Сборник упражнений по развитию чтения и понимания прочитанного у младших школьников

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 17.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сборник упражнений по развитию чтения и понимания прочитанного у младших школьников
Иконка файла материала тексты для развития речи.pdf

 

 

 

Сборник упражнений по развитию чтения и понимания прочитанного у младших школьников

     

 

 

 

Чтение - сложный психофизиологический процесс. В акте чтения  принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение начинается с зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Далее 

происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение слова. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. В современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном термины: алексия - полное отсутствие чтения; дислексия – частичное  расстройство процесса овладения чтением. 

Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках, обусловленное несформированностью психических функций (мышления, внимания, памяти, восприятия), участвующих в процессе овладения чтением.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок. 1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж: П-Н, 3-В и др.).

2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, (нанизываются одна на другую (Р, А, М, А). 3. Нарушение звука-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.

4.     Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. 

5.     Аграмматизмы (ошибки) при чтении. Эта группа ошибок проявляется на этапе чтения, когда дети учатся делить слово на части (буквы, фонемы) и соединять эти буквы в слоги, слова. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

 

 

 


 

Чтение коротких слов

   

   

                        

         Чтение             фраз             и                         предложений

 

Автобус обогнала машина. Кто поехал впереди?

Володю ждет Лена.      

Кто задержался?

Витю слушал учитель.

Кто говорит?

Колю ударил Ваня.      

Кто драчун?

Собаку укусила оса. 

Кому больно?

Мама зовет домой дочку.

Кто дома?

Оля старше Кати.

Кто младше?

Лес позади дома.

Что впереди?

         Дуб выше березы.                      Что ниже?

         Автобус впереди грузовика.     Что позади?

         Мальчик ниже девочки.           Кто выше?

 

      

Упражнение 1 «Бегущая строка»

Педагог показывает детям карточки с хорошо читаемым текстом, а дети читают. 1 класс – из 1 – 2 слога, 2 класс – 34 слогов, 3 класс – 2-3 слова, 4 класс – предложение, состоящее из 4-5 слов или несколько предложений.

Сначала – 3-5 слов, а потом их количество увеличивается. Этот прием – как одна из форм словарной работы. Сначала карточки показываются на счет 1-2-3, потом 1-2, и, наконец, на счет «раз». 

 

Упражнение 2 «Игра в прятки».

Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение в тексте.

 

Упражнение 3 «Мнимое слово».

Педагог в ходе чтения неправильно произносит слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.

 

Упражнение 4 «Горочка». 

Педагог читает каждую строку текста то медленно, то быстро. 

 

Упражнение 5 «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.

                

 

Упражнение 6 «Глазомер».

Педагог предлагает детям не считая буквы в словах, определить, какие слова самые короткие, самые длинные, найти слова одинаковой длины. Можно проводить игру с картинками, так и без картинок. 

КОТ            ТАРЕЛКА                      КУКУРУЗА

  ЧЕРЕПАХА                   СОБАКА                      СУП

ЛЕТО                    КИТ                    КНИГА

 

 

 

Упражнение 7 «Слова наоборот».  

Педагог предлагает прочитать слова наоборот:  ецнлос,            ыдзёвз,              анишам,              оверед. Можно также с картинками, так и без картинок. 

 

 

        Упражнение      8      «Вставь      пропущенные      буквы».

Ребенку даются слова из определенной темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.

        К.                    Ш.             А        В.              Р.             НА

        С.                  Б.                   КА К.     О.          О.         А

 

        Б.      Г.            М.          Т           Ж.          Р.          Ф

 

 

Упражнение 9 «Чтение слов с перепутанными буквами». В начале работы педагог предлагает слова с перепутанными буквами разгадывались с опорой на цифры:            

                            ФИТЛУ               ПИГАСО                ПАКТИ

                            3 5 1 4 2               3 6 5 2 1 4                3 2 4 1 5

Далее усложняется задание, не давая опоры на цифры.

 

Упражнение 10. «Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях-............».  

Гроза.

Гроза надвига… . Огромная лиловая ту… медленно выплыва … из-за ле… . Сильный ветер загуд… в выши .. . Дере… забушева …. . Крупные кап… резко застуча… по листь…, но вот солн… опять засия… . Как всё засверка… вокруг. Как пахнет земляни… и гри… .

 

Упражнение 11 «Понимание прочитанного».

А) Педагог   предлагает учащимся дважды прочитать предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно: «Скоро наступит жаркое лето».

Б) «Сегодня учащиеся читали кыргызскую  народную сказку».

Педагог  предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем.

Для этой цели учитель задает следующие вопросы:       Когда читали учащиеся русскую народную сказку?

       Кто читал сегодня русскую народную сказку?

       Что делали сегодня учащиеся?            Что читали учащиеся сегодня?    Чью сказку читали учащиеся сегодня? 

 

 

 

 

 

Упражнения на развитие выразительности чтения 1) Чтение предложений с разной интонацией.

2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

 

 

ДРУ-ЗЬЯ

Ни-ки-та и  Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши  есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стояще-е,   а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. Они  всег-да де-ля-тся  иг-руш-ка-ми.  И ни-ког-да  не ссорят-ся. Вдво-емиг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шодру-жи-ть!

 

 

 

КОНЬ

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га  рвать.

-Дай мне,это мой конь.

-Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и

стал конь ни-чей.

 

 

 

 

 

КОШ-КА И ЖУЧ-КА

Бы-ла дра-ка меж-ду Жучкой и Кош-кой.

Кош-ка ста-ла есть, а Жучка приш-ла. Кош-ка Жучку ла-пой за нос.

Жуч-ка Кош-ку за хвост.

Кош-ка Жуч-ке в гла-за. Жуч-ка кош-ку за ше-ю.

