Сборник
игр и сценариев мероприятий для городского лагеря
(в помощь педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам)
Содержание
Два колышка
Вертуны
Колыханка
Поленница
Борода
Чехарда
Рукоборство
Перетягивание за палку
Командное перетягивание
Кто кого?
Обруч и погонялка
Тарзанка
Игры в зале
Веселые футболисты
Товарищи командиры
(игра в толпе или с детьми, сидящими в зале рядами)
Игры в помещении отряда
Шарады
Пять камешков
Подкидывание камешка
Через воротца
Затеи с кольцами
Высокий кольцеброс
Мяч-циркач
Изготовление мягких мячиков
Вратарь
Игра в слова
Молчуны
Мальчишеские игры
Командные колдунчики (игра рассчитана на 6-30 участников, начиная с первоклассников).
Эта игра отличается от обычных салок тем, что осаленный останавливается на месте и держит руки в стороны, пока его снова не осалят-выручат бегающие товарищи. В игре побеждает та команда, игроки которой за меньшее время осалят больше игроков другой.
Каждая команда стремится коснуться чужого колышка. Но на чужой половине поля вас могут осалить. Осаленный, как и в игре «Колдунчики», обязан неподвижно, с растопыренными руками замереть на месте, пока его не выручат свои. В круг (диаметром 2 метра) к своему колышку заходить нельзя.
Внутри большого круга, обозначенного на земле, команда (5—10 человек) выстраивается колонной, в которой каждый, кроме первого, держится за плечи впереди стоящего. Другая команда (такая же числом), располагаясь вокруг первой, перебрасывается мячом, чтобы в удобный момент бросить его в последнего из колонны.
Возможны варианты исхода игры: 1) Команда-колонна маневрирует внутри круга до тех пор, пока все ее игроки не выйдут после осаливания из игры. 2) Через равные временные отрезки пребывания в кругу сравнивают число осаленных в каждой команде. 3) Если игроки такие опытные, что их трудно осалить, то команды меняются после первого же попадания в последнего, а сравнивать в этом случае лучше время пребывания в кругу.
Из 10—15 ребят образуется тесный круг. А один их товарищ стоит в середине, прижав руки вдоль тела к бокам и плотно сдвинув ступни. Не сходя с места, дает в какую-нибудь сторону, а окружающие принимают его на руки, передавая соседям или стоящим напротив. Смысл игры в том, что центральный доверяется товарищам, а они его заботливо качают.
Ведущий. Встаньте в круг, возьмитесь за руки! Скажу: «Побежали!» - бегите по кругу. Скажу: «Тяни!» - каждый пусть тянет соседа на кегли. Выходит из игры тот, кто сбил кеглю или разомкнул правую руку.
Возможно, найдутся для замены кеглей поленья, высотой до колена и выше. Когда же объектом перепрыгивания-сбивания становятся неглубоко воткнутые в землю прутики, игра уже будет называться индейским танцем.
Игра для 3—15 участников на специально или вынужденно ограниченном пространстве — в коридоре, на веранде, небольшой свободной части игровой площадки.
Ведущий. Эта игра — разновидность салок. Но в этой игре водящий держит руки так (показывает за спиной, как одна рука держит другую выше локтя, чтобы была возможность ее немного тянуть вперед). Осаленный и выскочивший за черту водит вместо салки... «Солнце разгорается — игра начинается.
Один игрок, наклонившись, для устойчивости опирается руками в свои колени. Второй участник с разбега перепрыгивает через него, опираясь в прыжке руками на спину стоящего. И, остановившись в двух метрах от первого, также наклоняется. Третий перепрыгивает уже через двух подряд. Когда сделает свои прыжки последний из всех, то прыгать начинает наклонявшийся первым.
Сидящие за столом или склонившиеся к нему ставят на него правые локти и сцепляются ладонями. Каждый стремится пригнуть руку соперника к столу. Локти при этом надо постоянно прижимать к столу, но нельзя больно сжимать кисть, а также упираться под столом свободной рукой, лучше каждому ее заложить за спину.
Такой же поединок возможен указательными пальцами. Их также стремятся прижать-склонить к столу.
