навыки познавательной деятельности могут быть развиты лишь в специально организованных условиях обучения. Чем шире привлекаемый материал для раскрытия определенной проблемы (учебный, научно-популярный, специальный, практический), тем больше возможностей не только для глубокого освоения данного материала, но и для формирования обобщенного подхода к самостоятельному анализу текста.

В дидактике уже описаны разнообразные умения самообразовательной работы. С одной стороны, это умения отыскать и выбрать необходимую литературу (пользование библиотечными каталогами, библиографией и т.п.) С другой стороны - это умение читать книгу, работать над текстом с целью его освоения.

Перечень основных текстов по курсу истории содержится в рекомендуемой к каждому семинарскому занятию основной и дополнительной литературы, а также в журналах и периодической печати.

Работа с рекомендуемыми текстами (книгами) является основным и центральным звеном в самостоятельной работе по обществоведческим предметам и, прежде всего, по курсу истории.

Имеется богатый опыт самостоятельной работы с книгой, накопленный многими видными учеными нашей страны и обобщенный в многочисленной литературе. Подробно с методикой работы с текстом можно ознакомиться в книге «Как самостоятельно изучать политическую книгу. Методическое пособие». М.: Политиздат, 1982.

Одним из наиболее распространенных и эффективных методов работы с книгой является ее чтение и ведение записей прочитанного. Такой метод работы над изучаемым текстом представляет собой творческий процесс, в ходе которого анализируется книга, выделяется главное, оценивается прочитанное, накапливаются факты для обобщения и раскрытия основных положений.

Для содержательного понимания книги необходимо знание конкретно-исторической обстановки, в которой она создавалась, преемственности ее идей с актуальными вопросами современности, поэтому прежде чем приступить к изучению книги, следует внимательно и вдумчиво прочитать, что сказано о ней в лекции, в учебной литературе или других учебных пособиях, словарях, справочниках.

Работу над книгой студент должен начинать с предварительного общего ознакомления с ней: титульный лист, ее полное название, подзаголовок, эпиграф и т.д. Затем надо ознакомиться с оглавлением книги, выяснить, из каких глав, частей и разделов она состоит; прочитать в первую очередь предисловие и введение, т.к. в них дается характеристика книги в целом, указывается цель, которую преследовал автор при написании книги, дается историческая обстановка и т.д. Важно также ознакомиться с заключением, в котором обычно излагаются основные выводы книги. Таким путем студент получает общую ориентацию о содержании произведения, которая облегчает последующее изучение, придает ему необходимую целенаправленность, помогает выделить основные мысли автора.

Следующий важный этап работы над литературным источником - это сосредоточенное, неторопливое и вдумчивое чтение его с начала до конца. При чтении очень важно мобилизовать все свое внимание и обеспечить работу памяти, выделяя, осмысливая и запоминая основные идеи, понятия и положения книги. В этих целях рекомендуется работать с карандашом, подчеркивая отдельные абзацы, фразы, определения, в которых изложено самое важное и существенное. Практическое следование этим советам способствует эффективному усвоению материала каждым студентом.

Важным фактором усвоения прочитанного материала книги является его обстоятельное обдумывание прочитанного, связь новых мыслей и положений с уже изученным и освоенным.

Основным и завершающим этапом самостоятельной работы над книгой является запись прочитанного материала. Эта работа помогает лучше запомнить текст, так как здесь участвует в запоминании не только зрительная память, но и моторная, один из самых активных видов памяти. Хорошие записи прочитанного материала помогают быстро восстановить материал в памяти не только в ходе подготовки к семинарскому занятию и зачету, но и в будущем, при изучении других гуманитарных дисциплин в университете.

Существует много способов ведения записей (план, выписки, тезисы, краткие аннотации, конспекты и т.д.). Наиболее распространенный способ ведения записей - конспектирование. Конспект, являясь результатом глубокого изучения произведения, а также наиболее совершенной формой записи, должен содержать в себе план и главные выводы, самое основное и существенное в изучаемой книге, в кратких и чётких формулировках обобщать её теоретические идеи, их связь с конкретной темой курса истории.