Тё-тя шла ми-мо,  нес-ла вед-ро с во-дой и ста-ла лить на

Кош-ку и Жуч-ку во-дой

 

 

 

 

 

ГАЛ-КА

Хо-те-ла гал-ка пить.

На дво-ре  сто-ял кув-шин с во-дой, а в кув-ши-не бы-ла во-да толь-ко на дне. Гал-кенель-зя бы-лодос-тать.  Она  ста-лаки-дать в кув-шин камуш-ки и столь-ко  на-ки-да-ла, что

во-да ста-ла вы-ше и мож-но бы-ло пить.

 

 

 

 

 

ВЕСНА

При-шла вес-на, по-тек-ла во-да. Де-тивзя-ли до-щеч-ки, сде-ла-ли ло-доч-ку, пус-ти-ли ло-доч-ку по во-де. Ло-дочка плы-ла, а де-тибе-жа-ли за нею, кри-ча-ли и ни-че-говпере-ди се-бя не ви-да-ли и в лу-жуупа-ли.

 

 

 

 

 

 

ЩЕНОК


Шла Та-ня из шко-лы. На до-ро-ге она у-ви-де-ла ма-лень-ко-го щен-ка. Он си-дел у за-бо-ра и выл. Та-ня погла-ди-ла щен-ка. Он стал ли-зать Тане ру-ку. Та-ня взя-ла щен-ка до-мой. До-ма Та-ня да-ла е-мумо-ло-ка. Потом Та-няпо-ла-жи-ла щен-ка спать у

печ-ки. Ще-нок при-вык к Та-не. Та-ня за-бо-ти-лась о нем.

 

 

 

 

 

        ХИТРАЯ                                                                      ЛИСА

Ли-са бы-ла го-лод-на. О-на лег-ла на снег и зак-ры-ла глаза. На-ле-те-ли во-ро-ны и се-ли не-да-ле-ко от ли-сы. О-ни хо-те-ли кле-вать ли-су, но бо-я-лись. Ли-сале-жит, как мерт-ва-я. Тог-да во-ро-ны под-ле-те-ли сов-сем близ-ко. Од-на во-ро-на клю-ну-ла ли-су в хвост, дру-га-я хо-те-ла клю-нуть в нос. Ли-савско-чи-ла и схва-ти-ла глу-пу-ю воро-ну.

 

 

 

                                                                      НА                                      ЛЫЖАХ

Ми-ше бы-ло семь лет. Па-па ку-пил е-мулы-жи. Ми-ша при-вя-зал лы-жи и по-шёл на го-ру. Но лы-жи не шли на го-ру. Ми-ша взял лы-жи в ру-ки и по-шёл на го-ру. Ре-бя-та ка-тались на лы-жах с го-ры. О-ни у-чили Ми-шу. Ми-ша встал на лы-жи и по-е-хал. Он сра-зу у-пал. Вто-рой раз Ми-шато-же у-пал. По-том Ми-

ша на-у-чил-ся. До-мой Ми-ша при-е-хал на лы-жах и был о-чень до-во-лен, что на-у-чил-ся хо-дить на лы-жах.

 

 

 

 

 

СИНИЧКА

Бы-ла хо-лод-на-я зи-ма. К ок-ну при-ле-те-ла си-нич-ка. Ей бы-ло хо-лод-но. У ок-на сто-я-ли де-ти. Им ста-ло жаль синич-ку. О-ни от-кры-ли фор-точ-ку. Си-нич-ка вле-те-ла в ком-на-ту. Птич-ка бы-ла го-лод-на. О-на ста-ла кле-вать хлеб-ны-е крош-ки на сто-ле. Всю зи-мужи-ла си-нич-ка у де-тей. Вес-ной де-ти вы-пус-ти-ли синич-ку на во-лю.

 

 

 

 

МАЛЫШИ

Э-то бы-лози-мой. Мать ис-то-пи-ла печ-ку и уш-ла в ма-газин. 

До-ма ос-та-лись од-ни ма-лы-ши. Ма-лень-кий Ко-ля открыл печ-ку и су-нул ту-да бу-маж-ку. Бу-маж-ка за-го-релась и у-па-ла на пол. А на по-лу бы-ли щеп-ки. Яр-ко запы-лал о-гонь. Де-тиис-пу-га-лись, закри-ча-ли и по-бе-жа-ли на у-ли-цу.

При-бе-жал со-сед и за-ту-шил о-гонь.

 

 

 

 

 

 

 

СОБАКА-САНИТАР

О-динсол-дат был ра-нен в ру-ку и в но-гу. Он у-пал. То-ва-ри-щи уш-ли да-ле-ко. Ра-не-ныйле-жал два дня.

Вдруг он слы-шит: фыр-ка-ет со-ба-

ка. Э-то бы-ла са-ни-тар-на-я со-ба-ка. На спи-не у не-е была сум-ка с крас-нымкрес-том: там бы-ли бин-ты и ле-карства. Ра-не-ныйпе-рвтвя-зал се-бера-ны. Со-ба-ка у-бе-жа-ла и ско-ро при-ве-ла са-ни-та-ров. 

Ра-не-ный был спа-сён.

 

 

 

Читаем тексты повышенной сложности, тренируем технику чтения.

Тексты с наращиванием и подчеркиванием.

Задание для всех текстов: «Будем  читать  текстылесенки. Начинай читать, как обычно, но  обращай внимание на подчеркнутые концы слов. Затем читай вторую строчку, которая будет такая же, как первая, только чуть длиннее. Потом – третью, четвертую и так далее. После того, как прочитаешь текст, расскажи, о чем он. Потом выполни упражнения к тексту»

На одном занятии можно работать только с одним текстом. Если  ребенку тяжело дается и такой объем, то разбейте работу на два занятия. За каждое правильно выполненное упражнение к тексту поощряйте ребенка, например, наклейкой или  магнитиком, из которых в дальнейшем получится коллекция. 