Оба соперника садятся на траву. Упершись ступнями, а руками взявшись за гладкую толстую палку, по сигналу судьи стремятся перетянуть соперника в свою сторону, чтоб он привстал. Ладони на палке должны чередоваться, а вес ребят — быть приблизительно одинаковым.
Можно тянуть и просто взявшись за руки.
Встав в шеренгу, сцепившись локтями, рука под руку (можно сцепить свои собственные ладони, иногда это запрещают), через одного с членами соперничающей команды, начинают перетягивать своих соперников за «свою» черту, проходящую в 2—3 метрах параллельно шеренге. Члены каждой команды стоят сориентированные в противоположные направления,
заставить хоть одного чужака переступить через линию, на которую смотрят.
Должно быть не менее 20 участников, не младше III класса.
Одна команда защищается внутри круга. Ее участники салят чужаков из-за черты по ноге, ниже колена. А нападающие вытягивают защитников из круга (только не за голову!). «Пораженные» присоединяются к бывшим соперникам. Каждая команда стремится поглотить другую.
Обруч легко перекатывается в нужном направлении, если научиться, бегая за ним, управлять-подталкивать специальной погонялкой (гонком). Очень подвижная игра, уже несколько столетий привлекающая мальчишек и в Европе, и в Азии. В наше время поиграть в нее без серьезных «внешних» препятствий есть возможность только в летнем лагере. Для игры нужны асфальтированные дорожки, по которым нет автомобильного движения. Дело за инициативой вожатых и настойчивостью обучающихся игре ребят.
Самый простой вариант — подталкивать короткой, но толстенькой палочкой (или держа по одной в каждой руке) крупный гимнастический обруч (в лагерных фондах они, как правило, имеются; но особенно хорош для игры обод от велосипедного колеса или бочки)). Конечно, сначала обруч надо толкнуть рукой, а в дальнейшем его движение поддерживается периодическими ударами вдогонку. Сами удары нужны не столько для увеличения скорости, сколько для маневрирования обручем. Если по двигающемуся обручу бить сбоку, а на большой скорости давить палочкой, то он действительно сворачивает в нужном направлении. Для простого увеличения скорости лучше на обруч давить, приложив палочку перпендикулярно к его плоскости сзади, снизу.
При первом же непосредственном показе этой игры требуемые действия играющего становятся ясны без лишних слов (мы даже производим показ абсолютно молча, на глазах изумленных ребят, ловко совершив следом за обручем несколько «фигурных» маршрутов). Однако здесь приходится уточнить, каким частям обруча мы дали специфические названия. Обруч в геометрическом смысле представляет собой окружность, через которую условно проходит плоскость. Если смотреть перпендикулярно плоскости обруча, а через окружность мысленно «провести» вертикальную и горизонтальную оси, то две дуги окружности, расположенные ниже горизонтальной оси, могут быть названы нижними частями обруча. Нижнюю часть обруча, ближнюю к человеку, бегущему за обручем, условимся называть еще и задней.
Управлять обручем (особенно большим гимнастическим) можно также деревянной рогаткой (для ее изготовления понадобится перочинный нож). Место давления (толкания) ее развилкой — приблизительно в середине задней нижней дуги.
Самой трудной в изготовлении погонялкой является «крючок-гонок» из жесткой проволоки. Благодаря ему можно осуществлять самые сложные повороты в любую сторону катящегося обруча, самое быстрое его торможение и внезапные «рывки» вперед. Рогатка гонка, изображенного на чертеже (чтобы его изготовить, надо в слесарных тисках загнуть куски проволоки длиной в 60—70 см), загнута под правую руку, поэтому его использование может представлять трудность для левши.
Ведущий. Придав рукой движение обручу, догоняете его и, не мешая ему двигаться, ловите в углубление крючка его нижнюю заднюю часть. На большой скорости, не меняя положения гонка, продолжаете им давить на обруч. Когда же скорость обруча мала (вы успеваете за ним шагом) или при начале движения (старте), надо стоять (идти) не столько за ним, сколько слева от него. Обруч, вставленный в гонок своей нижней задней частью, при этом облокачивается на его вертикаль. Тогда, начиная давить крючком гонка на обруч, вы стремитесь сохранить его в вертикальном положении, но так, чтобы обруч, проворачиваясь в крючке гонка, начал свое движение вперед. Поворот влево небыстро двигающегося обруча самый легкий: не вынимая крючок, снизу в месте соприкосновения обруча с вертикалью гонка давите гонком влево. А чтобы обруч повернул вправо, не вынимая крючка из обруча, наклоняете на себя вертикаль гонка, что тут же дает обручу возможность поворота-наклона вправо.
