Сборник диктантов для детей с ОВЗ . Орфография. 5 класс

  • docx
  • 10.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Диктанты с орфограммами.docx

1.                                       Верные следы.

             Шли  ребята  через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети  по  звериным следам  и  заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.

            Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут  к  жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились  по следам  и  вышли на лесную сторожку.

 

Задания:

1.    Подчеркнуть грамматическую основу 1-ого предложения во 2-ом абзаце. Показать связь между членами предложения.

 

2.    Указать значимые  части слов:

 

тропинки, зимний, звериный, знакомые, молчит, приведут, дедушка, ребятишки, лесную, сторожку.

 

3.    Выполнить звукобуквенный разбор слова: дети

 

2.                                    Зимой.

         Зима завалила городок пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушки старой ёлки сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел  на  кустах сирени.

          В  доме трещали печи. Пахло дымом. Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом стояла старая беседка. Ступеньки её побелели от инея. Утром расчистили к беседке дорожку.

 

Задания:

1.    Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Показать связь между членами предложения.

        

          Над крутым обрывом стояла старая беседка.

 

2.    Указать значимые  части слов:

 городок, пушистым, мягкие, верхушки, серебристый, проруби, беседка, побелели, дорожку.

 

3.    Выполнить звукобуквенный разбор слова: день

 

Словарный диктант

Вокзал, лестница, беречь, береста, Россия, корабль, рюкзак, трамвай, иллюстрация, горизонт, полотенце, георгин, ромашка,  здравствуй, чувство, солнце, праздник, автобус, велосипед, гвоздика, гладиолус, государство, фотоаппарат, багаж, километр.

 

Словарный диктант

Компас, аппетит, иней, багаж, блокнот, футбол, песок, пришёл, извинение, объект, здоровье, субъект, полотенце, здание, здесь, сначала, вверх, вниз, огурец, помидор, горох, корова, молоко, памятник, автомобиль, огород, беседа, природа, фломастер, вокзал, рябина, лопата.

3.                                   Клесты.

        Наступила настоящая зима. Мороз сковал примёрзлую землю. Медленно встаёт холодное зимнее солнце. В лесу стоит глубокая тишина.

        Вдруг словно весенний ветерок подул. На лесную полянку опустилась стайка клестов. Птички щебетали и весело перекликались.

         Не пугают их наши сильные морозы. Хрустнула под тяжестью снега ветка сосны. Клесты разом вспорхнули и скрылись в густых ветвях.

 

Задания:

1.    Подчеркнуть грамматическую основу 2-ого предложения. Показать связь между членами предложения.

 

2.    Указать значимые  части слов:

 

холодное, глубокая, тишина,  весенний,  ветерок, лесную,  клестов, птички, сильные,  густых, ветвях.

 

3.    Выполнить звукобуквенный разбор слова: землю.

 

4.                                  Синички.

          Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица! Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им!

 

Задания:

1.    Подчеркнуть грамматическую основу  предложения. Показать связь между членами предложения.

         Едят синички вкусное сало.

 

2.    Указать значимые  части слов:

 

зимний, летят, прелестные, птички, смотрю, сидят, кудрявой, голове, шапочка, хвостик, едят,  вкусное,

         короткую, повязала, грудка, клювик, тоненький.

 

    3. Выполнить звукобуквенный разбор слова: яркая.

 

Словарный диктант

Беречь, корабль, горизонт, песок, шёл, восхищение, костёр, корзинка, извините, внимание, здание, здоровье, сначала, вверх, вперёд, компас, одуванчик, альбом, багаж, велосипедист, гирлянда, квартира, колокол, колокольчик, комната, конверт, природоведение, солома, урожай.

Словарный диктант.

Фотография  на память, новогодняя  мишура, беседовать с товарищем,  воображениеизобразить на картине, аппетитный пирог, государственный гимн,  полотенчико, сообразительный ученик,  пересказ абзаца, берёзонька белоствольная,  памятный образавтомобильная трасса.

5.                                            Пожар.

Угас  последний  луч  солнца. Земля дышала теплом, как  печь. Темнота  и  тишь  затопила  все  окрестности. Ночь  была  душная.

Мой  товарищ  спал. Я  оставил  шалаш  и  пошёл  к селу. Иногда слышался  плач  птицы. Вдруг  прозвучал сигнал  тревоги. Поднял  тревогу  сторож. К  сараю  с рожью  подъехали  пожарные  машины. Прибежали местные  жители. Каждый  хотел  оказать  помощь. Рожь была  спасена.

Грамматическое задание.

1.      Указать части речи в 1,7 предложениях.

2.      Выписать из текста по одному слову и подобрать проверочное слово

- с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

- с парной согласной в корне слова;

- с непроизносимой согласной.

 

3.    Разобрать по составу слова:

 

последний, темнота, окрестности, душная, прозвучал, подъехали, пожарные, местные, жители, спасена.

 

4.    Выполнить звукобуквенный разбор слова: местные.

 

6.                               Зимний лес.

Чудесен  русский  лес  зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки  украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах  видны  узоры заячьих  и  лисьих  следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал  молоточком  по  стволу  дятел.

                                                                                                       Грамматическое задание

1. Разобрать по членам предложения и частям речи

                2, 3, 4, последнее   предложения

   2. Разбери слова по составу.

I вариант                                            II вариант

морозец                                                журавлик

пробежка                                              погрузка

длинный                                               ранний

постучал                                               пробежал  

прилетят                                               замерзают

                                         

3.  Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка,

       с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

 

 

4. Выполнить  звукобуквенный  разбор слова: шишки.

 

7.                              Праздник  леса.