ЧИТАЕМ ТЕКСТЫ…

…про растения.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных,

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть.     Но уберечься не   всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть.     Но уберечься не   всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов очень жесткие губы и рты, так что колючки им не страшны.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов очень жесткие губы и рты, так что колючки им не страшны. И деревьям приходится «изобретать» другие способы защиты.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов очень жесткие губы и рты, так что колючки им не страшны. И деревьям приходится «изобретать» другие способы защиты.  Растение «живой камень»  растёт в пустыне. Он маскируется под камень.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов очень жесткие губы и рты, так что колючки им не страшны. И деревьям приходится «изобретать» другие способы защиты. Растение «живой камень»  растёт в пустыне. Он маскируется под камень. И животные просто проходят мимо, не замечая его.

Упражнения к тексту.

1.Задание:   «Прочитай слова без ошибок, каждое слово  по 6 раз»:

защищающиеся   уберегающие     изобретательные      маскирующиеся

2.«Знаешь ли ты одно единственное слово в русском языке, где встречаются три буквы «е» подряд? Прочитай это слово:

                        длинношеее                  

…про явления природы

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в  грозовых тучах.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в  грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии,

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в  грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в  грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в  грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается с оглушительным грохотом.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в  грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается с оглушительным грохотом. Так получается гром.

 

Упражнения к тексту.

1.  Задание: Положи ладошку на стол. Читай сложные слова и одновременно поочередно поднимай  пальцы так, чтобы ладонь была прижата к столу. Так, каждое слово ты прочитаешь 5 раз.

                        Мгновенный          скопившегося

Электричество       

выделяющийся оглушительный

2.  Задание: «Прочитай, устно вставляй пропущенные слова»

                Молния      –      это      огромная      …,

мгновенный разряд электричества, …. в  грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при ….. молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем ….. , и взрывается с оглушительным грохотом. Так получается   ….

 

…про птиц.

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды,

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды, которое проводит зиму на суше, высиживая птенцов.

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды, которое проводит зиму на суше, высиживая птенцов. У него тёплая «шуба» из перьев и толстый слой жира под кожей.

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды, которое проводит зиму на суше, высиживая птенцов. У него тёплая «шуба» из перьев и толстый слой жира под кожей. Но даже при такой двойной защите от холода 

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды, которое проводит зиму на суше, высиживая птенцов. У него тёплая «шуба» из перьев и толстый слой жира под кожей. Но даже при такой двойной защите от холода пингвины сбиваются в тесные кучки и греются друг о друга.

Упражнения к тексту.

1.Прочитай  вопросы и ответь на них.

1. Где    живёт   императорский пингвин?   

2. Где он высиживает птенцов?

3. Какая двойная защита есть у пингвина?

4. Что еще делают пингвины, чтобы согреться?

2.Прочитай слова без ошибок как можно быстрее.

Императорский

императорский 

единственное

императорский

единственное

Антарктида

Антарктида

императорский

                единственное                      сбиваются

Антарктида Антарктида сбиваются  сбиваются        императорский единственное

 

…про морских обитателей.

У акулы-молота огромная голова в форме молота. Правда, гвозди 

У акулы-молота огромная голова в форме молота. Правда, гвозди она своим

«молотком» не забивает,

 У акулы-молота огромная голова в форме молота. Правда, гвозди она своим

«молотком» не забивает, а вот охотиться он ей очень помогает.

 

Некоторые рыбы бьют током. 

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу.

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает 

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат.

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный     разряд    испускает

электрический скат. Бородáвчатка, или камень-рыба

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат.  Бородáвчатка, или камень-рыба, очень опасна

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат. Бородáвчатка, или камень-рыба, очень опасна. Её спинной плавник покрыт

 Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат. Бородáвчатка, или камень-рыба, очень опасна. Её спинной плавник покрыт прочными ядовитыми колючками

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат. Бородáвчатка, или камень-рыба, очень опасна. Её спинной плавник покрыт прочными ядовитыми колючками, которыми она  легко протыкает врага.

1. Отгадай, какие морские обитатели здесь спрятались?

РОМСКАЯ  ВЕДЗАЗ      ЛАКУА

                ТКАС                                         ИТК

                РБАК                            

 РОМСКОЙ   НЁКОК

2.Задание: Читай медленно, но как только увидишь значок взлетающего  самолета, начинай читать как можно быстрее, как будто ты сам превратился в самолет. 

Если увидишь самолетик, стоящий на земле, то опять  читай так, как тебе удобно.

Охотиться  охотиться  охотиться охотиться (самолетик взлетающий) охотиться

охотиться охотиться  охотиться  охотиться охотиться охотиться

(самолетик   на        земле)охотиться охотиться охотиться

Защищаются

               защищаются

защищаются

(самолетик                взлетает)

защищаются

защищаются 

защищаются

защищаются

защищаются

(самолетик             на                 земле)

защищаются

защищаются

защищаются

3.Задание:  «Тут видны только верхние части букв. Угадай, что написано».

Электрический  бородавчатка  камень-рыба  скат (Написаны

только верхние части букв)

 

Гигантский кальмар -  это самое крупное беспозвоночное на Земле.

Гигантский кальмар -  это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах.

Гигантский кальмар -  это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов.

Гигантский кальмар -  это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов. Тело торпедообразной формы.

Гигантский кальмар -  это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов. Тело торпедообразной формы. Он обладает самыми большими в природе глазами – до 40 сантиметров в поперечнике.

Гигантский кальмар -  это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов. Тело торпедообразной формы. Он обладает самыми большими в природе глазами – до 40 сантиметров в поперечнике. Диаметр присосок превышает 10 сантиметров. Длина – более 20 метров. 

Гигантский кальмар -  это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов. Тело торпедообразной формы. Он обладает самыми большими в природе глазами – до 40 сантиметров в поперечнике. Диаметр присосок превышает 10 сантиметров. Длина – более 20 метров.  Питается рыбой.

