Сборник конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого класса посредством квест-технологии
Оценка 4.7

Сборник конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого класса посредством квест-технологии

Оценка 4.7
docx
08.06.2024
Сборник конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого класса посредством квест-технологии
Сборник конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого класса посредством квест-технологии Дипломный проект
Дипломный проект.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

Сборник конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого класса посредством квест-технологии

 Дипломный проект

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Зам. директора по организации образовательного процесса
_______________Писарева Д.А.

 


Исполнитель

Федорова

Кристина Евгеньевна

Специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика

в начальном образовании

группа 46 А

ОЦЕНКА_________________
_________Председатель ГЭК


Научный руководитель

Писарева

Дарья Андреевна

Рецензент

Храмова

Светлана Александровна

 

 

 

Каменск-Уральский

2024

Содержание

 

Паспорт проекта

3

Пояснительная записка

5

Продукт проекта

34

Заключение

83

Список использованных источников

85

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

89

95

97

 


 

Паспорт проекта

 

Сведения об авторе

ФИО

Федорова Кристина Евгеньевна

Специальность

44.02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Группа

46 А

Сведения о педагоге-тьюторе

ФИО

Писарева Дарья Андреевна

Должность

преподаватель

Сведения о проекте

Тема

Сборник конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого класса посредством квест-технологии

Направление

Прикладное профессиональное

Партнеры

Преподаватель дисциплины «Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере»Жежа Александра Игоревна

Методист базы практики Лемешева Анастасия Сергеевна

Преподаватель педагогики Писарева Дарья Андреевна

Аннотация проекта

Проблема/

проблемный вопрос

Как практически обосновать возможность формирования универсальных коммуникативных действий на внеурочных занятиях у обучающихся первого класса посредством квест-технологии?

Цель

Теоретическое обоснованиеприменения, разработка и апробация конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого классапо средством квест-технологий

Задачи

1 Рассмотреть теоретические основы формирования универсальных коммуникативных действий посредством квест-технологии

2 Разработатьи апробировать сборник конструктоввнеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого класса

Этапы реализации

1 Подтвердить актуальность проблемы проекта

2 Собрать информационный материал для реализации цели проекта

3 Выполнить продукт проекта

4 Провести презентацию продукта проекта

5Представить результат проекта

Форма презентации

Выступление перед педагогическим сообществом

Продукт

Сборник конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого класса посредством квест-технологии

Нормативно-правовая основа

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Федеральная образовательная программа начального общего образования

Теоретическая основа

Кутузов Сергей Анатольевич,

Афанасьева ЛалиОтаровна,

Поречная Елена Анатольевна.

 

Пояснительная записка

 

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) можно утверждать, что важнейшей задачей образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Также ФГОС НОО ориентирует на главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника. В частности, подчеркивается, что «выпускник   начальной   школы   должен быть доброжелательный, умеющий   слушать   и    слышать   собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение». [3, с.153.].

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего образования) (учитель)» определены следующие трудовые действия: формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования[1].

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД  относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и  рабочих  группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

·        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·        постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·        разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

·        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

·        формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

·        формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

·        формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

·        формирование умения работать в парах и малых группах;

·        формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

·        учитывать позицию собеседника (партнера);

·        организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

·        адекватно передавать информацию;

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность.

Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

Овладение младшими школьниками универсальными коммуникативными  действиямисоздаёт условия для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению и самореализации.

Формирование универсальных коммуникативных действий детей младшего школьного возраста является актуальной задачей внеурочной деятельности. ФГОС НОО обращает внимание на формирование данных учебных действий в целях адаптации ребенка в социуме. Степень их сформированности оказывает влияние на успешность обучения детей, на процесс социализации и развития личности в целом. Так, несформированность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников может порождать высокую социальную и межличностную тревожность, низкие социометрические статусы детей в учебном коллективе.[3, 223]

Потенциал внеурочной деятельности для формирования универсальных коммуникативных действий младших школьников заключается в том, что в рамках такой деятельности можно организовывать неформальное общение детей одного учебного класса или учебной параллели, способствовать установлению позитивных межличностных отношений между школьниками, а также решать коммуникативные задачи.

Формирование универсальных коммуникативных действий у младших школьников ведется с учетом возрастных особенностей. Так, переход бывшего дошкольника из дошкольной образовательной организации в школу обозначает не только смену ведущего вида деятельности (с игровой на учебную), но и переход к более систематизированной системе общения в рамках школьного обучения. Переход нередко бывает сложным для ребенка, могут возникнуть проблемы, связанные с адаптацией. Уровень коммуникативного развития ребенка влияет на успешность адаптации: так, популярные дети, не имеют проблем с адаптацией, они чувствуют себя в кругу сверстников комфортно, способны сотрудничать и пр. Вышесказанное вновь нас обращает к проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников. Для младших школьников характерно контекстное общение, то есть произвольная форма общения, при которой «сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно, а опосредствованно задачей, правилом или образцом, а также кооперативно - соревновательное общение со сверстниками».

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности обучающегося. 

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. [6 с. 134].

Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения. Но значение учебной деятельности на этом не исчерпывается, то её результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самоприятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять любые задания приводит к становлению чувства компетентности. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. [6 с.122].

В. В. Давыдов описывает младший школьный возраст, как период
жизни, в который ребенок впервые начинает заниматься социально
значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.
         Н. С. Лейтес определил данный возраст как период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.

Младший школьный возраст – это этап развития ребёнка, который
соответствует периоду обучения в начальной школе.

Согласно исследованиям, А. Н. Леонтьева к завершению периода
дошкольного детства созревают такие психические образования: стремление к общественно значимой деятельности, способность к
регуляции своего поведения, умение производить не сложные обобщения, практическое использование речи, умение налаживать взаимосвязи и
сотрудничество с другими людьми [5 с 133].

