Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
Материал «Вожатского чемоданчика» слушателя
Феденёвой Александры Дмитриевны
2021 г.
СОДЕРЖНИЕ
РАЗДЕЛ I. Охрана жизни и здоровья
РАЗДЕЛ II. Организация режима и быта детей в отряде
РАЗДЕЛ III. Работа с органами самоуправления отряда (организация коллективной творческой жизни в отряде)
РАЗДЕЛ IV. Коллективные творческие дела - КТД
РАЗДЕЛ VI. Игры с отрядом
РАЗДЕЛ VII. Песни
РАЗДЕЛ VIII. Речёвки, кричалки
III. Работа с органами самоуправления отряда (организация коллективной
творческой жизни в отряде)
3.1. Работа с микроколлективом (звеном, экипажем, группой, бригадой).
Структура совета отряда (коллектива)
· Член Совета лагеря– информирует о предстоящих делах и событиях, инициирует распределение ответственных при подготовке и проведении каких-либо дел, провоцирует инициативу членов отряда на совершение какого-либо социально направленного, позитивного поступка, дела.
· Командир – проводит утренний информационный сбор отряда, отвечает за организацию деятельности в течение дня, выполнение плана на день, организует анализ дня, дела.
· Физорги – проводят утреннюю гимнастику, следят за готовностью отряда к работе, организуют спортивные часы и другую деятельность спортивного направления.
· Хозяева – контролируют уборку помещений, территории, следят за сохранностью вещей, организуют быт детей: получают и сохраняют канцелярские товары, имущество отрядной комнаты и палат, организуют генеральные и повседневные уборки спален, кострового или отрядного места, проветривание комнат.
· Член информационного совета – проводит информминутки, сотрудничает с информационной группой при подготовке к дежурству по территории, подготовке радиовыпусков.
· Командиры микроколлективов –отвечают за организацию деятельности в микроколлектвах.
В отряде необходимо вести работу по системе ЧТП и работу творческих групп с конкретным направлением, выбранным на сборе планирования отряда.
ЧТП или чередование традиционных поручений. В отряде есть дела, которые необходимо делать каждый день для организации жизни в лагере. Их можно распределять между микроколлективами. Но выполнять одно и то же поручение подросткам скоро надоест. Лучше поручения чередовать, сохраняя состав групп постоянным. Чередуя поручения, подростки каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям, научатся интересной самостоятельной организации своей повседневной деятельности под чутким руководством вожатого.
Микроколлектив– это группа подростков, состоящая из 5–7 человек, созданная для того, чтобы эффективнее организовывать жизнедеятельность отряда.
В первые дни организационного периода работают временные группы, в результате этого у подростков формируются навыки коллективной деятельности. После организационного сбора отряда могут быть созданы микроколлективы на более длительный срок. Такие группы работают в системе ЧТП.
Информационная группа готовит информационные КТД; стенгазеты, листовки, радиопередачи о событиях в лагере, отряде, о происходящих событиях в стране и мире на утренних информационных сборах; информационные часы; рекламу дел, событий и т. д.; организует и проводит конкурс стенгазет и радиопередач между микроколлективами, т. е. сотрудничает с информатором – членом информационного Совета лагеря.
Досуговая (игровая) группа занимается подготовкой и проведением в отряде дел различной направленности; заполнением музыкальных и игровых пауз; проведением игр в отряде; организует выход в другие отряды и проводит в них дела; творческое дежурство по столовой; экскурсию по лагерю; досуг во время поездки и т. д.
Сюрпризно-оформительская группа готовитсюрпризы-награды к КТД, играм различной направленности, делам в отряде, именинникам, в поездке – водителю автобуса, ведущим и экскурсоводу, дежурным по столовой; дело-сюрприз для всего отряда, вожатым, сотрудникам лагеря, пожелания ребятам, которые приедут в следующей смене; оформление отрядных и костровых мест для проведения дел, огоньков, участие в оформлении общелагерных дел (при необходимости); оформление рубрик, выпуск стенгазет совместно с информационной группой; изготовление оформления к дежурству по столовой, оформление конкурса газет.
Дежурная группа готовит отрядное место к сбору отряда; отвечает за чистоту и порядок в комнатах, на отрядном месте; следит за выполнением режима дня; организует дежурство по территории и по столовой, сотрудничество с «хозяином» или «хозяйкой» отряда– членами совета хозяев.
Группы осуществляют дежурство по «вертушке» в течение 3-х дней, после чего проводится анализ работы микроколлективов, выстраиваются перспективы их деятельности, происходит смена обязанностей, если в этом есть необходимость.
Работа с микроколлективами
1. Дежурный командир совместно с командиром отряда координируют план работы на следующий день (на основе плана лагеря) и распределяют работу по микроколлективам.
2. Командир отряда собирает командиров микроколлективов и сообщает им задания для их микроколлективов, а также цель и задачи отрядных дел, которые готовят микроколлективы.
3. Перед завтраком командиры обсуждают в своих микроколлективах следующую информацию:
– поручение, данное группе;
– конкретное поручение каждому члену группы;
– время работы микроколлективов;
– конечный результат (к чему должна прийти группа к концу дня?).
4. Вечерний сбор микроколлективов (в течение 5 минут на «огоньке»).
Анализируют выполнение поручения:
– как в целом справилась группа?
– благодаря чему и кому?
– что не удалось выполнить?
– как избежать ошибок в будущем? Выводы на завтра.
5. Деятельность отрядного вожатого при работе с микроколлективами:
– расписать для каждого микроколлектива время сбора;
– участвовать в сборах микроколлективов;
– участвовать в подведении итогов работы микроколлектива;
– помощь конкретному микроколлективу, в течение дня – помощь и консультирование в подборке литературы, форм, методов, приемов.
3.2. Виды отрядных сборов:
Сборы – одна из форм организации коллективной деятельности детей. Идея и содержание сбора способствуют развитию самостоятельности детей, повышению социальной активности, побуждению к практической общественной деятельности. Разнообразное и живое содержание сборов, ритуалы и традиции придают им своеобразие, которое отличает их от других форм работы: концертов и праздников, походов и огоньков, спортивных соревнований и т. д. Сборы помогают сделать жизнь отрядов более содержательной и идейно целеустремленной. На сборе выносятся окончательные решения по разным вопросам работы отряда, определяются основные очередные дела, подводятся итоги сделанного, дается оценка работы отряда, органов самоуправления, отдельных детей.
3.2.1. Сбор-старт;
О чём можно поговорить на этом сборе?
− о правилах внутреннего распорядка;
− об обязанностях дежурных;
− о том, чего нельзя делать в лагере;
− о режиме дня и действиях детей;
− о правилах поведения ночью;
− о правах и обязанностях детей;
− о правах и обязанностях взрослых;
− о правилах техники безопасности, противопожарной безопасности;
− о сохранности личного и государственного имущества;
По окончании сбора дети расписываются в журнале инструктажа установленного образца.
Существуют различные формы проведения этого сбора. Среди них:
− беседа;
− дискуссия;
− лекция-урок;
− агитбригада;
− вредно-полезные советы и др
3.2.2. Сбор-планирование;
При планировании учитывается:
− возраст детей;
− творческий, интеллектуальный уровень детей;
− направление отряда;
− конечный результат.
Необходимые мероприятия, которые рекомендуется провести до сбора:
1. Индивидуальные беседы с ребятами отряда при заезде позволяют сделать вожатому анализ интересов детей, их знаний, интересов, опыта общественной работы. Это позволяет отрядному вожатому увидеть, какие дела ребята смогут предложить в план работы отряда самостоятельно, а какие (необходимые для этих детей) сможет предложить сам вожатый, конечно же, убедительно аргументируя свои предложения, опираясь на индивидуальные качества каждого ребёнка.
2. Уже с первых экскурсий по дружине, территории на сборе знакомства, вожатый настраивает ребят на мысль, что вся жизнь в «Океане» зависит от того, что сами они предложат, насколько интересными будут предложения. Для этого вожатый может использовать рассказ о том, как жили ребята в предыдущей смене, их наказы, собственные советы. Стенд «Это можно провести в отряде!» концентрирует опыт многих предыдущих смен, а написанные рукой самих ребят заметки по интересным делам увлекут ребят, заставят задуматься над предстоящей сменой.
3. Вечерние «огоньки»-анализы дня в оргпериод смены – это коллективное раздумье над тем, какое дело за день понравилось и чем, что оно дало для каждого ребенка, кто отличился за день. А желание придумать интересное, полезное дело для всего отряда становится прочной связью ребёнка с его коллективом. Таким образом разгорается желание участвовать в общем деле и участвовать как можно лучше, и, самое главное, участие это становится сознательным.
Формы проведения сбора
«Мозговая атака» – коллективное составление КТД. Проводится с детьми любого возраста. Детям выдаются карточки с заданием. Отряд делится на несколько групп. После обсуждения каждая группа предоставляет своё видение дела в виде рекламы. Все предложения фиксируются на листе ватмана, наиболее интересные берутся за основу будущего дела.
«Банк идей». Отряд разбивается на несколько групп. Каждая группа набрасывает 3-4 разноплановых дела и защищают их. Все предложения записываются в таблицу. Что сделаем? Когда? Кто организовывает? С кем? Затем происходит голосование, и выбираются 3-5 дел, которые можно провести в отряде. Совет отряда расставляет эти дела в план-сетке отряда, и в отрядном уголке вывешивает плакат «Запишись в творческие группы», или ребята, которые предложили данное дело, могут являться этой творческой группой.
«Вертушка». Эта форма сбора-планирования для детей младшего школьного возраста. Допустим, вожатый решил провести в смене 4 отрядных дела: трудовое, интеллектуальное, творческое и спортивное. Готовятся 4 карточки с названиями 5-ти дел определённой тематики. Отряд делится на 4 группы, каждой из которых выдаётся по одной карточке. Задача каждой группы – убрать одно из дел, которое, на их взгляд, самое неинтересное. Затем группы по часовой стрелке меняются карточками и выполняют тоже самое. В результате остаются четыре дела разной тематики. Технология очень проста: в карточках написаны только названия дел, точнее – одно и тоже дело с разными названиями. Таким образом, дети самостоятельно выбирают те дела, которые заранее спланировал вожатый, исходя из своей отрядной программы.
КТД «Роза ветров». Отряд делится на 4 команды. Каждой команде выдаётся маршрутный лист, с помощью которого необходимо найти частичку «Розы ветров». На каждой частичке написаны 2-3 отрядных дела с краткой аннотацией к ним. Каждая команда выбирает по одному делу и в течение 20 минут готовит его рекламу. Эти ребята являются творческими группами по подготовке тех дел, которые они выбрали.
«Разведка интересных дел» (РИД). Цель: знакомство детей с процессом коллективного планирования работы в дружине. До начала игры создаётся «Штаб разведки», выбирается время и место ее проведения. Игра проходит в 2 этапа: 1-ый – в дружине; 2-ой – на отрядных местах. «Штаб» планирует направления разведки (по количеству микрогрупп, сформированных на оргсборе отряда). Создаются разведгруппы по 5-7 человек, которые выбирают одно направление и работают по нему. Каждой группе выдаётся маршрутный лист.
1.«Обсуждение в группах». Дети обговаривают собственные возможные варианты дел по своему направлению (идеи, а не формы!).
2.«Получи совет». Группы со своими предложениями выходят на консультационные пункты, слушают предложения и мнения работников «Океана».
3. «Сделай выбор». Самостоятельная работа, обработка полученной информации для представления её на планировании.
