Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы
Оценка 4.7

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Оценка 4.7
docx
14.04.2020
Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы
Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы.docx

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы.

 

_images3_new_581390.png

 

 

ü   Диагностические техники

 

ü   Терапевтические техники

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Педагог-психолог: Старкова Т.С.

 

 

 

Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»

Арт терапия Диагностика привязанности ребенка с использованием методики Рисунок птичьего гнезда

Цель: оценка уровня привязанности.

Возраст: с 6 лет

Время: 15 минут

Теория:

Данная проективная методика была разработана для диагностики арт-терапевтическими методами уровня привязанности между матерью и ребенком для формирования специалистом дальнейшей терапевтической работы.

Рисунок семьи вызывает некоторые моменты сопротивления, что не показывает полную картину происходящего в семье. Рисунок гнезда птицы сознательно не идентифицируется у ребенка с его собственной семьей и происходящими в ней событиями, но на бессознательном уровне ребенок проецирует именно собственные отношения в семье. Таким образом, рисование гнезда птицы не вызывает тот уровень тревоги, который вызывает рисунок семьи, но информация является максимально достоверной.

После того, как ребенок закончил рисунок, психолог обязательно задает вопросы по поводу того, кто изображен на рисунке, и другие уточняющие вопросы.

Необходимо обязательно обратить внимание, где находится гнездо, как оно расположено (ровно горизонтально или имеет некий уклон). Какие материалы были использованы для изготовления гнезда.

Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в теме птицы и гнезда (уточняется при беседе о рисунке), стоит обратить внимание, соответствует ли гнездо птице в природе. В некоторых случаях дети рисуют в гнезде домашних или диких животных, технику, людей. Все это имеет большое терапевтическое значение и должно обсуждаться с ребенком и в дальнейшем прорабатываться в терапии.

Практически все дети очень любят рисовать. Мама, папа, бабушка либо другой член семьи, который наиболее часто находится с ребенком, может предложить ему нарисовать гнездо птицы. Конечно, не стоит заниматься «самолечением», но, если Вы видите, что в рисунке ребенка присутствуют довольно странные элементы, обратитесь к специалисту.

Прояснение происходящего поможет Вам и Вашему ребенку в дальнейшем не столкнуться с более серьезными проблемами.  

 

 

 

«ЛОДКА. ШТОРМ. МАЯК»

Цель: диагностика самопознания выявления конфликтной ситуации в семье, выявление установок, ценностей, стрессоустойчивости.

Время: 10-15 минут

Возраст: с 6 лет.

Форма: групповая/индивидуальная.
Объясните членам сессии, что они будут рисовать лодку, шторм и  маяк. Участники  должны выполнить задание молча, каждый на своем листе. По
завершению, попросите каждого написать ответы на вопросы что происходило до, во время, и после бури. Ограничьте рассказ до ста слов. Маленький ребенок может диктовать историю арт-терапевту. После каждой истории, терапевт направляет семью к её обсуждению, делая акцент на страхах, опасностях и спасении.

Вот некоторые вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, что бы происходило в лодке с семьей во время шторма?
Кто бы больше всех помогал всем остальным во время шторма?
Если вы считали, что спасение произойдет, та каким образом?

Эта художественная деятельность дает представление  о внутреннем мире каждого члена семьи, в том числе черты характера, установки, модели поведения и личности, сильные и слабые стороны. Рисунок позволяет видеть кто из членов семьи в стрессовой ситуации будет оптимистичен, а кто наоборот. Он также раскрывает способность мобилизовать внутренние ресурсы и обратиться к внешней поддержке столкнувшись с опасностью.

 

 

 

Упражнение для детей и взрослых:  «Какие чувства в вашем сердце?»
Цель :  развитие словарного запаса и идентификации чувств по продвижению здорового выражение эмоций.

Время: 10-15 минут

Возраст: с 4 х лет

Инструментарий: краски, мелки, карандаши, фломастеры.

См.Приложения.

Это упражнение также служит открытым вопросом о том, как ребенок видит свой ​​мир в данный момент. Оно также может быть использовано в качестве инструмента оценки и прогресс можно отслеживать путем повторения упражнения и запись его в динамике, и сравнения результатов.


