Сборник конструктовуроков изобразительного искусства для обучающихся третьего класса по формированию изобразительных умений с использованием нетрадиционных техник рисования
Оценка 4.8

Сборник конструктовуроков изобразительного искусства для обучающихся третьего класса по формированию изобразительных умений с использованием нетрадиционных техник рисования

Оценка 4.8
docx
21.06.2024
Сборник конструктовуроков изобразительного искусства для обучающихся третьего класса по формированию изобразительных умений с использованием нетрадиционных техник рисования
курсач.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности формирования изобразительных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования

Курсовая работа

 

 

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Научный
руководитель_______________

 


Исполнитель

Тушкова

Екатерина Михайловна

Специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика 

в начальном образовании

группа 36 Б

Научный руководитель

Лемешева

Анастасия Сергеевна

 

 

 

 

 

г. Каменск–Уральский

2023

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы формирования изобразительных умений младших школьников. 6

1.1 Определение понятия «изобразительные умения». 6

1.2 Характеристика изобразительных умений младших школьников. 10

Глава 2 Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства как средство формирования изобразительных умений младших школьников. 21

2.1 Особенности организации уроков изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования. 21

2.2 Возможности нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в формировании изобразительных умений младших школьников. 30

Заключение. 34

Список использованных источников. 37

Приложение А.. 39

Нетрадиционные техники рисования. 39

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее- ФГОС НОО) определяет результаты изучения учебных предметов. Одним из таких учебных предметов является изобразительное искусство, где среди результатов обучения выделяют сформированность изобразительных умений [1].

Изобразительные умения по мнению Т.С.Комаровой - это освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому [6].

Для того, чтобы обучающиеся продемонстрировали вышеперечисленные результаты, учителю необходимо самому владеть определенными умениями и навыками.

Согласно профессиональному стандарту педагога учитель начальных классов должен владеть необходимыми знаниями и умениями для успешного обучения детей в учебной деятельности [2].

К необходимым знаниями и умениям можно отнести следующее: основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности; законы развития личности, психологические законы периодизации и кризисов развития; теорию учета возрастных особенностей обучающихся; закономерности развития детских сообществ; актуальные теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста; разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации [2].

Для организации урока изобразительного искусства учитель использует различные методы и технологии.

Одной из таких технологий является использование нетрадиционных техник рисования, которые благоприятствуют, развивают эстетические качества обучающихся, формируют их художественный вкус.

Нетрадиционные техники рисования - это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов.

В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследовательской работы: «Особенности формирования изобразительных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования».

 Объект: процесс формирования изобразительных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет: нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства как средство формирования изобразительных умений младших школьников.

Цель исследования: рассмотрение возможностей формирования изобразительных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи исследования:

1.       Раскрыть определение понятия «изобразительные умения».

2.       Представить характеристику изобразительных умений младших школьников.

3.       Описать особенности организации уроков изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования.

4.       Раскрыть возможности нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в формировании изобразительных умений младших школьников.

В процессе исследования были использованы следующие методы исследования:

По этапам поиска:

• метод отбора материала;

• метод теоретической интерпретации.

По уровню проникновения в сущность:

1. Эмпирический:

• изучение литературы.

2. Теоретический:

• анализ и синтез.

Теоретической основой исследования является работы таких авторов как:  Галины Григорьевны Григорьевой, Нины Павловны Сакулиной, Германа Константиновича Селевко, Натальи Михайловны Сокольниковой, Тамары Семёновны Комаровой, Владимира Сергеевича Кузина, Надежды Александровны Курочкиной и др.


 

Глава 1 Теоретические основы формирования изобразительных умений младших школьников

1.1 Определение понятия «изобразительные умения»

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач». Важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников [1].

Одним из таких умений, являются изобразительные умения, которые состоят из двух составляющих компонентов, поэтому мы будем рассматривать не только изобразительные умения, но и в целом что такое «умения».

П.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, Н.Ф.Талызина считают, что умение - это процесс деятельности, отдельные действия, которые усвоил человек и выполняет сознательно [17].

Также существуют основные характеристики умения. Это умственные действия, практические и опыт осуществления операций и действий.

В структурную характеристику умений входят система умственных, практических действий. Среди основных свойств умений выделены разносторонность, гибкость, качество, скорость функционирования и обобщенность.

Учитывая все вышеперечисленные характеристики «умение» следует рассматривать как владение сложной системой действий и операций, которые подчиняются осознанной цели и используются человеком в новых для него условиях посредством переноса приобретенных умений и навыков.

У детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности происходит формирование изобразительных умений.

Г.А. Кузьмина, Н.А.Курочкина и Н.М.Сокольникова считают, что изобразительные умения - это освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому» [8].

В.Б.Косминская считает, что изобразительные умения - это вид специальных умений, обеспечивающих изобразительную деятельность и художественное творчество, которые выражаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы [6;11].

Исторически изобразительные умения развиваются в процессе труда и обусловливаются жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности; в онтогенезе большое значение для проявления изобразительных умений имеют наследственность и обучение.

Структуру изобразительных умений составляют ведущие (основные) и опорные (вспомогательные) свойства способностей. Ведущими свойствами являются:

·       свойства художественного мышления и творческого воображения, которые обеспечивают отбор главного и наиболее характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

·       свойства зрительной памяти, обеспечивающие яркие зрительные образы в сознании художника, и на этой основе успешную трансформацию художественного образа на холст, бумагу;

·       развитое эмоциональное отношение (особенно эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

·       наличие целенаправленности и волевых свойств художника.

