Разработка данного урока входит в систему музейных уроков для 5-7 классов. Уроки русского языка и литературы на базе школьного музея геологии и археологии позволяют на практике осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; дают возможность попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.
Тема: «Самоцветы Урала в сказах П.П.Бажова»
(Интегрированное музейное занятие географии и литературы)
Цели:
создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, развития творческих способностей на основе интеграции
литературы и геологического аспекта географии.
Планируемые образовательные результаты:
Цель – предмет (предметный результат):
различать наиболее известные драгоценные, полудрагоценные, поделочные камни по их свойствам;
отличать названия видов камней – самоцветов Урала и их использование.
защищать свои творческие задания (презентации об одном из самоцветов в сказах П.П. Бажова, рисункииллюстрации к сказам);
анализировать сказы П.П.Бажова: герои, их речь;
Цель – способ (метапредметный результат):
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
активное использование речевых и информационных средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Цель – ценность (личностный результат):
дальнейшее развитие мотивации учебно познавательной деятельности, умений и навыков познавательной деятельности, мышления,
эрудиции, формирование эмоционально ценностного отношения к миру
развитие нравственных качеств, таких как – товарищество и коллективизм; формирование эстетического сознания, включающего в себя об отечественной природе.
Основные понятия: минерал, горная порода, камни – самоцветы, поделочные камни, сказ, сказка, предания, легенды, реальность, фантастика,
нравственные ценности
Тип урока: открытия нового знания
Форма урока: интегрированное музейное занятие.
Ресурсы урока:
1. Физическая карта Урала.
2. Физическая карта Нижегородской области.
3.Атласы Нижегородской области.
4. Компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска.
5. Презентация: «Камнисамоцветы Урала» к объяснению учителя.
6. Презентации учащихся о камнях – самоцветах.
7. Экспозиции минералов и горных пород – самоцветов школьного музея геологии.
8. Коллекции самоцветов Урала (раздаточный материал).
9. Выставка сказов Бажова и иллюстраций к ним.
10. Рисунки детей к сказам Бажова.
11. Классификация минералов Киевленко (раздаточный материал).
12. Кроссворд «Самоцветы» (раздаточный материал).
13. Видеофрагмент из художественного фильма «Каменный цветок».
16. .Презентация – викторина «Самоцветы Урала в сказах Бажова.
17». Презентация: «Самоцветы Урала» (Викторина для закрепления).
18. Песня «Искатели» (Слова М. Мараша)
Организация пространства: индивидуальная, парная, групповая, командная.За две недели до занятия учитель даёт учащимся опережающие задания и контролирует подготовку, эмоционально настраивает на работу.
Учащиеся делятся на две команды, выбирают капитанов и ведущих, придумывают названия команд. Учащиеся распределяют обязанности по
подготовке к уроку.
Опережающие задания к уроку (командам):
1. Найдите в коллекции школьного геологического музея образцы самоцветов Урала, составьте их список.
2.Прочитайте не менее пяти сказов Бажова и выпишите самоцветы, упоминающиеся в каждом из них.
3.Нарисуйте не менее двух рисунков по сказам Бажова (на ватмане).
4.Подготоввьте презентацию об одном из поделочных камней Урала.
Учащиеся настраиваются на творческую работу на предстоящем занятии ещё дома(сказы, рисунки, презентации) и в школе вне урока, работая
по заданию с экспозицией школьного геологического музея и Интернетом.Ход заняти
I. Мотивационно –
ориентировочная часть
I.Настрой к музейному интегрированному занятию
начинается на перемене песней «Искатели» (стихи М.
Мараша).
II.Вступление к уроку: стихи об Урале и П.Бажове.
III.Фрагмент кинофильма «Каменный цветок».
Ребята! Какие ассоциации возникают у Вас, когда мы
говорим Урал, Уральские горы?
Как Вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на
занятии?
Учащиеся (две команды) эмоционально настраиваются
на предстоящее занятие.
Учащиеся называют : красота природы, полезные
ископаемые, камни самоцветы…
…формулируют учебную цель занятия.
Постановка учебной
цели
Расширение знаний по сказам
П.П. Бажова, знакомство с драгоценными и поделочными
камнями самоцветами Урала и их месторождениями.
Сегодня в нашем геологическом музее необычное занятие, в
котором мы постараемся объединить географию, литературу.
