Сборник упражнений для комплексного анализа текста
Оценка 4.6

Сборник упражнений для комплексного анализа текста

Оценка 4.6
Подготовка к тестированию
docx
русский язык
21.04.2020
Сборник упражнений для комплексного анализа текста
Сборник упражнений для комплексного анализа текста предназначен учащимся 8-9 классов. Может использоваться как дополнительный методический материал к уроку, так и пособие для подготовки к ОГЭ.
Сборник.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сборник

 

упражнений для комплексного анализа текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Е.А. Шаманаева, учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

Сборник упражнений для комплексного анализа текста предназначен учащимся 8-9 классов. Может использоваться как дополнительный методический материал к уроку, так и пособие для подготовки к ОГЭ.

В сборник включены тексты литературных произведений алтайских поэтов и писателей. Приложение содержит:  образцы разборов, структуру комплексного анализа стихотворного, прозаического текстов, ключи к упражнениям.

 

 

 

Условные обозначения:

 

1 – фонетический разбор.

2 – морфемный, словообразовательный разбор.

3 – морфологический разбор.

4 – синтаксический разбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оглавление

Упражнение 1. Г.И. Чорос-Гуркин.  Алтай (отрывок)………...……………..5

Упражнение 2. Э.М. Палкин Край родной. ……………………………..……5

Упражнение 3. А.О. Адаров. Человек (отрывок). ……………………….…..7

Упражнение 4. Я.Т. Бедюров. Ойроты (отрывок)……………………………9

Упражнение 5. А.Я. Ередеев. При луне……………………………...……….9

Упражнение 6. Г.И. Чорос-Гуркин.  Алтай и Катунь (отрывок)…….….…11

Упражнение 7. С.М. Сартакова. Язык родной………………………………12

Упражнение 8. Г.И. Чорос-Гуркин.  Алтай и Катунь (отрывок)………..…13

Упражнение 9. Л.В. Кокышев. Отзвенели копыта……………………….…14

Упражнение 10. Г.И. Чорос-Гуркин.  Алтай и Катунь (отрывок)………....15

Упражнение 11. П.В. Кучияк. Алтай (отрывок)………………………….…16

Упражнение 12. Б.Я. Бедюров. Слово о книге (отрывок)…………………..17

Упражнение 13. С.И. Адлыков. Кобра (отрывок)……………………….….18

Упражнение 14. Д.Я. Маскина. Осенний Алтай (отрывок)……….…..……18

Упражнение 15. С.С. Суразаков. Родне………………………….………….19

Упражнение 16. Д.Я. Маскина. Осенний Алтай (отрывок)……….………..21

Упражнение 17. Б.У. Укачин. Ночь в горах (отрывок)……………………..21

Упражнение 18. К.Ч. Телесов. Вот вернется отец (отрывок)………………23

Упражнение 19. Н.П. Шатинов. После многих лет (отрывок)……….….…24

Упражнение 20. Д.Я. Маскина. Родная симфония (отрывок)………….…..24

Упражнение 21. С.И. Адлыков. Кобра (отрывок)……………………….….25

Упражнение 22. Д.Я. Маскина. Аромат родины (отрывок)………………26

Тексты изложений…………………………………………………………….28

Ключи……………………………………………………………...…………..33

Приложение……………………………………………………………...……50

Список литературы………………………………………………………..…..56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 1.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предложениях во втором абзаце. 

Алтай

…Какими красками опишу я тебя мой славный Алтай? И какою линией3 очерчу твой стан? Уподоблю тебя м..гучему з..леному кедру! Вот он пышный ш..роко ра(з, с)росся во всю ширь1 и мощь: удало развернул свои ветви на свободе! Крепко ц..пляясь к..рнями по расселинам черных скал, в(з, с)бежал он до грани х..лодных белков. И там на просторе вблизи снегов где одни лишь туманы гуляют там он любит свободно2 качаясь по ветру в..сти с буйным ветром б..седу. Таков ты мой любимый Алтай!

Люблю тебя за то что ты угрюмо и грозно в..ками хранишь св..и тайны. Под утесами под курганами да под дымными юртами раскидал ты свои легенды-предания!4 С горы на гору через бурные реки переносятся твои песни про ст..рину глубокую.

О мой Алтай! Когда я во(с, з)хожу на твои высокие хр..бты как плети ра(с, з)тянувшиеся по г..лубому небу, и оттуда, с высоты гляну на твои ущелья, ты встанешь передо мной мощный, (не)тронутый, первобытный! Чудная к..ртина!...

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

1.     Замените словосочетание со средством связи управление песни про старину на синонимичное со средством связи согласование.

2.     Из последнего абзаца выпишите сравнение.

3.     Выпишите из текста примеры, подтверждающие правило: «В приставках, оканчивающихся  на «з» или «с» перед звонким согласным пишется буква «з», перед глухим пишется буква  «с».

Упражнение 2.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу в выделенном предложении.

Край родной

Ароматом трав твоих дышу

Горы в дымк.. голубой любя

В сердц..1 я своем тепло ношу

Взятое, Алтай мой, у тебя.

Черный кедр над ключевой водой

Маш..т ветвью мне издалека2

А над ним, высоким, чередой

Ходят гости неба – облака,

Всюду гор скалистых табуны

Будто тебенюют здесь они.

А озера горной3 стороны

Только небу светлому сродни.

Реки белогривые кипят

Искры-брызги  сыпл..т мне к ногам.

Я брожу поляною опять

Где цветет белея балтырган.4

От его цветов вокруг светло.

Дыш..тся легко в родном лесу.

Край мой милый!

Я твое тепло

Людям как подарок принесу.

Эркемен Матынович Палкин

1.     Замените словосочетание со средством связи управление ароматом трав на синонимичное со средством связи согласование.

2.     Выпишите метафоры.

3.     Найдите в тексте синоним к слову пасутся.

4.     Проведите лингвистический анализ стихотворного текста.

Упражнение 3.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу в выделенном предложении.

Человек

Сколько лет мне сейчас?

Или может веков?

Я не знаю1.

Не сочту, сколько раз

На земле з..ленел как весна я,

Не сочту, сколько раз

Бр..нзовел я как спелая осень

И белел3 как зима

И р..ждался для будущих весен!4

 

Помн..т плоть моя смутно

Весь пройде(н,нн)ый путь превращений:

Был я свежим листом

Был я нежной травинкой2 весенней

Был бегущей водой

Был цветами алтайского лета

И в луче з..л..тистом –

Горячими квантами света.

 

А душа – чем была?

Над ущельями дымкой тума(н,нн)ой,

Светом дальней звезды,

Материнскою песней горта(н,нн)ой,

Стоном ветра в горах

И в долинах – ночной тишиною…

И теперь нак..нец

Это все называется

Мною…

Аржан Оинчинович Адаров

1.     Замените словосочетание со средством связи согласование материнскою песней на синонимичное со средством связи управление.

2.     Выпишите из второй строфы эпитет.

3.     Выпишите из текста примеры, подтверждающие правило: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на «н» пишется «нн».

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схему любого предложения с однородными членами.

Период жарких, тяжелых боев под Воронежем.

В эту ночь я снова был дома в родном краю, в далеких горах Алтая – Ойротии.

Я скакал по горным тропам и лесам Каракола. В лицо бил горячий ветер а под копытами моего3 скакуна шелестела высокая трава.

