Сборник игр и сценариев мероприятий для городского лагеря (в помощь педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам)

  • doc
  • 12.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мероприятия в городской лагерь.doc

 

 

 

 

 

 

Сборник

игр и сценариев мероприятий для городского лагеря

(в помощь педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Два колышка. 4

Вертуны.. 4

Колыханка. 5

Поленница. 5

Борода. 5

Чехарда. 6

Рукоборство. 6

Перетягивание за палку. 6

Командное перетягивание. 7

Кто кого?. 7

Обруч и погонялка. 7

Тарзанка. 9

Игры в зале. 10

Веселые футболисты.. 10

Товарищи командиры. 10

(игра в толпе или с детьми, сидящими в зале рядами) 10

Игры в помещении отряда. 10

Шарады.. 10

Пять камешков. 10

Подкидывание камешка. 13

Через воротца. 13

Затеи с кольцами. 13

Высокий кольцеброс. 14

Мяч-циркач. 14

Изготовление мягких мячиков. 15

Вратарь. 15

Игра в слова. 16

Молчуны.. 16

Мальчишеские игры

 

Командные колдунчики (игра рассчита­на на 6-30 участников, начиная с перво­классников).

Эта игра отличается от обычных салок тем, что осаленный останавливается на месте и держит руки в стороны, пока его снова не осалят-выручат бегающие това­рищи. В игре побеждает та команда, иг­роки которой за меньшее время осалят больше игроков другой.

 

Два колышка

 

Каждая команда стремится коснуться чу­жого колышка. Но на чужой половине поля вас могут осалить. Осаленный, как и в игре «Колдунчики», обязан неподвижно, с расто­пыренными руками замереть на месте, пока его не выручат свои. В круг (диаметром 2 метра) к своему колышку заходить нельзя.

 

Вертуны

 

Внутри большого круга, обозначенного на земле, команда (5—10 человек) выстра­ивается колонной, в которой каждый, кро­ме первого, держится за плечи впереди сто­ящего. Другая команда (такая же числом), располагаясь вокруг первой, перебрасыва­ется мячом, чтобы в удобный момент бро­сить его в последнего из колонны.

Возможны варианты исхода игры: 1) Команда-колонна маневрирует внутри круга до тех пор, пока все ее игроки не выйдут после осаливания из игры. 2) Че­рез равные временные отрезки пребывания в кругу сравнивают число осаленных в каждой команде. 3) Если игроки такие опытные, что их трудно осалить, то команды меняются после первого же попадания в последнего, а сравнивать в этом случае лучше время пребывания в кругу.

Колыханка

 

Из 10—15 ребят образуется тесный круг. А один их товарищ стоит в середине, прижав руки вдоль тела к бокам и плотно сдвинув ступни. Не сходя с места, дает в какую-нибудь сторону, а окружающие принимают его на руки, передавая соседям или стоящим напротив. Смысл игры в том, что центральный доверяется товарищам, а они его заботливо качают.

 

Поленница

 

Ведущий. Встаньте в круг, возьмитесь за руки! Скажу: «Побежали!» - бегите по кругу. Скажу: «Тяни!» - каждый пусть тянет соседа на кегли. Выходит из игры тот, кто сбил кеглю или разомкнул правую руку.

Возможно, найдутся для замены кеглей поленья, высотой до колена и выше. Когда же объектом перепрыгивания-сбивания становятся неглубоко воткнутые в землю прутики, игра уже будет называться индейским танцем.

 

Борода

 

Игра для 3—15 участников на специально или вынужденно ограниченном пространстве — в коридоре, на веранде, небольшой свободной части игровой площадки.

Ведущий.  Эта игра — разновидность салок. Но в этой игре водящий держит руки так (показывает за спиной, как одна рука держит другую выше локтя, чтобы была возможность ее немного тянуть вперед). Осаленный и выскочивший за черту водит вместо салки... «Солнце разгорается — игра начинается.

 

 

 

Чехарда

 

Один игрок, наклонившись, для устойчи­вости опирается руками в свои колени. Вто­рой участник с разбега перепрыгивает через него, опираясь в прыжке руками на спину стоящего. И, остановившись в двух метрах от первого, также наклоняется. Третий пе­репрыгивает уже через двух подряд. Когда сделает свои прыжки последний из всех, то прыгать начинает наклонявшийся первым.

 

Рукоборство

 

Сидящие за столом или склонившиеся к нему ставят на него правые локти и сцеп­ляются ладонями. Каждый стремится пригнуть руку соперника к столу. Локти при этом надо постоянно прижимать к столу, но нельзя больно сжимать кисть, а также упираться под столом свободной рукой, лучше каждому ее заложить за спину.