Наши ведущие…, они будут также участвовать в проверке
заданий и заполнении таблицы результатов игры. В игре
участвуют две команды: «Рубины» и «Сапфиры»
знакомятся с таблицей результатов игры, в которой по
каждому заданию определены баллы и за что они
выставляются (на каждом столе таблица)
участвуют в представлении команд.II.Операционно –
познавательная часть.
1.Что такое сказ?
чем отличается сказ от сказки;
реальное и фантастическое в сказе;
герои сказа;
особенности речи сказа.
2.Чтение по ролям: отрывок из сказа «Медной горы
хозяйка».
3.Соревнование команд:
назовите названия сказов Бажова, которые вы прочитали
дома;
в каких сказах упоминаются уральские самоцветы, назовите
их.
4.Конкурс рисунков.
расскажите краткое содержание сказа;
почему вам понравился этот сказ;
назовите самоцветы, изображенные на рисунке.
5.Знакомство с самоцветами Урала.
что такое самоцветы?
на какие группы делятся самоцветы?
рассказ с показом презентации о драгоценных и поделочных
камнях Урала.
показ месторождений камнейсамоцветов по физической
карте Урала.
рассказ сопровождается слайдами презентации с примерами
драгоценных и поделочных камней, украшения дворцов
Петербурга (карта России из драгоценных и
полудрагоценных камней Урала, Малахитовый зал,
Исаакиевский собор и др.)
Вспоминают пройденный материал 5 класса.
Учащиеся читают по ролям отрывок из сказа.
Участники команд по очереди называют сказы Бажова
и самоцветы, которые упоминаются в них.
Участники команд представляют свои рисунки и
защищают их.
Учащиеся подчёркивают в классификации минералов
Киевленко камни самоцветы Урала в группах
драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, о
которых говорит учитель.(классификация у каждого на
столе).
Записывают в тетрадь некоторые названия
месторождений, показанные учителем по настенной
физической карте Урала.6.Викторинапрезентация.
назовите название сказа;
назовите минералысамоцветы;
вспомните сюжет данного сказа.
7.Конкурс капитанов.
зачитайте список поделочных камней Урала, найденных
Вами в экспозиции школьного геологического музея.
Дополнительное задание капитанам:
1 команда: за одну минуту найти в коллекции и показать
малахит, раухтопаз, аметист, лазурит.
2 команда: за одну минуту найти в коллекции и показать
горный хрусталь, морион, родонит, змеевик.
8. Конкурс «Черный ящик»(музыкальное сопровождение)
(задание для команд; кто быстрее):
назовите камень, который добывают в Нижегородской
области и используют как: поделочный, применяемый в
медицине и в строительстве.
Дополнение к конкурсу (для команд):
где находится фабрика, на которой делают поделки из
гипса?
для чего применяют гипс в медицине?
как называют гипс, используемый в строительстве?
найдите в атласе Нижегородской области месторождения
гипса и назовите их.
Учащиеся по слайдам презентации вспоминают
название сказа, камни самоцветы и сюжет.
Каждый вид задания оценивается баллами.
Капитаны команд зачитывают список по одному
названию по очереди. Кто назовёт больше правильных
названий самоцветов – тот выиграл.
Вскрывают конверт с заданиями, находят минералы в
экспозиции.
Советуются друг с другом, принимают решение, дают
ответ.
Учащиеся отвечают: село Борнуково Бутурлинского
района.
Накладывают медицинские шины.
Алебастр.
Бебяевское Арзамасского района, станция Пешелань;
Павловское.9.Практическая работа: определение камнейсамоцветов.
определите названия камнейсамоцветов и правильно
разложите этикетки. (Музыкальное сопровождение).
10.Кроссворды («Самоцветы Урала» и «Сказы Бажова»).
Предлагается выполнить кроссворды за пять минут.(Муз.
сопровождение).
Проверяют ведущие.
11.Презентации учащихся о самоцветах (свойство,
применение, история, месторождение одного из
камней).каждая команда представляет по одной презентации.
12. Викторина «Брейнринг» по презентации
«Самоцветы».
викторина является обобщением и повторением нового
материала, который учащиеся узнали на занятии.
(Закрепление).
Учащиеся определяют названия и раскладывают
этикетки.
Взаимопроверка: учащимся выдаются списки с
правильными ответами, представители двух команд
выполняют взаимопроверку.