 

Упражнения к тексту.

1.          Объясни значения слов:

 гигантский, беспозвоночное, излюбленная, кашалот, торпедообразная поперечник

2.          Верно ли утверждение:

Гигантский кальмар – это самое крупное позвоночное на Земле. Гигантский кальмар питается рыбой. Гигантский кальмар не любит глубину. Это – пресноводная рыба.  Он обладает самыми большими глазами. Гигантский кальмар в длину 20 сантиметров.

3.          Прочитай не останавливаясь, без ошибок:

Гигантский   гигантский      гигантский        гигантский  гигантский гигантский    торпедообразное гигантский торпедообразное  беспозвоночное беспозвоночное   беспозвоночное исключительно  торпедообразное   торпедообразное  торпедообразное   исключительно исключительно  кальмар   кальмар      кальмар      гигантский                                  гигантский      кальмар           кальмар

4.Вставь пропущенное слово:

Гигантский кальмар -  это самое ……. беспозвоночное на Земле. Он обитает      в        океане на   больших

глубинах      и         является

………

добычей              кашалотов.

Тело

…………..    формы.        Он

………..

самыми     большими     в

природе

глазами – до 40 сантиметров  в ……….. Диаметр присосок  . ………. 10 сантиметров. Длина – более 20 метров. Питается……….

4. Угадай, какие слова тут написаны? Поменяй буквы местами:

 РАМКАЛЬ             ЛАКАШОТ    

ЫРАБ      

…про Вселенную.

Луна – и не звезда и не планета.

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли.

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный    спутник      Земли.

Совершает полный оборот вокруг нашей планеты

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли. Совершает полный оборот вокруг нашей планеты  за  27 дней.

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли. Совершает полный оборот вокруг нашей планеты  за  27 дней. Самый яркий объект

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли. Совершает полный оборот вокруг нашей планеты  за  27 дней. Самый яркий объект, который можно видеть на ночном небе.

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли. Совершает полный оборот вокруг нашей планеты  за  27 дней. Самый яркий объект, который можно видеть на ночном небе. Она не светится сама, а отражает солнечный свет.

Упражнения.

1. «Горки». Прочитай медленно, затем увеличивая темп.

Есте                                                  Сол Естес                            

          Солне

Естест                                         

          Солнеч

Естетсве                                     

          Солнечны

Естествен                                  

          Солнечный       

Естественны                                                 

Естественный

 

2.    Угадай, какое слово тут написано? Поменяй буквы местами.

 

целосн                 аулн            лейзем

 

3.    Прочитай как можно  быстрее:

Зе-зе-зе -   Земля           зерно     

зеркало             зевать

Со-со-со –  Солнце           сом     

соль           сонный

Лу-лу-лу-  Луна       лупа   

лупоглазый      лукавить   лунатик

 

Земля состоит  из нескольких слоёв горных пород 

Земля состоит  из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра.

Земля состоит  из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие

Земля состоит  из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты

Земля состоит  из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты - расплавленные и тягучие, как нагретая ириска.

Земля состоит  из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты - расплавленные и тягучие, как нагретая ириска. Земная кора – это верхний слой горных  пород у нас под ногами.

Земля состоит  из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты - расплавленные и тягучие, как нагретая ириска. Земная кора – это верхний слой горных  пород у нас под ногами. Земная кора не кончается там

Земля состоит  из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты - расплавленные и тягучие, как нагретая ириска. Земная кора – это верхний слой горных  пород у нас под ногами. Земная кора не кончается там, где начинается  море. Она продолжается и под водой.

Упражнения к тексту.

1.     Прочитай, устно вставляя пропущенные буквы. Это слова из текста, который ты только что прочитал.

                Ме………ческий                                       

…….та

                Те……………ура                     

 ……..ается

                Рас……………ные                              

……..жается

 

2.     Задание: «Прочитай, найди несоответствия в тексте. Поставь точку над словами, которые тебе кажутся неправильными, не подходящими к тексту.»  

Земля состоит  из нескольких слоёв воздушных пород и пластмассового  ядра. Одни слои твёрдые, другие – изза      низкой        температуры    внутри планеты  - жёсткие и тягучие, как нагретая капуста. Земная кора – это нижний слой горных пород у нас над головой. Земная корка не кончается там,    где    кончается        море.    Она продолжается и над водой.

 

3.     Прочитай текст про себя. Нарисуй нашу планету так будто видишь ее из космоса.

Космонавтам, которые видят Землю из космоса, она кажется гигантским шаром. Но наша планета не идеально круглая.    Как       надувной   мяч,      на который слегка надавили сверху и  снизу, он тоже чуть сплюснута у полюсов.

4.Соверши путешествие по Солнечной  системе, отгадав ребусы.  Тут спрятаны названия планет. Если бы на этих планетах  жили  инопланетяне, как бы они назывались? На Земле – земляне, на Марсе – марсиане,…

 

КУРИЙМЕР            ЯМЕЛЗ     

ТУННЕП      РАЕНЕВ     

РМАС                ПИЮТЕР     

РУСАТН          

 

        Северный     полюс     расположен     на

самой «верхушке»

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты.

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле.

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле. Там всегда дуют студёные ветры.

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле. Там всегда дуют студёные ветры. Территория полюсов покрыта снегом и льдом круглый год.

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле. Там всегда дуют студёные ветры.Территория полюсов покрыта снегом и льдом круглый год. На

Южном               полюсе            находится

Антарктида

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле. Там всегда дуют студёные ветры. Территория полюсов покрыта снегом и льдом круглый год. На Южном полюсе находится Антарктида –  громадный, покрытый льдом материк.

Упраженения к тексту.

1.     Прочитай слова, подбери синонимы (слова, одинаковые по смыслу).