4. «Сбор-планирование». Каждая группа по очереди выдвигает свои предложения, они обсуждаются всеми остальными группами в течение 3-5мин. С помощью голосования от каждой группы выбирается по одному делу. Наиболее эффективной формой проведения сбора-планирования является деловая игра «Вертушка идей». Отряд разбивается на 4 группы, или выполняет задание по тем группам, которые сформировались на организационном сборе отряда. Каждая группа работает по одному из направлений, например: спортивное, трудовое, интеллектуальное, развлекательное, познавательное и т.д. (исходя из отрядной программы вожатого). Каждая группа в течение 20-30 минут обсуждает, какие 3 отрядных дела они могут предложить по своему направлению в план работы отряда. После обсуждения на каждый стол ставятся таблички: «Генераторы идей», «Пессимисты», «Оптимисты» и «Реалисты». Генераторы идей рекламируют свои дела (на уровне идеи). Задача пессимистов – привести 2-3 довода о нецелесообразности проведения этих дел в нашем отряде. Оптимисты приводят 2-3 довода в защиту этих дел. Реалисты, выслушав все мнения, выбирают только одно дело. Затем карточки с ролями переходят по столам по часовой стрелке. Один вожатый во время деловой игры работает только с реалистами. Он ненавязчиво, в скрытой форме, направляет мысль детей на то, какое дело из предложенных нужно выбрать в план отряда).
Итогом игры становится составленный план работы отряда (3-4 отрядных дела). По итогам сбора аналитическая группа зачитывает проект решения сбора: − утвердить план работы отряда; − выбрать отвественных за подготовку и проведение дел
3.2.4. Сбор подведения итогов (дня, события, дела, периода др.);
В первую очередь, ребята отвечают на вопросы:
- Что напрягло?
- Что понравилось?
- Что можно сделать лучше?
Кроме того:
- Выбирают номинантов: на медаль «Героя дня», грамоту «Подвиг для Лагеря»
(больше относится к дежурствам), «Прикол дня», «Шаг Вперёд Дня», «Знак
качества» и др.
Чтобы анализ
прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его
проведения:
- Метод анализа «Пять пальцев».
Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается
посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на неё:
Мизинец (М) - «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрёл.
Безымянный (Б) - «близка ли цель»: что сегодня я сделал для её достижения.
Средний (С) - «состояние духа»: каким было моё настроение и от чего оно
зависело.
Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.
Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал
для своего здоровья.
Этот анализ можно сделать в форме личных дневников.
- Метод оценки.
Каждому ребёнку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить
оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они
поставили именно такую оценку.
- «Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции).
Каждому ребёнку выдаётся листок бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я
хочу сказать, что...».
После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду
о дне, об отряде и т.д.
Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку.
После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и
поочередно зачитывает записки ребят.
При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию
подключаются и ребята.
- «Если бы я был…».
Ребятам задаётся такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне
я бы…
исправил…
сделал…
добавил…
- «Цвета».
Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили
сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.
- Метод коллективного рассказа.
Каждый ребёнок по очереди произносит предложения на тему: «На что похож
сегодняшний день?».
- Метод фотосъемки.
Педагог задаёт ситуацию: ребята, представьте, что сегодня у нас весь день
работал фотограф. Всё, что мы делали сегодня, он заснял на фотоплёнку. Но, увы,
из-за неумелости фотографа, плёнка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами
восстановить каждый кадр этой пленки:
- самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;
и кадры, которые получились «не очень».
- Выставка картин.
Каждому ребёнку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого
заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок
представляет свою картину - как она называется, что на ней изображено, и т.д.
Все работы вывешиваются на стенд.
- «По кругу».
Педагог сам или совместно с детьми ранее пишет вопросы, которые волнуют ребят
или которые необходимо затронуть на огоньке. Затем листочки пускаются по кругу.
Каждый пишет своё мнение. Итогом является озвучивание вопросов и ответов на
поставленные вопросы (своего рода рассказов).