Школа  объявила праздник  леса. В субботу ребята собрались  у  подъезда школы. Каждый принёс лопату  и ведро.

Подъехала  машина. Она  привезла  саженцы. Школьники  обсадили  деревцами  пруд. Они  озеленили спортивную площадку. Осенью  ребята  посадили  молодые ёлочки  по  сторонам  полевой  дороги. Все  деревца  стали  весело  расти. Теперь  они  будут защищать  дорогу  от  снега. (50 слов)

Грамматическое задание.

1.       Подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи.

            I вариант.

II вариант.

1-ое предложение.

6-ое предложение.

2.      Выписать из текста диктанта три слова с разделительным твёрдым знаком.

3.       Записать три слова с разделительным мягким знаком.

4.       Выписать из текста диктанта слово, подобрать проверочное слово, графически обозначить орфограмму.

- с безударной гласной в корне  слова, проверяемой ударением;

- с парной согласной  в  корне  слова.

5. Разобрать по составу слова: защищать, повис, ёлочки,

подъехала, школьники, обсадили, озеленили, полевой.

9.                         В  лесной глуши.

       Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных  полянках  играет  солнечный  луч. От цветов рябит  в  глазах. На  листочках  дрожат капельки росы. Весело  поют зяблики. Радостная  песня соловья наполняет   все  вокруг.

Интересно  поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш  ещё  не  знает страха. Около норы  играют  лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Матьисица  сторожит  детёнышей.  

 

Грамматическое задание.

1. Разобрать:    по членам  (подчеркнуть главные члены,   выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).      I вариант-  3-е предложение

                  II вариант6-е предложение

 

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их:

I вариант: голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

II вариант: желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разбери слова по составу:

лунный, подкормка, сталевар, лимонный, заморозки, медвежонок, птицевод, лисёнок.

 

 

                                 Колючая    красавица.
              П
ожелтела  листва  на  берёзе.  Опадают покрасневшие  листочки  осин. Только  ёлочка  не  роняет  иголок. Ёлка  меняет  наряд  постепенно. Для этого  ёлке  нужно  девять  лет. До  поздней  осени  не спит  колючая  красавица.
             В  зимн
юю  пору  ёлочка  засыпает. Тяжёлые снежные  комья  не  ломают  у  ёлки  гибких  ветвей. В белой  шапке  и  белом  шарфе  выглядит  она восхитительной.
            З
имой  в  ельнике  тепло. В  нём  ночуют  птицы. Еловые  лапы не  пропускают ветер.

Грамматическое задание.

1. Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи они выражены:

1 вариант

2 вариант

Пожелтела листва на берёзе.  

Опадают покрасневшие листочки осин.

2. Указать форму времени, числа, лица (в настоящем и будущем времени), рода (в прошедшем времени): 

Закричишь –
Проходила –

Летают –
Зацвёл –

3. Разобрать по составу слова:

колючая, пожелтела, опадает, снежные, гибких, выглядит.

4. Выполнить звукобуквенный разбор слова: девять.

8.                                      Весна.

Наступила  ранняя  весна. Яркое  весеннее  солнце освещает  землю. Воздух  тёплый. Затрещал  на  реке синий  лёд. Зажурчал  в  овраге  говорливый  ручеёк. Выглянула  нежная  травка. Появились  клейкие  листочки  на  берёзках. Уже  прилетели  шумные  грачи. Они  поправляют  гнёзда  на  деревьях. Детвора  радостно встречает  пернатых  друзей. Ребята  мастерят  птичьи домики. Скоро  в  них запоют  весёлые  скворцы.

Грамматические задания.

1. Разобрать по составу слова:

I вариант.

II вариант.

Листочки, шумные, мастерят, берёзках

Травка, весеннее, прилетели, домики

2. Найти в тексте и выписать по одному слову

·       с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

·       с парной согласной в корне слова.

Подобрать проверочные слова.

3.  Подчеркнуть главные члены предложения:

I вариант.

II вариант.

во 2-ом предложении;

в 7-ом предложении.

 

  4. Выполнить звукобуквенный разбор слова: ручеёк.

  5. Разобрать по составу слова: ранняя, весеннее, травка,          говорливый, освещает, мастерят, листочки, прилетели.

10.                                     Певчие птицы.

               Сколько  прекрасных  мастеров  поёт  в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

     В  весеннем лесу можно услышать певчего  дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет  его  звонкая  трель.

     Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч  солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

     Лучший  певец  русского  леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь  не умолкают чудесные звуки.

Грамматическое задание.

 

1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

 

2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

I вариант.

Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.

II вариант.

В мае над  кустом сирени жужжат мохнатые шмели.

 

3. Выполни  морфологический  разбор  имён

    существительных:  на опушке,  над  кустом.

 

                                    Зимняя ночь.
                Н
аступила ночь в лесу. По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. С ветвей осыпается лёгкий серебряный иней. Тихо на лесных снежных полянах.
Но и в м
орозные ночи продолжается жизнь в лесу. Вот хрустнула мёрзлая ветка. Это пробежал заяц–беляк. Вот закричал филин.
                Как сказ
очный часовой, уселся на пенёк головастый серый совёнок. В ночной темноте он всё может слышать и видеть.

Грамматическое задание.

1. Решить орфографические задачи:

1 вариант

2 вариант

б…р…да –

ст…р…на –

2. Анализ слов по составу:

молоденький
осинки
снегопад

берёзки
гигантский
лесоводы

3. Анализ словосочетания:

подбежал к проруби,

гулял с собакой

 

Словарный диктант

Берёзонька,  изображение,  квартира, памятник, автомобиль,  государственный,  полотенчико,  корова, молоко,  колокол,  соломенная,  беседовать.