Стремительными темпами развивается психика ребенка. Происходят
перемены в процессах возбуждения и торможения: процесс торможения
становится более сильным, но, как и раньше преобладает процесс
возбуждения – младшие школьники в большой степени возбудимы, улучшается точность работы органов чувств. Познавательная
деятельность в младшем школьном возрасте протекает в ходе обучения, при этом еще совершается увеличение круга общения, стремительное
становление различных качеств личности [5].

Восприятие младших школьников еще несовершенно: отличается
неустойчивостью и неорганизованностью, остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Дети еще воспринимают внешние
предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и
особенности, почему-то привлекшие их внимание. Младший школьник
может совершать путаницу между обозначениями цифр девять и шесть, между буквами мягкого и твердого знак с буквой «р», но с огромным
любопытством проникается в окружающую жизнь. Способность
восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего
школьного возраста ещё несовершенна.

Особенностью внимания младших школьников является его
непроизвольность: оно пока недостаточно устойчиво, легко и быстро
отвлекается на любой внешний фактор, препятствующий процессу
обучения.

Вместе с тем, обучение в школе подразумевает постоянное
поддержание произвольного внимания, прикладывания волевых усилий
для сосредоточения и проявления мотивации учения, ответственности за
успех учебной деятельности.

Мышление у младшего школьника наглядно-образное и, постепенно
развиваясь, становится словесно-логическим. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский), поэтому
важно отталкиваться от особенностей детского мышления, развить
интеллект ребенка до ступени понимания причинно-следственных связей.
Детям в этом возрасте, тяжело осваивать такие положения, отличительная
черта которых – абстрактность, потому что за исключением словесного
выражения нет никакой связи с конкретной действительностью. Эти
можно объяснить, что в этом возрасте приемы словесного объяснения
малоэффективны, так как они отделены от наглядных образов сути
предметов. Методы обучения с наглядностью должны быть основными в
этой возрастной категории [11].

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, в начале школьного возраста у обучающегося сравнительно слабая функция интеллекта (по сравнению восприятием и памятью, которые развиты лучше), поэтому важно развивать мышление приемами улучшения познавательных процессов, в таком случае
доминирующее развитие получает словесно-логическое мышление, также
необходимо развивать наглядные образы.

Важную роль в познавательной деятельности младшего школьника
играет память. С поступлением в школу, обучающиеся уже способны к
произвольному и осмысленному запоминанию, но это способность еще
слабо развита. Мозг имеет в числе своих особенностей пластичность, которая позволяет запоминать все дословно. Пока что для памяти
свойственна наглядно-образная ориентация, как следствие, школьник
запомнит то, что интересно, конкретно, красочно, оригинально. Не
интересный материал, младший школьник запомнит произвольно, поэтому
обучение выстраивается, основываясь на производную память укрепляется смысловая память, с помощью которой предоставляется
возможность усвоить круг рациональных способов запоминания.
         Отличительной особенностью воображения младшего школьника
является то, что оно опирается на конкретные предметы, без которых им
сложно создавать образы воображения. Точно так же, когда младший
школьник читает и рассказывает, то он опирается на изображение, на
конкретный образ. Без него обучающиеся затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного
возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом
на первое место начинает ступать слово [8].

В младшем возрасте прослеживаются индивидуальные различия: можно обособить группы «теоретиков», «мыслителей», они с легкостью
решат учебную задачу в словесном плане, «практиков», у которых с опора
на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким
образным мышлением, наблюдается относительное равновесие между
разными видами мышления. Мышление детей развивается в тесной
взаимосвязи с речью. Происходит увеличение активного словарного запаса до семи тысяч слов, приобретается умение устно и письменно излагать мысли, развивается контекстная речь.

Мотивационная сфера по скорости формирования уступает
интеллектуальной.
         Воля есть не что иное, как устоявшийся в течение жизни
определенный комплекс ее свойств, характеризующийся уровнем
сознательной саморегуляции поведения. У младшего школьника воля еще
не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность переживать господствуют над аргументами разума, совершается множество малообдуманных действий. В процессе учебной
деятельности и, состоя в коллективе, у младшего школьника формируются
такие качества как настойчивость, упорство, самостоятельность.

Эмоционально-волевую сферу младших школьников можно
охарактеризовать как отличающуюся окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями, они с
легкостью отзываются на происходящие вокруг события, непосредственны
и откровенно выражают переживания: радость, печаль, страх. Они
эмоционально неустойчивы, настроение может часто меняться (на фоне
бодрости, веселости, печали), склонны к кратковременным и сильным
аффектам. Коммуникация со сверстниками, учебные достижения, оценка
этих достижений составляют эмоционально значимые факторы. Эмоции и
чувства слабо воспринимаются и понимаются; мимика также может быть
воспринята неправильно, что порой влечет к неадекватным реакциям в
ответ, так же не развито чувство сопереживания, эмпатии.
         Можно сделать вывод, что знание психологических особенностей
младшего школьника позволяет нам определить содержание, формы и
методы, способы организации процесса обучения, а также формирования
познавательного интереса. А именно, должна быть опора на наглядность и
образы, связь с жизнью, внесение элементов игры, оживления в
содержание, методы обучения и формы работы c младшими школьниками
с целью развития у них познавательного интереса.

Характеризуя нормативно - возрастные особенности развития коммуникативных действий младших школьников, следует отметить, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится, что в итоге приводит к неудовлетворительным результатам обучения и развития, при котором происходит:

 1) отрыв речи от реальной деятельности в ее предметно - преобразующей материальной или материализованной форме;

 2) преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции, связанный с обучением в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми.