- Рассказ-эстафета (с передачей предмета).
К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний
день? Работает правило свободного микрофона, т.е. кто хочет сказать, тот
передаёт и говорит.
Если ребенку нечего сказать, он передаёт предмет дальше по кругу. В завершении
вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет
желающих, педагог подводит итоги сам.
- «Ниточка».
Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки.
Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с вожатым. Во
время обсуждения дня по схеме: Что получилось? Что не получилось? Что надо
сделать, чтобы было лучше? - каждый ребёнок, высказывая свою точку зрения,
наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление
прекращается.
Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребёнок «заявляет» о своём
желании выступать и настраиваться на развёрнутую сцену дня или на короткую
реплику.
- «Строим дом».
Каждый представляет лист («кирпичик»), на котором рисует, как он себя видит в
сегодняшнем дне и комментирует свой рисунок.
Из этих «кирпичиков» потом строится дом, а на крыше пишется анализ дня.
- «Я».
Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из
различных предметов, буква «Я».
Каждый ребёнок выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на
него, а потом объясняет почему.
- «Позитрон».
Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч –
«положительный заряд».
Игрок, поймавший мяч, должен указать что-нибудь хорошее и перебросить мяч
следующему участнику.
Вариант: вожатый предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь
нейтрального – погоды, событий в лагере. Затем перейдите к более глубоким и
личным темам, касающихся отдельных участников или группы в целом. Эту игру
можно использовать в течение всего дня, когда есть необходимость поделиться
впечатлениями.
3.2.5. Сборы-«огоньки».
Существует ряд необходимых условий для удачного проведения «вечернего огонька»:
• Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова.
• Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. Когда говорит один – все молчат.
• Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.
• Критика должна быть конструктивной: критикуешь - предлагай.
• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
• Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «Огоньке» или запретить кому-то говорить.
• На «Огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует. Все сказанное на «Огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.
• Береги время, дай возможность высказаться другому.
• Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.
«Огонек» может включать в себя следующие элементы:
Виды огоньков:
• огонек знакомств;
• огонек-анализ;
• тематический огонек;
• конфликтный огонек;
• прощальный огонек.
Прощальный огонек - это заключительный штрих на сборе, обычно это завершающее дело в лагере, и его ни в коем случае нельзя смазать. На этом «огоньке» разговор будет о самих ребятах, о том, как они изменились, в чем стали лучше, пожелания на будущее.
Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания в самооценки.
Этот «огонек» должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот «огонек» превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые важные и нужные слова. Каждому важно знать, каков он в глазах товарищей. Но узнать настоящее отношение очень непросто - трудно прямо в глаза сказать тому, с кем ты вместе живешь, трудишься все то, что накопилось на душе.
Так же недопустимо, чтобы этот «огонек» стал массовой истерией, предвещающей отъезд, расставание и т.д.
Этот огонек тоже можно провести по-разному:
1. «Расскажи мне обо мне».
Это традиционная форма последнего, прощального «огонька» в отряде. У этой формы множество вариантов, но одна из главных задач этого разговора - способствовать формированию адекватной самооценки у всех ребят. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет имена 2-3 человек, от которых хотел бы услышать мнение о себе. Вероятно, это будут самые уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить! Если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.
2. Ассоциации.
Один из участников выходит из комнаты. Когда водящий выходит за дверь, ему дают оценку-определение. Каждый человек говорит о водящем, какой он, это записывается. Когда водящий возвращается, он должен угадать, кто что про него сказал. ("Один человек сказал про тебя, что ты шумный. Кто это?") Ответ дается после всех вопросов.
3. «Золотой» и «черный» стул.
В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть? После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу.
4. Круг пожеланий.
У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», внизу подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и загибает лист со своей надписью, передает следующему, он пишет свое мнение ниже, загибает и т.д.
5. Живой уголек.
В руках говорящий держит свечу, горящую ветку и т.д. – («живой уголек»). Высказываются последние пожелания и «живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Огонек ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.
6. «Я как в зеркала смотрюсь в людей...»
Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Первый высказывает свое мнение о втором, затем они меняются местами. Далее их места занимает другая пара участников. Пары могут формироваться как произвольно, так и по желанию. В ходе огонька достигается концентрация внимания на диалоге. Проводить такой огонек рекомендуется при высоком уровне отряда.
Пусть на этом «огоньке» будет не только обнажение душ. Напомните ребятам все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них. Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.
Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи-посвящения.
Дайте ребятам время, чтобы они написали «прощальные письма» друг другу и вам, обменялись адресами и пожеланиями.
Хорошим дополнением на «огоньке» будут лиричные прощальные песни, легенды, воспоминания о смене, курьезных случаях. Пусть этот «огонек» продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).
Ни для кого не секрет, что на "огоньках" вожатые часто рассказывают
детям истории и легенды, которые потом остаются с ними на протяжении жизни. Например,
легенда, которая известна многим вожатым.
Легенда гласит, что между людьми существуют невидимые ленты.
Для таких ленточек нет преград: ни время, ни место, ни обстоятельства не позволят им растянуться или спутаться, они никогда не порвутся. Если людям суждено соединиться, Вселенная всегда найдет способ связать их, и в определенный момент лента эта начинает сокращаться до тех пор, пока двое не встретятся.
3.3. Чередование Творческих Поручений – ЧТП.
Существует много формработы с отрядом. Одна из них - чередование творческих поручений (ЧТП).С ее помощью можно разнообразить ежедневную отрядную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружить ребят.
Вначале смены отряд делится на постоянные группы. Это можно сделатьс помощью жеребьевки или игры. Например, с помощью социометрии или игры "лидер". У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на 5 экипажей кораблей. Называете пятерых капитанов. Капитаны встают в ряд и поочереди набирают себе команду. Сначала лоцманов,затем боцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. Лучше, если не один человек набирает группу,а первый - второго,второй - третьего и т.д. В этом случае вы учтете желание детей быть вместе, и группы, скорей всего, получатся равноценными. После деления на группы лучше провести сними маленькое КТД или просто дать небольшое задание. И уже потом объявить, что в этом составе группа будет работать всю смену. Пусть ребята выберут название группы, исходя из названия отряда, и командира, который будет следить за тем, чтобы никто в группе не был обижен, чтобы каждый был включен в работу. Также командир отвечает за выполнение поручения.
Поручения должны быть постоянными, в течение смены, но если кто-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Меняются поручения по кругу через день или каждый день, на ваше усмотрение.
Группы через 2-3 дня меняют в результате свое назначение, т.е. завтра вы УЮт, послезавтра ЧП. Для того, чтобы все работало можно, например, соорудить барабан ЧТП, повернув который, группы меняют название. Так каждое дитё может посмотреть, кем ему сегодня быть :) Это дает возможность ребенку попробовать себя в разные роли, проделать разную работу и определиться, где ему уютнее всего, где он может проявить себя.
Предлагаем вам следующие поручения для ЧТП:
ЧТП – это система работы. Если выберите эту форму, не забывайте каждый день
час-полтора выделять на работу по группам и на каждой утренней планерке
напоминайте группам, какое поручение они сегодня выполняют. На вечернем
"огоньке" обязательно обсуждается работа каждой группы. Работа не
должна остаться без внимания. Если вы решите ввести соревнование в отряде, то
работу по ЧТП можно оценивать. Но соревноваться стоит, если вы можете в итоге
что-то предложить победителям, как-то наградить их в конце смены. Лучше, если
ребята будут работать не за баллы, а из интереса.
ЧТП – чередование творческих поручений – является действующей частью механизмов художественно – инструментированной деятельности. ЧТП – это система творческих поручений, которая является средством обеспечения повседневной жизни детского коллектива. Каждой микрогруппе предлагается коллективное выполнение определенного поручения.