Такой же поединок возможен указа­тельными пальцами. Их также стремятся прижать-склонить к столу.

 

Перетягивание за палку

 

Оба соперника садятся на траву. Упер­шись ступнями, а руками взявшись за гладкую толстую палку, по сигналу судьи стремятся перетянуть соперника в свою сторону, чтоб он привстал. Ладони на пал­ке должны чередоваться, а вес ребят — быть приблизительно одинаковым.

Можно тянуть и просто взявшись за руки.

 

 

 

 

Командное перетягивание

 

Встав в шеренгу, сцепившись локтями, рука под руку (можно сцепить свои собственные ладони, иногда это запрещают), через одного с членами соперничающей команды, начинают перетягивать своих соперников за «свою» черту, проходящую в 2—3 метрах параллельно шеренге. Чле­ны каждой команды стоят сориентиро­ванные в противоположные направления,

заставить хоть одного чужака переступить через линию, на которую смотрят.

 

Кто кого?

 

Должно быть не менее 20 участников, не младше III класса.

Одна команда защищается внутри кру­га. Ее участники салят чужаков из-за чер­ты по ноге, ниже колена. А нападающие вытягивают защитников из круга (только не за голову!). «Пораженные» присоеди­няются к бывшим соперникам. Каждая команда стремится поглотить другую.

 

Обруч и погонялка

 

Обруч легко перекатывается в нужном направлении, если научиться, бегая за ним, управлять-подталкивать специаль­ной погонялкой (гонком). Очень подвиж­ная игра, уже несколько столетий привле­кающая мальчишек и в Европе, и в Азии. В наше время поиграть в нее без серьез­ных «внешних» препятствий есть возмож­ность только в летнем лагере. Для игры нужны асфальтированные дорожки, по которым нет автомобильного движения. Дело за инициативой вожатых и настой­чивостью обучающихся игре ребят.

Самый простой вариант — подталкивать короткой, но толстенькой палочкой (или держа по одной в каждой руке) крупный гимнастический обруч (в лагерных фондах они, как правило, имеются; но особенно хорош для игры обод от велосипедного ко­леса или бочки)). Конечно, сначала обруч надо толкнуть рукой, а в дальнейшем его движение поддерживается периодическими ударами вдогонку. Сами удары нужны не столько для увеличения скорости, сколько для маневрирования обручем. Если по дви­гающемуся обручу бить сбоку, а на большой скорости давить палочкой, то он действи­тельно сворачивает в нужном направлении. Для простого увеличения скорости лучше на обруч давить, приложив палочку перпен­дикулярно к его плоскости сзади, снизу.

При первом же непосредственном по­казе этой игры требуемые действия иг­рающего становятся ясны без лишних слов (мы даже производим показ абсо­лютно молча, на глазах изумленных ре­бят, ловко совершив следом за обручем несколько «фигурных» маршрутов). Од­нако здесь приходится уточнить, каким частям обруча мы дали специфические названия. Обруч в геометрическом смыс­ле представляет собой окружность, через которую условно проходит плоскость. Если смотреть перпендикулярно плоско­сти обруча, а через окружность мыслен­но «провести» вертикальную и горизон­тальную оси, то две дуги окружности, расположенные ниже горизонтальной оси, могут быть названы нижними час­тями обруча. Нижнюю часть обруча, ближнюю к человеку, бегущему за обру­чем, условимся называть еще и задней.

Управлять обручем (особенно большим гимнастическим) можно также деревян­ной рогаткой (для ее изготовления пона­добится перочинный нож). Место давле­ния (толкания) ее развилкой — прибли­зительно в середине задней нижней дуги.

Самой трудной в изготовлении пого­нялкой является «крючок-гонок» из жест­кой проволоки. Благодаря ему можно осу­ществлять самые сложные повороты в лю­бую сторону катящегося обруча, самое быстрое его торможение и внезапные «рывки» вперед. Рогатка гонка, изображен­ного на чертеже (чтобы его изготовить, надо в слесарных тисках загнуть куски про­волоки длиной в 60—70 см), загнута под правую руку, поэтому его использование может представлять трудность для левши.