Однако невозможно совершенствовать речь обучающихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией - функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Как считает И.А. Гришанова, для формирования коммуникативной функции необходима организация совместной деятельности обучающихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно - практической или иной деятельности,  прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, то есть усвоения соответствующих действий, а также для развития у обучающихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно - возрастной формы развития данного коммуникативного компонента УУД в начальной школе. [17 c 132]

 У младших школьников преобладают следующие коммуникативные умения:

-  риторические умения;

-  умение вести диалог;

-  умение слышать и слушать, вести спор;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели. [5, c 174]

Согласно ФГОС НОО каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. По мнению М.А. Ступницкой, большинство выпускников имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому особую значимость и внимание в образовательном процессе уделяют формированию коммуникативных УУД.

Во - первых, сформированность коммуникативных УУД влияет на учебную успешность обучающихся: если обучающийся при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний. Полученный негативный опыт может сказаться на последующей деятельности.

Во - вторых, от сформированности коммуникативных УУД во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. [3]

Можно утверждать, что одним из видов деятельности по формированию универсальных коммуникативных действий может быть внеурочная деятельность.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.[3]

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.

 Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.

 Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.

 Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.

 Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.

 Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.

 "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.

Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:

-целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления;

-преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);

-учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности;

использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий.

Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие:

-учебные курсы и факультативы;

-художественные, музыкальные и спортивные студии;

-соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования;

-общественно полезные практики и другие.

При организации внеурочной деятельности должны учитываться возрастные особенности учащихся 1 класса и быть направлена на их всестороннее развитие.

Внеурочную деятельность в 1 классе целесообразно организовывать в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности для учащихся этого возраста.

Родители могут активно участвовать в организации и проведении внеурочной деятельности, помогая педагогу создавать благоприятную образовательную среду для учащихся.

Основные формы организации внеурочной деятельности в 1 классе:

·     Кружки

·     Секции

·     Студии

·     Проекты

·     Экскурсии

·     Посещение музеев и театров

·     Творческие мастер-классы

·     Игровые программы

Организовывать внеурочную деятельность в 1 классе необходимо с учетом некоторых принципов:

Принцип добровольности и доступности.

Принцип учёта возрастных особенностей.

Принцип системности и последовательности.

Принцип развивающего характера.

Принцип практической направленности.

Принцип учёта интересов и потребностей учащихся.

Принцип сотрудничества с родителями.

 

К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие).

При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие).

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.[4]

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.[12]

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. [3]

При работе во внеурочной деятельности педагоги могут использовать парную, групповую, индивидуальную формы работы. В процессе взаимодействия обучающийся раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они формируются и развиваются. Работа в парах поможет формированию умения слышать друг друга, понимать услышанное, считаться с мнением партнера, уважать его мнение, отстаивать свою точку зрения. Ребята учатся договариваться, развивается речь, обогащается словарный запас [17, с.31].

Рассмотрим формируемые универсальные коммуникативные действия во внеурочной деятельности по этапам внеурочного занятия.

Таблица 1.Формируемые универсальные коммуникативные действия во внеурочной деятельности по этапам внеурочного занятия.

Этап внеурочного занятия

Универсальные коммуникативные действия

Вводный

Постановка проблемных вопросов, организация исследовательской деятельности

Групповая работа: обсуждение тем, совместное решение задач

Презентации: выступление перед группой, защита проектов

Основной

Постановка вопросов, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог;участие в коллективном обсуждении проблем; умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение

Заключительный

Постановка вопросов, умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение

Анализ и обобщение полученной информации: формирование умений анализировать, делать выводы

Презентации и фото- и видеоотчеты: развитие умения презентовать свою деятельность

 

 С целью достижения планируемых результатов ФГОС НОО во внеурочной деятельности применяются различное количество технологий обучения. Среди основных современных образовательных технологий можно отметить такие, как: технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения, кейс-технологии, технологии развития критического мышления, технология диалогового взаимодействия, педагогическая мастерская построения знаний и др.Квест-технология занимает особое место в системе современных образовательных технологий.

Современное общество выдвигает особые требования к человеку: чтобы быть успешным, прежде всего, человек должен быть активным, мобильным, способным к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию. Поэтому весь процесс обучения и воспитания должен быть направлен на формирование социально активной личности, способной реагировать на изменения в быстро развивающемся мире.

Именно эти цели преследует, наряду с другими, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в ценностных ориентациях которого нам встречаются такие понятия, как «активный», «мыслящий», «способный», «осознающий», «владеющий», «мотивирующий», «готовый», «умеющий», «понимающий». Все это – характеристики активной личности. Формирование активной личности возможно при использовании системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании. Согласно ему, процесс обучения и воспитания – это процесс деятельности самого ребенка. И именно в этой деятельности он может достичь результатов всех уровней. Только в деятельностном познании мира ребенок находит самого себя, с каждым шагом поднимаясь на ступень выше. Ярким примером формирования активной личности с точки зрения системно-деятельностного подхода является квест-технология.

Квест - сравнительно недавно сложившаяся педагогическая технология, в которой совмещены элементы игры, мозгового штурма, тренинга. Квест-технология может быть направлена на выполнение обучающимися проблемных заданий с использованием цифровых образовательных ресурсов (в том числе и ресурсов сети Интернет). [7 c 150]

Понятием квест (от английского «quest» - поиск, игра-загадка) обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном пространстве. Это специфическая форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач.

В современных условиях квест становится новой практикой социальной коммуникации, новым видом активного отдыха для продвинутой интеллектуальной молодежи. Компьютерные игры в стиле квест достаточно широко распространены, однако в последнее время из виртуального мира квесты стремительно проникают в реальный мир.