Студёные,  верхушка,  всегда, громадный.

2.     Прочитай. Найди ошибки в тексте и поставь над ошибкой точку.

Севрный полис расположен на самой

«макушке», а Южный – на самом

«оконце» нашей планеты. Это самые теплые метса на Земле. Там всегда дуют студёные ветры. Территория полюсов покрыта травой и льдом овальный год. На Южнм полюсе находится Атарктида –  громадный, поркытый льдом материя.

 

Задание: Прочитай текст про себя, подчеркни концы слов карандашом. Теперь прочитай еще раз вслух. 

Солнце -   самая близкая к Земле звезда, поэтому  мы ощущаем  ее тепло. Как и все остальные звёзды, Солнце представляет собой  гигантский шар из раскаленного газа. В середине  находится раскаленное ядро, где вырабатывается энергия, заставляющее солнце светить. На поверхности Солнца иногда  возникают более холодные участки.

Их  называют солнечными пятнами.

Задание: Прочитай текст про себя. Поменяй слова местами там, где это нужно, чтобы в тексте появился смысл (проведи стрелочки карандашом от слова к его месту).

Прочитай вслух верно.

Солнце -  близкая самая звезда к Земле, мы ощущаем  ее тепло поэтому. Как и все остальные звёзды, собой представляет Солнце шар гигантский из раскаленного газа. Середине в находится раскаленное ядро, где

вырабатывается энергия, солнце  заставляющее светить. Поверхности на Солнца иногда  возникают холодные участки более. Их  называют солнечными пятнами.

…про насекомых.

Палочник – это насекомое

Палочник – это  насекомое, живущее в тропических районах

Палочник – это  насекомое, живущее в тропических районах Центральной Южной Америки.

Палочник – это  насекомое, живущее в тропических районах Центральной Южной Америки. Туловище выглядит как часть растения. У палочника очень сильные ноги

Палочник – это  насекомое, живущее в тропических районах Центральной Южной Америки. Туловище выглядит как часть растения. У палочника очень сильные ноги, а на теле имеются острые выступы.

Палочник – это  насекомое, живущее в тропических районах Центральной Южной Америки. Туловище выглядит как часть растения. У палочника очень сильные ноги, а на теле имеются острые выступы, о которые можно поранить палец.

Упражнения к тексту.

1.Задание: Читай слова, но будь внимателен, некоторые из них очень похожи!

Палочник   палочник  палочник палочка  палочник  салочки  палочник палочник палочник  галочка палочник       палочник бабалалаечник             палочник  палочник     палочник палочник парусник палочник

2.Задание: Прочитай слова и подбери к ним  антоним, то есть слово, противоположное по смыслу.

острый       сильный         заболеть   выступ

 

Долгоносик насекомое.

это

вредоносное

Долгоносик

это

вредоносное

насекомое, не видное невооруженным глазом.

Долгоносик – это вредоносное насекомое, не видное невооруженным глазом. Самка долгоносика откладывает до 200 яиц за один раз.

Долгоносик        –     это        вредоносное насекомое, не видное невооруженным глазом. Самка    долгоносика откладывает до 200 яиц за один раз. Долгоносик питается исключительно растительностью.

Упражнения к тексту.

1.Упражнения на развитие быстрого переключения внимания. Задание. «Читай  вслух только слоги ЩЕ, остальные читай про себя».

 

ЩЕ    ЦЕ  ШЕ  ЩЕ  ЩЕ  ЧЕ  ШЕ  ЖЕ  ЩЕ  ШЕ  ЦЕ  МЕ  ЦЕ  ШЕ  ЩЕ   БЕ  ЩЕ  ИЕ  ШЕ  ЦЕ  НЕ  ШЕ  НЕ  ПЕ  ПЕ  ЩЕ  ПЕ  ЦЕ  ЩЕ  ШЕ  ШЕ  ЦЕ  РЕ  ПЕ  ЩЕ    ДЕ  ЩЕ  ШЕ 

ЦЕ  ЦЕ  ЦЕ  МЕ  РЕ  ЛЕ  ДЕ  ЩЕ  ШЕ  ЛЕ  ЩЕ  ШЕ  ЩЕ 

КЕ  ЦЕ  ЦЕ  ШЕ  ШЕ  ЩЕ  ПЕ  ПЕ  ШЕ  ЧЕ  ШЕ  ЦЕ  ЩЕ 

ЩЕ  ЩЕ  ЦЕ  ШЕ  ШЕ  ЦЕ  ПЕ  ВЕ  ЧЕ  ЧЕ  ШЕ  ЩЕ  ДЕ  РЕ  ЩЕ 

2.Задание. «Читай все слоги вслух, кроме слога ЩЕ».

ЩЕ    ЦЕ  ШЕ  ЩЕ  ЩЕ  ЧЕ  ШЕ  ЖЕ  ЩЕ  ШЕ  ЦЕ  МЕ  ЦЕ  ШЕ  ЩЕ   ЦЕ  ЩЕ  ИЕ  ШЕ  ЦЕ  НЕ  ШЕ  НЕ  ПЕ  ПЕ  ЩЕ  ПЕ  ЦЕ  ЩЕ  ШЕ  ШЕ  ЦЕ  РЕ  ПЕ  ЩЕ    ДЕ  ЩЕ  ШЕ  ЦЕ  ЦЕ  ЦЕ  МЕ  РЕ  ЛЕ  ДЕ  ЩЕ  ШЕ   ЛЕ  ЩЕ  ШЕ  ЩЕ  КЕ  ЦЕ  ЦЕ  ШЕ  ШЕ  ЩЕ  ПЕ  ПЕ  ШЕ  ЧЕ  ШЕ  ЦЕ  ЩЕ  ЩЕ  ЩЕ  ЦЕ  ШЕ  ШЕ  ЦЕ  ПЕ  ВЕ  ЧЕ  ЧЕ  ШЕ  ЩЕ  ДЕ  РЕ  ЩЕ 

 

3.Задание. «Читай вслух только маленькие буквы о, остальные буквы читай про себя».