Ведущий. Придав рукой движение обручу, догоняете его и, не мешая ему дви­гаться, ловите в углубление крючка его нижнюю заднюю часть. На большой ско­рости, не меняя положения гонка, про­должаете им давить на обруч. Когда же скорость обруча мала (вы успеваете за ним шагом) или при начале движения (стар­те), надо стоять (идти) не столько за ним, сколько слева от него. Обруч, вставлен­ный в гонок своей нижней задней частью, при этом облокачивается на его верти­каль. Тогда, начиная давить крючком гон­ка на обруч, вы стремитесь сохранить его в вертикальном положении, но так, что­бы обруч, проворачиваясь в крючке гон­ка, начал свое движение вперед. Поворот влево небыстро двигающегося обруча са­мый легкий: не вынимая крючок, снизу в месте соприкосновения обруча с вертикалью гонка давите гонком влево. А чтобы обруч повернул вправо, не вынимая крюч­ка из обруча, наклоняете на себя верти­каль гонка, что тут же дает обручу возможность поворота-наклона вправо.

Примечание. Научившиеся управ­лять обручем ребята начинают бегать с ними наперегонки или между препятст­виями, чаще всего нарисованными мелом на асфальте. Некоторые начинают «бои» — кто первым протаранит своим обручем обруч соперника.

 

Тарзанка

 

(Название появилось после первого показа в СССР фильма «Тарзан»)

Тарзанка — простая разновидность качелей. Толстая веревка свисает с прочного наклоненного дерева. На расстоянии 1—1,5 метра от земли к свисающему концу привязана гладкая палка не короче 40 см. Схватившись руками за палку, если надо, поджав ноги, всякий «Тарзан» раскачивается, наслаждаясь таким удивительным полетом.

 

Игры в зале

Веселые футболисты

 

В игре могут принять участие 5—300 ребят. Игра доступна даже учащимся III класса.

Ведущий. Это (показывает рукой) — команда правой руки. Это - команда ле­вой руки. На движение моей правой руки правая команда должна хлопнуть в ладоши 2 раза (демонстрирует). Под левую руку дважды хлопает левая команда. Я буду вас запутывать. За ошибки команды получают штрафные очки. Потренируемся!..

 

Товарищи командиры

(игра в толпе или с детьми, сидящими в зале рядами)

 

Ведущий (выйдя на сцену обращает­ся к залу). Вы должны выполнять то, что я скажу, если перед этим были слова об­ращения «товарищи командиры»... Това­рищи командиры, поднимите правую руку... Товарищи командиры, поднимите левую руку... Хлопните в ладоши... Кто хлопнул, выбывает из игры. Кто сможет 5 препятствия, станет победителем. Теперь начинаем игру!..

Примечание. Заранее продумайте хотя бы несколько первых движений. Вы можете не только оглашать, но и выпол­нять некоторое движения. Можно игра­ющих уже после двух-трех заданий под­нять с их мест в театральном зале. А оши­бающиеся будут садиться.

 

Игры в помещении отряда

Шарады

 

(Игра в шарады, Шарадная игра): уча­ствуют не больше 40—50 детей, начиная с 1 класса, но особенно этот вид игры ин­тересен подросткам.

Пять камешков

 

Наиболее распространенный вариант шарадной игры, который, в свою очередь, тоже имеет варианты. Нужно рассыпать на земле, асфальте, полу, жестком коври­ке (в конце концов — на столе) 5 камеш­ков.

Вожатый. Первый вариант. Взять один камешек, не коснувшись других, под­кинуть его вертикально вверх. При этом и в течение всей игры вы сидите на полу, как вам нравится, а камешек подбрасываете на 40—60 см, не выше. Пока камешек летит, той же рукой нужно успеть поднять дру­гой камешек и поймать подброшенный первым. Теперь один из этих камешков откладываете в сторону и, подкидывая ос­тавленный, описанным способом подни­маете по одному три других камешка.

Второй вариант. Подкинув 1 камешек, поднять сразу два и поймать подкинутый. Отложив два любых, чтоб в ладони остал­ся один камешек, снова его подкинуть, поднять следующие два и поймать подки­нутый.

Третий вариант. Подкинуть 1 камешек, поднять второй и поймать первый. Отло­жив из игры один из них, подкинуть ос­тавшийся и поднять разом три следующих.

Четвертый вариант. Подкинув один, поднять разом 4 камешка. Начинающим подбросив камешек, сдвигать лежащие камешки ближе друг к дру­гу и, не пытаясь поднять их с первого раза, ловить подброшенный. И только когда лежащие камешки, на взгляд играющего, лежат удобно для их быстрого поднима­ния, пока в другой раз взлетает первый камешек, их действительно стремятся поднять. Для опытных же играющих та­кое поэтапное сближение нужных для поднимания камешков не разрешено.