Квест можно определить, как интеллектуальный вид игры, процесс которой разворачивается в специально подготовленном помещении, из которого участники квеста должны выбраться, решив поставленные задачи. Отличительными особенностями таких игровых практик является то, что участники должны быстро адаптироваться в новых условиях, принимать решения в самых неожиданных ситуациях. Поэтому квесты особенно интересны для школьников, студентов, молодежи.

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем (BernieDodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Квест, по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание).

Квест-технология в образовательном процессе при обучении предполагает использование приемов, свойственных играм (соревнования, увлекательность, очки за достижения и т.д.). Термин геймификация получил распространение в педагогике после публикации монографий американских педагогов М. Поренски (2008), К. Каппа (2012). Согласно К. Каппу, геймификация – это «внедрение игровых технологий в неигровые процессы, в том числе в образование», а также «использование игровой механики, эстетики и игрового мышления для вовлечения людей в обучение и решение различных задач и для повышения их мотивации». Геймификация предполагает применение типичных элементов игры (например: очки, правила игры, награды, достижения) для того, чтобы повысить вовлеченность в тот или иной процесс.

Квест-технология подразумевает использование некоторых элементов игры для осуществления профессиональных, но не развлекательных целей. В то время как игра представляет собой систему, абстрактную или отвлеченную ситуацию, в которой у участников есть определенные роли и правила, руководствуясь которыми они приходят к определенному результату. Получаемый результат обычно не связан ни с образовательными, ни с трудовыми целями.

Квест-технология отличается тем, что позволяет учитывать в практике теоретические основы обучения. Кроме того, квест-технология формирует у обучающихся любого возраста достаточно высокий уровень мотивации. Квест-технология позволяет максимально концентрировать внимание и восприятие обучающихся на процессе обучения. [9 c 120]

Указанная особенность квест-технологии обуславливает тот факт, что в процессе обучения, обучающиеся задействуют не только собственно механизмы внимания и памяти, но и процессы ощущения, воображения, восприятия. При этом, если процессы ощущения, восприятия, памяти, воображения и мышления имеют собственное специфическое содержание, то процесс внимания особого содержания не несет. Внимание проявляется внутри восприятия или мышления. По сути, внимание представляет собой сторону всех процессов сознания, формирующих структуру познавательной деятельности, причем ту сторону, в которой данные процессы выступают в качестве деятельности, направленной на объект.

Квест-технология основана на игровой деятельности, что обуславливает ее специфику в том ключе, что игровая деятельность воспринимается как деятельность, приносящая удовольствие. Это обуславливает использование данной технологии не только в школьном обучении, но также и в бизнес-процессах и даже в профессиональной подготовке.

Немалое влияние на стремительное развитие квест-технологии оказали социальные сети. Каждая из социальных сетей использует немало игровых приемов, и люди успели к ним привыкнуть.

Основные преимущества квест-технологии в обучении по К.М. Kapp, включают в себя следующие:

1. Яркие впечатления от процесса, которые воздействуют на эмоциональную сферу. Игры при использовании квест-технологии построены таким образом, чтобы увлечь пользователя в начале и удерживать его внимание на протяжении всей игры: при квест-технологии предусмотрены новые уровни, достижения, постоянный прогресс.

2. Интегрированная среда обучения, которая не формируется при использовании традиционных методов обучения. Традиционные методики проводят границу между теорией и практикой, причем теория тоже подразделяется на отдельные темы, которые часто не пересекаются. При использовании квест-технологии возникают такие условия обучения, которые позволяют интегрировать теорию и практику в обучении. При этом для формирования компетенций у учащихся необходимо учитывать особенности протекания таких процессов, как память, мышление, восприятие, воображение, ощущение, а также возрастных особенностей. При учете данных особенностей, как было показано выше, организация обучения должна строиться не столько на преподнесении обучающимся материла, сколько на взаимодействии.

3. Мгновенная обратная связь, которая также не предусматривается при применении традиционных методов обучения. Игровое обучение исключает такую возможность, вся новая теория применяется на практике. Это соответствует положениям коммуникативного подхода, который является ведущим на современном этапе при проектировании обучения.

При использовании квест-технологии реализуются основные принципы коммуникативного подхода: коммуникативность, ситуативность, функциональность, аутентичность.

4. Изменение поведения учеников, которые являются полноценными субъектами процесса обучения. Исследования J. Harmer, К.М. Kapp, подтвердили, что наглядный прогресс и соревновательный элемент способны в корне изменить отношение учеников к новым знаниям — они начинают искренне интересоваться самим процессом, а не просто стремиться к очередной награде. Соревнование и понятная демонстрация прогресса (уровни, графики, бейджи) — основные составляющие образовательных игр. В долгосрочной перспективе такие занятия способны изменить отношение к обучению в целом.

Таким образом, при использовании квест-технологии, которая предполагает формирование у обучающихся коммуникативной компетентности, повышение познавательной активности, интереса к учебной деятельности, возникают условия активного, конструктивного соперничества в познавательной деятельности.

Следует отметить, что квест-технология принципиально отличается от игровых технологий тем, что реальность при квест-технологии не превращается в игру, как в случае игровых технологий, например, театрализованных игр, а остается реальностью, в то время как ученику даются игровые установки, которые соотносятся с реальностью.

Ю-Кай Чоу, автор книги «Геймификация на практике», определяет квест-технологию, как искусство вычленения всех забавных и увлекающих элементов, встречающихся в играх, и применение их в реальном мире и продуктивной деятельности. К. Вербах и Д. Хантер представили методику интеграции квест-технологии, основанную на шести этапах «6 D’s»: define, delineate, describe, devise, don’tforget, deploy. На первом этапе «define» необходимо определить цели использования квест-технологии. На втором этапе «delineate» нужно описать желаемое поведение обучающихся, т.е. действия для выполнения в ходе урока. Третий этап «describe» подразумевает описание со стороны обучающихся.

К. Капп в своей монографии выделяет два вида квест-технологии: структурную и содержательную. Под структурной понимается использование различных игровых элементов в учебном процессе. Содержательная подразумевает, что весь процесс обучения построен на выбранном игровом сюжете и следует определенным правилам. Яркими примерами содержательной квест-технологии являются обучающие компьютерные игры.

А.Г. Маслова, О.Ю. Поляков, О.А. Полякова рассматривают технологию образовательного квеста, как особую форму организации познавательной деятельности, которая предусматривает последовательное прохождение заданий с применением ролевого компонента, при котором фактором мотивации является необходимость выполнить задание для того, чтобы узнать следующее.

О.А. Мороз, А.А. Косярский, К.А. Борзов, О.Г. Боровик рассматривают квест как одну из вариаций игровых технологий, которая предполагают более строгую регламентацию познавательной деятельности обучающихся, а также конкретный результат прохождения – выполнение задания квеста.

Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина сравнивают технологию образовательного квеста с другими образовательными технологиями, и характеризуют квест-технологию, как игровую, метакогнитивную, мотивирующую, рефлексивную систему приемов и методов, которые направлены на развитие у обучающихся навыков выстраивания познавательных действий в логической последовательности.

Н.В. Иванова, Е.А. Киселева, А.Д. Самцова особо подчеркивают потенциал квест-технологии, как развивающей технологии, актуальной для применения в начальной школе.

Таким образом, применение квест-технологии предполагает интеграцию теории и практики, повышение познавательной активности, вовлечение обучающихся в коммуникативную деятельность, концентрацию внимания на процессе изучения материала, интеграцию теории и практики. Применение образовательного квеста, как современной технологии активизации познавательной деятельности младших школьников, позволяет сформировать мотивацию к прохождению заданий квеста (ввиду того, что их прохождение возможно строго в заданной последовательности), стремление к конструктивной соревновательной деятельности, навык планирования своих познавательных действий для прохождения заданий квеста.

В литературе существуют два варианта понимания веб-квестов:

1. Веб-квест по типу «метода проектов» - прослеживаются основные этапы метода проектов: все участники объединяются в группы; каждая группа получает свое проблемное задание, а также набор веб-ресурсов, с которыми они будут работать. Каждая группа, выполняя задания, должна создать новый веб-продукт (сайт, блог, виртуальный словарь). Основной акцент в таком виде веб-квеста: решение проблемного вопроса/задачи с помощью анализа веб-ресурсов и создания нового веб-продукта.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [11].

2. Веб-квест по типу «соревнования» - педагог создает интересный сюжет; учащиеся (индивидуально или коллективно, согласно сюжету) выполняют задания (поиск информации, раскрытие тайны). Все задания выполняются для достижения цели (отгадать пароль, найти сокровища). Основной акцент в таком виде квеста: поиск ответов при помощи анализа Интернет-источников.

Соревнования - отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности людей, выражающиеся во взаимном стимулировании активности друг друга и в конечном увеличении полезных результатов совокупных действий и тех, и других [9].

Необходимо отметить, что один и тот же квест может быть классифицирован по нескольким параметрам одновременно.

Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Собственно, понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

В образовательном процессе, по мнению исследователей С. А. Осяк, Т. В. Захаровой, квест – это «специальным образом, организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся ведут поиск информации по указанным местам (в реальности), включающий и поиск этих мест или других объектов, людей, заданий и пр.»

Образовательный квест – это проблемная форма проведения учебного занятия, соединяющая проблемные, исследовательские, игровые и информационно-коммуникационные методы обучения, сочетающая целенаправленный поиск, в основе которого лежит выполнение поэтапных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету и позволяющий обеспечить самовоспитание и саморазвитие ребенка.

Прочную основу образовательного квеста составляет проблемная ситуация, в течение решения которой обучающиеся усваивают новые знания, умения и навыки.

Образовательные квесты приобретают все большую популярность благодаря тому, что цель этой игровой технологии в большей степени согласуется с практическими потребностями обучающихся получить знания через увлекательную деятельность, вызывающую положительные эмоции, и максимально проявить свои личные качества.

Квест в рамках образовательного учреждения имеет особую воспитательную ценность, воспитывает личную ответственность; уважение к культурным традициям, истории, краеведению; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление к самореализации и самосовершенствованию; здоровье сбережение и здоровье созидание.

Вопросам использования квест-технологий посвящено множество теоретических и эмпирических исследований.

А.Ф. Левицкая и Н.В. Николаева рассматривали психологические и социально-педагогические аспекты применения квестов в образовательной деятельности для школьников.

В зарубежных исследованиях, в частности в работе Kaivola T., Salomaki T., Taina J. анализируется применение квестов, их возможности для студентов вузов. Т.А. Наумова, А.А. Баранов, Я.Л. Тараканов считают, что использование web-квестов в процессе обучения развивает у студентов лидерские качества личности. Н.Г. Муравьева предлагает использовать модель мини-проектов и web-квестов, реализуя идею педагогического содействия становления, обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного образовательного пространства.

Для осмысления игровой сущности квестов мы опирались на работы Й. Хейзинги, Э. Финка, Х-Г. Гадамера. Игра как «свободное действование» (Й. Хейзинга), обладающее собственным временем и пространством, стоящее вне обычной жизни, но полностью овладевающее участниками, позволяет рассматривать потенциал квестов, возможности применения в педагогических целях. Для понимания специфики педагогического воздействия квестов значимыми для нашей работы явились современные исследования в области педагогики в целом и педагогических технологий, в частности. Это работы В.И. Загвязинского, В.П. Беспалько, которые определяли педагогическую технологию как содержательную технику учебного процесса. [3].

Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как школы, так и вне ее. Например, квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий, в парках; квесты на местности (городское ориентирование - «бегущий город»); квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т.ч. GPS) и краеведения; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

·     линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

·     штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

·     кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательногоквеста может быть следующей:

·     введение (в котором прописывается сюжет, роли);

·     задания (этапы, вопросы, ролевые задания);

·     ресурсы (список информационных ресурсов)

·     порядок выполнения (бонусы, штрафы);

·     оценка (итоги, призы).

·     заключение (раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квеста.) [13]

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

Рассмотрим более подробно классификацию квестов согласно различным системным и инструментально-значимым признакам (по Сокол И.Н.)

1. По форме проведения квесты бывают:

а) компьютерные игры-квесты - один из основных жанров компьютерных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий;

б) веб-квесты - направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб-продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т.п.);

в) QR-квесты - направлены на использование QR-кодов;

г) медиа-квесты - направлены на поиск и анализ медиа ресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото/видео квесты;

д) квесты на природе (улицах, парках и т.д.);

е) комбинированные.

2.По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме, в комбинированном режиме.

3. По сроку реализации квесты различают: краткосрочные - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно - три занятия; долгосрочные - цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок (учебный год).

4. По форме работы: групповые, индивидуальные.

5. По предметному содержанию: моно квест, межпредметныйквест.

6. По структуре сюжетов различают: линейные (когда задачи решаются по цепочке, одна за другой), не линейные (когда участники получают задачу, подсказки для ее решения, но пути решения выбирают сами), кольцевые (это тот же линейный квест, но заключенный в круг.В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу).

7. По информационной образовательной среде: традиционная образовательная среда, виртуальная образовательная среда.

8. По технической платформе: виртуальные дневники и журналы (блоги, ЖЖ и др.); сайты; форумы; социальные сети.

9. По доминирующей деятельности учащихся: исследовательскийквест, информационный квест, творческий квест, поисковый квест, игровой квест, ролевой квест.

10. По характеру контактов: учащиеся одного кружка/класса или образовательного учреждения; учащиеся одной страны; учащиеся разных стран.

11. По типу задач (классификация Б. Доджа и Т. Марча):

а) перевод - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

б) планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;

в) самопознание - любые аспекты исследования личности;

г) компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

д) творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихов, песен, видеороликов;

е) аналитическая задача - поиск и систематизация информации;

ж) детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;

з) достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;

и) оценка - обоснование определенной точки зрения;

к) журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

л) убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

м) научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников; [13].

Форм проведения образовательных квестов много: компьютерные игры-квесты; веб-квесты; медиаквесты; По сроку реализации квесты различают: краткосрочные; долгосрочные.

Таким образом можно сделать вывод, что квест - это интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ;

сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету. [13]

В ходе организации работы школьников над квестами реализуются следующие цели:

образовательная - вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс; организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме и качественно выполнять домашнее задание;

развивающая - развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения обучающихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и интернет-ресурсами; расширение кругозора, эрудиции; развитие интереса в выполнении домашнего задания; .коммуникативная - формируется умение работать в группах и представление продукта своей деятельности; умение доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций; умение понимать возможность различных точек зрения на вопрос; умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Таким образом, веб-квест является эффективным средством для формирования универсальных коммуникативных действий у младших школьников, так как он прекрасно подходит для обучения в команде, повышает уверенность в своих силах, пробуждает интерес и самооценку обучающихся.

Рассмотрим возможность формирования универсальных коммуникативных действий во внеурочном занятии с применением квест-технологии.

Таблица 2. Формирование универсальных коммуникативных действий во внеурочном занятии с использованием квест технологии.

Этап внеурочного занятия

Структурные компоненты квеста

Приемы

Формируемые универсальные коммуникативные действия

Организационный

Введение

- Демонстрация, объяснение

- Прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и синие. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось -синий».

- Прием «Эмоциональный термометр»  —  это шкала/набор шкал, которые позволяют человеку оценить свое эмоциональное состояние. Шкалы бывают самыми разными, но логике применения всех эмоциональных термометров одна: «заметить — распознать —  назвать  — управлять».

Постановка вопросов

 

Основной

Задания

Ресурсы

Порядок выполнения

- Наблюдение, ассоциация, обсуждение в группе, анализ, сравнение, обобщение

-  Прием «работа в парах»;

- Прием «Два – четыре - все вместе» заключается в том, что обучающимся даётся гипотетическая ситуация и 1 - 2 минуты для обдумывания индивидуального ответа или решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем учитель объединяет пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка.

- Прием «Карусель» наиболее эффективен для одновременного включения всех участников в активную работу с различными партнёрами по общению для обсуждения вопросов. Обучающиеся образуют два кольца: внешнее и внутреннее. Первое из них - это ученики, которые через каждые 30 секунд постепенно перемещаются по кругу. Внутренне кольцо составляют неподвижно сидящие дети, ведущие диалог с теми, кто оказался напротив их. В течение тридцати секунд происходит обсуждение того или иного вопроса, когда каждый из учеников старается убедить собеседника в своей правоте.

- Прием «Идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4 - 5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

 3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогруппах. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

- Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее.

- Прием «Обмен энергией». Прием, заставляющий встать на позицию собеседника. Например, каждый участник пишет ключевые слова о себе. Затем участники беседы меняются листами и рассказывают о соседе от первого лица. Другие участники могут соглашаться или нет.

- Прием «Микрофон» предоставляет возможность каждому сказать, что - то быстро, по очереди отвечая на вопросы, высказывая своё мнение или позицию.

Незаконченное предложение часто сочетают с приемом «Микрофоном». Он даёт возможность основательнее работать над формой выражения идей, сравнивать их с другими. Работа по такой методике даёт возможность преодолевать стереотипы, свободно высказываться по предложенным темам, отрабатывать умение говорить кратко и убедительно.