Эх Алтай Алтай Ойротия – родина моя! Край безбрежный2 необъятный. Я пел и слагал о тебе прекрасную песню. О вольной нашей жизни о широкой стране нашей о богатой земле о дремучих лесах и высоких горах о быстрых реках Катуни, Урсуле, о снежном походе партизан и верных людях- героях я пел…

1944 год

Янга Тодошевич Бедюров

1.     Укажите количество грамматических основ в последнем предложении.

2.     Выпишите риторическое обращение.

Упражнение 5.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу в выделенном предложении.

При луне

Г..лубеют в травах росы

Г..лубе..т густо высь.

Вот и месяц горбоносый2

Выш..л в небо поп..стись.

Мир н..чной так странно светел

Полны пригоршни набрав3

В лица нам броса..т ветер

Зап..х ягод зап..х трав.

Время дорого р..бята

В с..нокос для д..ревень!4

И р..ботает бригада

При луне как в ясный день.

Льется песня м..лодая,

В радость ю(н, нн)ым дружный труд.

С неба ясного моргая

Звезды копнам счет в..дут.

Александр Янганович Ередеев

1.     Замените словосочетание со средством связи управление запах ягод на синонимичное со средством связи согласование.

2.     Выпишите из текста примеры, подтверждающие правило: «В сложных словах соединительная гласная «о» пишется после основы на твердый согласный».

3.     Выпишите средство выразительности, применяемое автором чаще всего.

4.     Проведите лингвистический анализ стихотворного текста.

Упражнение 6.

Спишите второй абзац, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.

Алтай и Катунь

Местными, каменистыми, пестрыми грядами раскинулись громады гор. Тесня одна другую, они раздвинулись в бесконечную ширь и даль, теряясь в глубокой воздушной пыли.4

Крутые скаты их глубоко пр..резаны3  ущельями. Всюду н..висли хмурые скалы готовые обрушиться обвалами над темными зияющими безднами за ними уступами к облакам высятся исполинские гребни утесов. А дальше и выше над голубою гранью1 неба в прозрачной синеве как рать сказочных богатырей стоят великаны(цари) гор: кругом ра(с, з)кинувши свои шатры гордо подняли они свои снежные вершины и сияют ими в высоте. На громадных шлемах их как драгоценные камни рубины(изумруды), блестят ледниками. Они окаймлены2 вокруг узором пр..чудливых скал и мощными пластами снега.

Все вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.

Какой везде простор и какая мощь!..

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

1.     Выпишите из первого предложения третьего абзаца грамматическую основу (основы).

2.     Подберите антоним из текста к слову мутной.

3.     Выпишите из текста примеры, подтверждающие правило: «Дефис ставится между определяемым словом и приложением, если оба слова являются именами нарицательными».

4.     Проведите лингвистический анализ текста.

Упражнение 7.

Спишите текст, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.

Язык родной

Любое слово языка родного

мне дорого: в нем кровь моя, мой дух!

В других наречьях слов прекрасных много

но лишь родной язык ласкает слух.

 

Язык (не)исчислимых поколений,

племен (не)сметных, – он прожил в веках,

не становясь покорно на колени,

в других (не)растворяясь языках.

 

Он озарил младенчество и детство

как воздух (не)разлучен он со мной,

завеща(н, нн)ое предками наследство,

язык Алтая, древний и родной!

1.     Выпишите их второго предложения грамматическую основу.

2.     Выпишите из текста пример, подтверждающий правило: «Не с деепричастиями пишется раздельно».

3.     Замените словосочетание со средством связи управление языка родного на синонимичное со средством связи согласование.

4.     Выпишите сравнение.

5.     Проведите лингвистический анализ стихотворного текста.

Светлана (Сурайа) Михайловна Сартакова

Упражнение 8.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.

(1)…И вот, среди этого могучего заколдова(н, нн)ого царства среди величестве(н, нн)ой пр..роды среди громад голубых гор среди дремучих темных лесов, по нежным, бл..гоухающим2 цветами д..линам по золотому дну Алтая1, течет изумрудная река – красавица Катунь. (2)Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая и между ущелий извилась голубою лентой. (3)Бурная (не)угомонная, крепко3 прижалась она к груди в..ликана и стремительно, с шумом, течет впереди…

(4)И нет кажется никакой силы, могущей остановить ее течение нет преград ее стремлению и могучему бегу… (5)Осень. (6)В горах Алтая стоит теплая, прекрасная погода. (7)Вся природа переоделась в лучшие наряды…

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

1.     Выпишите односоставное назывное предложение, произведите синтаксический разбор.

2.     Укажите номера предложений с однородными членами.

3.     Из  предложения (2) выпишите метафору.

4.     Выпишите из текста пример, подтверждающий правило: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -енн-, -онн-, пишется две буквы «н».

5.     Выпишите из текста антоним к слову холодная.

6.     Из предложения (6) выпишите инверсию.

Упражнение 9.

Отзвенели копыта

Алтайских коней…

Загрустило осеннее поле.

И последний листок

С оголенных ветвей

Закружился, почувствовав волю.4

Глухо шепчутся с ветром в воде

тростники,

Облака над землей

Проплывают лениво.

И под старый рассказ

Горделивой реки

Задремала плакучая ива.

Мудрый кедр на скале

Видит мрачные сны:

В них трескучий мороз

И густые метели1

Песни девушек стихли до новой весны,

И давно журавли улетели.

Отзвенели копыта

Алтайских коней…

Только кто-то природу

Отчаянно2 будит:

По продрогшей дороге

Вдаль скрывшихся дней

Листья мчатся к деревне,

Тоскуя3 по людям.

Лазарь Васильевич Кокышев

1.     Из последнего предложения выпишите грамматическую основу (основы).

2.     Замените словосочетание со средством связи примыкание тоскуя по людям на синонимичное со средством связи управление.

3.     Выпишите из текста пример, подтверждающий правило: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется две буквы «н».

4.     Выпишите эпитеты.

5.     Проведите лингвистический анализ стихотворного текста.

Упражнение 10.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.

 (1)…Лиственницы и березы покрылись золотом стоят1 красуются и переливаются на сотни тонов под лучами солнца. (2)Небо л..зурное голубое чистое. (3)Воздух нежный пр..зрачный. (4)Всюду разлилась г..рмония мягких нежных красок… (5)Это – в..лшебный праз(д)ник золотой осени. (6)Это – последняя песнь жаркого уходящего2 лета. (7)Это3 для будущей весны, бережет свои буйные силы…

(8)Спокойно, хорошо и мирно в..круг…

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

1.     Укажите номера предложений с однородными членами.

2.     Укажите номер односоставного безличного предложения.

3.     Замените словосочетание со средством связи управление лучами солнца на синонимичное со средством связи согласование.

4.     Выпишите синонимы из предложений (6-8).

 

Упражнение 11.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.

Алтай

Много лет я голубой Алтай

По тебе бр..дил из края1 в край

Но (не) пел не славил до( сих) пор

Кр..соту твоих ск..листых2 гор.4

Ты и в прошлом помню был красив3

Но угрюм задумчив м..лчалив.

И сокровища в груди своей

Ты хр..нил как тайну от людей…

Павел Васильевич Кучияк

1.     Выпишите из текста пример, подтверждающий правило: «Частица не с глаголами пишется раздельно».