Примечание. Научившиеся управлять обручем ребята начинают бегать с ними наперегонки или между препятствиями, чаще всего нарисованными мелом на асфальте. Некоторые начинают «бои» — кто первым протаранит своим обручем обруч соперника.
(Название появилось после первого показа в СССР фильма «Тарзан»)
Тарзанка — простая разновидность качелей. Толстая веревка свисает с прочного наклоненного дерева. На расстоянии 1—1,5 метра от земли к свисающему концу привязана гладкая палка не короче 40 см. Схватившись руками за палку, если надо, поджав ноги, всякий «Тарзан» раскачивается, наслаждаясь таким удивительным полетом.
В игре могут принять участие 5—300 ребят. Игра доступна даже учащимся I—II класса.
Ведущий. Это (показывает рукой) — команда правой руки. Это - команда левой руки. На движение моей правой руки правая команда должна хлопнуть в ладоши 2 раза (демонстрирует). Под левую руку дважды хлопает левая команда. Я буду вас запутывать. За ошибки команды получают штрафные очки. Потренируемся!..
Ведущий (выйдя на сцену обращается к залу). Вы должны выполнять то, что я скажу, если перед этим были слова обращения «товарищи командиры»... Товарищи командиры, поднимите правую руку... Товарищи командиры, поднимите левую руку... Хлопните в ладоши... Кто хлопнул, выбывает из игры. Кто сможет 5 препятствия, станет победителем. Теперь начинаем игру!..
Примечание. Заранее продумайте хотя бы несколько первых движений. Вы можете не только оглашать, но и выполнять некоторое движения. Можно играющих уже после двух-трех заданий поднять с их мест в театральном зале. А ошибающиеся будут садиться.
(Игра в шарады, Шарадная игра): участвуют не больше 40—50 детей, начиная с 1 класса, но особенно этот вид игры интересен подросткам.
Наиболее распространенный вариант шарадной игры, который, в свою очередь, тоже имеет варианты. Нужно рассыпать на земле, асфальте, полу, жестком коврике (в конце концов — на столе) 5 камешков.
Вожатый. Первый вариант. Взять один камешек, не коснувшись других, подкинуть его вертикально вверх. При этом и в течение всей игры вы сидите на полу, как вам нравится, а камешек подбрасываете на 40—60 см, не выше. Пока камешек летит, той же рукой нужно успеть поднять другой камешек и поймать подброшенный первым. Теперь один из этих камешков откладываете в сторону и, подкидывая оставленный, описанным способом поднимаете по одному три других камешка.
Второй вариант. Подкинув 1 камешек, поднять сразу два и поймать подкинутый. Отложив два любых, чтоб в ладони остался один камешек, снова его подкинуть, поднять следующие два и поймать подкинутый.
Третий вариант. Подкинуть 1 камешек, поднять второй и поймать первый. Отложив из игры один из них, подкинуть оставшийся и поднять разом три следующих.
Четвертый вариант. Подкинув один, поднять разом 4 камешка. Начинающим подбросив камешек, сдвигать лежащие камешки ближе друг к другу и, не пытаясь поднять их с первого раза, ловить подброшенный. И только когда лежащие камешки, на взгляд играющего, лежат удобно для их быстрого поднимания, пока в другой раз взлетает первый камешек, их действительно стремятся поднять. Для опытных же играющих такое поэтапное сближение нужных для поднимания камешков не разрешено.
Примечание. Считается почетным поднять разом все камешки, как бы далеко друг от друга они не находились. Тем не менее следующее после каждого предыдущего упражнения новое вбрасывание всех пяти камешков выполняется с учетом сложности нового упражнения. Если подкидывают и поднимают по одному камешку, играющий сначала старается их разбросать подальше, а если выполняет варианты № 2 и особенно 3, 4, старается, чтоб камешки легли в результате вбрасывания поближе друг к другу.