- Прием «Мозаика» - включает куски информации в разбросанном виде. Задача собрать полную картину или текст информации. Текст с информацией делится на куски. Каждый участник прочитывает свой кусок, и составляют полный текст, опираясь на прослушанное, логические связи в тексте.

- Прием «Броуновское движение» предполагает хаотичное движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

-        Прием «Категории». Класс делится на несколько групп. Лидер группы получает карточку со списком слов или понятий, принадлежащих к данной категории, объявляет эту категорию, затем описывает данный список слов, не называя данного слова и однокоренные слова. Участники данной команды должны отгадать это слово.

- Прием «Ажурная пила». Обучающиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.

- Упражнения на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

- Упражнения на развитие концентрации внимания.

-  Упражнения на тренировку слуховой памяти.

-  Упражнения на тренировку зрительной памяти.

- Упражнения на развитие аналитических способностей.

-   Задание по перекладыванию спичек.

- Упражнения на развитие логического мышления.

- Упражнения на совершенствование мыслительных операций.

-     Графический диктант.

Постановка вопросов, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение

Заключительный

Оценка

Заключение

-     Рефлексия, обратная связь

- Прием «Незаконченное предложение»

-    Прием «Чемодан, мясорубка, корзина»

-  Прием «Дерево чувств». Если чувствую себя на уроке хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листья зеленого цвета, если нет - коричневого .

- Прием «Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно.

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

-  Прием «Мой школьный  день»

Для  того  чтобы  узнать  эмоциональное  состояние  детей  во  время  учебного  процесса,

Можно оформить плакат «Мой  школьный  день».

Слева располагается надпись: «Я иду на урок», справа – «Я иду домой». Количество кармашков под каждой надписью по количеству учеников. Внизу лежат силуэты человечков 3 цветов. Зеленый –  эмоциональное состояние (радостное, восторженное), желтые – (хорошее, спокойное), красные – (неприятное, грустное, раздраженное).

Цель: определить  изменение  эмоционального   состояния   в  течение  дня ( с  момента  прихода  и  до  конца  учебного  времени)  первоклассника    в  период  адаптации  к  школе . Этот прием учит     ребят определять  и  дифференцировать  эмоциональное  состояние  друг  друга, а  учителя,  информирует  об  уровне  работоспособности  каждого  ребенка

-   Прием «Острова»

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

Рефлексия деятельности

-   Прием «Укрась торт»

Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.

Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.

- Прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

-    Прием «Звездочки»

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения.

-     Прием «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

-     Прием «Светофор»

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.  Красный  – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый  – да (что понравилось, что получилось).

- Прием На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и отмечают с помощью магнита те выражения, которые им больше всего подходят по окончании урока.

-  Прием «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

-   Прием «Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Постановка вопросов, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли, умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение

 

Рассмотрев таблицу можно сделать вывод о том, что структура образовательного квеста очень хорошо ложиться в структуру внеурочного занятия, все этапы соотносятся. Разнообразие приемов, которые могут быть использованы во внеурочном занятии, позволяют ускорить процесс формирования универсальных коммуникативных действий.

Сборник конструктов занятий разработан на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» по интеллектуальному направлению для учащихся 1 класса (Программу разработала учитель  начальных классов МБОУ СОШ № 25   г.Каменска-Уральского высшей квалификационной категории Соколова Ирина Сергеевна) в соответствии с нормативно -правовыми документами:

1.          Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372. - Москва. 2022. - 3909 с. - Текст: непосредственный

2.          Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021. № 286.c.Текст: непосредственный.

3.          Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"".

 

Цель сборника: систематизация конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого класса посредством квест-технологии.

При использовании материалов данного сборника решаются следующие задачи:

-сформировать представление о внутреннем мире человека.

-способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании;

развивать:

- мышление (логическое, наглядно-образное, словесно-логическое)

- воображение (активное, воссоздающее)

- внимание (произвольное)

- память (произвольную, непроизвольную, кратковременную)

- мотивацию к познанию окружающего мира

-прививать навыки культурного поведения;

-помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.

формирование здорового образа жизни.

Отслеживать результаты формирования универсальных коммуникативных действий можно с помощью карт наблюдения за проявлениями универсальных коммуникативных действий у обучающихся 1 класса во внеурочной деятельности. А также с помощью стандартизированных методик для мониторинга.   (Приложение А)

Список методик для диагностики и мониторинга:

- Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

-«Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель»)

Темы внеурочных занятий в предложенных конструктах выбраны с учетом требований рабочей программы курса внеурочной деятельности «Умники и умницы».

Исходя из этого, были определены следующие темы конструктов внеурочных занятий:

1. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

3. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

4. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

5. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

6.   Тренировка внимания.  Развитие мышления.  Графический диктант.

7. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

8. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Материалы данного сборника структурированы по тематическому принципу, основанием являются разделы примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Представленные в сборнике конструкты систематизированы в соответствии с рабочей программой внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Конструкты внеурочных занятий по темам: «Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант»; «Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант»; «Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу»; «Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант»; «Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант» «Тренировка внимания.  Развитие мышления.  Графический диктант»; «Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант»; «Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант» направлены на формирование коммуникативных УУД у обучающихся первого класса с использованием приемов формирования коммуникативных УУД и квест-технологии.