2.     Выпишите сравнение, включите его в составленное вами предложение.

3.     Укажите риторическое обращение.

Упражнение 12.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.

Слово о книге

(1)Читать я начал рано. (2)Любовь к чтению книг пр..будил во мне отец. (3)Хорошо помню как он читал сосредоточенно не слыша н..чего вокруг даже нашего воркованья: читал он с плотно сомкнутыми губами а иной раз видимо в миг наибольшего удовольствия, начинал чуть слышно повторять слова текста. (4)Тогда мы з..тихали удивленно уставившись на него не понимая что он там извлекает для себя радос(т)ного и (не)понятного для нас за этими з..ковырками, значками которые как выяснилось  впоследстви.. именовались просто(напросто) буквами. (5)Но тогда это были для нас самые таинственные знаки которые ввергали нашего отца то в смех то в раздумье а то в печаль…

Бронтой Янгович Бедюров

1.       Укажите количество грамматических основ в предложении (3).

2.       Укажите номер сложного предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

3.       Укажите номер (номера) сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.

4.       Замените словосочетание со средством связи примыкание затихли удивленно на синонимичное со средством связи управление.

5.       Выпишите из текста пример, подтверждающий правило: «В приставках не-(ни-) отрицательных местоимений буква «е» пишется в ударном положении, буква «и» в безударном положении».

6.       В предложении (3) замените выделенное слово стилистически нейтральным синонимом, подходящим по смыслу.

Упражнение 13.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу четвертого предложения.

(1)Вытянув тело кобра ползла среди3 камней. (2)Мелкие камешки шурша осыпались и качались1 ра..прямившись2 редкие стебли трав. (3)Вечерняя пр..хлада пр..ятно освежала тело и кобра з..думчиво скользнула вниз.4 (4)Спустившись она пр..ползла мимо деревьев и бе..шумно скрылась3 в кустарнике на тропинке у реки…

Сергей Иванович Адлыков

1.     Укажите номер (номера) предложения с деепричастным оборотом.

2.     Замените словосочетание со средством связи примыкание шурша осыпались на синонимичное со средством связи управление.

3.     Выпишите из текста пример (примеры), подтверждающий правило: «В приставках, оканчивающихся  на «з» или «с» перед звонким согласным пишется буква «з», перед глухим пишется буква  «с».

Упражнение 14.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.

(1)В горах стоит осень1

(2)Редкий благолепный день.

(3)Долго бродила по яркому сухому лесу. (4)На душе хорошо-хорошо а перед глазами осе(н, нн)яя моя родина: береговой лес состоящий3 только из тальника и берез, тянется далеко-далеко словно красно(желтая) змея так великолепно2 изгибаясь убегает через горы. (5)Разделяя этот лес (на)двое спускается с верхов таежная река.4 (6)В теплое время могуществе(н, нн)ая бе..жалостная властно гудящая пугающая своей (не)укротимой мощью все живое, сегодня течет пр..смиревшая, мелководная, ее еле слышно. (7)Эту прозрачную таежную воду временами покрывает многообразная и многоцветная (не)живая листва. (8)Это знач..т что на верхах прошел ветерок. …

Нина (Дергелей) Яковлевна Маскина

1.     Укажите номер сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

2.     Выпишите из текста пример (примеры), подтверждающий правило: «В приставках при- (пре-) пишется буква «и», если она обозначает неполноту действия».

3.     Укажите предложение, в котором употребляется обособленный причастный оборот .

4.     Из предложения (8) выпишите многозначное слово.

Упражнение 15.

Родине

(1)Вижу снова

гор гранитных грани

И реки сверкающий клинок.4

(2)Я в твоей семье великой,

равный,

Песнь1 свою вплетаю в твой венок.

(3)Если3 по чужой земле скитаюсь,

Образ твой всегда передо мной.

(4)Он,

как снег Алтайских гор,

не тает, –

Голубым белкам не страшен зной.

(5)За тебя,

за твой простор былинный2

Пролил кровь я в памятный июнь.

(6)Жизнь моя и ты – не разделимы,

Вы слились,

как Бия и Катунь.

(7)Свет мой – ты…

(8)И радость –

ты, Россия,

Мать моя и грозная броня.

(9)Без тебя я,

Родина,

Бессилен,

Но и ты слабее без меня.

Сазон Саймонович Суразаков

1.     Из предложения (9) выпишите грамматическую основу (основы).

2.     Определите тип придаточного  предложения (3).

3.     Из предложения (1) выпишите метафору.

4.     Выпишите номера предложений, иллюстрирующие пунктограмму «Знаки препинания при сравнении».

5.     Проведите лингвистический анализ стихотворного текста.

Упражнение 16.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания. Постройте схему предложения (3).

(1)…Се..одня1 очень х..рошо. (2)В осе(н, нн)ем ш..лесте засыпа..т Алтай. (3)А в сердце ти-и-хая боль будто что(то) (не)восполнимое потер..но3 будто очень дорогое уход..т…

(4)Стоит божья благодать – тишь да покой. (5)Пусть буд..т так всегда. (6)Это моя отчизна.4 (7) Ни( на) что( не) обм..няю это сокровище…

Нина (Дергелей) Яковлевна Маскина

1.     Выпишите из текста пример (примеры), подтверждающий правило: «Если это глагол II спряжения, в безударном личном окончании пишется буква «и».

2.     Восстановите трансформированный автором фразеологизм из предложения (4).

3.     Назовите средство выразительности в предложении (2).

4.     Замените словосочетание со средством связи согласование осеннем шелесте на синонимичное со средством связи управление.

Упражнение 17.

Ночь в горах

(1)Ночь.  (2)Алтай.

(3)Луна – как сережка.4

(4)Четкий профиль горной гряды.

(5)Можно трубку, приставив немножко,

(6)Раскурить от любой звезды.

(7)Тишина…

(7)Но скажу одно я:

Кто нелепость придумал ту,

Будто можно, мол, тишиною

Звать

Лишь мертвую немоту?

(8)Будь слова бездушные2 эти

В самом деле всегда – верны.

(9)Никогда3 ни за что на свете

Не любили б мы тишины…

(10)Встаньте рядом, дайте мне руки.

(11)Я рассказывать вам начну:

Различимей дальние звуки,

Как сквозь линзу,

Сквозь1 тишину.

(12)Вот марал протрубил на склоне,

Кедр под ветром запел струной.

(13)Вот

На пастбище где-то

Кони

Бьют копытами в шар земной.

(14)Тишина.

(15)Колыханье веток…

Борис Укачинович Укачин

1.     Приведите примеры слитного и раздельного написания не (ни) в отрицательных местоимениях.

2.     Замените словосочетание со средством связи управление колыханье веток на синонимичное со средством связи согласование.

3.     Выпишите номера односоставных назывных предложений.

4.     Из предложения (13) выпишите перефраз.

5.     Проведите лингвистический анализ стихотворного текста.

Упражнение 18.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания. Постройте схему сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

Вот вернется отец

Кончилась война… Один за одним стали возвр..щаться фр..нтовики. Их по..вление в селе нам к..залось праз(д)ником.

Видеть отцов моих товарищей1 мне раньше (не) приходилось. И поэтому я во все глаза смотрел на каждого. Начищенные2 сапоги медали на груди… Бывало (с, з)делает солдат ре..кое движение – медали так и зазвенят. А улыбнется – лицо сияет как солнце.