К опорным свойствам изобразительных умений относятся:

·       высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения;

·       сенсомоторные качества художника.

Важнейшими показателями изобразительных умений являются умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков, наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное, умение образно мыслить, легкость изображения сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью.

Обобщив вышесказанное можно сказать, что изобразительные умения – это навыки, опыт в изобразительной, наглядной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений. Они заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача.

Таким образом, можно составить схему-структуру понятия «изобразительные умения» (Рисунок 1).

Рисунок 1. Структура понятия «изобразительные умения»

В умения технические входят:

·       умение пользоваться карандашом и другими графическими материалами;

·       умение пользоваться кисточкой, красками и другими изобразительными материалами;

·       владением формообразующими движениями.

Перевод реального объекта в рисунок (умение правильно передавать пропорции предмета, умение правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей).

Самостоятельность замысла входит умение самостоятельно замыслить и получить результат.

Таким образом, изобразительные умения - это навыки, опыт в изобразительной, наглядной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений, которые представляют собой освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому. Они необходимы для творческого и умственного развития обучающихся, развития всех видов воображения.

 

 

 

 

 1.2 Характеристика изобразительных умений младших школьников

 

Младший школьный возраст, по периодизации Л.С.Выготского, начинается с 6 - 7 лет, когда ребенок приходит обучаться в школу, а заканчивается в 10 - 11 лет. С поступлением в школу они приобретают определенный социальный статус ученика. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих деятельность [12].

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в которой учащиеся с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного этапа возможно лишь при активной и определяющей роли взрослых (учителей, родителей), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия реализации потенциальных знаний, умений и навыков, а также возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для этого необходимо учитывать развитие психических процессов младшего школьника. Сделаем это на примере сравнения психических процессов младших школьников 1 и 4 классов (Таблица 1).

Таблица 1. Психические процессы

Психические процессы

1 класс

4 класс

Особенности развития (факторы влияющие на развитие)

Память

Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработке материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

У четвероклассников формируется произвольность такого познавательного Продолжение таблицы 1процесса, как память; повышается уровень произвольного запоминания. Память становится сознательно регулируемой и опосредованной; повышается доля словесно–логического

 запоминания. Увеличивается объём памяти.

Важным условием развития памяти являются интерес ребёнка к знаниям, положительное отношение к отдельным учебным предметам и к обучению в целом, его активная позиция, высокий уровень познавательной мотивации, специальные упражнения на запоминание, усвоение способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемой информации, наличие установки на запоминание материала.

Мышление

Мышление первоклассников преимущественно наглядно–образное. Для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Переход от наглядно–образного мышления к словесно–логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий; способны сравнивать, сопоставлять, выделять существенное без затруднений; способны понимать законы последовательности и последствия. Умеют делать логические заключения и выводы; начинают логически рассуждать о различных высказываниях. Интенсивно развивается абстрактное мышление и пространственное Продолжение таблицы 1мышление через моделирование и конструирование.

Мышление младших школьников находится на переломной стадии развития. В это время ребенок переходит от наглядно–образного к словесно–логическому (понятийному) мышлению. Этот этап способен придавать мыслительной деятельности двойственный характер, когда конкретное мышление, относящееся к реальной действительности и непосредственному наблюдению, уже начинает подчиняться логическим принципам. Тем не менее, такому ребенку все еще не доступны отвлеченные и формально–логические рассуждения.

Внимание

В основном непроизвольно. Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво; во многом определяется темпераментом, отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте, проверить подбор цветов к определенному предмету, различить звонкие и тихие цвета- теплые и холодные цвета)  ребёнок умеет плохо.

Формируется произвольность внимания; способны долго сохранять внимание, удерживая до конца учебную задачу; способны выполнять произвольно заданную программу действий. Увеличивается объём внимания. Совершенствуется переключаемость и распределение внимания.

Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во внимательность, а Продолжение таблицы 1умение быть внимательным имеет значение не только в успешном обучении наукам, но и в развитии личности.

Восприятие

Фрагментарное восприятие, детям трудно классифицировать и обобщать информацию, сравнивать иллюстрации художников и свои собственные. У них «скачет» строчка при письме (перенос иллюстрации с доски в альбом), им сложно сориентироваться, сколько времени займёт то или иное задание, а озаглавливание текста может привести их в ступор.

 

Произвольное восприятие неустойчиво. Развито восприятие физического объёма (проектирование зданий: школы, дома, дачи в определённых стилях или совокупности стиля), перенос готового изображения в свой альбом. Сформировано историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.

 

В начале младшего школьного возраста детей привлекают сами предметы и их внешние, наиболее яркие признаки и свойства.

На протяжении младшего школьного возраста улучшаются показатели точности и скорости восприятия признаков многомерных стимулов, существенно улучшаются показатели восприятия неполных контурных изображений, что свидетельствует о совершенствовании свойств апперцепции и антиципации зрительного восприятия.

Речь

Наличие скромного словарного запаса, употребляют от 3 до 5 – 6 тысяч слов и практически правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Поместите здесь ваш текстВладеют грамматическим строем речи, лексикой. Увеличивается словарный запас. Осознают собственные речевые процессы; используют речь как инструмент мышления.