Главное в конспектировании – зафиксировать в краткой тезисной форме своими словами основные положения изучаемого произведения и дать систематизированное, краткое обоснование каждого положения, выявить внутреннюю связь между ними.

Можно рекомендовать студентам следующую технику составления конспекта: записи вести в общей тетради, пронумеровав страницы и оставив поля; на первых страницах вести учёт законспектированных первоисточников (оглавление); конспект надо начинать с фамилии, инициалов автора, полного названия работы и её библиографического описания (где, каким издательством и когда издана). При конспектировании статьи из журнала или газеты следует записать фамилию, инициалы автора, названия статьи, наименование периодического издания, год и номер или дату издания (публикации), указать номера страниц.

Материал лучше всего излагать своими словами, не допуская при этом искажения содержания мыслей автора, указав страницы проработанного материала (на полях тетради). Важнейшие же положения и выводы автора рекомендуется выписать в форме цитат, с указанием страницы (на полях конспекта).

Конспект должен быть удобным для чтения, с выделением красной строки, подчеркиванием наиболее важных мест. Рекомендуется каждое произведение конспектировать с новой страницы, выделяя его библиографическое описание (более крупный шрифт, подчёркивание, использование цветных карандашей или фломастеров и т.п.).

Следующий этап конспектирования – вынесение на поля конспекта основных вопросов изучаемой работы, дополнительных сведений по данному вопросу из учебника, периодической печати, справочников и т.п., кратких выводов или аннотаций.

Лекции и семинарские занятия: место и роль в учебном процессе

В колледже традиционно сложилась определённая система учебной работы студентов. Это лекции, семинарские занятия, консультации, доклады, сообщения, рефераты, контрольные работы (тесты), коллоквиумы, зачёты, экзамены. Они тесно связаны между собой, взаимообусловлены. Последовательность этих форм имеет свою логическую основу. С лекции начинается изучение каждой темы, предусмотренной учебным планом. Следующее звено учебного процесса – самостоятельная работа студентов над темой, а затем семинар. Опираясь на лекционный материал и изучив рекомендуемую литературу, студенты закрепляют на семинаре полученные знания, расширяют и углубляют их.

Лекция.

В курсе истории медицины ведущую роль играют лекции.

Их основная цель состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание студентов на изучение основных проблем темы, исторических закономерностей и фактов, дать им направления для самостоятельной работы, оказать помощь в усвоении наиболее важных вопросов, понятий, категорий, терминов, зачастую неизвестных студентам, рекомендовать необходимые исторические источники, литературу и периодическую печать. К сожалению, некоторые первокурсники недооценивают лекции (не конспектируют их), а многие подходят к ним формально, стремясь механически записать всё, что говорит лектор.

Вместе с тем, на наш взгляд, конспектировать лекцию нужно в обязательном порядке. Ведь в наш информационный век самый лучший вузовский учебник может по ряду позиций быстро устареть. Напротив, живое слово преподавателя доведёт до студента то, чего может и не быть в учебной литературе. Отсюда вытекают следующие вопросы: что записывать на лекции и как успеть записать лекцию, не владея навыками стенографии? На этот вопрос можно дать следующие рекомендации. Перед лекцией необходимо вспомнить содержание предыдущей лекции, для чего просмотреть свои конспекты. Сама же лекция требует от студента высокого напряжения его творческих сил, активной мыслительной деятельности. Он должен внимательно слушать преподавателя и быстро анализировать лекционный материал и успевать кратко его записывать. Именно в выделении самого главного, существенного заключается самостоятельная работа студента на лекции. При этом нужно обращать внимание на речь преподавателя, который голосом или паузой подчеркивает основные положения, главные мысли, выводы, которые необходимо записать. Очень правильно поступают некоторые студенты, которые записывают лекции только на одной странице листа, оставляют поля для дополнительных заметок, используют для записи разноцветные пасты или фломастеры, выделяя отдельные положения от других интервалом или цветом записи.