Поручения должны:
• соответствовать возрасту;
• быть интересными, разнообразными;
• сочетать общественную значимость деятельности и лично ориентированный характер;
• быть кратковременными, реально выполнимыми.
Например еще вариант:
Вышеизложенные поручения можно использовать и в младших, и в средних возрастных
группах. В коллективах старших ребят содержание возможных поручений
усложняется, изменяется позиция микрогруппы (из исполнителя она превращается в
организатора определенного вида деятельности), увеличивается насыщенность и
динамика поручения.
Одним из непременных условий эффективности ЧТП является очередность их выполнения: четкая последовательность, отражающаяся в схеме, вывешенной для обозрения на месте коллектива.
Вопрос об изменениях в поручениях обычно обсуждает общий сбор в начале учебного года. Как показывает опыт, целесообразно менять поручения каждые две - три недели. При смене поручений важно обсудить, как группы справились с поручениями, что они сделали хорошо, что интересного предложили. Не следует выставлять оценки выполнению поручений, что невольно возбуждает обиды, разжигает ненужное соперничество.
Руководитель коллектива во время работы групп заботится о каждой группе: делится советами, помогает, подсказывает.
ЧТП представляет собой кладезь разнообразных возможностей – это регламентация и стимулирование жизнедеятельности детей; потенциальный рост и развитие способностей ребенка, развитие чувства ответственности за свое дело. При этом ребята делятся впечатлениями, знаниями друг с другом и воспринимают опыт других. Периодическое возвращение к каждому поручению формирует необходимые привычки и навыки.
3.4. Совет дела.
Совет дела — группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.
Совет дела:
3.5. Творческая группа.
Творческая группа (творческое объединение) — группа наиболее подготовленных, грамотных, компетентных в том или ином вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу.
Творческая группа:
3.6. Совет командиров.
Самоуправление в лагере осуществляется по схеме: совет командиров
- командир отряда - отряд. Совет командиров является высшим органом
управления на сборе. Курирует совет командиров дежурный комиссар или методист лагеря.
Ежедневно после отрядного вечернего огонька командиры собираются на свой совет. Дежурный комиссар сбора получает информацию о состоянии дел в отрядах. Здесь же подводятся итоги дня и командиры получают информацию о делах на следующий день. Командиры на своих встречах оперативно решают проблемы, возникающие в отрядах.
Работе с командирами отрядов уделяется большое внимание, так как в системе управления лагеря командиры являются важным звеном. Командир отряда непосредственно связан с ребятами и во время всей лагерной жизни обеспечивает вместе с комиссаром работоспособность и организованность отряда.
3.7. Командир отряда.
Командир отряда – это правая рука вожатого. В его обязанности может входить: построение отряда, если вожатый задерживается, соблюдение и поддержание дисциплины; практически всегда командир идет во главе отряда и является заводилой (название отряда, девиз и кричалки на нем) и прочее в этом роде.
Правой рукой командира, в свою очередь, является помощник командира и выполняет практически те же самые действия, что и командир.
3.8. Дежурный командир.
Каждый ребенок один день исполняет обязанности командира. Дежурный командир переизбирается каждый вечер в орлятском кругу, на анализе дня или в конце «огонька». При такой системе почти все ребята из отряда побывают в позиции лидера, это важно для каждого подростка как признание: «меня выбрали, мне доверяют». Не только малыши, но и старшие ребята большое внимание уделяют атрибутам, поэтому у дежурного командира может быть галстук, значок, игрушка-символ, которая вешается на шею (на руку, на рукав). Дежурный командир уходящего дня подходит к любому из ребят в кругу (выбирает) и передает ему атрибут дежурного командира. Заранее можно договориться с ребятами в отряде и соблюдать условие - дважды не выбирать в командиры, а отдавать предпочтение тем ребятам в отряде, кто не был еще в позиции командира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.