Каждая команда делится на группы по пятьшесть
человек. Одна группа выполняет кроссворд по сказам
Бажова, а другаяпо самоцветам Урала. Одни в группе
разгадывают кроссворд по вертикали, другие по
горизонтали.
Устный рассказ по слайдам презентации.
Учащиеся узнают названия камней и группу, к которой
они относятся. А также месторождение некоторых
камнейсамоцветов (если запомнили). Соревнуются друг
с другом. Ведущие обращаются к учащимся класса с
просьбой высказать свое мнение о работе своих команд.
Команда анализирует свою работу, выделяет плюсы и
минусы, качество работы учащихся. Что понравилось на
уроке, что оказалось сложным. Капитан выражает
мнение команды. Затем ведущие подводят итог урока и
озвучивают результаты работы команд (в баллах),обращают внимание на общую таблицу баллов на доске.
Лист оценивания
Рубины
Сапфиры
Рисунки (2 рисунка)
1 б. – рисунок; 2 б. сюжет рисунка
Рисунки (2 рисунка)
1 б. – рисунок; 2 б. сюжет рисунка
Викторина
Презентация: сказы – минералы
(фото из сказа – названия минералов)
Название сказа 1 б.
минералы – 1б.
Сюжет, о чём сказ? – 2 б.
(Выступления с места )
Викторина
Презентация: сказы – минералы
(фото из сказа – названия минералов)
Название сказа 1 б.
минералы – 1б.
Сюжет, о чём сказ? – 2 б.
(Выступления с места )
Дополнения с места (к викторине по сказам) – 1 б.
Дополнения с места (к викторине по сказам) 1 б.В чём отличие драгоценных камней от поделочных?
( Ответы с места.)
В чём отличие драгоценных камней от поделочных? ( Ответы с
места)
Конкурс капитанов
(Зачитывают список камнейсамоцветов Урала, имеющихся в
коллекции школьного музея) (За каждый камень по 0,5 б.)
( Читают по очереди)
Конкурс капитанов
(Зачитывают список камнейсамоцветов Урала, имеющихся в
коллекции школьного музея) (За каждый камень по 0,5 б.)( Читают по
очереди)
Дополнительные задания капитанам.
За 1 мин. в коллекции музея найдите и покажите четыре
минерала. Задание в конверте.
(1 камень – 1 б.)
Дополнительные задания капитанам.
За 1 мин. в коллекции музея найдите и покажите четыре минерала.
Задание в конверте.
(1 камень – 1 б.)
Дополнения команды. Чёрный ящик.
(1прав. ответ – 1 б.)
Дополнения команды. Чёрный ящик.
(1прав. ответ – 1 б.)
Практическая работа.
«Определение камней – самоцветов»
Практическая работа.
«Определение камней – самоцветов»(Правильно разложить этикетки)
(1 правильно определённый камень – 1б . Складываются баллы
верных ответов 3х лотков)
(Правильно разложить этикетки)
(1 правильно определённый камень – 1б.
Складываются баллы верных ответов 3х лотков)
Кроссворд «Самоцветы»
5 мин. Выполняется половиной команды.
3 чел. по горизонтали, 3 чел по вертикали – по 0,5 б. за
правильный ответ.
Кроссворд «Самоцветы»
5 мин. Выполняется половиной команды.
3 чел. по горизонтали, 3 чел по вертикали – по 0,5 б. за правильный
ответ.
Кроссворд «……………….
5 мин. Выполняется половиной команды.
3 чел. по горизонтали, 3 чел по вертикали – по 0,5 б. за
правильный ответ.
Кроссворд «………………………
5 мин. Выполняется половиной команды.
3 чел. по горизонтали, 3 чел по вертикали – по 0,5 б. за правильный
ответ.
Конкурс презентаций об уральском самоцвете (1 от
команды)
5 б. – устный рассказ о свойствах, применении, истории камня,
месторождениях и др…..
5 – выполнение презентации
Конкурс об уральском самоцвете (1 от команды)
5 б. – устный рассказ о свойствах, применении, истории камня,
месторождениях и др…..
5 – выполнение презентации
Викторина «Самоцветы».
Брейн – ринг . Правильный ответ – 1 б.
Викторина «Самоцветы».
Брейн – ринг . Правильный ответ – 1 б.