 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

Содержание Паспорт проекта 3

Содержание Паспорт проекта 3

Паспорт проекта Сведения об авторе

Паспорт проекта Сведения об авторе

Цель Теоретическое обоснованиеприменения, разработка и апробация конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого классапо средством квест-технологий

Цель Теоретическое обоснованиеприменения, разработка и апробация конструктов внеурочных занятий по формированию универсальных коммуникативных действий у обучающихся первого классапо средством квест-технологий

Пояснительная записка Опираясь на

Пояснительная записка Опираясь на

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: · учитывать позицию собеседника (партнера); · организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; · адекватно передавать…

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: · учитывать позицию собеседника (партнера); · организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; · адекватно передавать…

Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных…

Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных…

Формирование универсальных коммуникативных действий детей младшего школьного возраста является актуальной задачей внеурочной деятельности

Формирование универсальных коммуникативных действий детей младшего школьного возраста является актуальной задачей внеурочной деятельности

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента

Н. С. Лейтес определил данный возраст как период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу

Н. С. Лейтес определил данный возраст как период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольность: оно пока недостаточно устойчиво, легко и быстро отвлекается на любой внешний фактор, препятствующий процессу обучения

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольность: оно пока недостаточно устойчиво, легко и быстро отвлекается на любой внешний фактор, препятствующий процессу обучения

Пока что для памяти свойственна наглядно-образная ориентация, как следствие, школьник запомнит то, что интересно, конкретно, красочно, оригинально

Пока что для памяти свойственна наглядно-образная ориентация, как следствие, школьник запомнит то, что интересно, конкретно, красочно, оригинально

В процессе учебной деятельности и, состоя в коллективе, у младшего школьника формируются такие качества как настойчивость, упорство, самостоятельность

В процессе учебной деятельности и, состоя в коллективе, у младшего школьника формируются такие качества как настойчивость, упорство, самостоятельность

Однако невозможно совершенствовать речь обучающихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией - функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на…

Однако невозможно совершенствовать речь обучающихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией - функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на…

Согласно ФГОС НОО каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать

Согласно ФГОС НОО каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку…

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку…

Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов

Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов

Основные формы организации внеурочной деятельности в 1 классе: ·

Основные формы организации внеурочной деятельности в 1 классе: ·

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую…

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую…

При работе во внеурочной деятельности педагоги могут использовать парную, групповую, индивидуальную формы работы

При работе во внеурочной деятельности педагоги могут использовать парную, групповую, индивидуальную формы работы

С целью достижения планируемых результатов

С целью достижения планируемых результатов

Интернет). [7 c 150] Понятием квест (от английского «quest» - поиск, игра-загадка) обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном…

Интернет). [7 c 150] Понятием квест (от английского «quest» - поиск, игра-загадка) обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном…

Квест-технология в образовательном процессе при обучении предполагает использование приемов, свойственных играм (соревнования, увлекательность, очки за достижения и т

Квест-технология в образовательном процессе при обучении предполагает использование приемов, свойственных играм (соревнования, увлекательность, очки за достижения и т

Внимание проявляется внутри восприятия или мышления

Внимание проявляется внутри восприятия или мышления

Мгновенная обратная связь, которая также не предусматривается при применении традиционных методов обучения

Мгновенная обратная связь, которая также не предусматривается при применении традиционных методов обучения

К. Вербах и Д. Хантер представили методику интеграции квест-технологии, основанную на шести этапах «6

К. Вербах и Д. Хантер представили методику интеграции квест-технологии, основанную на шести этапах «6

Н.В. Иванова, Е.А. Киселева, А

Н.В. Иванова, Е.А. Киселева, А

Соревнования - отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности людей, выражающиеся во взаимном стимулировании активности друг друга и в конечном увеличении полезных результатов совокупных действий и…

Соревнования - отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности людей, выражающиеся во взаимном стимулировании активности друг друга и в конечном увеличении полезных результатов совокупных действий и…

Квест в рамках образовательного учреждения имеет особую воспитательную ценность, воспитывает личную ответственность; уважение к культурным традициям, истории, краеведению; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление…

Квест в рамках образовательного учреждения имеет особую воспитательную ценность, воспитывает личную ответственность; уважение к культурным традициям, истории, краеведению; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление…

GPS) и краеведения; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда

GPS) и краеведения; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда

Рассмотрим более подробно классификацию квестов согласно различным системным и инструментально-значимым признакам (по

Рассмотрим более подробно классификацию квестов согласно различным системным и инструментально-значимым признакам (по

По технической платформе: виртуальные дневники и журналы (блоги,

По технической платформе: виртуальные дневники и журналы (блоги,

Форм проведения образовательных квестов много: компьютерные игры-квесты; веб-квесты; медиаквесты;

Форм проведения образовательных квестов много: компьютерные игры-квесты; веб-квесты; медиаквесты;

Рассмотрим возможность формирования универсальных коммуникативных действий во внеурочном занятии с применением квест-технологии

Рассмотрим возможность формирования универсальных коммуникативных действий во внеурочном занятии с применением квест-технологии

Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом

Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом

При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся

При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся

Работа по такой методике даёт возможность преодолевать стереотипы, свободно высказываться по предложенным темам, отрабатывать умение говорить кратко и убедительно

Работа по такой методике даёт возможность преодолевать стереотипы, свободно высказываться по предложенным темам, отрабатывать умение говорить кратко и убедительно

Упражнения на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Упражнения на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Прием «Мой школьный день»

Прием «Мой школьный день»

Заключительный Оценка

Заключительный Оценка

Рассмотрев таблицу можно сделать вывод о том, что структура образовательного квеста очень хорошо ложиться в структуру внеурочного занятия, все этапы соотносятся

Рассмотрев таблицу можно сделать вывод о том, что структура образовательного квеста очень хорошо ложиться в структуру внеурочного занятия, все этапы соотносятся

При использовании материалов данного сборника решаются следующие задачи: -сформировать представление о внутреннем мире человека

При использовании материалов данного сборника решаются следующие задачи: -сформировать представление о внутреннем мире человека

Тренировка зрительной памяти.

Тренировка зрительной памяти.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2024