Сборник техник на развитие эмоционально-личностной сферы.
ü Диагностические техники
ü Терапевтические техники
Педагог-психолог: Старкова Т.С.
Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
Цель: оценка уровня привязанности. Возраст: с 6 лет Время: 15 минут Теория: Данная проективная методика была разработана для диагностики арт-терапевтическими методами уровня привязанности между матерью и ребенком для формирования специалистом дальнейшей терапевтической работы. Рисунок семьи вызывает некоторые моменты сопротивления, что не показывает полную картину происходящего в семье. Рисунок гнезда птицы сознательно не идентифицируется у ребенка с его собственной семьей и происходящими в ней событиями, но на бессознательном уровне ребенок проецирует именно собственные отношения в семье. Таким образом, рисование гнезда птицы не вызывает тот уровень тревоги, который вызывает рисунок семьи, но информация является максимально достоверной. После того, как ребенок закончил рисунок, психолог обязательно задает вопросы по поводу того, кто изображен на рисунке, и другие уточняющие вопросы. Необходимо обязательно обратить внимание, где находится гнездо, как оно расположено (ровно горизонтально или имеет некий уклон). Какие материалы были использованы для изготовления гнезда. Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в теме птицы и гнезда (уточняется при беседе о рисунке), стоит обратить внимание, соответствует ли гнездо птице в природе. В некоторых случаях дети рисуют в гнезде домашних или диких животных, технику, людей. Все это имеет большое терапевтическое значение и должно обсуждаться с ребенком и в дальнейшем прорабатываться в терапии. Практически все дети очень любят рисовать. Мама, папа, бабушка либо другой член семьи, который наиболее часто находится с ребенком, может предложить ему нарисовать гнездо птицы. Конечно, не стоит заниматься «самолечением», но, если Вы видите, что в рисунке ребенка присутствуют довольно странные элементы, обратитесь к специалисту. Прояснение происходящего поможет Вам и Вашему ребенку в дальнейшем не столкнуться с более серьезными проблемами.
«ЛОДКА. ШТОРМ. МАЯК» Цель: диагностика самопознания выявления конфликтной ситуации в семье, выявление установок, ценностей, стрессоустойчивости. Время: 10-15 минут Возраст: с 6 лет. Форма: групповая/индивидуальная. Вот некоторые вопросы для обсуждения: Эта художественная деятельность дает представление о внутреннем мире каждого члена семьи, в том числе черты характера, установки, модели поведения и личности, сильные и слабые стороны. Рисунок позволяет видеть кто из членов семьи в стрессовой ситуации будет оптимистичен, а кто наоборот. Он также раскрывает способность мобилизовать внутренние ресурсы и обратиться к внешней поддержке столкнувшись с опасностью.
Упражнение для детей и взрослых: «Какие
чувства в вашем сердце?» Время: 10-15 минут Возраст: с 4 х лет Инструментарий: краски, мелки, карандаши, фломастеры. См.Приложения. Это упражнение также служит открытым вопросом о том, как ребенок видит свой мир в данный момент. Оно также может быть использовано в качестве инструмента оценки и прогресс можно отслеживать путем повторения упражнения и запись его в динамике, и сравнения результатов.
Пример эмоций и чувств, которые можно использовать в технике: · Добро · Любовь · Обида · Грусть · Злость · Радость
Терапевтические техники
«Разноцветие камней» Время: 15 минут Возраст: с 4х лет
«Лицо» Время: 10-15 минут Возраст: с 4 лет См.Приложения
«Дом для червячка» Время: 10-15 минут Возраст: с 4 лет См.Приложения
Следующие упражнения можно использовать со старшими дошкольниками, либо применять как элементы тренинга с родителями и педагогами. Подходят для групповой и индивидуальной работы.
«Рисунок себя» Цель: развитие навыков самопознания Возраст: с 5 лет Время: 10-15 минут Задача этого упражнения - представить
себя группе, не прибегая к словам. Это может быть: иллюстрация вашего образа
жизни, ваши ценности и интересы, ваше мироощущение, метафора, отражающая вас
в целом или мир, в котором вы живёте.
Цель: развитие навыков самопознания Возраст: с 6 лет Время: 10 минут Материалы: бумага, краска, цветные карандаши, мелки.
Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая. Рекомендация: В качестве
варианта испробуйте другие материалы, например, глину. В любом случае
доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить
информацию для себя.