А  О  О  Р  Е  А  о  О  Ю  С  О  Ф  о  о  Ф  Я  А  У  Р  Ю  Ф  о  о  о  О  О  А

Ф  У  С  С  с  у  о  О  З  Ф  а  с  ю  О  О  о  ы  О  А  а  ю  э  Э  О  О  А  У  О

О  о  о  о  о  Ф  Ы  В  в  а  О  я  О  О  о  З  С  Ю  ю  э  э  Э  О  О  ю  о  о  А   4. Задание. «Читай шепотом маленькие буквы, а большие читай вслух»

А  О  О  Р  Е  А  о  О  Ю  С  О  Ф  о  о  Ф  Я  А  У  Р  Ю  Ф  о  а  о  О  О  А

Ф  У  С  С  с  у  о  О  З  Ф  а  с  ю  О  О  о  ы  О  А  а  ю  э  Э  О  О  А  У  О

О  о  о  о  о  Ф  Ы  В  х  а  О  я  О  О  о  З  С  Ю  ю  э  э  Э  О  О  ю  о  о  А  

Д   х   е   ш   ч  Г   Ч   С   ы    у   т    Ф   я  Э  Б   Ю о У  щ  я  ч 

Х  И   Т    Д

5. Задание: «Прочитай слово слева. Найди и подчеркни  такое же слово справа. Будь внимателен, слова очень похожи».

Вредоносное             вредноносое  водносное  вредоносное        водноносое  вредоносное

Невооруженным                невооружирным  невооруженным             вооруженным

новооруженным    невооруженным

Растительность                       растительность

простительность непростительное

растительность  растоптанное растительность расточительность

 

Улитка – это насекомое с раковиной.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене. Улитка плохо видит, но отличает тьму от света.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене. Улитка плохо видит, но отличает тьму

от света. На языке имеется  множество выростов, которыми она вылизывает пищу.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене. Улитка плохо видит, но отличает тьму

от света. На языке имеется  множество выростов, которыми она вылизывает пищу. У улитки нет мозга, но есть нервная система.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене. Улитка плохо видит, но отличает тьму

от света. На языке имеется  множество выростов, которыми она вылизывает пищу.У улитки нет мозга, но есть нервная система, сигнализирующая улитке об опасности.

Упражнения к тексту.

 

1.Задание: «Положи ладошку на стол. Проговаривай слово, одновременно поднимая поочередно пальцы. Ладонь от стола не отрывай»

        Вещество          выросты          множество 

сигнализирующая

2.Задание. «Читай шепотом слово  КОТ, а вслух – слово ТОК, остальные слова  пропускай»

КОТ  КОТ   ТОК   КОТ   ТОК  ТОК  КОТ  МАК   ТОП  

СТОП ТОК  КОТ  ТОК  ТОК  КОТ  КОТ  ТОК  ПОТ  ТОП   

ТОК  ТОК  ТОК  КОТ ТОК КОТ  КОТ  КОМ  ТОМ  КОТ  ГОД  ДОМ  ТОК  КОТ  ТАК  МАК  КОТ  ТОК  ТАК  ТУК 

КИТ  КОТ  ПОТ  ТОК  ТОК   КОТ  КОД   ДОК  КОТ 

3. Задание: Угадай, какое слово  тут спряталось?

КОМПЬЮТЕР

УМОПОМРАЧИТЕЛЬНЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ                     ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

4.Здание: «Прочитай про себя  и покажи жестами то, что ты прочитал. Пусть  мама или папа угадают, что было написано.»

                ПЕРЕЛИВАЛИ                    

 НАМЫЛИВАЛИ

                НАЛИВАЛИ                 

 РАЗВОРАЧИВАЛИ

                ВЫЛИЗЫВАЛИ                  

 ПЕРЕМЕШИВАЛИ

                ЗАТЯГИВАЛИ                    

 ПЕРЕШАГИВАЛИ

                ВЫКАПЫВАЛИ          

 ПОДСМАТРИВАЛИ

                УКУТЫВАЛИ                     

 ВЫГЛЯДЫВАЛИ

                СТАСКИВАЛИ                               

УСПОКАИВАЛИ

 

Задание : СЛИТНОСТЬ

 

…про животных.

Ленивец – одиночное животное.

Ленивец – одиночное животное.

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит  в кроне деревьев

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит  в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз.

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит  в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз. Грубая шерсть имеет зеленоватый оттенок

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит  в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз. Грубая шерсть имеет зеленоватый оттенок из-за живущих в ней водорослей. Он питается , перемещаясь по ветвям.

Ленивец     –     одиночное   животное. Основное время проводит  в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз. Грубая шерсть имеет зеленоватый оттенок из-за        живущих     в     ней водорослей. Он питается , перемещаясь по ветвям со скоростью всего 1 метр в час.

Ленивец     –     одиночное   животное. Основное время проводит  в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз. Грубая шерсть имеет зеленоватый оттенок из-за        живущих     в     ней водорослей. Он питается , перемещаясь по ветвям со скоростью всего 1 метр в час. По земле перемещается ползком: медленно и неуклюже.

Упражнения к тексту.

1.Задание: «Объясни,  как образовалось слово»:

Ленивец, одиночное,  зеленоватый, перемещается.

2.     Задание: «Прочитай  текст еще раз,  дочитывая  конец  слова»:

Ленивец – одиночн…  животное. Основн…  время проводит  в кроне деревь… , повиснув на веет….  спиной вниз. Груб…  шерсть имеет зеленов…. оттенок из-за живущ….  в ней водорослей. Он питается, перемещаясь по ветвям со скоро….. всего 1 м/ч. По зем…  перемещается ползком: медлен…  и неуклю….