Для ускорения записи лекции можно отдельные часто употребляемые слова писать сокращенно, например: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В этой мини стенографии слово крестьянство может быть обозначено (кр-во), рабочий класс (р.к.), сельское хозяйство (с.х.) и т.д. Многие студенты широко используют при записи математические знаки и символы, например: >, < вместо слов «больше», «меньше» и другие.

Каждый студент вырабатывает свою собственную систему и способы сокращения.

Записанную лекцию следует обработать как можно раньше, лучше всего в тот же день, когда состоялась лекция: вписать пропущенное, исправить неточные выражения, формулировки, подчеркнуть наиболее важные места.

Семинарское (практическое) занятие.

На семинарские занятия выносятся наиболее важные темы курса. Во время семинара подводится итог самостоятельной работы студентов, обобщаются, уточняются и углубляются знания. Здесь студент учится выступать, самостоятельно анализировать материал, критически подходить к самому материалу и выступлениям своих товарищей. На семинаре приобретаются навыки ораторского искусства, полемики, в спорах рождается истина.

Как же готовиться к семинару по курсу истории медицины?

Прежде всего, нужно заранее познакомиться с темой семинара, его планом, списком рекомендуемой литературы.

Цель подготовки к семинарскому занятию состоит в том, чтобы студент самостоятельно изучил, усвоил и правильно понял учебный материал по каждому вопросу темы. Для этого он вначале должен просмотреть текст лекции по данной теме, учебник и дополнительную литературу. Если в них он не найдёт необходимый материал, то обратиться к учебной и научной литературе, находящейся в читальном зале библиотеки колледжа. На втором этапе самостоятельной работы, необходимо изучить основные понятия и термины по изученной теме, ознакомиться с деятельностью представителей изучаемого периода, известных государственных и общественных деятелей, с их ролью и местом в истории здравоохранения. Необходимо закрепить эту работу краткими записями в специальной тетради-словаре.

На следующем этапе работы с литературой, понятиями и персоналиями следует подготовить краткий план-конспект по каждому вопросу темы семинарского занятия.

Для этого необходимо иметь специальную тетрадь, в которую следует вносить всё, что понадобиться для полного и точного ответа по каждому вопросу, выносимому на семинарские занятия. Объём записей может быть разным. Он зависит от уровня знаний студента и его памяти и может носить характер плана, тезисов или выписок. Практика показывает, что невозможно хорошо подготовиться к занятию за один день, поэтому к семинару нужно готовиться заранее. Предшествующий занятию день полезно использовать для того, чтобы воспроизвести в памяти законспектированный ранее материал, ещё раз его продумать.

Итог самостоятельной работы студентов венчают их глубокие познания истории медицины, которые проявляются, прежде всего, в умении выступать аргументировано и логично с докладом или сообщением на занятии.

В целях самоконтроля знаний в каждом семинарском занятии предусматриваются контрольные вопросы. Кроме того, студенты приобщаются к первому опыту научно-исследовательской деятельности – написанию рефератов. Контрольные вопросы и рефераты поднимают подготовку студентов на более высокий уровень.

Предлагаю примерную схему выступления: вначале чётко формулируется тема или вопрос, по которому Вы выступаете, затем делается доклад и в конце соответствующие выводы. Если выступаете не первым, то надо дать оценку предшествующим выступлениям. Выступление на семинаре должно быть рассчитано на 7-10 минут. При этом рекомендуется не читать записи, а прибегать к ним лишь концентрируя внимание, при цитировании и приведении цифрового материала.

Значительно обогащает ответ использование хрестоматий и других первоисточников. Студенты должны внимательно слушать выступление своего коллеги, просматривать свои конспекты и делать необходимые пометки в своих тетрадях. Это позволит определить насколько полно изложен вопрос, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следуют выступления других студентов, которые могут дополнить или уточнить то или иное положение, поставить новые вопросы. Итог проделанной работы подводит преподаватель. Такое коллективное обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемой темы и истории медицины в целом.