Цель: развитие навыков самопознания, осознание мужской и женской роли. Возраст: с 6-7 лет Время: 10-15 минут Материалы: бумага, краска, цветные карандаши, мелки, журналы, картинки, фотографии. Рекомендация: Коллаж может
быть использован в индивидуальной сессии, в групповой и даже
самостоятельной работе. Эффективным является включение в коллаж рисунков,
личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых
они запечатлены, а также Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.) Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями. Инструкция: вырежьте из
журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С
элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями,
комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или
абстрактным.
Цель: развитие навыков самопознания Возраст: с 6 лет Время: 10 минут Материалы: бумага, краска, цветные карандаши, мелки. Нарисовать «нерабочей» рукой самую
любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название. Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики Возраст: с 5 лет Время: 10 минут Материалы: бумага клей, скотч, ножницы. Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр. Рекомендация: варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например: - передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);- создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю; - используйте для создания композиции туалетную бумагу; - используйте для создания композиции
обёрточную бумагу, картон - используйте для создания объёмной
композиции газеты, журналы.
Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики Возраст: с 5 лет Время: 10 минут Материалы: бумага, ножницы, краски, мелки, карандаши. Используйте в качестве основы для
рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на
работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно
оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.
Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики Возраст: с 5 лет Время: 10 минут Материалы: бумага, краски, мелки, карандаши.
Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен
впечатлениями. Цель: развитие навыков самопознания, формирование моторики Возраст: с 5 лет Время: 10 минут Материалы: бумага, карандаши. Свободно водя по листу бумаги
карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и
передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.
«Новые планеты» Цель: развитие самовыражения ребенка, имеет диагностическую и арттерапевтическую направленность. Время: 10-15 минут Инструментарий: На занятие потребуются круги различного диаметра (от кругов большого диаметра, вырезанных из А3 – самостоятельное занятие до маленьких кругов – продолжение «Неба»), гуашь, акварель, восковые мелки, клей ПВА, манка, крупы. Ребенок выбирает круг понравившегося ему диаметра, нужные материалы и начинает работу. Часто дети выбирают сыпучие материалы, особенно манку. Она легко прилипает к бумаге, кроме того, после просушки планету, обсыпанную манкой, можно разукрасить акварельными красками. Рисование на манке очень специфичное: на кисточку необходимо набрать побольше воды и слегка дотрагиваться до манки. Краска сама растекается по манке и создает необыкновенные пятна, напоминающие по очертаниям материки и океаны. Кроме самого процесса рисования, ребенок придумывает, что это за планета, дает ей название, решает, кто будет жить на этой планете, как выглядят жители, какие они добрые или злые, чем занимаются и т.д. Рисуя «Новые планеты» дети часто создают их не одну, а несколько. При этом, планеты отличаются друг от друга по размеру, манере выполнения и характеру.
«В заколдованном замке». Цель: развитие воображения, умение видеть мир в живых образах, пробовать передать характеры, которые могли бы быть у предметов. Время: 10-15 минут Возраст: с 4 лет Инструментарий: рисунки обычных предметов: яблоко, комод, ветка дерева. Перед занятием напомните детям сказку про Красавицу и Чудовище. Заметьте, что в замке Чудовища все предметы были живыми: умели разговаривать, ходить, петь. «Конечно, это были люди, которых заколдовали. Скажите, а могут ли разговаривать настоящие вещи?» Ответы принимаются любые, от согласия до полного отрицания. «Давайте станем добрыми волшебниками и попробуем оживить предметы». Попросите детей дорисовать к этим рисункам глаза, руки, ноги, т.е. оживить их. Каждый ребенок получает несколько пробных рисунков. Первый рисунок оживляет взрослый, показывая, как может измениться неодушевленный рисунок, как у неживого предмета появляется характер, эмоции. Затем дети берут листы формата А4 и простыми карандашами рисуют сюжетные картинки, на которых все вещи и предметы живые, а затем разукрашивают. Например, если ребенок рисует комнату, значит вся мебель в ней с глазками, носиками и т.д. Попросите детей создать картины, в которых вещи будут взаимодействовать друг с другом.
Список использованной литературы:
Журнал «Исцеляющее искусство» (№1 зима 2013г.).
Сотниченко Е.В. по материалам обучающей программы Техники арт-терапии.
Приложения
«Какие чувства в вашем сердце?»
|
«Лица»
«Дом для червяка»
«В заколдованном замке».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.