 Использование мелков, цветных карандашей или маркеров, у ребенка есть выбор, какие цвета соответствуют каждой эмоции для него. Например, гнев может быть красным или грусть может быть синей. Цветов в сердце у ребенка столько, сколько он чувствует эмоций у себя  прямо сейчас.
Эта информация затем используется в качестве основы, чтобы начать беседу.

 

Пример эмоций и чувств, которые можно использовать в технике:

·                   Добро

·                   Любовь

·                   Обида

·                   Грусть

·                   Злость

·                   Радость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терапевтические техники

 

 

«Разноцветие камней»
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Время: 15 минут

Возраст: с 4х лет
Материалы: Камни, гуашь, кисть, емкость с водой.
Инструкция: Попросить ребенка раскрасить камни так, как он захочет.

 

«Лицо»
Цель: Познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношений с родителями.

Время: 10-15 минут

Возраст: с 4 лет
Материалы: Шаблоны с изображением лиц (женского, мужского, детского), краски, кисточки, тени, помады.

См.Приложения
Инструкция: Ребенка просят раскрасить шаблоны лиц, при желании прокомментировать свою работу

 

«Дом для червячка»
Цель: Преодоление страха загрязнения. Получение нового тактильного опыта, проработка темы дома.

Время: 10-15 минут

Возраст: с 4 лет
Материалы: Яблочки из бумаги, пастель или акварель, заготовленные червячки из пластилина.

См.Приложения
Инструкция: «Я несчастный червячок, грустный я ползу, Потерял я домик-яблочко, новое ищу». Попросить ребенка сделать новое яблочко для червячка (закрасить шаблон).

 

Следующие упражнения можно использовать со старшими дошкольниками, либо применять как элементы тренинга с родителями и педагогами. Подходят для групповой и индивидуальной работы.

 

«Рисунок себя»

Цель: развитие навыков самопознания

Возраст: с 5 лет

Время: 10-15 минут

Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть: иллюстрация вашего образа жизни, ваши ценности и интересы, ваше мироощущение, метафора, отражающая вас в целом или мир, в котором вы живёте.


«Рисунок состояния»

Цель: развитие навыков самопознания

Возраст: с 6 лет

Время: 10 минут

Материалы: бумага, краска, цветные карандаши, мелки.

 

Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову.

 Когда все члены группы закончат задание, группа  может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

Рекомендация:  В качестве варианта испробуйте другие материалы, например, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя.


«Коллаж»

Цель: развитие навыков самопознания, осознание мужской и женской роли.

Возраст: с 6-7 лет

Время: 10-15 минут

Материалы: бумага, краска, цветные карандаши, мелки, журналы, картинки, фотографии.

Рекомендация:  Коллаж может быть использован в индивидуальной сессии, в групповой и даже самостоятельной работе. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также
использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.) Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

 «Играть как ребенок...»

 

Цель: развитие навыков самопознания

Возраст: с 6 лет

Время: 10 минут

Материалы: бумага, краска, цветные карандаши, мелки.

 Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название.
При рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы
умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При
этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских
страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов.
Рефлексия: можно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?

 

«Взаимодействие с бумагой»

Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики

Возраст: с 5 лет

Время: 10 минут

Материалы: бумага клей, скотч, ножницы.

 Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр.

Рекомендация: варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например:

- передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);-

 создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;

- используйте для создания композиции туалетную бумагу;

- используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон
(гафрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.

- используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы. 


«Рисунок на мятой бумаге»

Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики

Возраст: с 5 лет

Время: 10 минут

Материалы: бумага, ножницы, краски, мелки, карандаши.

Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д. 


«Рисование на мокрой бумаге»

Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики

Возраст: с 5 лет

Время: 10 минут

Материалы: бумага, краски, мелки, карандаши.

 

Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия.

Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями. 

«Каракули»

Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики

Возраст: с 5 лет

Время: 10 минут

Материалы: бумага, карандаши.

Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели  и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.
Рекомендация:
-затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и
попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем
обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;
- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;
- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на
большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза.
После завершения найдите в изображённом образ и развейте его. 

 


Арттерапевтические упражнения

 

«Новые планеты»

Цель: развитие самовыражения ребенка, имеет диагностическую и арттерапевтическую направленность.