В ходе самостоятельной работы над учебной литературой студенты сталкиваются с многими новыми словами, терминами, определениями. Объяснение их можно получить на консультации у преподавателя, а также использовать политический и философский словари, словарь иностранных слов, Большой Энциклопедический словарь и т.п.

Работа над рефератом

Всё возрастающее нарастание объёма информации во всех сферах жизнедеятельности человека и общества требуют невиданной ранее интенсификации творческого труда. Поэтому так важно приобщать студентов, будущих высококвалифицированных специалистов к самостоятельному творческому процессу, привить им умения и навыки поиска, сбора, синтеза и обобщения полезной информации. В этом смысле большая роль принадлежит реферату.

Реферат [то лат. referre – сообщать, докладывать] – сокращенное изложение содержания исторических источников по определённой проблеме. Он представляет собой одну из активных и эффективных форм самостоятельной работы студентов в колледже. Бесспорно, что активная самостоятельная работа необходима для получения любого знания. Не является исключением в этом смысле и изучение истории медицины. Поэтому, учебным планом при подготовке студентов к семинарским занятиям предусматривается выполнение ими рефератов. Написание реферата – это сложный, творческий процесс, требующий от автора основательных знаний, времени, серьёзной и кропотливой самостоятельной работы.

Написание реферата преследует следующие цели:

·         научить студента самостоятельно работать с литературой (подбор, анализ и выбор литературы);

·         развить навыки научно-исследовательской деятельности студента по самостоятельному изучению, анализу и обобщению знаний по тем или иным проблемам, полученных в процессе изучения истории медицины.

Исходным пунктом при написании работы является выбор темы. Примерная тематика предлагается кафедрой (к каждой теме семинарского занятия).

Однако это не исключает возможности самостоятельной её формулировки студентом с учетом индивидуальных интересов и профиля будущей работы. Тема реферата согласовывается с преподавателем.

Следующей этап работы – подбор литературы. Дело это ответственное и достаточно трудоёмкое. Надо помнить, что подбор литературы в значительной степени определит содержание вашей работы, её глубину. Литература подбирается студентом самостоятельно. При этом можно предложить следующую последовательность работы:

1.     ознакомление с программой курса истории медицины и списком литературы, рекомендованной по данной теме на лекции и в планах семинарских занятий;

2.     изучение литературы в алфавитных и систематических каталогах в библиотеке колледжа и других библиотеках;

3.     анализ степени разработанности выбранной темы, определение направлений исследования, разработка примерного плана работы.

Важным этапом работы над рефератом является составление плана.

План работы обычно состоит из введения, 2-3 основных вопросов и заключения. При составлении плана нужно помнить, что наименование темы работы и основных вопросов не должны дублировать друг друга. План работы желательно согласовать с преподавателем.

Очередной этап работы над рефератом – его написание.

Во введении необходимо:

·         обосновать актуальность выбранной темы,

·         дать краткий обзор (аннотацию) литературы по данной теме,

·         сформулировать чётко те проблемы, которые будут рассмотрены студентом в данной работе.

Основные вопросы ставятся и решаются как проблемные. Построение и раскрытие основных вопросов темы – дело сугубо индивидуальное. Здесь можно рекомендовать лишь самые общие принципы их построения:

1.     К написанию текста работы можно приступать лишь после того, как студентом изучена литература (источники) и у него имеется ясное представление о том, что надо написать, на каких акцентах проблемы сосредоточиться.

2.     Реферат – это итог, результат изучения монографий, статей, мнений других авторов, личного понимания (видения) данной проблемы. Необходимо избегать плагиата, т.е. механического переписывания (копирования) одного из источников.

3.     Раскрывая проблему, студент должен показать осведомлённость в теоретических вопросах и знание фактического материала и документов.

4.     Автор может предложить своё авторское решение проблемы.