Варианты 5, 6, 7. Подкидывают, а в конце концов ловят то 2, то 3, то 4 камешка, а поднимают в момент их полета по 1 камешку.
Восьмой вариант. Подкидывают 5 камешков и ловят их на тыльную сторону ладони. Вновь подкидывают из предыдущего положения и стремятся все поймать в ладонь. По количеству окончательно пойманных камешков присуждают очки.
Каждый стремится выполнить без ошибок подряд все варианты. Кто ошибся, должен уступить игру следующему по очереди. Тот, у кого игра прервалась, продолжит ее, когда к нему снова вернется очередь, с того упражнения, на котором он ошибся прежде.
В лагере, где ребята впервые видят эту игру, успех ее укоренения здесь на первых порах будет зависеть от регулярной и увлеченной игры самого вожатого. Подступиться к оригинальным упражнениям помогут наши, успешно проверенные в течение 10 последних лет, подготовительные упражнения.
А) Сидя в исходном положении, подкидывать и ловить 1 камешек. Пусть при этом у каждого, хоть у всего отряда, будет свой камешек. Вожатый обращает внимание на достижение необходимых высоты и вертикальности взлета камешка. Добивается, чтобы дети научились так подкидывать камешек, чтобы он возвращался в почти не передвигаемую с прежнего места ладонь. Пусть каждый найдет для себя удобное положение сидения. Б) Пока камешек в воздухе, хлопнуть той же ладонью по земле (вариант: в ладоши)... В) То же самое, но хлопать 2 и более раз. Г) Наконец, ключевое упражнение: подкинуть камешек, поднять с земли другой и следом успеть поймать первый.
Потом эти упражнения желательно научиться выполнять последовательно с 2, 3, 4 и 5 камешками. Предложить самим детям придумывать упражнения, соревнуясь в их правильном выполнении. Это, как правило, вызывает интерес у детей. Далее предлагаются некоторые московские и подмосковные варианты игры с камешками.
Берется в ладонь небольшой камешек (ластик, шарик, пуговица...) и подкидывается на уровне груди или лица, а ловится уже на тыльную сторону ладони. Цель — кто дольше сможет непрерывно и безошибочно подкидывать и ловить туда-сюда. Советы: играть удобнее стоя; ладонь в момент приземления предмета на тыльную сторону ладони лучше слегка прогнуть «лодочкой», а саму руку под падающим предметом одновременно опускать — так «гасится» скорость его падения, поэтому посадка на ладонь будет «мягкой».
Первый по очереди играющий, взяв в горсть 5 мелких камешков, высыпает их на пол. Далее он проталкивает пальцем любой камешек между любыми двумя другими камешками, стараясь их не задеть. Проскочивший камешек изымается из игры. Любой следующий камешек также проталкивается через любые «воротца» из двух камешков. То же надо повторить третий раз с любым третьим камешком.
Оставшиеся два камешка надо разом столкнуть друг с другом.
Тот, кто ошибся, прерывает игру и уступает очередь следующему Первый снова вступит в игру согласно установленной очереди или после ошибки играющего перед ним, а свои упражнения выполнит все сначала. Остальные правила — это творчество играющих.
Кольца для игры диаметром 20-25 см можно сделать из прутиков. Каждые два-три прута, параллельно сложенные вместе (толстая часть одного к другого), изгибают кольцом, переплетают между собой и закрепляют в нужном положении скотчем.
Такие кольца можно накидывать на ножки перевернутого стула или на руку напарника. Ими можно пробовать жонглировать или — такие ловкие упражнения. Правой рукой подброшенное кольцо, так чтобы оно секунду вращалось в «своей плоскости» напротив лица, надо «пронзить» этой же рукой быстрым движением вперед. То же повторить левой рукой. Теперь подбросить его так, чтобы плоскость кольца «зависла ребром» к играющему. И успеть кольцо пронзить той же рукой быстрым движением «вбок».Так же подброшенное кольцо пронзить двумя руками, разом сдвинутыми вместе. И конечно, можно использовать варианты, придуманные самими ребятами.