Мысле(н, нн)о я представлял своего3 отца таким же. Мама все время говорила, что он скоро вернется. Взявшись за руки мы пройдем с ним по селу.4 Но его все (не) было…

Кюгей Чырбыкчинович Телесов

1.     Укажите количество грамматических основ в выделенном предложении.

2.     Выпишите из текста пример (примеры), иллюстрирующий орфограмму «Чередующиеся согласные в корне».

3.     Выпишите из текста фразеологизм.

Упражнение 19.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.

После многих лет после всех тревог

Я опять пр..шел1 на родной порог;

На очаг родимый гл..жу опять;

За ст..ною ночь а со мною мать.

 

И на ц..почки пр..встает2 огонь

И едва(едва) д..стает3 огонь

Детским пальчиком нежным до нижнего

Круга юрты – самого ближнего.

Николай (Шатра) Пепишевич Шатинов

1.     Выпишите из текста пример (примеры), подтверждающий правило: «В приставках при- (пре-) пишется буква «и», если она обозначает приближение».

2.     Укажите количество грамматических основ первого предложения.

3.     Из второго предложения приведите примеры инверсии.

Упражнение 20.

Родная симфония

Середина лета. Полдень1. Стою на солнечной стороне горы. На вершины деревьев налетел ветер. Зашумели могучие лиственницы. Сильный ветер шумно начал опускаться вниз… Вот слабо и прерывисто3 зашумела молодая поросль… Вот березы начали трепетать: их шелковистые листья нежно прикасались друг к другу, на мгновение переворачивались, пытаясь3 взлететь куда-то, потом успокаивались, притихали. Тут лесной шорох, немного слабея, стал спускаться ниже. Теперь ветер коснулся тальника: он в порыве переворачивал серебристые2 листочки, и тогда тальник весь становился белесым, но вот листочки развернулись, и тальник снова зазеленел..его шелест стал еле слышным. Следующий слабенький3 порыв тронул стоявшую рядом жимолость,  и она тоже скрипнула…4

Нина (Дергелей) Яковлевна Маскина

Задание: Проведите лингвистический анализ текста.

Упражнение 21.

Безмятежную2 утреннюю синеву долины прорезал ослепительно яркий луч. Как острый и безжалостный свет прожектора в ночной тьме1, он тонкой иглой пробежал поперек долины, высвечивая сумрачные еще влажноватые с ночи скалы, стайку чахлых деревьев и быстрые воды небольшой речушки и уже на другой стороне долины ряд темно-зеленых2 пещер; он на секунду освещал их низкие щербатые своды и бежал дальше, пока не достиг вершины гор. Здесь луч начал разрастаться, и все больше и больше вспыхивали пожаром горные хребты, и, наконец, стыдливо показав3 макушку, медленно выплыло красное колесо солнца.4 Оторвавшись от цеплявшихся за него гор, оно выплывало3 и выплывало все дальше и дальше в бездонную3 высь неба. Стояла звенящая тишина, и не было привычного для него уха радостного галдежа и пения птиц, приветствовавших солнце. Было тихо, лишь изредка вскрикивала резким гортанным клекотом хищная птица, и слышался шорох осыпающихся3 мелких камней…

Сергей Иванович Адлыков

Задание: Проведите лингвистический анализ текста.

Упражнение 22.

Аромат родины

Аромат родины особый. Его помнишь всегда. Особенно весной и осенью.

Весной он зеленый, жизнедарящий2. Когда в предгорьях появляется первая зелень, и на ней дети и ягнята играют вместе – пахнет детством. А когда на солнцепеке на тонюсеньких ножках прорастают дикий лук и чеснок, своим кислым  и сильным запахом напоминая о новой весне – тянет домой, как к последнему целителю. Или когда приезжаешь в деревню после заката солнца, прежде всего вдохнешь нагретый за день терпкий густой аромат весеннего лога, а позже, в сумерках, вдохнешь сырой запах молодой листвы больших деревьев.

А если к вечеру пройдет небольшой дождик, то скоро на большое зеленое пространство разольется запах свежих лиственных дров, легкого белого дыма из жестяных труб, овечьей1 шерсти, а чуть позже запахнет теленком и парным молоком.

К утру этих запахов не будет. Новый день начнется с аромата подтаявшей3 за ночь травы и согревающейся земли. От этого зеленого аромата по телу разливается приятная жизнедарящая радость, и кажется, что мир, в котором ты сейчас живешь и дышишь, совершенно3 безопасен.

Хочется молчать и жить.

Осенью же у родины аромат другой. Он умиротворенный и оценивающий.

Осенью воздух суше и реже, больше пахнет увядшей травой, листьями. Особо пахнет плодами. Зрелой жизнью. Аромат насыщенный, проникающий. Погожие дни в сентябре особенно запашисты. Сбрасываются последние семена, горный ветерок стряхивает последние ягоды и листья, вкусно пахнет соломой и новыми стогами…

Все живое насытилось. Не стало суеты. Земля уплотнилась, заметны ее благовония, она засыпает. Отдана вся сила. Теперь по утрам стоит запах покоя. Если ты не помнишь и не носишь в сердце аромат родины, жив ли ты?

Нина (Дергелей) Яковлевна Маскина

Задание: Проведите лингвистический анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тексты  изложений

Напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

 Алтай

…Какими красками опишу я тебя, мой славный Алтай? И какою линией очерчу твой стан? Уподоблю тебя могучему зеленому кедру! Вот он, пышный, широко разросся во всю ширь и мощь: удало развернул свои ветви на свободе! Крепко цепляясь корнями по расселинам черных скал, взбежал он до грани холодных белков. И там, на просторе, вблизи снегов, где одни лишь туманы гуляют, там он любит, свободно качаясь по ветру, вести с буйным ветром беседу. Таков ты, мой любимый Алтай!

Люблю тебя за то, что ты угрюмо и грозно веками хранишь свои тайны. Под утесами, под курганами, да под дымными юртами раскидал ты свои легенды-предания! С горы на гору, через бурные реки переносятся твои песни про старину глубокую.

О, мой Алтай! Когда я восхожу на твои высокие хребты, как плети растянувшиеся по голубому небу, и оттуда, с высоты гляну на твои ущелья, ты встанешь передо мной мощный, нетронутый, первобытный! Чудная картина!...

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

(147 слов)

Алтай и Катунь

Местными, каменистыми, пестрыми грядами раскинулись громады гор. Тесня одна другую, они раздвинулись в бесконечную ширь и даль, теряясь в глубокой воздушной пыли.

Крутые скаты их глубоко прорезаны  ущельями. Всюду нависли хмурые скалы, готовые обрушиться обвалами над темными зияющими безднами, за ними уступами к облакам высятся исполинские гребни утесов. А дальше и выше, над голубою гранью неба, в прозрачной синеве, как рать сказочных богатырей, стоят великаны-цари гор: кругом раскинувши свои шатры, гордо подняли они свои снежные вершины и сияют ими в высоте. На громадных шлемах их, как драгоценные камни, рубины-изумруды, блестят ледниками. Они окаймлены вокруг узором причудливых скал и мощными пластами снега.

Все вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

Ойроты

В силу специфических условий жизни и быта ойроты обладают качествами чрезвычайно важными для воина. Ойрот круглосуточно находится около своего стада. Всю свою жизнь он проводит в походе, постоянно кочуя по горам за стадом, охраняя его в условиях сурового и резко меняющегося климата.