5.     Наиболее важные факты, цифры и особенности изучаемого материала должны найти отражение в тексте реферата. При этом необходимо делать ссылки на источники (автор, название, стр.). Ссылки на первоисточники желательно помещать внизу страницы (подстрочная ссылка). При оформлении работы необходимо обратить особое внимание на точность цитат и фактов.

Завершает работу над рефератом написание заключения или кратких выводов, где студент в сжатом виде формулирует основное содержание изученной проблемы.

На последней странице реферата студент составляет список использованной литературы, на основе их полного библиографического описания (автор, название, место издания, издательство, год издания), указывает дату выполнения и ставит личную подпись.

Реферат должен быть оформлен в соответствии с требованиями, определёнными стандартом. В общих чертах они заключаются в следующем:

1.     Титульный лист должен содержать наименование министерства, колледжа, название темы, фамилию и инициалы автора, фамилию и инициалы руководителя (преподавателя), наименования города и год выполнения. Титульный лист может быть выполнен на машинке или компьютере (см. Приложение №3). Номер страницы на нём не ставиться.

2.     Реферат выполняется в рукописном виде лично студентом, аккуратно и грамотно.

3.     Реферат выполняется на одной стороне листа и его объём не должен превышать 20 листов.

4.     Листы реферата нумеруются и должны иметь необходимые поля (сверху, снизу, слева 35 мм., справа – 10 мм.).

Содержание реферата оценивается преподавателем и может быть доложено его автором на семинарском занятии или стать основой для написания студенческой научно-исследовательской работы с последующим участием в смотре-конкурсе НИРС в колледже.


 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы

Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы

Важное значение имеют также внутренние стимулы (мотивы), которые представляют собой совокупность намерений, желаний человека, побуждающих его работать

Важное значение имеют также внутренние стимулы (мотивы), которые представляют собой совокупность намерений, желаний человека, побуждающих его работать

Нередко отдельные обучающиеся отвлекаются в ходе выполнения заданий, живо реагируют на внешние самые незначительные раздражители - они теряют много времени на самостоятельную работу, но успевают…

Нередко отдельные обучающиеся отвлекаются в ходе выполнения заданий, живо реагируют на внешние самые незначительные раздражители - они теряют много времени на самостоятельную работу, но успевают…

Слово как средство исторического познания

Слово как средство исторического познания

Основы техники речи изложил Марк

Основы техники речи изложил Марк

Самовоспитание умения владеть речью, голосом надо осуществлять повседневно, используя и беседу с товарищами, и выступление на собрании, в диспуте, и ответ на семинарском и практическом…

Самовоспитание умения владеть речью, голосом надо осуществлять повседневно, используя и беседу с товарищами, и выступление на собрании, в диспуте, и ответ на семинарском и практическом…

Имеется богатый опыт самостоятельной работы с книгой, накопленный многими видными учеными нашей страны и обобщенный в многочисленной литературе

Имеется богатый опыт самостоятельной работы с книгой, накопленный многими видными учеными нашей страны и обобщенный в многочисленной литературе

Существует много способов ведения записей (план, выписки, тезисы, краткие аннотации, конспекты и т

Существует много способов ведения записей (план, выписки, тезисы, краткие аннотации, конспекты и т

Опираясь на лекционный материал и изучив рекомендуемую литературу, студенты закрепляют на семинаре полученные знания, расширяют и углубляют их

Опираясь на лекционный материал и изучив рекомендуемую литературу, студенты закрепляют на семинаре полученные знания, расширяют и углубляют их

Семинарское (практическое) занятие

Семинарское (практическое) занятие

Выступление на семинаре должно быть рассчитано на 7-10 минут

Выступление на семинаре должно быть рассчитано на 7-10 минут

Исходным пунктом при написании работы является выбор темы

Исходным пунктом при написании работы является выбор темы

Ссылки на первоисточники желательно помещать внизу страницы (подстрочная ссылка)

Ссылки на первоисточники желательно помещать внизу страницы (подстрочная ссылка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020