Примечание. Считается почетным поднять разом все камешки, как бы дале­ко друг от друга они не находились. Тем не менее следующее после каждого пре­дыдущего упражнения новое вбрасывание всех пяти камешков выполняется с уче­том сложности нового упражнения. Если подкидывают и поднимают по одному ка­мешку, играющий сначала старается их разбросать подальше, а если выполняет варианты № 2 и особенно 3, 4, старается, чтоб камешки легли в результате вбрасы­вания поближе друг к другу.

Варианты 5, 6, 7. Подкидывают, а в конце концов ловят то 2, то 3, то 4 камеш­ка, а поднимают в момент их полета по 1 камешку.

Восьмой вариант. Подкидывают 5 ка­мешков и ловят их на тыльную сторону ладони. Вновь подкидывают из предыду­щего положения и стремятся все поймать в ладонь. По количеству окончательно пойманных камешков присуждают очки.

Каждый стремится выполнить без ошибок подряд все варианты. Кто ошиб­ся, должен уступить игру следующему по очереди. Тот, у кого игра прервалась, про­должит ее, когда к нему снова вернется очередь, с того упражнения, на котором он ошибся прежде.

В лагере, где ребята впервые видят эту игру, успех ее укоренения здесь на первых порах будет зависеть от регулярной и ув­леченной игры самого вожатого. Подсту­питься к оригинальным упражнениям помогут наши, успешно проверенные в течение 10 последних лет, подготовитель­ные упражнения.

А) Сидя в исходном положении, под­кидывать и ловить 1 камешек. Пусть при этом у каждого, хоть у всего отряда, будет свой камешек. Вожатый обращает внимание на достижение необходимых высоты и вертикальности взлета камешка. Добивается, чтобы дети научились так под­кидывать камешек, чтобы он возвращался в почти не передвигаемую с прежнего ме­ста ладонь. Пусть каждый найдет для себя удобное положение сидения. Б) Пока ка­мешек в воздухе, хлопнуть той же ладонью по земле (вариант: в ладоши)... В) То же самое, но хлопать 2 и более раз. Г) Нако­нец, ключевое упражнение: подкинуть ка­мешек, поднять с земли другой и следом успеть поймать первый.

Потом эти упражнения желательно на­учиться выполнять последовательно с 2, 3, 4 и 5 камешками. Предложить самим детям придумывать упражнения, соревну­ясь в их правильном выполнении. Это, как правило, вызывает интерес у детей. Далее предлагаются некоторые москов­ские и подмосковные варианты игры с камешками.

 

 

 

 

Подкидывание камешка

 

Берется в ладонь небольшой камешек (ластик, шарик, пуговица...) и подкиды­вается на уровне груди или лица, а ло­вится уже на тыльную сторону ладони. Цель — кто дольше сможет непрерывно и безошибочно подкидывать и ловить туда-сюда. Советы: играть удобнее стоя; ладонь в момент приземления предмета на тыльную сторону ладони лучше слег­ка прогнуть «лодочкой», а саму руку под падающим предметом одновременно опускать — так «гасится» скорость его падения, поэтому посадка на ладонь бу­дет «мягкой».

 

Через воротца

 

Первый по очереди играющий, взяв в горсть 5 мелких камешков, высыпает их на пол. Далее он проталкивает пальцем любой камешек между любыми двумя другими камешками, стараясь их не за­деть. Проскочивший камешек изымается из игры. Любой следующий камешек так­же проталкивается через любые «воротца» из двух камешков. То же надо повторить третий раз с любым третьим камешком.

Оставшиеся два камешка   надо разом столкнуть друг с другом.

Тот, кто ошибся, прерывает игру и ус­тупает очередь следующему Первый сно­ва вступит в игру согласно установленной очереди или после ошибки играющего перед ним, а свои упражнения выполнит все сначала. Остальные правила — это творчество играющих.

 

Затеи с кольцами

 

Кольца для игры диаметром 20-25 см можно сделать из прутиков. Каждые два-три прута, параллельно сложенные вместе (толстая часть одного к другого), изгибают кольцом, переплетают между собой и закрепляют в нужном положении скотчем.

Такие кольца можно накидывать на ножки перевернутого стула или на руку напарника. Ими можно пробовать жонглировать или — такие ловкие упражнения. Правой рукой подброшенное кольцо, так  чтобы оно секунду вращалось в «своей плоскости» напротив лица, надо «пронзить» этой же рукой быстрым движением вперед. То же повторить левой рукой. Теперь подбросить его так, чтобы плоскость кольца «зависла ребром» к играющему. И успеть кольцо пронзить той же рукой быстрым движением «вбок».Так же подброшенное кольцо пронзить двумя руками, разом сдвинутыми вместе. И конечно, можно использовать варианты, придуманные самими ребятами.