Большое влияние на развитие речи детей имеет социальный фактор. Неблагоприятные социально–бытовые условия приводят к макросоциальной педагогической запущенности, дефициту в развитии и еще больше усугубляют уже имеющиеся Продолжение таблицы 1неблагоприятные факторы развития ребенка и его речи. Характер взаимоотношений между родителями может тоже отразиться на развитии речи детей.

Моторика

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой, графическими материалами, пластилином, ножницами и прочими художественными материалами.

Почерк понятный. Способны к различным видам ручного труда. В изобразительном искусстве может выражаться при рисовании, лепке мелких деталей, при изготовлении различных видов аппликаций.

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано и с развитием речи. Ребёнок не может ясно высказать свою мысль, объяснить точку зрения. Развивать мелкую моторику ребёнок может не только в школе, посещая кружки, но и дома. В изобразительном искусстве при использовании нетрадиционных техник рисования (рисование ватными палочками, ватными дисками)

Волевая саморегуляция

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью (в связи с возрастными особенностями.). Несовершенство регулирующей функции проявляется в свойственных детям особенностях организации деятельности и эмоциональной сферы. Первоклассники особенно легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

 

Способны сохранять активность в течение всего урока. Способны работать в едином темпе со всем классом. Усидчивость на уроке практически сформирована.

Воля проявляется в умении совершать необходимые действия или сдерживать их, преодолевая различные внешние или внутренние препятствия. Волевые процессы инициируют, заставляют начать то или иное действие, преодолевая препятствия, стабилизируют поддержание активности на должном уровне. На уроках изобразительного искусства можно использовать мелодии при рисовании, проведение интересных физминуток, сопровождение рисования стихотворением или прозой.

Окончание таблицы 1

Также в младшем школьном возрасте формируются и изобразительные умения. Как считает Г.К. Селевко, что «изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий – это уже изобразительная задача» [14].

Т.С. Комарова под изобразительными умениями младшего школьного

возраста выделяла совокупность следующих изобразительных умений:

·       умение использовать простой карандаш и другие графические материалы, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта;

·       умение по-разному держать карандаш, кисть и другие графические материалы при различных приемах рисования;

·       умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге;

·       умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине прямоугольник, квадрат;

·       умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине;

·       умение получать разнообразные оттенки цвета.

В дополнение Т.С.Комаровой была разработана классификация умений и навыков изображения для детей младшего школьного возраста, которая представлена в таблице 2 [9].

Таблица 2 «Классификация технических навыков и умений»

Группы классификации

Навыки

Умения

I группа

Навыки и умения владения инструментом

1.Навык держания карандаша и кисти

2.Навык положения руки с карандашом при рисование вертикальных и горизонтальных линий

3.Навык ведения линий кистью

4.Навык держание кисти при рисовании тонких и широких линий

Умение свободно владеть кистью при различных приемах рисования

II группа

Навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке

1.Навыки произвольной регуляции силы нажима

2.Навык произвольного изменения амплитуды

3.Навык произвольного изменения скорости движения.

4.Навык прекращения движения в нужной точке.

5. Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений

Умение регулировать движение в соответствии с задачами изображения.

III группа.

Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов

Навык удержания направленности движения

1.Умение изменять направление движения

2.Умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине

3.Умение подчинять движение соразмерению изображений или их частей по величине

 

Из таблицы видно, что развитие у детей младшего школьного возраста умений в изобразительной деятельности напрямую зависит от овладения детьми определенными техническими навыками изображения.

Формирование изобразительных умений на уроках изобразительного искусства, по мнению Г.Г. Григорьевой, также обуславливается рядом условий:

·       создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять младшего школьника, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;

·       создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;

·       восхищение каждой идеей младших школьников;

·       важное значение имеет подготовительная работа перед уроком, когда учитель развивает у учащихся восприятие, наблюдательность, воображение,

·       представления, зрительную память;

·       главная направленность работы учителя заключается в развитии самостоятельных действий школьников.  Это происходит на каждом этапе деятельности: при формировании замысла выбор объекта, содержание будущей композиции, отборе материала: бумага, краски, пастель, восковые мелки, гелиевые ручки, фломастеры, акварельные карандаши и т.д, реализации замысла нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, оценке продукта деятельности.

·       понимание учителем сущности изобразительных умений в целом;

·       уметь организовывать учебный процесс на уроке так, чтобы сформировать интерес, мотивировать на данный вид деятельности;

·                   проводить систематическую и целенаправленную работу по формированию изобразительных умений младших школьников в различных видах [7].

Результатом развития изобразительных умений можно считать единство трех показателей развитости изобразительных умений по Л.В. Петуховой (Таблица 3).

Таблица 3.Показатели и характеристики развития изобразительных навыков

Показатели

Характеристика показателей развитости изобразительных

навыков

Восприятие и связанное с ним представление

 

Оперирование имеющимися представлениями в совокупности со зрительными образами, полученными через восприятие цвета, формы, величины, пропорциональности и пространственного соотношения и создают полноценный образ, необходимый для реализации его в рисунке.

Овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа)

 

Овладение комплексом умений и навыков изображения посредствам, которых происходит передача эмоций и отношений к изображаемому объекту. К ним относятся: цвет, линия, композиция, движение, оригинальность, реализм.

Овладение техникой рисунка

 

Владение материалами и инструментами, способами их использования для целей изображения и художественного

выражения. В понятие техники включается также развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придаётся умелому, правильному изображению контура, формы предмета.