Водящий держит длинную палочку, задрав ее кончик вверх. Стоящие в нескольких шагах от него стремятся накинуть на палочку каждый свое кольцо. Чаще водящий помогает нанизывать на палочку набрасываемое на нее или пролетающее рядом кольцо. Но можно не шевелить палочкой и даже ритмично, но медленно водить в воздухе, чтоб играющие тщательнее прицеливались, готовясь к броску.
Бесшумные и абсолютно безопасные кольца для этой игры можно сделать из длинных полиэтиленовых соломок для коктейля или сока. Из каждых двух соломинок делают сдаю кольцо, соединяя друг с другом через воткнутые в них кусочки спичек. Каждые два таких кольца в 4-6 местах соединяется клейкой лентой, образуя тем самым кольцо потолще.
Встав в круг лицом к центру, играющие стараются как можно дольше продержать в воздухе мяч, считая по нему каждый удар рукой. Особенность в том, что мяч положен в сетку или полиэтиленовый пакет, завязанный веревкой. А свободный конец веревки привязан к тяжелому предмету: табуретке, доске, сумке с вещами… Длина веревки не должна давать мячу задевать вещи, потолок, светильники (на улице — это 3-4 метра, если играющих больше 7—8 человек). Стоять лучше на метр ближе к середине длины веревки. В помещении некоторым кажется удобнее сидеть на стульях вокруг, а то и на полу, изредка вставая на колени.
Мяч желательно использовать легкий надувной «пляжный», по возможности минимального размера, а то и простой воздушный шарик, который даже не придется помещать в пакет.
Если ненастье, можно скоротать время в помещении, делая мячики из скомканной газеты, обмотанной скотчем.
Сначала один лист газеты сжимается руками как можно сильнее. Полученный комок заворачивается во второй лист, после чего и эта масса комкается, уплотняется посильнее. Дошкольникам и младшим школьникам полезно так тренировать свои ладошки, но довести изделие до необходимой плотности могут только старшие ребята или сами вожатые. Особенно трудна следующая операция. Газетный комок обматывают широким скотчем накрест (лучше цветным — так наряднее!). Снова обматывают такими же липкими кольцами еще не закрытые участки. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы, с усилием уплотняя скотчем комок, сформовать более менее округлый мяч. А еще пара обмоток наверняка сделает его почти круглым, и
удобного для всякой руки размера, и безопасным (не тяжелее 5—6 граммов).
Так и хочется этими мячиками жонглировать или бросать друг другу, ловить, катать по полу, сбивая кеглю, закидывать в пустое ведро. Если есть свободный участок стены в стороне от окна, советуем поиграть с детьми в следующую игру, используя такие мячи.
Играющий как вратарь защищает участок стены от бросаемых в него мячиков. Участок должен быть не больше вытянутых вверх и вширь рук плюс 30-40 см. Иногда необходимые границы этих ворот уже есть благодаря имеющимся в стене нишам, двойной окраске... Самим же обозначить ворота лучше веревочкой, приклеенной скотчем к стене.
Метальщики выстраиваются в нескольких метрах от вратаря в колонну и метают по очереди каждый свой один мячик. Попавший в ворота тут же меняется с вратарем ролями. Победит тот, кто выстоял под большим числом бросков, для чего надо вслух их считать.
Разделимся на равные группы-команды по 3-5 человек... Каждая команда загадывает сложное слово, состоящее из двух самостоятельных слов. Например, МЫШЬ-ЯК. Команды по очереди пантомимой изображают загаданное слово, а сначала — его части, говоря номер части. Другие команды отгадывают.
Руководителю надо иметь в запасе удачные слова: ЧЕЛО-ВЕК, СЕНО-ВАЛ, МОР-ЯК...
Ведущий. Вызываю на сцену по три представителя от каждой команды... С момента попадания на сцену каждый не имеет права открывать рот, должен все делать молча. Писать на бумаге тоже запрещено. Чья тройка быстрее других выстроится перед зрителями, по отношению к ним слева направо, по порядку дат рождения участников, та победитель! Начали выполнять!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.