Время: 10-15 минут

Инструментарий: На занятие потребуются круги различного диаметра (от кругов большого диаметра, вырезанных из А3 – самостоятельное занятие до маленьких кругов – продолжение «Неба»), гуашь, акварель, восковые мелки, клей ПВА, манка, крупы.

Ребенок выбирает круг понравившегося ему диаметра, нужные материалы и начинает работу. Часто дети выбирают сыпучие материалы, особенно манку. Она легко прилипает к бумаге, кроме того, после просушки планету, обсыпанную манкой, можно разукрасить акварельными красками. Рисование на манке очень специфичное: на кисточку необходимо набрать побольше воды и слегка дотрагиваться до манки. Краска сама растекается по манке и создает необыкновенные пятна, напоминающие по очертаниям материки и океаны.

Кроме самого процесса рисования, ребенок придумывает, что это за планета, дает ей название, решает, кто будет жить на этой планете, как выглядят жители, какие они добрые или злые, чем занимаются и т.д.

Рисуя «Новые планеты» дети часто создают их не одну, а несколько. При этом, планеты отличаются друг от друга по размеру, манере выполнения и характеру.

 

 

 

«В заколдованном замке».

Цель: развитие воображения, умение видеть мир в живых образах, пробовать передать характеры, которые могли бы быть у предметов.

Время: 10-15 минут

Возраст: с 4 лет

Инструментарий: рисунки обычных предметов: яблоко, комод, ветка дерева.

Перед занятием напомните детям сказку про Красавицу и Чудовище. Заметьте, что в замке Чудовища все предметы были живыми: умели разговаривать, ходить, петь. «Конечно, это были люди, которых заколдовали. Скажите, а могут ли разговаривать настоящие вещи?» Ответы принимаются любые, от согласия до полного отрицания. «Давайте станем добрыми волшебниками и попробуем оживить предметы».

Попросите детей дорисовать к этим рисункам глаза, руки, ноги, т.е. оживить их. Каждый ребенок получает несколько пробных рисунков. Первый рисунок оживляет взрослый, показывая, как может измениться неодушевленный рисунок, как у неживого предмета появляется характер, эмоции.

Затем дети берут листы формата А4 и простыми карандашами рисуют сюжетные картинки, на которых все вещи и предметы живые, а затем разукрашивают. Например, если ребенок рисует комнату, значит вся мебель в ней с глазками, носиками и т.д. Попросите детей создать картины, в которых вещи будут взаимодействовать друг с другом.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Журнал «Исцеляющее искусство» (№1 зима 2013г.).

 

Сотниченко Е.В. по материалам обучающей программы Техники арт-терапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

«Какие чувства в вашем сердце?»

TszUXJS69BA.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лица»

 

yck4L75di.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

2cf09ce59c8820690c52086144f9869e.gif

 

 

5247108.jpeg

faces-coloring-pages-12гг.gif

raskraski_portreti32.jpg

 

 

 

 

 

«Дом для червяка»

hand-outline-template-printable-apple.jpg

image062.png

 

377440_html_m5a8521.png

 

 

56a8269590030.jpg.gif

2348165.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В заколдованном замке».

 

91.jpgcup-coloring-pages-3-free-page-site-69483.jpg

 

 

all-cup.png

 

i.jpeg

2622288.gif


 

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»

Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»

В некоторых случаях дети рисуют в гнезде домашних или диких животных, технику, людей

В некоторых случаях дети рисуют в гнезде домашних или диких животных, технику, людей

Время: 10-15 минут Возраст: с 4 х лет

Время: 10-15 минут Возраст: с 4 х лет

Терапевтические техники «Разноцветие камней»

Терапевтические техники «Разноцветие камней»

Рисунок состояния» Цель: развитие навыков самопознания

Рисунок состояния» Цель: развитие навыков самопознания

Играть как ребенок...» Цель: развитие навыков самопознания

Играть как ребенок...» Цель: развитие навыков самопознания

Рисование на мокрой бумаге» Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики

Рисование на мокрой бумаге» Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики

Неба»), гуашь, акварель, восковые мелки, клей

Неба»), гуашь, акварель, восковые мелки, клей

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

Цель: оценка уровня привязанности

Цель: оценка уровня привязанности

«Лица»

«Лица»

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

«Дом для червяка»

«Дом для червяка»

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

В заколдованном замке».

В заколдованном замке».

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы

Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020