 

Исходя из данных результатов следует выделить эффективные способы обучения младших школьников изобразительным умениям.

Большое значение в формировании правильных способов действия с

карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности младших школьников, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности, является формирование представлений, обучающихся о движении руки при изображении.

Существуют программы, в системе работы, которых используются нетрадиционные методы и способы развития изобразительных умений.

К.К.Утробина и Г.Ф.Утробин подчеркивают необходимость нетрадиционных методов на уроках изобразительного искусства, так как сформированность навыков и умений, препятствует изображению замысла правильно рисовать предметы объективного мира и художественного восприятия. Вызывает затруднение у учащихся изображение предметов кончиком кисти. Способ раскрашивания работы красками, используя мазки и

 метод заливки. Они предлагают использовать метод рисования пальчиками,

«тычком», печатками и др [15].

В процессе закрашивания «тычками» не совсем правильно нарисованная форма, не мешает пониманию изображаемого предмета, а нарисованные предметы получаются приближенными к подлинным. Для раскрашивания необходима густая гуашь и жесткая кисть. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать «тычкообразные» движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Гуашь позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания.

Деятельность младших школьников приобретает осознанный характер, у учащихся воспитывается умение сначала представить, придумать, что он собирается изобразить, а затем начинать рисовать. Обучающиеся понимают, хорошо или плохо выполнена работа, оценка рисунков в конце урока приобретает развернутый и обоснованный характер.

Повышение уровня оценки вызывает интерес к достижению более высокого качества работы. Потребность в усвоении изобразительных умений у школьников вырабатывается хороший темп выполнения работы, развивается способность работать без отвлечений.

У младших школьников движения рук делаются более гибкими, ловкими и свободными. Этому способствует развитие крупной и мелкой моторики. В рисовании обучающиеся учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, овалы и волнистые линии.

Приобретенные умения правильного и свободного пользования материалом должны им пользоваться не механически, а с учётом особенностей предмета изображения. Н.П.Сакулина подчеркивала, что «отсутствие у обучающихся отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение и формирование графических навыков и умений. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании, а не при простом вглядывании [13].

Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен учителем, с тем, чтобы школьники, прежде всего, воспринимали те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет.

Таким образом, изобразительные умения младших школьников представляют собой освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому, а также умения, которые необходимы ему в процессе выполнения изобразительной деятельности.

К таким умениям можно отнести правильную передачу пропорций изображаемых предметов, использование рабочих материалов в зависимости от выбранного вида деятельности, применение в работе цветовых сочетаний, делающих изображения яркими, красочными и так далее.


 

Глава 2 Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства как средство формирования изобразительных умений младших школьников

2.1 Особенности организации уроков изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования изобразительное искусство (далее- ИЗО) в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа воображения, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности [2].

В примерной основной образовательной программе начального общего образования определена цель преподавания предмета «Изобразительное искусство», которая состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. 

Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры.

Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.

Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).

На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1 - 4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 - 4 классах обязательно. Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», - 135 ч (один час в неделю в каждом классе).                       1 класс - 33 ч, 2 класс - 34 ч, 3 класс - 34 ч, 4 класс - 34 ч [3].

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусства.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе должно иметь несколько уровней результатов: предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметными результатами являются:

1.            Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2.            Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3.            Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4.            Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

Метапредметные результаты изучения учебного предмета:

1.            Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

2.            Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

3.            Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания различных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

4.            Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

5.            Формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно - продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

6.            Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, способной и одноклассников.

Личностные результаты учебного предмета:

1.       В ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовной традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

2.       В познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

3.       В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в различных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Структура урока изобразительного искусства отличается от структуры учебной деятельности. Рассмотрим обобщенные этапы урока ИЗО.

1) Организационный этап. Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, создать психологический комфорт; обозначить тему и цель занятия, составить план по достижению поставленной цели.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задача: проверить готовность к уроку; создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

3) Актуализация знаний. Задача: актуализировать знания обучающихся о технике безопасности при работе с различными материалами; актуализировать знания по прошлой теме урока.

4) Первичное усвоение новых знаний. Задача: добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

5) Первичная проверка понимания. Задача: систематизировать знания и умения обучающихся, отработать умение применять их на практике.

6) Первичное закрепление. Задача: закрепить полученные знания при анализе произведения искусства (готового образца).

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задача: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Также на данном этапе урока существуют дополнительные задачи по изобразительному искусству, такие как:

Изобразительная: учить обучающихся изображать какой-либо предмет, явление или действие, передавая его внешние и характерные черты по заданному алгоритму.

Техническая: совершенствовать навыки рисования при помощи средств художественного выражения для достижения замысла в графике- точка, линия, штрих, пятно.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции;

Цветовая: совершенствовать умение подбирать цвета, грамотно сочетать их в соответствии с темой урока (то, что мы изображаем).

8) Рефлексия. Задача: подвести итоги работы, оценить результаты деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.  Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

В 1 классе ставится задача научить детей передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь между предметами, некоторые пространственные свойства и отношения предметов (основания близких предметов на бумаге изображаются ниже, дальних предметов - выше, передние предметы изображаются крупнее равных по объему, но удаленных предметов), их пропорций, цвета. Рисование происходит на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.

Во 2 классе идет ознакомление с особенностями рисования тематической композиции, дается общее понятие об иллюстрациях, продолжается иллюстрирование сказок. Как говорил К.Д.Ушинский: «Рисовать - это рассуждать». Учащиеся должны научиться элементарному изображению в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета, изображаемых объектов; правильному размещению изображения на плоскости листа бумаги, передачи смысловой связи между объектами композиции; передавать в рисунке свое эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках; композиционными приемами выделять интересное в сюжете, подчеркивать главное в рисунке. Происходит развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

В 3 классе идет совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Дети знакомятся с иллюстрацией как произведением художника. Идет передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

А в 4 классе идет совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности, изучение композиционных закономерностей. Учащиеся обобщают знания, полученные в 1 - 3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности, которые реализуются на уроках изобразительного искусства через следующие виды деятельности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы, использование различных графических материалов и др.

Организация видов деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Для организации уроков изобразительного искусства учитель использует различные методы и технологии. Среди таких методов выделяют нетрадиционные методы рисования, которые благоприятствуют, развивают эстетические качества обучающихся, формируют их художественный вкус.

Нетрадиционные техники рисования - это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему - либо по средствам различных материалов [10].

Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники рисования, направлены на раскрытие правостороннего мышления. Но их отличие заключается в том, они тренируют не только стандартный набор базовых навыков, но и дают возможность расширить круг умений. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Существуют следующие нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ватными палочками, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошками, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование мятой бумагой, набрызг, волшебные веревочки, рисование песком, рисование зубочисткой, рисование мыльными пузырями, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, пластилинография (Приложение А) [5; 12].

Немаловажным при использовании нетрадиционных техник рисования, является учет средств рисования, они включают в себя: кисти, краски (акварель, гуашь, масляная краска, акрил, темпера), мольберт или планшет, бумага (акварельная, пастельная, чертежная, для гуаши, для акрила), палитра, карандаши (чернографитные (простые) цветные, акварельные, масляные и восковые), мягкий графитный материал (уголь, сангина, сепия, пастель, соусы и др), тушь, перья, пластилин, вата, ватные палочки, поролон, природные и бросовые материалы (песок, мел, пробки, нитки, зубочистки), воск, стиральная резинка, пена, мыльный раствор [7].

Таким образом, уроки изобразительного искусства - это особые уроки, на которых ученик не только познает азы науки, например, изобразительные приемы и навыки, осваивает графическую грамоту, но включен в творческий процесс восприятия искусства и действительности, порождения художественного образа и создания самостоятельного художественного продукта - рисунка. На уроки изобразительного искусства отводится один час в неделю в каждом классе.

Данные уроки направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов, а также имеет свою структуру, задачи (изобразительную, техническую, композиционную и цветовую). Также на уроках изобразительного искусства есть свои виды деятельности, такие как: восприятие действительности и произведений искусства, лепка, экскурсия, декоративно-прикладная деятельность, презентация, рисование с натуры, изображение на плоскости, рисование по памяти, педагогический рисунок, аппликация, изображение на свободную тему.

Для организации данных видов деятельности можно использовать такой метод, как нетрадиционные техники рисования.  Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники рисования, направлены на раскрытие правостороннего мышления, которые характеризуются определенным комплексом умений и навыков, способов и приёмов воображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо, используя различные средства рисования. 

2.2 Возможности нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в формировании изобразительных умений младших школьников

 

Неотъемлемой частью уроков изобразительного искусства, является формирования изобразительных умений младших школьников, осуществить это возможно при помощи нетрадиционных техник рисования, которые обусловлены соблюдением педагогических условий:

·               мотивация к творческой деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе;

·               создание творческой среды на уроках изобразительного искусства в начальной школе;

·               используется технология формирования изобразительных умений и др.

При всем многообразие мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие, такие как, чувства, интерес, успех, новизна, комфорт, компетентность учителя, связь с жизнью. Для повышения мотивации к творческой деятельности младших школьников уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы обучающиеся, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль, быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного, что благоприятно будет отражаться на формировании их изобразительных умений.

Рассмотрим возможности нетрадиционных техник рисования в формировании изобразительных умений младших школьников на примере таких техник как: тычкование, отпечатки листьев, кляксография трубочками.

1.                 Тычкование

Данная нетрадиционная техника рисования влияет на такое изобразительное умение, как умение регулировать движение в соответствии с задачами изображения.

Оборудование: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек.

Инструкция:

- Ребята, сегодня предлагаю поработать в технике «Тычкование».

- Для этого нам понадобится наш альбом, ватные палочки, гуашь, картонка, на которую вы будете откладывать использованные ватные палочки.

- У кого все это есть, поднимите правую руку.

- Отлично, перед тем, как начать работу, внимательно послушайте инструкцию.

- Нам нужно выбрать определенный цвет гуаши, взять ватную палочку и окунуть её в гуашь. Далее палочку держим вертикально к листу, и точечками рисуем контур изображения. Затем тем же способом заполняем пространство рисунка. Каждая новая краска берется новой палочкой.

При использовании данной техники рисования, учителю стоит обратить внимание на соблюдение техники безопасности, нужно внимательно следить за тем, чтобы каждая ватная палочка использовалась только для одного цвета гуаши, нужно следить за поведением обучающихся, обратить внимание на соблюдение педагогических требований.

2. Отпечатки листьев

Данная нетрадиционная техника влияет на такое изобразительное умение, как умение подчинять движение соразмерению изображений или их частей по величине.

Оборудование: бумага, мисочки с разведенной краской гуаши, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Инструкция:

- Ребята, сегодня предлагаю нарисовать картину осенней природы в технике «Отпечатки».

- На сегодняшний урок я просила вас принести опавшие листья разных деревьев, кто принёс их поднимите правую руку.

- Хорошо, вижу, что все готовы. Кто на перемене подготовил миски с разведенной краской гуаши, хлопните в ладоши один раз?

- Отлично, теперь внимательно послушайте, как мы будем с вами работать.

- Сейчас мы с вами будем окунать листок дерева в мисочку с краской, держа его за черешок, затем прикладывать его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз мы будем брать новый листок. Черешки у листьев будем дорисовывать кистью.

При использовании данной техники рисования, учителю стоит обратить внимание на соблюдение инструкции, учитель должен проверить, чтобы все дети работали с гуашью. Вероятнее всего, у детей могут быть некоторые листья сухие, нужно сказать о том, что сухие листья брать не нужно, ведь они могут рассыпаться. Нужно следить за тем, чтобы использованные листья дети убирали.

3. Кляксография трубочками

Данная нетрадиционная техника влияет на такое изобразительное умение, как умение изменять направление движения.

Оборудование: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Инструкция:

- Ребята, сегодня предлагаю поработать в очень интересной технике, которая называется «Кляксография трубочками».

- Перед тем, как начать работать, внимательно послушайте инструкцию.

- Вам нужно зачерпнуть краску пластиковой ложкой, вылить ее на лист бумаги. Затем на это пятно нам нужно подуть так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги.  Недостающие детали мы с вами дорисуем кистью.

При использовании данной техники рисования, учителю стоит обратить внимание на то, что дети будут работать с трубочкой, а значит перед работой необходимо провести дыхательную гимнастику, а также во время использования следить за физическим состоянием детей.

Таким образом, можно сказать, что использование нетрадиционных техник рисования целесообразно использовать для формирования изобразительных умений младших школьников, так как благодаря им тренируются не только стандартный набор базовых навыков, но и создается возможность расширить данный круг умений через знакомство обучающихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепления приобретенных умений и навыков через показ широты их возможного применения.

 


 

Заключение

 

Целью исследования курсовой работы являлось: рассмотрение возможностей формирования изобразительных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.                 Раскрыть определение понятия «изобразительные умения».

2.                 Представить характеристику изобразительных умений младших школьников.

3.     Описать особенности организации уроков изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования.

4.     Раскрыть возможности нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в формировании изобразительных умений младших школьников.

         При решении первой задачи был рассмотрен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором говорится о формировании основ умения учиться, мы раскрыли такие понятия как «умения» и «изобразительные умения» под которым принято считать навыки, опыт в изобразительной, наглядной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений, они представляют собой освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому.

Для решения второй задачи, была рассмотрена периодизация Льва Семеновича Выготского, который говорит о том, что младший школьный возраст начинается с 6 - 7 лет, когда ребенок приходит обучаться в школу, а заканчивается в 10 - 11 лет. Его ведущей деятельностью становится учебная, в которой осваиваются правила и способы учебных действий и развиваются интеллектуальные, познавательные способности, характеризующиеся развитием высших психических функций. На основе этого были описаны изобразительные умения младших школьников, которые представляют собой освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому, а также умения, которые необходимы ему в процессе выполнения изобразительной деятельности.

К таким умениям можно отнести правильную передачу пропорций изображаемых предметов, использование рабочих материалов в зависимости от выбранного вида деятельности, применение в работе цветовых сочетаний, делающих изображения яркими, красочными и так далее.

Для решения третьей задачи, мы рассмотрели урок изобразительного искусства, на который отводится один час в неделю в каждом классе. Он направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов, а также имеет свою структуру, что сопровождается дополнительными задачами (изобразительную, техническую, композиционную и цветовую) на этапах реализации. На уроках изобразительного искусства есть свои виды деятельности, такие как: восприятие действительности и произведений искусства, лепка, экскурсия, декоративно-прикладная деятельность, презентация, рисование с натуры, изображение на плоскости, рисование по памяти, педагогический рисунок, аппликация, изображение на свободную тему.

Для организации данных видов деятельности можно использовать такой метод, как нетрадиционные техники рисования.  Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники рисования, направлены на раскрытие правостороннего мышления, которые характеризуются определенным комплексом умений и навыков, способов и приёмов воображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо, используя различные средства рисования. 

Для решения четвертой задачи мы раскрыли возможности использования  нетрадиционных техник рисования в формировании изобразительных умений младших школьников, так как благодаря им тренируются не только стандартный набор базовых навыков, но и создается возможность расширить данный круг умений через знакомство обучающихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепления приобретенных умений и навыков через показ широты их возможного применения.

Дальнейшее исследование планируется в выпускной квалификационной работе по теме «Особенности развития изобразительных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования в 3 классе».

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286. – Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 19.12.2022).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; https://base.garant.ru/70535556/

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; https://base.garant.ru/70535556/  

4. Бойкова И.А. Роль нетрадиционных техник рисования на занятиях ИЗО для младших школьников // Продленка. - 14.12.2016. - Ст. 6

5. Галиулина Ф. К. Аппликация из стружек// Начальная школа. №3, 2016г. С. 34

6. Григорьева, Г. Г. Развитие младших школьников в изобразительной деятельности[Текст]: учебное пособие для студентов высших пед. учеб.заведений. /Г. Г. Григорьева – Москва: Инфра, 2006 - 344с.

7. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе // 11 KLASOV URL: https://file.11klasov.net/11911-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-metodika-ego-prepodavanija-v-nachalnoj-shkole-sokolnikova-nm.html (дата обращения: 28.01.2023).

8. Т.С.Комарова,. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учебное пособие / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова. - М.: Просвещение, 1991 – 256 с

9.                  Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования /Т.С. Комарова – 2-е изд. Перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1970. –158 с.

10.            Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова; - Москва: Просвещение, 1987. – 128 с.

11.             Л.С. Выготский. Возрастная и педагогическая психология. Сборник статей, - М. 1990г.]

12.            Полуянов Д. Воображение и способности. - М. :3нание, 2015г. С. 50\

13.            Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982 –208 с.

14.            Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998 – 256 с.

15.            Утробина, К.К.Увлекательное рисование с использованием нетрадиционных техник. Рисуем и познаем окружающий мир [Текст]: учебное пособие / К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. - М.: Гном и Д, 2007 – 64 с.

16.            Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий // STUDMED URL: https://www.studmed.ru/galperin-p-ya-talyzina-n-f-red-formirovanie-znaniy-i (дата обращения: 26.12.2022).


 

Приложение А

Нетрадиционные техники рисования

 

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, акварель или гуашь, бумага любого цвета и формата,  либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способы получения изображения: ребенок опускает в краску кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки

Способ получения изображения: обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.  После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.

На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

Рисование ладошками

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, или ребенок опускает в блюдечко с гуашью ладошку, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.

Рисование нитками

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей.

Рисование на сырой мятой бумаге

Средства выразительности: цвет, пятно, фактура.

Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: лист бумаги осторожно смять, чтобы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по-сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.     

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка,  расческа с зубчиками в один ряд.

Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография заключается в том, чтобы научить детей делать разноцветные кляксы. Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Можно получить фантастическое изображение, не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки - кляксы забегают по листу.

Свеча и акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения:

Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем закрашивают лист акварелью в один или несколько цветов. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Рисунок свечой остается белым.

Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.

Печать по трафарету

Средства выразительности: пятно, фактура.

Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролоновая губка.

Способ получения изображения: ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролоновую губку в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Поролоновый тычок

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона, закрученный на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.

Способ получения изображения: ребенок обмакивает палочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.

Восковые мелки и акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Точечный рисунок

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материал: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек.

Способ получения изображения: 

Ватная палочка окунается в густую краску. Далее палочку держим вертикально к листу, и точечками рисуется контур изображения. Затем тем же способом заполняем пространство рисунка. Каждая новая краска берется новой палочкой. Дети старшего возраста могут рисовать картины самостоятельно, а малышам дают листы бумаги с уже нарисованным контуром.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, мисочки с разведенной краской гуаши, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, либо окунает лист в мисочку с краской, держа его за черешок, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Метод монотипии. Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения:

Ребенку предлагается свернуть альбомный лист пополам и на одной половине нарисовать акварельные или гуашевые пятна. Затем сложить листок по линии сгиба и прогладить рукой так, чтобы пятна отпечатались на другой половине листа. Полученные симметричные пятна ребенку предлагается рассмотреть и подумать, на что они похожи. Далее можно взять кисть, карандаш или фломастер и дорисовать кляксу, чтобы получился предметный рисунок: животное, человек, сюжетная сценка и пр.

Обучающийся складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Пейзаж получается размытым. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Рисование на мокрой бумаге

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: бумага, краска, вода, кисть, губка, салфетки.

Способ получения изображения:

Лист бумаги смачивается чистой водой (тампоном, поролоном или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой нанести изображение. Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка с разведенной краской гуаши, бумага любого цвета и размера, смятая бумага (бумажные салфетки).

Способ получения изображения: ребенок окунает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Использовать эту технику лучше при создании образов природы «Зелень деревьев», «Тучки», «Лужицы кругом» и др.

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.

Способ получения изображения: ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: гуашь,  бумага любого цвета и размера, пробки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает пробку в краску и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется пробка.

Рисование расческой

Средства выразительности: объемность, фактура, линия,  цвет.

Материалы: плотная бумага, акварель, расческа, вода в блюдечке.

Способ получения изображения:

Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам расческа позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Расческу нельзя сильно мочить, то есть полусухую окунаем в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе.

Рисование солью

Средства выразительности: объемность, фактура, цвет.

Материалы: лист бумаги, клей пва, соль, краски, кисточки.

Способ получения изображения:

Рисунок наносим клеем, а затем посыпаем соль на клей. Через минуту лишнюю соль стряхнуть,  и начинаем раскрашивать кистью точечно, краска расплывается по рисунку.

Витраж

Средства выразительности: объемность, фактура, линия , цвет.

Материалы: лист бумаги, клей пва, краска гуашь, кисточка.

Способ получения изображения:

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно рисунок можно нарисовать карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть.  Этот этап можно сделать заранее. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться, и краска ложится как бы внутрь рисунка. Далее берется чёрная краска и прорисовывается рисунок по всему контуру.