Ойрот стойко переносит мороз, жару и непогоду. У него веками выработалась необычная подвижность, особая острота зрения, чуткий слух, повышенная наблюдательность. Ойрот – природный закаленный боец, меткий стрелок, быстро ориентируется в боевой обстановке. Ойротское войско не знает усталости в бою. Выносливость его удивительна. Он безропотно переносит лишения и невзгоды походной жизни, холод и метели. Презрение к смерти, храбрость и отвага, готовность умереть за Родину – таковы его характерные черты.

Смелый ты, ойрот, смелый! Ты борешься за великое правое дело. Ты – солдат армии пролетарских борцов за свободу, самой многочисленной армии, самой могучей армии в мире. Так смелей же, ойрот, верный сын Отчизны, вперед на врага!

Янга Тодошевич Бедюров

Слово о книге

Сказано прежде: «Книга – река мудрости, наполняющая мир!»  Говорил  то Ярослав Мудрый, а напомнил нам его слова, оживил его речение Рерих.

Существует обывательское, мелкое суждение: «Это написано в книгах, так в жизни не бывает!?»  Неправда, скажу я вам. В книгах написано как раз то, что в жизни бывает и происходит. Неправда заключается только в плохой книге. И такую книгу никогда не захочется прочитать второй раз. А книга, истинная, не может быть прочитана лишь однажды. К ней ты возвращаешься в жизни не раз, она всегда с тобой, ибо в ней – лучшие заветы, настоящие истины.

Одна и та же книга идет сквозь века, через страны и языки. И каждое поколение читает ее по-своему, находит в ней отзвук своего. Я убежден – никакое кино, телевидение и другие изобретения будущего не заменят Книгу – главное хранилище мудрости.

Когда пускаешься в путь, берешь с собой лучшие книги, а не магнитофончик со скверными шлягерами. В книгах находишь и отдохновение, и одухотворение, потому что человеческое сердце не может жить без красоты, без слова.

Бронтой Янгович Бедюров

Новая книга

…Какое счастье –  уметь читать. Книга добрым прибавит ума, раба избавит от унижения, позовет на борьбу за свободу… После каждой прочитанной книги ты как будто становишься выше. Поймешь, что на свете ты не одна, что людей с такими же желаниями, с такой же мечтой, как у тебя, много-много. Книга незаметно для тебя зажигает надежду на лучшее, как большой огонь вдалеке, когда ты потерял дорогу домой.

Если книга понравилась, она становится другом или учителем. Будто автор – хороший человек рядом с тобой. Мудрецы оставили много книг, чтобы человек вырос добрым и хорошим, изжив из себя все злое и низкое. Вот бы и мои братья выросли, опираясь на них, чтобы стать такими же – мудрыми и достойными уважения. Тогда бы никто не комплексовал, не обижался, что он из малочисленного народа, ему мир бы казался просторнее и на всей земле он бы чувствовал себя равным и свободным.

В этот дождливый день новая книга меня порадовала тем, что его народ, лицом похожий на нас, живущий красиво, мудро и сердцем – я могла бы родиться среди них и с другой судьбой. А когда-нибудь, после…после…кто-нибудь будет ли читать о нашем горном народе так же?... Да еще в дождливый день.

Нина (Дергелей) Яковлевна Маскина

Белая Кобра

Тревога день и ночь не давала покоя Белой Кобре, она устала, измучилась ждать чего-то неизвестного, но уже неизбежного и грядущего. Напрасно она долгими часами днем и ночью улавливала воздух, общалась со звездами и размышляла: что-то надвигалось, и это что-то впервые было ей непонятно и загадочно, но одно поняла мудрая Белая Кобра – это будет ее судьба!

Однажды зимой, когда утренний белый, невесомый, редкий снег под первыми лучами солнца растаял, она услышала гул. Она медленно, как-то обреченно выползла на уступ и увидела череду громыхающих чудовищ, вползавших в долину. Она не испугалась, напротив, она почувствовала облегчение, что наконец-то,  что она уловила утренним летним днем, пришло. Кобра не боялась, что пришельцы захватят у нее власть, они были из другого мира… Ей было интересно так, как ученому, столкнувшемуся с неведомым явлением.

«Я изучу их и буду еще мудрей, когда я решу эту загадку, я познаю все», – подумала  кобра  и почувствовала себя моложе. Она распласталась по уступу и медленно поползла вниз.

Сергей Иванович Адлыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи

Упражнение 1.

Алтай

…Какими красками опишу я тебя, мой славный Алтай? И какою линией очерчу твой стан? Уподоблю тебя могучему зеленому кедру! Вот он, пышный, широко разросся во всю ширь и мощь: удало развернул свои ветви на свободе! Крепко цепляясь корнями по расселинам черных скал, взбежал он до грани холодных белков. И там, на просторе, вблизи снегов, где одни лишь туманы гуляют, там он любит, свободно качаясь по ветру, вести с буйным ветром беседу. Таков ты, мой любимый Алтай!

Люблю тебя за то, что ты угрюмо и грозно веками хранишь свои тайны. Под утесами, под курганами, да под дымными юртами раскидал ты свои легенды-предания! С горы на гору, через бурные реки переносятся твои песни про старину глубокую.

О, мой Алтай! Когда я восхожу на твои высокие хребты, как плети растянувшиеся по голубому небу, и оттуда, с высоты гляну на твои ущелья, ты встанешь передо мной мощный, нетронутый, первобытный! Чудная картина!...

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

1.     Старинные песни.

2.     Как плети.

3.     Разросся, развернул, расселинами, взбежал, раскидал, восхожу, растянувшиеся.

Упражнение 2.

Край родной

Ароматом трав твоих дышу,

Горы в дымке голубой любя,

В сердце я своем тепло ношу,

Взятое, Алтай мой, у тебя.

Черный кедр над ключевой водой

Машет ветвью мне издалека,

А над ним, высоким, чередой

Ходят гости неба – облака,

Всюду гор скалистых табуны,

Будто тебенюют здесь они.

А озера горной стороны

Только небу светлому сродни.

Реки белогривые кипят,

Искры-брызги  сыплют мне к ногам.

Я брожу поляною опять,

Где цветет, белея, балтырган.

От его цветов вокруг светло.

Дышится легко в родном лесу.

Край мой милый!

Я твое тепло

Людям, как подарок, принесу.

Эркемен Матынович Палкин

1.     Ароматных трав.

2.     Гости неба, гор табуны, реки кипят.

3.     Тебенюют.

Упражнение 3.

Человек

Сколько лет мне сейчас?

Или, может, веков?

Я не знаю.

Не сочту, сколько раз

На земле зеленел, как весна, я,

Не сочту, сколько раз

Бронзовел я, как спелая осень,

И белел, как зима,

И рождался для будущих весен!

 

Помнит плоть моя смутно

Весь пройденный путь превращений:

Был я свежим листом,

Был я нежной травинкой весенней,

Был бегущей водой,

Был цветами алтайского лета

И в луче золотистом –

Горячими квантами света.

 

А душа – чем была?

Над ущельями дымкой туманной,

Светом дальней звезды,

Материнскою песней гортанной,

Стоном ветра в горах

И в долинах – ночной тишиною…

И теперь, наконец,

Это все называется

Мною…

Аржан Оинчинович Адаров

1.     Песней матери.