 

Высокий кольцеброс

 

Водящий держит длинную палочку, за­драв ее кончик вверх. Стоящие в несколь­ких шагах от него стремятся накинуть на палочку каждый свое кольцо. Чаще водя­щий помогает нанизывать на палочку на­брасываемое на нее или пролетающее ря­дом кольцо. Но можно не шевелить па­лочкой и даже ритмично, но медленно водить в воздухе, чтоб играющие тщательнее  прицеливались, готовясь к броску.

Бесшумные и абсолютно безопасные кольца для этой игры можно сделать из длин­ных полиэтиленовых соломок для кок­тейля или сока. Из каждых двух соломинок делают сдаю кольцо, соединяя друг с другом через воткнутые в них кусочки спичек. Каждые два таких кольца в 4-6 местах соединяется клейкой лентой, об­разуя тем самым кольцо потолще.

 

Мяч-циркач

 

Встав в круг лицом к центру, играющие стараются как можно дольше продержать в воздухе мяч, считая по нему каждый удар рукой. Особенность в том, что мяч положен в сетку или полиэтиленовый па­кет, завязанный веревкой. А свободный конец веревки привязан к тяжелому предмету: табуретке, доске, сумке с вещами… Длина веревки не должна давать мячу задевать вещи, потолок, светильники (на улице — это 3-4 метра, если играющих больше 7—8 человек). Стоять лучше на метр ближе к середине длины веревки. В помещении некоторым кажется удобнее сидеть на стульях вокруг, а то и на полу, изредка вставая на колени.

Мяч желательно использовать легкий надувной «пляжный», по возможности минимального размера, а то и простой воздушный шарик, который даже не придется помещать в пакет.

 

Изготовление мягких мячиков

 

Если ненастье, можно скоротать вре­мя в помещении, делая мячики из скомканной газеты, обмотанной скотчем.

Сначала один лист газеты сжимается руками как можно сильнее. Полученный комок заворачивается во второй лист, по­сле чего и эта масса комкается, уплотня­ется посильнее. Дошкольникам и млад­шим школьникам полезно так трениро­вать свои ладошки, но довести изделие до необходимой плотности могут только стар­шие ребята или сами вожатые. Особенно трудна следующая операция. Газетный ко­мок обматывают широким скотчем накрест (лучше цветным — так наряднее!). Снова обматывают такими же липкими кольцами еще не закрытые участки. Как правило, это­го бывает достаточно, чтобы, с усилием уп­лотняя скотчем комок, сформовать более менее округлый мяч. А еще пара обмоток наверняка сделает его почти круглым, и

удобного для всякой руки размера, и безо­пасным (не тяжелее 5—6 граммов).

Так и хочется этими мячиками жонг­лировать или бросать друг другу, ловить, катать по полу, сбивая кеглю, закидывать в пустое ведро. Если есть свободный уча­сток стены в стороне от окна, советуем поиграть с детьми в следующую игру, ис­пользуя такие мячи.

 

Вратарь

 

Играющий как вратарь защищает уча­сток стены от бросаемых в него мячиков. Участок должен быть не больше вытяну­тых вверх и вширь рук плюс 30-40 см. Иногда необходимые границы этих ворот уже есть благодаря имеющимся в стене нишам, двойной окраске... Самим же обо­значить ворота лучше веревочкой, при­клеенной скотчем к стене.

Метальщики выстраиваются в не­скольких метрах от вратаря в колонну и метают по очереди каждый свой один мячик. Попавший в ворота тут же меня­ется с вратарем ролями. Победит тот, кто выстоял под большим числом бросков, для чего надо вслух их считать.

 

Игра в слова

 

Разделимся на равные группы-коман­ды по 3-5 человек... Каждая команда за­гадывает сложное слово, состоящее из двух самостоятельных слов. Например, МЫШЬ-ЯК. Команды по очереди панто­мимой изображают загаданное слово, а сначала — его части, говоря номер части. Другие команды отгадывают.

Руководителю надо иметь в запасе удачные слова: ЧЕЛО-ВЕК, СЕНО-ВАЛ, МОР-ЯК...

 

Молчуны

 

Ведущий. Вызываю на сцену по три представителя от каждой команды... С мо­мента попадания на сцену каждый не имеет права открывать рот, должен все делать молча. Писать на бумаге тоже за­прещено. Чья тройка быстрее других вы­строится перед зрителями, по отношению к ним слева направо, по порядку дат рож­дения участников, та победитель! Начали выполнять!

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru