СБОРНИК МЕТОДИК
ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОГО
КОЛЛЕКТИВА И
ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
АНКЕТА СТАРШЕКЛАССНИКА
«Я И СМЫСЛ МОЕЙ ЖИЗНИ».
Цель: выявить доминирующие ценностные ориентации членов классного общества.
Ход проведения: Учащимся предлагается заполнить бланк анкеты со следующими заданиями и вопросами:
Дорогой друг!
Предлагаем тебе и твоим одноклассникам подумать о смысле и ценностях жизни человека.
Выполни, пожалуйста, следующие предложения:
1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь – это …
Счастливый человек – это тот, кто…
Больше всего я ценю в людях…
Смысл моей жизни заключается в том, что…
2. Укажите, какие из перечисленных ниже целей жизни и качеств человека для тебя является важными. Обведи кружком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом.
Цифры обозначают: 1-совсем неважно,
2-почти неважно,
3-немного важно,
4-довольно важно,
5-очень важно.
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценка 1 2 3 4 5
Уверенность в себе /свобода от внутренних противоречий, сомнений/1 2 3 4 5
Материальная обеспеченность /отсутствие материальных затруднений/1 2 3 4 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.Анкета старшеклассника «я и смысл моей жизни»…...3
2.Игра-путешествие «По морю любимых занятий»…….6
3.Методика «Цветник-семицветик»………………….......8
4.Методика определения общественной активности учащихся……………………………………………………9
5.Методика «социально-психологическая самоаттестация коллектива»……………………………………………….13
6.Тест Люшера……………………………………………16
7.Интерпретация результатов тестирования……………21
8.Интерпретация цветных пар по Люшеру……………..26
9.Тест Торенса…………………………………………….37
Здоровье /физическое и психическое/1 2 3 4 5
Удовольствия /жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени/ 1 2 3 4 5
Интересная работа 1 2 3 4 5
Любовь /духовная и физическая близость с любимым человеком/ 1 2 3 4 5
Свобода как независимость в поступках и действиях 1 2 3 4 5
Хорошие и верные друзья 1 2 3 4 5
Красота /переживания прекрасного в природе и искусстве/ 1 2 3 4 5
Познание /возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития/ 1 2 3 4 5
Счастливая семейная жизнь 1 2 3 4 5
Творчество /возможность творческой деятельности/ 1 2 3 4 5
Общественное признание /уважение окружающих, коллектива, товарищей/ 1 2 3 4 5
Активная, деятельная жизнь 1 2 3 4 5
Равенство /братство, равные возможности для всех/ 1 2 3 4 5
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности /подчеркните перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению/?
· на уроке,
· в общественных делах,
· на занятиях кружка, клуба, секции,
· при проведении досуга,
· нигде,
· где ещё /допиши/ _________________
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают /подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению/?
|
· дома,
· в классе,
· в кружке, клубе, секции,
· в компании друзей,
· нигде,
· где ещё /допиши/_____________
Спасибо!
Обработка и интерпретация полученных данных. Анализ результатов выполнения первого задания позволит педагогу понять направленность личности учащегося: на реализацию духовных и/или материальных потребностей, на добро и/или зло, на пользу себе и/или окружающим. Ответы учащихся на вопросы второго задания могут быть использованы классным руководителем для определения доминирующих ценностных ориентаций в классном обществе. В качестве дополнительной информации о самореализации и самоутверждении личности учащихся класса можно рассматривать ответы старшеклассников на третий и четвёртый вопросы.
ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЮ
ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ».
Цель: определение интересов и потребностей младших школьников. Ход проведения игры. Учитель сообщает детям, что они отправляются в путешествие по «морю любимых занятий» и каждый выберет себе там дело, которое ему понравится. Выбирать надо такое занятие или дело, которое ребёнок захочет и сможет потом выполнить самостоятельно или вместе с одноклассниками. Выбирается вид транспорта, капитан, и дети «путешествуют с одного острова на другой». К доске прикрепляется «карта», на которой изображено «море». Постепенно на «море» появляются «острова». Форма всех «островов» одинаковая: все «острова» имеют по пять «бухт», в каждой из них можно заниматься каким ни будь делом. Надо выбрать любимое.
«Остров» труда: ● Мастерить,
● Шить или вязать,
● Ухаживать за животными или растениями,
● Изготавливать игрушки,
● ?
«Остров» красоты: ● Петь,
● Танцевать,
● Ходить и ездить на экскурсии,
● Рисовать,
● ?
«Остров» игр: ● Играть в подвижные игры,
● Заниматься спортом,
● Играть в шахматы и шашки,
● Участвовать в КВН и конкурсах,
● ?
|
● Рассматривать художественные альбомы и открытки,
● Слушать стихи и музыку,
● Помогать младшим и сверстникам в учёбе,
● ?
Ответы записываются каждым учеником индивидуально на своём листочке. После выполнения этого задания детям предлагается записать тот «остров», к которому они в следующий раз «поплывут» в первую очередь…
МЕТОДИКА «ЦВЕТНИК - СЕМИЦВЕТИК».
Цель: выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проран жированы.
Обработка и интерпретация результатов. Для анализа результатов удобно составить следующую таблицу:
Ф.И.О |
Желание для себя |
Для родных и близких |
Для класса и школы |
Для всех людей |
|
1.Антонова Аня |
3 |
|
1, 2, 6 |
4, 5 |
7 |
|
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Цель: определить общественную активность учащихся.
Необходимо для проведения. На доске составляется список учащихся с порядковым номером перед каждой фамилией, а также даётся краткое описание ориентиров для оценки общественной активности школьников. Предлагается 5 ориентиров:
1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива.
2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.
3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.
4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.
5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.
Ход проведения. Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое внимание на условие испытуемыми содержательных характеристик ориентиров. Затем испытуемые заносят на листок бумаги в первую строку номера самых активных учащихся, соответствующим требованиям 1-го ориентира, во вторую строку – тех, кто соответствует требованиям 2-го ориентира и так далее до тех пор, пока не будут занесены порядковые номера всех учащихся в пять отведённых строк. В одну из пяти строк учащийся заносит свой порядковый номер, тем самым осуществляя самооценку собственной активности. Подписанные учащимися листки сдаются исследователю.
Обработка и интерпретация полученных данных. Исследователь обрабатывает полученные с помощью следующей матрицы.
№ п/п |
Ф.И |
Кого оценивают |
|||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Андреев С. |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
2. |
Бибикова Н. |
2 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
3. |
Демченкова В. |
4 |
3 |
2 |
2 |
5 |
3 |
3 |
1 |
2 |
5 |
4. |
Дроздова В. |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
3 |
3 |
1 |
2 |
5 |
5. |
Иванов П. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
5 |
6. |
Кузнецова Л. |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 |
7. |
Кутасов А. |
4 |
4 |
1 |
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
3 |
5 |
8. |
Ладзина Н. |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
5 |
9. |
Лаптев В. |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
10. |
Леонов В. |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
Сумма оценок /исключая самооценку/ |
|
||||||||||
28 30 10 25 36 25 31 11 17 43 |
|||||||||||
Количество оценок /исключая самооценку/ |
|
||||||||||
9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 |
|||||||||||
Средняя оценка |
3,1 3,3 1,1 2,8 4,0 2,8 3,4 1,2 1,9 4,8 |
|
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся в матрицу его оценки общественной активности своих товарищей. Например, если Андреев С. в ходе эксперимента внёс фамилию Демченковой В. в первую строку, то в матрицу становится цифра 1 на пересечении строки и третьего столбца, если тот же испытуемый внёс фамилию Леонова В. в пятую строку, то цифра 5 становится на пересечении первой строки и десятого столбца. Внизу подсчитывается количество оценок, полученных каждым испытуемым /по вертикали сверху вниз/, исключая самооценку учащихся. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рассматриваться как статус активности учащихся:
Статус активности учащихся
По уровню статус активности можно квалифицировать испытуемых на 5 групп:
№ п/п |
Степень и характер активности учащихся |
Величина статуса |
||
1. |
Высокая /организаторская/ активность |
А |
1,5 |
|
2. |
Хорошая /активно-исполнительная/ активность |
1,5 |
А |
2,5 |
3. |
Средняя /пассивно-исполнительная/ активность |
2,5 |
А |
3,5 |
4. |
Низкая /принудительная/ активность |
3,5 |
А |
4,5 |
5. |
Активность не проявляется |
4,5 |
А |
|
На основании приведённых нами данных можно классифицировать испытуемых следующим образом:
1-я группа-Демченкова В., Ладзина Н.
2-я группа-Лаптев В.
3-я группа-Андреев С., Бибикова Н., Дроздова В., Кузнецова Л.
4-я группа-Иванов П.
5-я группа-Леонов В.
Сопоставление самооценки /в матрице самооценки выделены шрифтом/ и оценки общественной активности позволяют определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников.
|
МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА».
Цель: определить эталонность общности в восприятии её членов. Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:
А теперь давай поразмышляем о твоём классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладает перечисленными качествами.
Выберите одну из букв, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.
Буквы означают: н-никто,
м-меньшинство,
п-половина,
б-большинство,
в-все.
1. Свои слова подтверждают делом.
2. Все вопросы решают сообща.
3. Правильно понимают трудности, стоящие перед классом.
4. Радуются успехам товарищей.
5. Помогают новичкам, ребятам из младших классов.
6. Не сорятся, когда распределяют обязанности.
7. Знают задачи, стоящие перед классом.
8. Требовательны к себе и другим.
9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
10. Принципиально оценивают успехи коллектива.
11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.
12. К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования.
13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
14. Знают итоги работы коллектива.
15. Сознательно подчиняются дисциплине.
16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса.
17. Одинаково оценивают общие неудачи.
18. Уважают друг друга.
19. Радуются успеху новичков и ребят из других классов.
20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.
21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.
22. По-хозяйски относят к общественному добру.
23. Поддерживают принятые в классе традиции.
24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.
25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
26. Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов.
27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
28. Хорошо знают, как обстоят дела друг друга.
Ход проведения. После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.
Обработка и интерпретация полученных данных. Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала.
в-4 балла,
б-3 балла,
п-2 балла,
м-1 балл,
|
Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.
Матрица для определения эталонности общности.
Ф.И. |
Ответы |
Сумма баллов |
Количество ответов |
|||||
|
||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
… |
27 |
28 |
|
ИТОГО: |
!!! |
|
|
|
|
|
|
|
Показателем эталонности общности в восприятии её членов /М/ является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.
Принято считать, что если /М/ составляет не менее 75% от максимально возможной оценки /в нашем случае М 3/, то можно констатировать высокий уровень эталонности общности, если же М составляет 50-74% /2 М 3/ или менее 50% /М 2/, то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятии её членов.
ТЕСТ ЛЮШЕРА
Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике.
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определённую деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнёров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.
Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) Синий – спокойствие, удовлетворённость;
2) Сине-зелёный – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) Оранжево – красный – символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) Светло – жёлтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
|
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый, 6) коричневый, 7)чёрный, 8)нулевой (0) символизирует негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.
Инструкция(для психолога): “Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п.
Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в расположенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной к верху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.
Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй – действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования”.
В результате тестирования получаем восемь позиций:
первая и вторая – явное предпочтение (обозначаются ++);
третья и четвёртая - предпочтение (обозначаются хх);
пятая и шестая – безразличие к цвету (==);
седьмая и восьмая – антипатия к цвету (--).
На основании анализа более 3600 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:
1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);
2-я позицияпоказывает цель, к которой стремится испытуемый;
3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;
5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает своё состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определённой ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;
7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.
|
+ + х х = = - -
3 4 1 0 2 5 6 7.
Зоны ++; хх; ==; - - образуют 4 функциональные группы.
! !! !!!
С СС
+ + +
6 0 7
Считается, что чем больше знаков }!~, тем прогноз не благоприятнее.
С учётом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психологических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности напряжённости.
Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последний 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком}-~). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.
Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?
Может быть так же проанализировано отношение цветов во 2-й и 3-й позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и оценкой реального своего состояния.
Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьёзные заключения о чертах личности, её психологических особенностях.
|
Интерпретация результатов тестирования
Как отмечалось,одним из приёмов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.
Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, номера 1 и 2 (синий и жёлтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчёркивается их общая черта – субъективная направленность }вовнутрь~. Совместное положение цветов номер 2 и 3 (зелёного и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов номер 3 и 4 (красного и жёлтого) подчёркивает направленность }вовне~. Сочетание цветов номер 1 и 4 (синего и жёлтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов номер 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчёркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности }вовне~ (красный цвет). Сочетание зелёного и жёлтого цветов (номер 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления }вовнутрь~,автономности, упрямства стремлению }вовне~, зависимости от среды.
Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические потребности:
№ 1 (синий) – потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
№ 2 (зелёный) – потребность в самоутверждении;
№ 3 (красный) – потребность активно действовать и добиваться успеха;
№ 4 (жёлтый)– потребность в перспективе, надеждах на лучшее мечтах.
М. Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов).
Две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьёзные конфликты приведены в таблице.
Таблица
Позиции 1,2 |
7,8 |
||||||
0 |
4 |
хх |
0 |
1 |
хх |
||
0 |
6 |
хх |
0 |
2 |
ххх |
||
0 |
7 |
ххх |
0 |
3 |
хх |
||
1 |
7 |
хх |
0 |
4 |
хх |
||
2 |
7 |
хх |
1 |
2 |
ххх |
||
3 |
7 |
хх |
1 |
3 |
ххх |
||
4 |
0 |
хх |
1 |
4 |
ххх |
||
4 |
6 |
хх |
2 |
0 |
хх |
||
4 |
7 |
хх |
2 |
1 |
ххх |
||
6 |
0 |
хх |
2 |
3 |
ххх |
||
6 |
4 |
хх |
2 |
4 |
ххх |
||
6 |
7 |
ххх |
3 |
0 |
хх |
||
|
|
|
|
|
|
||
7 |
0 |
ххх |
3 |
1 |
ххх |
||
7 |
1 |
хх |
3 |
2 |
ххх |
||
|
2 |
хх |
3 |
4 |
ххх |
Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещённым на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующий мотив, настроение, поведение). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счёт одного из основных цветов. В то же время, сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.
В тех же случаях, когда компенсация проходит за счёт дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.
Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7-й позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:
! !! !!!
А АА
2 1 4.
Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или чёрный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:
Если основные цвета находятся в 1-й – 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й – 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворённость из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворённость отсутствием покоя, привязанности.
Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.
Зелёный цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.
Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворённости стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.
Жёлтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без чёткого осознания её деталей), ориентацию на дальнейшую работу.
|
Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-м месте, он обозначается знаком }-~, и все остальные, что находятся за ним (7-я – 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.
В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой}А~ над номером цвета и знаком }-~, например:
То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряжённости, тревожности. Однако совпадение показателей цветного теста (выбор цветов 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.
Интерпретация цветных пар по Люшеру
Позиции }++~
Первый цвет синий
+1 +2 (синий и зелёный) –чувство удовлетворённости, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.
+1 +3 (синий и красный) – чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.
+1 +5 (синий и фиолетовый) – небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.
+1 +6 (синий и коричневый) – беспокойство, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.
+1 +7 (синий и чёрный) – негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворённость отношением к себе, негативное отношение к ситуации.
+1 +0 (синий и серый) – негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.
Первый цвет зелёный
+2 +1 (зелёный и синий) – позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.