2.     Луче золотистом.

3.     Туманной, гортанной.

Упражнение 4.

Период жарких, тяжелых боев под Воронежем.

В эту ночь я снова был дома в родном краю, в далеких горах Алтая – Ойротии.

Я скакал по горным тропам и лесам Каракола. В лицо бил горячий ветер, а под копытами моего скакуна шелестела высокая трава.

Эх, Алтай, Алтай, Ойротия – родина моя! Край безбрежный, необъятный. Я пел и слагал о тебе прекрасную песню. О вольной нашей жизни, о широкой стране нашей, о богатой земле, о дремучих лесах и высоких горах, о быстрых реках Катуни, Урсуле, о снежном походе партизан и верных людях – героях я пел…

1944 год

Янга Тодошевич Бедюров

1.     1.

2.     Эх, Алтай, Алтай, Ойротия – родина моя!

Упражнение 5.

При луне

Голубеют в травах росы,

Голубеет густо высь.

Вот и месяц горбоносый

Вышел в небо попастись.

Мир ночной так странно светел,

Полны пригоршни набрав,

В лица нам бросает ветер

Запах ягод, запах трав.

Время дорого, ребята,

В сенокос для деревень!

И работает бригада

При луне, как в ясный день.

Льется песня молодая,

В радость юным дружный труд.

С неба ясного моргая,

Звезды копнам счет ведут.

Александр Янганович Ередеев

1.     Ягодный запах.

2.     Горбоносый, сенокос.

3.     Олицетворение.

Упражнение 6.

Алтай и Катунь

Местными, каменистыми, пестрыми грядами раскинулись громады гор. Тесня одна другую, они раздвинулись в бесконечную ширь и даль, теряясь в глубокой воздушной пыли.

Крутые скаты их глубоко прорезаны  ущельями. Всюду нависли хмурые скалы, готовые обрушиться обвалами над темными зияющими безднами, за ними уступами к облакам высятся исполинские гребни утесов. А дальше и выше, над голубою гранью неба, в прозрачной синеве, как рать сказочных богатырей, стоят великаны-цари гор: кругом раскинувши свои шатры, гордо подняли они свои снежные вершины и сияют ими в высоте. На громадных шлемах их, как драгоценные камни, рубины-изумруды, блестят ледниками. Они окаймлены вокруг узором причудливых скал и мощными пластами снега.

Все вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.

Какой везде простор и какая мощь!..

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

1.     Все первобытно, грандиозно и величаво: раскинулись и ушли горы.

2.     Прозрачной.

3.     Великаны-цари, рубины-изумруды.

Упражнение 7.

Язык родной

Любое слово языка родного

мне дорого: в нем кровь моя, мой дух!

В других наречьях слов прекрасных много,

но лишь родной язык ласкает слух.

 

Язык неисчислимых поколений,

племен несметных, – он прожил в веках,

не становясь покорно на колени,

в других не растворяясь языках.

 

Он озарил младенчество и детство,

как воздух, неразлучен он со мной,

завещанное предками наследство,

язык Алтая, древний и родной!

Светлана (Сурайа) Михайловна Сартакова

1.     Много, язык ласкает.

2.     Не растворяясь.

3.     Язык родины.

4.     Как воздух.

Упражнение 8.

…И вот, среди этого могучего заколдованного царства, среди величественной природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по нежным, благоухающим цветами долинам, по золотому дну Алтая, течет изумрудная река – красавица Катунь. Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая и между ущелий извилась голубою лентой. Бурная, неугомонная, крепко прижалась она к груди великана и стремительно, с шумом, течет впереди…

И нет, кажется, никакой силы, могущей остановить ее течение, нет преград ее стремлению и могучему бегу… Осень. В горах Алтая стоит теплая, прекрасная погода. Вся природа переоделась в лучшие наряды…

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

1.     Осень. (Повествовательное, невосклицательное, нераспространенное, односоставное, назывное)

2.     12346.

3.     Извилась лентой.

4.     Величественной.

5.     Теплая.

6.     Стоит погода.

Упражнение 9.

Отзвенели копыта

Алтайских коней…

Загрустило осеннее поле.

И последний листок

С оголенных ветвей

Закружился, почувствовав волю.

Глухо шепчутся с ветром в воде

тростники,

Облака над землей

Проплывают лениво.

И под старый рассказ

Горделивой реки

Задремала плакучая ива.

Мудрый кедр на скале

Видит мрачные сны:

В них трескучий мороз

И густые метели…

Песни девушек стихли до новой весны,

И давно журавли улетели.

Отзвенели копыта

Алтайских коней…

Только кто-то природу

Отчаянно будит:

По продрогшей дороге

Вдаль скрывшихся дней

Листья мчатся к деревне,

Тоскуя по людям.

Лазарь Васильевич Кокышев

1.     Кто-то будит, листья мчатся.

2.     Тоска по людям.

3.     Оголенных.

4.     Горделивой реки, плакучая ива, мудрый кедр, мрачные сны, трескучий мороз, густые метели, по продрогшей дороге.

Упражнение 10.

…Лиственницы и березы покрылись золотом, стоят красуются и переливаются на сотни тонов под лучами солнца. Небо лазурное, голубое, чистое. Воздух нежный, прозрачный. Всюду разлилась гармония мягких нежных красок… Это – волшебный праздник золотой осени. Это – последняя песнь жаркого уходящего лета. Это для будущей весны, бережет свои буйные силы…

Спокойно, хорошо и мирно вокруг.

Григорий Иванович Чорос-Гуркин

1.     12348.

2.     8.

3.     Солнечными лучами.

4.     Спокойно  –  мирно.

Упражнение 11.

Алтай

Много лет я, голубой Алтай,

По тебе бродил из края в край,

Но не пел, не славил до сих пор

Красоту твоих скалистых гор.

Ты и в прошлом, помню, был красив,

Но угрюм, задумчив, молчалив.

И сокровища в груди своей

Ты хранил, как тайну, от людей…

Павел Васильевич Кучияк

1.     Не пел.

2.     Как тайну.

3.     Голубой Алтай.

Упражнение 12.

Слово о книге

Читать я начал рано. Любовь к чтению книг пробудил во мне отец. Хорошо помню, как он читал сосредоточенно, не слыша ничего вокруг, даже нашего воркованья: читал он с плотно сомкнутыми губами, а иной раз, видимо, в миг наибольшего удовольствия, начинал чуть слышно повторять слова текста. Тогда мы затихали, удивленно уставившись на него, не понимая, что он там извлекает для себя радостного и непонятного для нас за этими заковырками, значками, которые, как выяснилось  впоследствии, именовались просто-напросто буквами. Но тогда это были для нас самые таинственные знаки, которые ввергали нашего отца то в смех, то в раздумье, а то в печаль…

Бронтой Янгович Бедюров

1.     4.

2.     3.

3.     45.

4.     Затихли в удивлении.

5.     Ничего.

6.     Разговора.

Упражнение 13.

Вытянув тело, кобра ползла среди камней. Мелкие камешки, шурша, осыпались и качались, распрямившись, редкие стебли трав. Вечерняя прохлада приятно освежала тело, и кобра задумчиво скользнула вниз. Спустившись, она проползла мимо деревьев и бесшумно скрылась в кустарнике на тропинке у реки…

Сергей Иванович Адлыков

1.     1.