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

Сборник конструктовуроков изобразительного искусства для обучающихся третьего класса по формированию изобразительных умений с использованием нетрадиционных техник рисования

Сборник конструктовуроков изобразительного искусства для обучающихся третьего класса по формированию изобразительных умений с использованием нетрадиционных техник рисования

Введение Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее-

Введение Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее-

Для организации урока изобразительного искусства учитель использует различные методы и технологии

Для организации урока изобразительного искусства учитель использует различные методы и технологии

В процессе исследования были использованы следующие методы исследования :

В процессе исследования были использованы следующие методы исследования :

Глава 1 Теоретические основы формирования изобразительных умений мл адших школьников 1

Глава 1 Теоретические основы формирования изобразительных умений мл адших школьников 1

У детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности происходит формирование изобразительных умений

У детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности происходит формирование изобразительных умений

К опорным свойствам изобразительных умений относятся: · высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы,…

К опорным свойствам изобразительных умений относятся: · высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы,…

Рисунок 1. Структура понятия «изобразительные умения»

Рисунок 1. Структура понятия «изобразительные умения»

Характеристика изобразительных умений младших школьников

Характеристика изобразительных умений младших школьников

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни

Мышление младших школьников находится на переломной стадии развития

Мышление младших школьников находится на переломной стадии развития

Восприятие Фрагментарное восприятие, детям трудно классифицировать и обобщать информацию, сравнивать иллюстрации художников и свои собственные

Восприятие Фрагментарное восприятие, детям трудно классифицировать и обобщать информацию, сравнивать иллюстрации художников и свои собственные

Характер взаимоотношений между родителями может тоже отразиться на развитии речи детей

Характер взаимоотношений между родителями может тоже отразиться на развитии речи детей

Волевая саморегуляция

Волевая саморегуляция

В дополнение Т.С.Комаровой была разработана классификация умений и навыков изображения для детей младшего школьного возраста, которая представлена в таблице 2 [9]

В дополнение Т.С.Комаровой была разработана классификация умений и навыков изображения для детей младшего школьного возраста, которая представлена в таблице 2 [9]

Из таблицы видно, что развитие у детей младшего школьного возраста умений в изобразительной деятельности напрямую зависит от овладения детьми определенными техническими навыками изображения

Из таблицы видно, что развитие у детей младшего школьного возраста умений в изобразительной деятельности напрямую зависит от овладения детьми определенными техническими навыками изображения

Таблица 3.Показатели и характеристики развития изобразительных навыков

Таблица 3.Показатели и характеристики развития изобразительных навыков

Они предлагают использовать метод рисования пальчиками, «тычком», печатками и др [15]

Они предлагают использовать метод рисования пальчиками, «тычком», печатками и др [15]

Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен учителем, с тем, чтобы школьники, прежде всего, воспринимали те свойства предмета, которые особенно важны…

Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен учителем, с тем, чтобы школьники, прежде всего, воспринимали те свойства предмета, которые особенно важны…

Глава 2 Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства как средство формирования изобразительных умений младших школьников 2

Глава 2 Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства как средство формирования изобразительных умений младших школьников 2

Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных…

Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных…

Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1 - 4 классов программы начального общего образования в объёме 1…

Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1 - 4 классов программы начального общего образования в объёме 1…

Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др

Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др

Структура урока изобразительного искусства отличается от структуры учебной деятельности

Структура урока изобразительного искусства отличается от структуры учебной деятельности

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции;

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции;

Рисование происходит на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок

Рисование происходит на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок

Организация видов деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Организация видов деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Таким образом, уроки изобразительного искусства - это особые уроки , на которых ученик не только познает азы науки, например, изобразительные приемы и навыки, осваивает графическую…

Таким образом, уроки изобразительного искусства - это особые уроки , на которых ученик не только познает азы науки, например, изобразительные приемы и навыки, осваивает графическую…

Возможности нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в формировании изобразительных умений младших школьников

Возможности нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в формировании изобразительных умений младших школьников

Оборудование: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек

Оборудование: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек

Хорошо, вижу, что все готовы. Кто на перемене подготовил миски с разведенной краской гуаши, хлопните в ладоши один раз? -

Хорошо, вижу, что все готовы. Кто на перемене подготовил миски с разведенной краской гуаши, хлопните в ладоши один раз? -

умений младших школьников, так как благодаря им тренируются не только стандартный набор базовых навыков, но и создается возможность расширить данный круг умений через знакомство обучающихся…

умений младших школьников, так как благодаря им тренируются не только стандартный набор базовых навыков, но и создается возможность расширить данный круг умений через знакомство обучающихся…

Заключение Целью исследования курсовой работы являлось: рассмотрение возможностей формирования изобразительных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования

Заключение Целью исследования курсовой работы являлось: рассмотрение возможностей формирования изобразительных умений младших школьников на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования

На основе этого были описаны изобразительные умения младших школьников, которые представляют собой освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений…

На основе этого были описаны изобразительные умения младших школьников, которые представляют собой освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений…

Для решения четвертой задачи мы раскрыли возможности использования нетрадиционных техник рисования в формировании изобразительных умений младших школьников, так как благодаря им тренируются не только стандартный…

Для решения четвертой задачи мы раскрыли возможности использования нетрадиционных техник рисования в формировании изобразительных умений младших школьников, так как благодаря им тренируются не только стандартный…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования /Т

Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования /Т

Приложение А Нетрадиционные техники рисования

Приложение А Нетрадиционные техники рисования

Можно использовать одновременно несколько цветов

Можно использовать одновременно несколько цветов

Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой

Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой

Печать по трафарету Средства выразительности : пятно, фактура

Печать по трафарету Средства выразительности : пятно, фактура

Ватная палочка окунается в густую краску

Ватная палочка окунается в густую краску

Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

Способ получения изображения: ребенок окунает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу

Способ получения изображения: ребенок окунает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу

Способ получения изображения:

Способ получения изображения:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2024