Литература 7кл. 26.12.17г
Тема: Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Цели: закрепить знания по биографии М.Е. Салтыкова- Щедрина, выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок; воспитание честности, гражданской смелости, благородства, напомнить о цене человеческой жизни, о ее смысле.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
- Опрос учащихся
3. Изучение новой темы
1) Слово учителя.
М.Е. Салтыкова- Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).
1. Эпизод из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в исполнении 2 учащихся – двух генералов. (Со словом «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился,- вижу, будто живу я на необитаемом острове…» до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! Кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!...).
2. Эпизод из сказки «Дикий помещик». Ученик в роли «одичавшего помещика». «Кши…- бросился он на мышонка…»
«Нет лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин… от принципов отступил!»
2) История создания сказок.
В 80-е годы XIX века Салтыков- Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказать от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик.
80-е годы - «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки- та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.
Запись в тетрадях:
«Сказки (для детей изрядного возраста)»- итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути.
3) Основные темы сказок. (Записи на доске.)
1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел- меценат», «Сказка о ретивом начальнике».)
2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».)
3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция ( «Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась- идеалист», «Вяленая вобла».)
4) Работа над литературными терминами.
Вопросы:
- Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных произведений Щедрина.
- Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»?
-Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?
4. Анализ сказок Салтыкова- Щедрина.
«Премудрый пискарь» (1882-1883).
Время написания и публикации сказки- трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков- Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.
Вопросы:
1. Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.
2. Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним- умный, рассудительный. Антоним- глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)
3. Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба…»)
4. А какие заветы оставляют своим детям другие отцы- герои классических произведений русской литературы?
Чичиков (ученик в костюме): «Копи копейку, копейка не выдаст».
Молчалин (ученик в роли); «Угождать всем людям без изъятья…»
Петр Гринев (ученик в роли): «Береги платье снову, а честь смолоду».
Чичиков, Молчалин и Гринев (ученики), поклонившись, уходят.
5. К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)
6. Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.)
7. Итог жизни пискаря?
8.Что за мысли «посещают» его перед смертью?
9. Почему, на наш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу наделенную обывательскими чертами?
М. Е. Салтыков- Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Не друзей у него не родных ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков- Щедрин приписал мелкой и жалко рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.
Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
Чтение стихотворения А.Прокофьева «Премудрый карасик» («Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть».)
«Дикий помещик»
1. Какие пороки обличаются в сказке на примере помещика? (глупость, лень, упрямство, безответственность, паразитизм, неприспособленность, тунеядство, несправедливость.)
2. Каково отношение к мужику? (жалость - после отмены крепостного права жизнь не стала лучше, горечью проникнуты слова, обращение к народу. Терпит притеснения помещиков, к богу обращается с молитвой. В сказке звучит призыв- вопрос Некрасова «Ты проснешься ли исполненный сил?»).
3. Какой вывод можно сделать? (Народ- создатель материальных и духовных ценностей . Без него наступает голод и одичание.
4.К какой теме относится сказка?
5. Художественное своеобразие сказок Салтыкова- Щедрина, их значение.
Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
Салтыков- Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно- тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова- Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально- исторический,бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно - исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы - гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок сказок Салтыкова- Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения и народу и гражданских чувств в русских людях.
6.Рефлексия
- Назовите основные темы сказок Салтыкова- Щедрина
- Какими средствами художественной выразительности пользуется автор?
- В чем актуальность сказок в наши дни?
7. Домашнее задание: написать мини-сочин. «О существовании героев Салтыкова- Щедрина в наше время».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.