+2 +3 (зелёный и красный) – активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.
|
+2 +5 (зелёный и фиолетовый) – небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супер впечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.
+2 +6 (зелёный и коричневый) – чувство неудовлетворённости, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.
+2 +7 (зелёный и чёрный) – чувство обиды, злости, стремление к жестокости, авторитетности в отношениях.
+2 +0 (зелёный и серый) – чувство неудовлетворённости, стремление к признанию, желание произвести впечатление.
Первый цвет красный
+3 +1 (красный и синий) – деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.
+3 +2 (красный и зелёный) – деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.
+3 +4 (красный и жёлтый) – деловое, слегка повышенное возбуждение, увлечённость, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.
+3 +5 (красный и фиолетовый) – повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлечённость, стремление произвести впечатление.
+3 +6 (красный и коричневый) –негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуации.
+3 +7 (красный и чёрный) – негативное настроение, злость, стремление уйти их неблагоприятной ситуации.
+3 +0 (красный и серый) – чувство неудовлетворённости, направленность на рискованное действие.
Первый цвет жёлтый
+4 +1 (жёлтый и синий) – настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.
+4 +2 (жёлтый и зелёный) – настроение в общем положительное желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.
+4 +3 (жёлтый и красный) – несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.
+4 +5 (жёлтый и фиолетовый) – эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.
+4 +6 (жёлтый и коричневый) – негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе.
+4 +7 (жёлтый и чёрный) – весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, мало адекватным решениям.
+4 +0 (жёлтый и серый) – негативное угнетённое состояние, стремление выйти из неприятной ситуации, нечёткое представление о том, как это сделать.
Первый цвет фиолетовый
+5 +1 (фиолетовый и синий) – неопределённое настроение, стремление к согласию и гармонии.
|
+5 +3 (фиолетовый и красный) – некоторое возбуждение, увлечённость, активное стремление произвести
впечатление.
+5 +4 (фиолетовый и жёлтый) – возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.
+5 +6 (фиолетовый и коричневый) – возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.
+5 +7 (фиолетовый и чёрный) – негативное состояние.
+5 +0 (фиолетовый и серый) – напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.
Первый цвет коричневый
+6 +1 (коричневый и синий) – напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.
+6 +2 (коричневый и зелёный) – чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.
+6 +3 (коричневый и красный) – активное стремление к эмоциональной разрядке.
+6 +4 (коричневый и жёлтый) – утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений (}мне всё равно~).
+6 +5 (коричневый и фиолетовый) – чувство неудовлетворённости, стремление к комфорту.
+6 +7 (коричневый и чёрный) – негативное состояние, разочарование, стремление к покою, желание уйти от активности.
+6 +0 (коричневый и серый) – весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.
Первый цвет чёрный
+7 +1 (чёрный и синий) – весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем (}оставили бы в покое~).
+7 +2 (чёрный и зелёный) – возбуздение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.
+7 +3 (чёрный и красный) – сильное возбуждение, возможны эффективные поступки.
+7 +4 (чёрный и жёлтый) – весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.
+7 +5 (чёрный и фиолетовый) – напряжённость, мечты о гармонии.
+7 +6 (чёрный и коричневый) – возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.
+7 +0 (чёрный и серый) – чувство безнадёжности, обречённости, стремление сопротивляться всему, неадекватность.
Первый цвет серый
+0 +1 (серый и синий) – негативное состояние, желание спокойной ситуации.
+0 +2 (серый и зелёный) – негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.
+0 +3 (серый и красный) – негативное состояние, повышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.
+0 +4 (серый и жёлтый) – негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.
+0 +5 (серый и фиолетовый) – чувство беспокойства, настороженности, стремление скрыть это чувство.
|
+0 +7 (серый и чёрный) – весьма негативное состояние, обида, чувство угнетённости, вероятность неадекватных решений.
Позиции}- -~
Первый цвет серый
-0 -1 (серый и синий) –чувство неудовлетворённости, эмоциональной напряжённости.
-0 -2 (серый и зелёный) –эмоциональная напряжённость, желание выйти из неблагоприятной ситуации.
-0 -3 (серый и красный) –раздражение, беспомощность.
-0 -4 (серый и жёлтый) – тревожность неуверенность в своих силах.
-0 -5 (серый и фиолетовый) – небольшое контролируемое возбуждение.
-0 -6 (серый и коричневый) – тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.
-0 -7 (серый и чёрный) – отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.
Первый цвет синий
-1 -2 (синий и зелёный) – сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.
-1 -3 (синий и красный) – сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.
-1 -4 (синий и жёлтый) – состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, беспомощность.
-1 -5 (синий и фиолетовый) – состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.
-1 -6 (синий и коричневый) – эмоциональная неудовлетворённость, самоограничение, поиск поддержки.
-1 -7 (синий и чёрный) – состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворённость, стремление уйти из психогенной ситуации.
-1 -0 (синий и серый) – несколько угнетённое состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.
Первый цвет зелёный
-2 -1 (зелёный и синий) – угнетённое состояние, неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.
-2 -3 (зелёный и красный) – сильное возбуждение, тягостные переживания, отношение со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.
-2 -4 (зелёный и жёлтый) – состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительности.
-2 -5 (зелёный и фиолетовый) – состояние, близкое к стрессу, чувство оскорблённого достоинства, неверие в свои силы.
-2 -6 (зелёный и коричневый) – состояние, близкое к стрессовому, неадекватное повышение самоконтроля, необоснованное стремление к признанию.
|
-2 -0 (зелёный и серый) – состояние фрустрации, раздражённость из-за ряда неудач, снижение волевых качеств.
Первый цвет красный
-3 -1 (красный и синий) – подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми.
-3 -2 (красный и зелёный) – состояние стресса из-за неадекватной самооценки.
-3 -4 (красный и жёлтый) – мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.
-3 -5 (красный и фиолетовый) – состояние стресса из-за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.
-3 -6 (красный и коричневый) –сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.
-3 -7 (красный и чёрный) –состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти фрустрирующей ситуации любым путём, сомнение в том, что это удастся.
-3 -0 (красный и серый) –сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.
Первый цвет жёлтый
-4 -1 (жёлтый и синий) – чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.
-4 -2 (жёлтый и зелёный) – состояние нерешительности, тревожности, разочарования.
-4 -3 (жёлтый и красный) – состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнение в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.
-4 -5 (жёлтый и фиолетовый) – эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.
-4 -7 (жёлтый и чёрный) – напряжённость, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.
-4 -0 (жёлтый и серый) – напряжённость, боязнь потерять что-то важное, упустить возможности, напряжённое ожидание.
Первый цвет фиолетовый
-5 -1 (фиолетовый и синий) – неудовлетворённость, стимулирующая к активности; стремление к сотрудничеству.
-5 -2 (фиолетовый и зелёный) – стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.
-5 -3 (фиолетовый и красный) – стрессовое состояние из-за неудач в активных, иногда необдуманных действиях.
-5 -4 (фиолетовый и жёлтый) – настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.
-5 -6 (фиолетовый и коричневый) – стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.
|
-5 -0 (фиолетовый и серый) – проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.
Первый цвет коричневый
-6 -1 (коричневый и синий) – негативное состояние, чувство неудовлетворённости из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.
-6 -2 (коричневый и зелёный) – негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнение в том, что это удастся.
-6 -3 (коричневый и красный) – стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.
-6 -4 (коричневый и жёлтый) – напряжённость из-за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.
-6 -5 (коричневый и фиолетовый) – негативное состояние из-за неудовлетворённого стремления к чувственной гармонии.
-6 -7 (коричневый и чёрный) –стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.
-6 -0 (коричневый и серый) –стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей.
Первый цвет чёрный
-7 -1 (чёрный и синий) – состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.
-7 -2 (чёрный и зелёный) – состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.
-7 -3 (чёрный и красный) – стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.
-7 -4 (чёрный и жёлтый) – стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.
-7 -5 (чёрный и фиолетовый) – поиски идеализированной ситуации.
-7 -6 (чёрный и коричневый) – стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.
-7 -0 (чёрный и серый) – стремление выйти из неблагоприятной ситуации.
Продолжение табл.
Позиции 1, 2 |
7, 8 |
||||
7 |
0 |
ххх |
3 |
1 |
ххх |
7 |
1 |
хх |
3 |
2 |
ххх |
7 |
2 |
хх |
3 |
4 |
ххх |
7 |
3 |
хх |
3 |
5 |
хх |
7 |
4 |
хх |
4 |
1 |
ххх |
7 |
5 |
хх |
4 |
2 |
ххх |
7 |
6 |
хх |
4 |
3 |
ххх |
|
|
|
5 |
3 |
хх |
|
|
|
6 |
3 |
хх |
|
|
|
7 |
3 |
хх |
|
ТЕСТ ТОРЕНСА
1. НАРИСУЙ ПОСЛОВИЦУ. Одна из команд предлагает другой пословицу и сообщает её одному из участников другой команды. Этот участник изображает пословицу на доске с помощью рисунка, в котором каждое слово отображается отдельным символом. Его команда должна за 5 мин. Отгадать пословицу, задавая только такие вопросы, на которые стоящий у доски отвечает }да~ или }нет~.
2. ЧТО на ЧТО ПОХОЖЕ. Один из участников первой команды выходит из класса. В это время вторая команда загадывает простое слово. Затем игрок возвращается. Оставшиеся в классе дети из первой команды предлагают свои ассоциации с загаданным словом. Задача игрока – угадать за один круг загаданное слово. То же самое задание предлагается затем второй команде.
3. БАСНИ. Зачитывается малоизвестная басня в прозе. Командам даётся по 10 мин. для того, чтобы придумать три окончания басни –назидательное, юмористическое и печальное.
4. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ в ВЕЩЬ. Один из участников получает указание от ведущего перевоплотиться в определённую вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в её мир, ощутить её характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, как она живёт, что чувствует.
5. ПЕРЕВОПЛАЩЕНИЕ в ЖИВОТНОЕ. Ведущий задаёт вопросы, с каким животным игроки могу сравнить себя и свою жизнь. Например, }я как лошадь всё время пашу, чтобы другим было хорошо~.
6. АНЕКДОТЫ. Зачитывается первая часть анекдотов. Надо придумать его окончание и затем сравнить его с оригиналом.
7. ПОСЛЕДСТВИЯ. Задание – описать последствия: что будет, если
постоянно будет идти дождь;
люди перестанут умирать;
человек станет невидимым;
люди смогут жить под водой;
обезьяны тоже станут разумными существами;
Земля вдруг остановится.
8. КРУЖКИ и ОВАЛЫ. Невербальный тест на выявление образной гибкости, беглости оригинальности. Учащимся предлагаются листы бумаги с 20 кругами и 20 овалами. Надо дорисовать различные предметы или образы, вызванные ассоциациями с этими кругами.
9. РАСШИФРОВКА АББРЕВИАТУР. Задание – расшифровка сокращённых названий министерств, вузов или же придумывание предложений на четыре или пять произвольных букв. Например, МГУ – Молодёжь губит учёба или – Москва гудит ульем.
10. }ЭМОЦИИ и КРАСКИ~.Выразить различные эмоции – любовь, гнев, радость, сарказм, шутку и т.д. в живописных рисунках абстрактной живописи.
|
Все выполненные задания оцениваются по следующим параметрам:
Ü"гибкость" – оценивается в зависимости от перехода из одного класса объектов в другой;
Ü"уникальность" –оригинальность и неповторяемость решения;
Ü"беглость" – общее количество предложенных вариантов задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.