2.     Осыпались с шуршанием.

3.     Распрямились, бесшумно.

Упражнение 14.

В горах стоит осень…

Редкий благолепный день.

Долго бродила по яркому, сухому лесу. На душе хорошо-хорошо, а перед глазами осенняя моя родина: береговой лес, состоящий только из тальника и берез, тянется далеко-далеко, словно красно-желтая змея так великолепно изгибаясь, убегает через горы. Разделяя этот лес надвое, спускается с верхов таежная река. В теплое время могущественная, безжалостная, властно гудящая, пугающая своей неукротимой мощью все живое, сегодня течет присмиревшая, мелководная, ее еле слышно. Эту прозрачную таежную воду временами покрывает многообразная и многоцветная неживая листва. Это значит, что на верхах прошел ветерок. …

Нина (Дергелей) Яковлевна Маскина

1.     8.

2.     Присмиревшая.

3.     4.

4.     Прошел.

Упражнение 15.

Родине

Вижу снова

гор гранитных грани

И реки сверкающий клинок.

Я в твоей семье великой,

равный,

Песнь свою вплетаю в твой венок.

Если по чужой земле скитаюсь,

Образ твой всегда передо мной.

Он,

как снег Алтайских гор,

не тает, –

Голубым белкам не страшен зной.

За тебя,

за твой простор былинный

Пролил кровь я в памятный июнь.

Жизнь моя и ты – неразделимы,

Вы слились,

как Бия и Катунь.

Свет мой – ты…

И радость –

ты, Россия,

Мать моя и грозная броня.

Без тебя я,

Родина,

Бессилен,

Но и ты слабее без меня.

Сазон Саймонович Суразаков

1.     Я бессилен, ты слабее.

2.     Обстоятельственное придаточное.

3.     Реки клинок.

4.     46.

Упражнение 16.

…Сегодня очень хорошо. В осеннем шелесте засыпает Алтай. А в сердце ти-и-хая боль, будто что-то невосполнимое потеряно, будто очень дорогое уходит…

Стоит божья благодать – тишь да покой. Пусть будет так всегда. Это моя отчизна. Ни на что не обменяю это сокровище…

Нина (Дергелей) Яковлевна Маскина

1.     Уходит.

2.     Тишь да гладь да божья благодать.

3.     Олицетворение.

4.     Шелесте осени.

Упражнение 17.

Ночь в горах

Ночь.  Алтай.

Луна – как сережка.

Четкий профиль горной гряды.

Можно трубку, приставив немножко.

Раскурить от любой звезды.

Тишина…

Но скажу одно я:

Кто нелепость придумал ту,

Будто можно, мол, тишиною

Звать

Лишь мертвую немоту?

Будь слова бездушные эти

В самом деле всегда – верны.

Никогда ни за что на свете

Не любили б мы тишины…

Встаньте рядом, дайте мне руки.

Я рассказывать вам начну:

Различимей дальние звуки,

Как сквозь линзу,

Сквозь тишину.

Вот марал протрубил на склоне,

Кедр под ветром запел струной.

Вот

На пастбище где-то

Кони

Бьют копытами в шар земной.

Тишина.

Колыханье веток…

Борис Укачинович Укачин

1.     Никогда, ни за что.

2.     Колышущиеся ветки.

3.     1,2,4,7,14,15.

4.     Шар земной.

Упражнение 18.

Вот вернется отец

Кончилась война… Один за одним стали возвращаться фронтовики. Их появление в селе нам казалось праздником.

Видеть отцов моих товарищей мне раньше не приходилось. И поэтому я во все глаза смотрел на каждого. Начищенные сапоги, медали на груди… Бывало, сделает солдат резкое движение – медали так и зазвенят. А улыбнется – лицо сияет, как солнце.

Мысленно я представлял своего отца таким же. Мама все время говорила, что он скоро вернется. Взявшись за руки, мы пройдем с ним по селу. Но его все не было…

Кюгей Чырбыкчинович Телесов

1.     2.

2.     Возвращаться, казалось, начищенные, движение.

3.     Во все глаза.

Упражнение 19.

После многих лет, после всех тревог

Я опять пришел на родной порог;

На очаг родимый гляжу опять;

За стеною ночь, а со мною мать.

 

И на цыпочки привстает огонь,

И едва-едва достает огонь

Детским пальчиком нежным до нижнего

Круга юрты – самого ближнего.

Николай (Шатра) Пепишевич Шатинов

1.     Пришел.

2.     4.

3.     Привстает огонь, достает  огонь, пальчиком нежным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Образец фонетического разбора слова:

пакет – [п а кʼ э т] – 2 сл.

п – [п]  - согл., твёр., глух.

а – [а] – глас., безуд.

к – [кʼ] – согл., мягк, глух.

е – [э´] – глас., удар.

т – [т] – согл., твер, глух.

5 б., 5 зв.

План морфемного разбора:                     Образец:

1. Окончание.                                                                     

2. Основа.                                                  Слушатель             

3. Суффикс (суффиксы).

4. Приставка (приставки).

5. Корень.

 

План словообразовательного разбора:                     Образец:

1. Дать лексическое толкование слова.

2. Сравнить состав анализируемого слова                Слушатель               слушать

с однокоренными словами.                                         (суффиксальный)

3. Определить от чего оно образовано.

4. С помощью чего образовано и

способ его образования.

Морфологический разбор частей речи

Имя существительное

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Начальная форма (именительный падеж)

- Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение.

- Непостоянные признаки: падеж, число.

3.     Синтаксическая роль.

Имя прилагательное

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

- Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное.

- Непостоянные признаки: у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма.
- У всех прилагательных: падеж, число, род в единственном числе.

3.     Синтаксическая роль.

Имя числительное

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Начальная форма (именительный падеж).

- Постоянные признаки: простое или составное, количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое.

- Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

3.     Синтаксическая роль.

Местоимение

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

- Постоянные признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).

- Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

3.     Синтаксическая роль.

Глагол

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Начальная форма (неопределённая форма).

- Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение, возвратность.

- Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть).

3.     Синтаксическая роль.

Причастие

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

- Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.

- Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (у причастий в полной форме), число, род.

3.     Синтаксическая роль.

Деепричастие

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Начальная форма (неопределённая форма глагола).

- Вид.

- Неизменяемость.

3.     Синтаксическая роль.

Наречие

1.     Часть речи. Общее значение.

- Неизменяемое слово.

- Степень сравнения.

2.     Синтаксическая роль.

Категория состояния

Категория состояния обозначает состояние предмета: весело, грустно, холодно, мрачно и т.д.

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Неизменяемое слово.

3.     Синтаксическая роль.

Предлог

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Простой или составной, производный или непроизводный.

Союз

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Сочинительный или подчинительный, простой или составной.

Частица

1.     Часть речи. Общее значение.

2.     Разряд.

План лингвистического анализа стихотворного текста

1.             Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.

2.            Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:

1)            сколько предложений входит в него;

2)           каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;

3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или слож­ноподчиненные и пр.).

3.            Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки.

4.           Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление мно­готочий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций).

5.            Обратите внимание на лексические повторы:

1)            синтаксический параллелизм;

2)           лексические и корневые повторы, повторы союзов;

3)           анафорические и эпифорические повторы.