3.     Задание: «Прочитай текст еще раз, устно вставляя пропущенные буквы»:

Ле…вец – о….чное животное. Основное время про…ит  в кроне ….вьев, повиснув на ветках …ной вниз. Грубая ш…сть имеет зе…..атый оттенок из-за ….ущих в ней во….ослей.

Он питается, пере…..аясь по ветвям со

с……ью всего 1 м/ч. По з….ле  …..мещается ползком: ме…..но и неу……же.

 

…смешные

 

3.Задание. «Прочитай и определи,  что не так в тексте. Если заметишь то, чего не бывает, ставь над этим местом точку карандашом. Скажи правильно»

Недавно мы ездили в деревню к дедушке. Деревня жила недалеко. Мы очень долго ехали. Бабушка ждала нас у калитки.  Деревянный дом был сделан из кирпича. Около забора был привязан теленок. Это детеныш лошади. Я подошла к нему, и он зарычал. Во дворе гуляла курица с цыплятами. Они учили ее искать червячков. Собака Жучка спит в будке. Я насыпала ей в миску зерна, а курам дала кусок колбасы. На грядках с огурцами растут помидоры. На яблоне уже  поспели груши и сливы. На кустах клубники висят сочные ягоды малины. Я люблю ездить к дедушке!

 

 Я сижу дома и гляжу в окно. Ярко светит солнце. День пасмурный. Во дворе много людей. Вот дворник поливает из метлы клумбу с  цветами. На скамейке сидит бабушка с внуком. Малыш  учит бабушку читать. Наша соседка тётя Маша повесила веревку на белье. Скоро она будет сухая. У дяди Антона сломалась машина. Он лежит внизу над машиной и чинит ее. Голуби ходят по двору и ищут крошки. Кошка Мурка увидела собаку. Собака испугалась и убежала. Ребята играют в футбол. Один мальчик разбил стеклом мяч. Вон мой друг Коля. Он зовёт меня на улицу. В ответ я киваю ему рукой.

…про природу.

1. Задание. «Прочитай стихотворения великих поэтов.  Как ты думаешь, о каком времени года говорится в каждом

из этих произведений? Проведи линии от стихов к  подходящим картинкам». Рисунки с 4 временами года.

Чудная картина, как ты мне родна, Белая равнина, полная луна.

Свет небес высоких и искристый снег,

И саней далёких еле слышный бег.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

 

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

 

-    Что ты мне подаришь, лето?

-    Много солнечного света!

В небе pадyгy-дyгy! И ромашки на лyгy!

Читай и думай! Работаем с пословицами.

Задание:  «Прочитай тексты и подумай, какая пословица или поговорка подходит к  рассказу.»

(для родителей: обязательно объясните  ребенку смысл каждой пословицы; понять их – очень сложная задача).

Захворала мать Тани. Доктор прописал больной горького лекарства. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай я выпью лекарство за тебя!»

Варианты пословиц:

     Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

     Доброе дитя – родителям счастье. Ради милого и себя не жаль.

+++

Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело. Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам:

-Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам смерть.

Варианты пословиц:

     Кошке – игрушки, а мышке – слезки.

     И лягушке жить хочется.

     Пой песню тот, у кого голос хорош.

+++

Один ученик просил книгу. Ему дали. Он сказал: «Непонятна!». Ему дали другую. Он сказал «Скучно».

Варианты пословиц:

     Скучен день до вечера, коли делать нечего.

     Смотрит в книгу, а видит фигу.

     Век живи, век учись.

+++

Говорит мальчик отцу: «Купи мне, папа, очки. Я хочу по-твоему книги читать».

-Хорошо,- отвечал отец, - я куплю тебе очки, только детские, - и купил мальчику азбуку.

 

Варианты пословиц:

     Грамоте     учиться      всегда пригодится.

     Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ученье – свет, а неученье –тьма.

+++

 

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них и яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Варианты пословиц:

     Дело доброе памятно. Чем дальше в лес, тем больше дров.

     Труд горек, а плод сладок.

+++

На горячем коне гордо мчался смелый мальчик. Сердитый бык сказал коню: «Стыдись! Я бы не позволил мальчику управлять собою». Конь сказал: «Много ли чести в том, что я сброшу ребенка!»

Варианты пословиц:

     Погоняй коня не кнутом, а овсом.

     Старый конь борозды не портит.

     Грех обидеть и старого и малого.

+++

 

Лягушка и мышь затеяли ссору.

Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нём забыли, спустился и схватил обеих.

Варианты пословиц:

     Дают – бери, а бьют – беги.

     Ссора до добра не доводит.

     Худой мир лучше доброй ссоры.

 

Угадай концы слов. Прочитай.

Как крокодил плавает без плавников?

У крокодилов, конечно,  нет таких плавник…., как у рыб, зато у них очень сильный и гиб…. хвост.

Изгибая его из стороны в сторо…., крокодил отталкивается им от во… как весл…

При этом он поджима…. под себя ноги так, чтобы тело было гладк…. и обтекаем… Поэтому крокодил может плыть очень быс…

 

Какое животное самое большое на Земле?

Самое больш… животное на Зем… - синий кит. Когда-то на нашей планете жили гигантск… динозав…, так вот синий кит  больше даже самого крупного из них. Син… кит может весить как 150 легков… автомоби….

 

Какая самая высокая гора на Земле?

Самая высокая г…ра на З…мле – г…ра Эверест (Джо-мо-лунг-ма). Её высота р…вна 8848 метрам над ур..внем моря. А находится Эверест в Гималаях в Ц…нтральной Азии. Анды в Южной Америке – самая  длинная наземная г…рная цепь на нашей пл…нете.

Зачем животн… скелет?

Скелет есть толь…  у крупн…. животных.  Именно они силь… нуждают…  в плотн… и твёрд… каркасе, который будет поддержи…  форму их массивно… тела. Кости скелета защища… от повреждений мяг… внутренн… органы – такие как сердце и мозг.

Житель пустыни.

В отличие от большинст… мелк…  животн… - обитателей пустынь, суслики бодрств… не ночь…, а днём. Пушист… хвост укрыва… их от палящ…  лучей солнца – удобный зонтик!

Из чего состоят облака?

С виду обл…ка похожи на гр…мадные комья ваты. А из чего они с…стоят на самом деле? Из миллиард… и миллиардов мелких кап…лек воды. Они очень крошечн… и легкие, поэтому не …адают вни…, а парят в небе. Кап…льки водяно… пара в облак… собираются вместе. Слишком тяжел… капли уже не сп…собны удержаться в воздухе. Они …адают вниз и прол…ваются на землю дождём.

 

Задание: «Прочитай, подчеркни концы слов. Прочитай еще раз. Как ты думаешь, второй раз у тебя получилось читать лучше?»

Змеи прекрасно обходятся без ног. У них очень гибкий позвоночник. Один из способов – изогнуть тело зигзагом и, отталкиваясь от неровностей       почвы, скользить вперёд. По деревьям змея двигается по спирали – она обвивает ветку хвостом,    цепляется вытянутой передней частью и подтягивает заднюю часть тела.

Веселые тексты для чтения и развлечения.

Сороконожка.

Как-то  раз сороконожку Пригласили на обед.

Ждут жучки, букашки, мошки,

А ее все нет и нет. Наконец сороконожка Появилась у стола: -Опоздала я немножко, Еле-еле  приползла.

Ведь какое невезенье –  Как же мне не опоздать!- Там у входа объяыленье:

«Просьба ноги вытирать!»

Е.Гит

Медвежонок. 

Мишка в улей влез

И вот -  с лапы

Каплет сладкий мед!

Я над ним смеяться начал:

«Медвежонок насвинячил!» -Что за шутки – тот ответил – Я медведь!

Я – намедведил!

М.Яснов Шишка.

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутек,

Чуть не сбил медведя с ног.

У корней высокой  ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели,

Нападают на меня!» Яма.

-Яму копал?                       

          -Копал.                             

-    В яму упал?                

          -Упал.                        

-    В яме сидишь?                  

          -Сижу.

          -Лестницу ждешь?

          -Жду.

-Яма сыра?

          -Сыра.

          -Как голова?

          -Цела.

          -Значит, живой?

          -Живой.

-Ну, я пошел домой.

 

Две шишки.

Белка с ветки в свой домишко

           

                        Перетаскивала шишку.              

    

Белка шишку уронила,                  

                        Прямо в мишку угодила.          

    

Застонал, заохал мишка – На носу вскочила шишка!

 

Бревно.

Лежало на пути бревно,                       

Мешало  всем пройти оно. Один сказал: «Нехорошо!» И не спеша назад пошел.

Второй взглянул, потом вздохнул, Через бревно перешагнул. А мальчик Саша промолчал

И в сторону бревно убрал.

 

Ворона.

-Кра! –кричит ворона- Кража!

 Караул!Грабеж, пропажа!      Вор прокрался утром рано!  

Грош украл он из кармана!                 

           

Карандаш!Картонку! Пробку!           

                  

И красивую коробку!                           

                  

-Стой, ворона, не кричи.                     

                  

Не кричи ты, помолчи.                        

                  

Жить не можешь без обмана, У тебя ведь нет кармана. -Как! –подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.- Что ж вы раньше не сказали!

Кар-раул! Карман украли!

Галка.

Задумала галка иголку купить,

Чтоб голым галчатам штанишек пошить.

Иголку и нового желтого шелку

Купила

И шила, и шила…

Сорока летела и вниз поглядела:

«Эй, галка! Ты нитку в иголку не вдела!»

Про хрюшку.

В лужице хрюшку увидела хрюшка:

-Это, конечно, не я, а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Как хорошо, что это не я!

 

Мама удивилась.

Мама приходит в дом, Мама глядит кругом.

-Был на квартиру налёт?

-Нет.

-К нам заходил бегемот?

-Нет.

Может быть, дом не наш?

-Наш.

Может, не наш этаж?

-Наш.

Просто приходил Сережка, Поиграли мы немножко. -Значит, это не обвал?

-Нет.

-Слон у нас не танцевал?

-Нет.

-Очень рада!Оказалось

Я напрасно волновалась!

 

Ассоциации для заучивания словарных слов.

Платок – платок по форме похож на треугольную букву А. ПЛ          ТОК

Медведь -  ведает (ведь), где мёд (мед).

Медвежонок -  «МЕ», сказали  ДВЕ козы, когда увидели медвежонка.

Суббота -  начало двух выходных дней, дней Безделья, поэтому ББ (безделье, безделье)

Ворона – вор, ворует  кусочек сыра и вообще, все вкусненькое.

Воробей   - вора бей (тоже любитель своровать крошки).

Очки – круглые, как буква О.

Посуда – буква О круглая, как тарелка, блюдце, чашка.

Береза – у березы бЕлая кора – бЕреста

Работа – образовалось от слова РАБ, который трудился без оплаты труда.

Класс –  второе  значение «здорово». Когда произносим, поднимаем два больших  пальца вверх, на каждую букву С.

Ягода – все ягоды круглые, как буква О.

Родина – спряталось число ОДИН, Родина у человека одна.

Капуста – в кАпельках росы по утрам на огороде.

Слова, в которых спряталась «ель»: учитель, учительница, понедельник.

Слова, в которых спрятался РАК: раковина, ракета, завтрак.

Слова, которые любит ворона: картина, картофель, карандаш, карман.

Слова, которые любит лягушка: квартира, квадрат, Москва.

Слова, в которых спрятались числительные: Родина, сорока, однажды.

Слова, в которых спрятались ноты: ребята, фамилия, дорогой, осина, фасоль.