6.     Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и
эмоциональные акценты в стихотворении:

7.      Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
        
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные сло­ва, объясните их;

2)          найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, си­некдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тро­пов;

3)          какое чувство или настроение передают эмоционально окрашен­ные слова, повторяющиеся слова;

4)          определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворе­нии или той или иной его части, почему;

5)          найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, пе­рифразы, объясните их роль.

8.     Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи:

сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфо­логических средств (повелительного или условного наклонения гла­гола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких при­лагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.

9.           Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

10.     Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихот­ворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

 

План лингвистического анализа прозаического текста

1.  Прочитайте текст.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.) 
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста. 
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста? 
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? 
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:
- Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
- Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
- Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
- Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
- Найдите перифразы. С какими целями они использованы ? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
- Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
- Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Адаров А.О. Годы и люди. – Горно-Алтайск, 1962.

2.     Адлыков С.И. Белая кобра. – Горно-Алтайск, 2005.

3.     Аносский сборник. – Горно-Алтайск, 1995.

4.     Бедюров Б.Я. Слово об Алтае. – Горно-Алтайск, 1990.

5.     Бедюров Я.Т. Песни Янга Тодоша. – Горно-Алтайск, 2005.

6.     Высокая радуга (Сб.стихов алтайских поэтов). – Горно-Алтайск, 1971.

7.     Ередеев А.Я. Звуки солнечной земли: стихи. – М., 1988.

8.     Кокышев Л.В. Стихи. – М., 1958.

9.     Маскина Д.Я. В горной тишине. – Горно-Алтайск, 2005.

10.  Палкин Э. М. Родной край: стихи и поэма.– М., 1979.

11.  Телесов К.Ч. В этюдах – мои знакомые. – Горно-Алтайск, 1993.

12.  Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.. Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.

13.  Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.. Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014.

14.  Поэты Горного Алтая. – Новосибирск, 1972.

15.  Укачин Б.У. Календарь души: стихи, баллады, поэмы. – Горно-Алтайск, 2005.

16.  Электронные ресурсы: fipi.ru. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по русскому языку.

 

 

 

 


 

упражнений для комплексного анализа текста

упражнений для комплексного анализа текста

Составитель: Е.А. Шаманаева, учитель русского языка и литературы

Составитель: Е.А. Шаманаева, учитель русского языка и литературы

Оглавление Упражнение 1. Г.И

Оглавление Упражнение 1. Г.И

Упражнение 22. Д.Я. Маскина. Аромат родины (отрывок)………………26

Упражнение 22. Д.Я. Маскина. Аромат родины (отрывок)………………26

Упражнение 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания

Упражнение 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания

Край мой милый! Я твое тепло

Край мой милый! Я твое тепло

Помн..т плоть моя смутно Весь пройде(н,нн)ый путь превращений:

Помн..т плоть моя смутно Весь пройде(н,нн)ый путь превращений:

Выпишите из второй строфы эпитет

Выпишите из второй строфы эпитет

Г..лубе..т густо высь. Вот и месяц горбоносый 2

Г..лубе..т густо высь. Вот и месяц горбоносый 2

Упражнение 6. Спишите второй абзац, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания

Упражнение 6. Спишите второй абзац, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания

Проведите лингвистический анализ текста

Проведите лингвистический анализ текста

Замените словосочетание со средством связи управление языка родного на синонимичное со средством связи согласование

Замените словосочетание со средством связи управление языка родного на синонимичное со средством связи согласование

Из предложения (6) выпишите инверсию

Из предложения (6) выпишите инверсию

Алтайских коней… Только кто-то природу

Алтайских коней… Только кто-то природу

Спокойно, хорошо и мирно в..круг…

Спокойно, хорошо и мирно в..круг…

Укажите риторическое обращение

Укажите риторическое обращение

Упражнение 13. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания

Упражнение 13. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания

Эту прозрачную таежную воду временами покрывает многообразная и многоцветная (не)живая листва

Эту прозрачную таежную воду временами покрывает многообразная и многоцветная (не)живая листва

Голубым белкам не страшен зной

Голубым белкам не страшен зной

Упражнение 16. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания

Упражнение 16. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания

Тишина… (7)Но скажу одно я:

Тишина… (7)Но скажу одно я:

Колыханье веток… Борис Укачинович

Колыханье веток… Борис Укачинович

Выпишите из текста пример (примеры), иллюстрирующий орфограмму «Чередующиеся согласные в корне»

Выпишите из текста пример (примеры), иллюстрирующий орфограмму «Чередующиеся согласные в корне»

Середина лета. Полдень 1 . Стою на солнечной стороне горы

Середина лета. Полдень 1 . Стою на солнечной стороне горы

Задание: Проведите лингвистический анализ текста

Задание: Проведите лингвистический анализ текста

Все живое насытилось. Не стало суеты

Все живое насытилось. Не стало суеты

Тексты изложений Напишите сжатое изложение

Тексты изложений Напишите сжатое изложение

Крутые скаты их глубоко прорезаны ущельями

Крутые скаты их глубоко прорезаны ущельями

Так смелей же, ойрот, верный сын

Так смелей же, ойрот, верный сын

Если книга понравилась, она становится другом или учителем

Если книга понравилась, она становится другом или учителем

Я изучу их и буду еще мудрей, когда я решу эту загадку, я познаю все», – подумала кобра и почувствовала себя моложе

Я изучу их и буду еще мудрей, когда я решу эту загадку, я познаю все», – подумала кобра и почувствовала себя моложе

Ключи Упражнение 1. Алтай …Какими красками опишу я тебя, мой славный

Ключи Упражнение 1. Алтай …Какими красками опишу я тебя, мой славный

В сердце я своем тепло ношу,

В сердце я своем тепло ношу,

Тебенюют. Упражнение 3. Человек

Тебенюют. Упражнение 3. Человек

А душа – чем была? Над ущельями дымкой туманной,

А душа – чем была? Над ущельями дымкой туманной,

Янга Тодошевич Бедюров 1. 1

Янга Тодошевич Бедюров 1. 1

Александр Янганович Ередеев 1

Александр Янганович Ередеев 1

Упражнение 7. Язык родной

Упражнение 7. Язык родной

И вот, среди этого могучего заколдованного царства, среди величественной природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по нежным, благоухающим цветами долинам, по золотому…

И вот, среди этого могучего заколдованного царства, среди величественной природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по нежным, благоухающим цветами долинам, по золотому…

Облака над землей Проплывают лениво

Облака над землей Проплывают лениво

Тоска по людям. 2. Оголенных

Тоска по людям. 2. Оголенных

Ты хранил, как тайну, от людей…

Ты хранил, как тайну, от людей…

Сергей Иванович Адлыков 1. 1

Сергей Иванович Адлыков 1. 1

И реки сверкающий клинок. Я в твоей семье великой, равный,

И реки сверкающий клинок. Я в твоей семье великой, равный,

Родина, Бессилен, Но и ты слабее без меня

Родина, Бессилен, Но и ты слабее без меня

Можно трубку, приставив немножко

Можно трубку, приставив немножко

Бьют копытами в шар земной. Тишина

Бьют копытами в шар земной. Тишина

Я опять пришел на родной порог;

Я опять пришел на родной порог;

Приложение Образец фонетического разбора слова: пакет – [п а кʼ э т] – 2 сл

Приложение Образец фонетического разбора слова: пакет – [п а кʼ э т] – 2 сл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020