КГУ «Общеобразовательная школа № 8 имени Шокана Уалиханова города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»
Сборник заданий для уроков истории по формированию функциональной грамотности учащихся.
Составила Кулгина Ирина Николаевна
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. [1]
Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие функциональной грамотности учащихся.
Во-первых, наблюдения, проведенные среди учащихся, показали, что многие обучающиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Школьные учебники истории либо написаны слишком «научно», без достаточного учёта возрастных особенностей обучающихся, либо перегружены фактическим материалом. На чтение домашнего параграфа у многих учащихся уходит до 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса к истории как к предмету.
Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи.
В-третьих, в большинстве случаев учащиеся, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе об империях Ближнего и Среднего Востока каждый пункт озаглавлен названием империи, но при этом тема «Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущественными».
Если поставить перед учащимися вопрос, какие сведения они получили о государстве, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, вернув ребят к названию параграфа, то возникают затруднения.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие функциональной грамотности школьников, может применение на уроках заданий, активизирующих когнитивные способности учащихся. Если подобные задания использовать в системе, в серии последовательных уроков, то и результаты будут более высокие.
Упражнения, используемые для выполнения заданий:
ПОПС – формула.
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция.
Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…», «Предположим, что…».
О – обоснование, объяснение своей позиции.
Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нём должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры.
Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причём их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие (суждение или умозаключение).
Этот блок является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нём может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
SWOT – анализ.
SWOT-анализ предполагает, что для характеристики какого-либо исторического события необходимо учитывать следующие характеристики:
· S (strengths) – сильные стороны. Это преимущества, ценности, уникальные навыки. За счёт этого развивается государство, происходят положительные изменения в обществе и экономике.
· W (weaknesses) – слабые стороны. Недостатки, где и в чём общество и государство в целом проигрывают. Эти характеристики тормозят рост прибыли, мешают развитию, тянут назад.
· O (opportunities) – возможности. Это то, что государство может использовать для преодоления проблем. Например, повышение или снижение налогов, имеющиеся ресурсы, грамотную дипломатическую политику.
· T (treats) – угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых государством решений.
Таск-анализ.
ТАСК – (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста вам предстоит размышлять. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу(Какая тема обсуждается?Каково основное утверждение по теме?.Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что … (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), … (основное утверждение), поскольку …(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).Является ли полный тезис спорным, но в тоже время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК. Этот вариант работы более подходит в старшем звене ( например при работе с темой «Социальные ценности и нормы»).
«Концептуальная
таблица» используется,
когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким
вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что
подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это
сравнение происходит. В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица
может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как
результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного
материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты
сравнения или линии сравнения. (Задание: Сравнить управление
централизованным государством и государство времен феодальной раздробленности.
Основания для сравнения: Какие права имел король; Источники доходов
короля; Наличие постоянной армии; Кто издавал законы и вершил суд; Кто
осуществлял управление на местах).
PEST-анализ — один из методов исследования дальнего окружения внешней среды некоего субъекта, в отношении которого требуется принятие стратегического управленческого решения. Метод подразумевает идентификацию существенных факторов, на которые напрямую повлиять не представляется возможным, но сами факторы окажут в среднесрочной и /или долгосрочной перспективах существенное влияние на субъект оценки. В структуре PEST-анализа рассматриваются возможности и угрозы со стороны политических, экономических, социальных и технологических сил.
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием его развития. Не менее важные общественные предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений, потерь и приобретений государства.
Приём «Паспорт личности»
1. Кто это историческая личность (портрет).
2. Дата рождения.
3. Причины смерти.
4. Внешний вид: рост, телосложение, походка, манера разговора, привычки.
5. Основные качества личности.
6. Достижения в период деятельности.
7. Роль в истории государства.
Приём «Паспорт государства»
1. Период существования.
2. Территория, столица государства.
3. Основатель государства.
4. Общественное устройство, система управления, этнический состав.
5. Особенности внутренней политики.
6. Особенности внешней политики.
7. Хозяйственная деятельность.
8. Культура.
Приём «Имя, дата, событие»
Описание: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.
Кенесары Касымов → ? → национально-освободительное движение
? → 1465\1466 → Казахское ханство
ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.
Приём «Четвёртый лишний»
Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно их них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.
Приём «Верные - неверные утверждения»
Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
Сюжетная таблица. Таблица «Что? Где? Когда?»
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ученик делает пометки, создавая «скелет» текста:
Ø Кто?
Ø Что?
Ø Когда?
Ø Где?
Ø Почему?
Приём «Составление кластера»
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.
Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.
Третий этап урока. Защита кластеров.
· Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Идея позиционного подхода основана на принципе субъектности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. В практике преподавания истории, важное место занимают тексты: художественные, научные, публицистические, учебные.
Педагогическая идея метода – обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.
Основные задачи технологии позиционного обучения:
· конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
· коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
· социально-ориентационная, воспитывающая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Дидактические особенности технологии:
· обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
· появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
· создаются условия для вариативности и дифференциации;
· используется положительное стимулирование обучающихся;
· формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
· решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
· оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный, который включает:
· подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
· глубокое изучение текста,
· подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;
2. Организационный:
· деление учащихся на группы,
· распределение позиционных ролей между группами, в зависимости от изучаемого материала.
3. Позиционное чтение:
· группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,
· вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;
4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:
· каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,
· группа отвечает на вопросы учащихся и преподавателя.
Названия групп могут варьироваться в зависимости от содержания материала и целей урока:
«Апологет» - выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные стороны материала.
«Оппозиция» - Сформулировать все «недостатки», которые удалось найти при изучении темы.
«Понятие» - указать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.
«Схема» - представить схему, отражающую, смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения.
«Тезис» - изложить содержание изучаемой темы виде основных тезисов.
«Вопрос» - сформулируйте вопросы по содержанию учебного материала и» - составьте вопросный, простой, цитатный план по содержанию учебного материала.
«Рефлексия» - определить трудности, которые могут возникнуть у обучаемых при использовании материала. Обоснуйте свою позицию.
«Практик» - использовать краеведческий материал в изучении данной темы.
«Эксперт» - сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы. Выставить оценки.
«Ассоциация» - сделать рисунок, в котором отражены образы, возникшие при ознакомлении с темой занятия.
«Прогноз» - на основе данной темы предположить развитие событий. «Альтернатива» - выяснить была ли альтернатива развития. Определить пути.
«Имя» - выяснить степень влияния исторического лица, группы лиц, политической партии, сословия на исторические события.
«Негатив» - сформулировать негативные моменты в развитии страны, экономики, последствия и т.п.
«Позитив» - сформулировать позитивные моменты в развитии страны, экономики, последствия и т.п.
Система должна действовать во всём, в том числе в формах работы учащихся. На начальном этапе — это индивидуальная работа для активизации учащихся и ознакомления с правилами работы. Следующий этап — парная работа при этом ученики выбирают себе пару сами, что позволяет им самим корректировать работу. Далее формируются группы учителем — сильные и более слабые ученики. Слабые, как правило, пассивны в такой группе и подавлены, но при этом все же овладевают структурой и технологией работы. В последствии формируются группы учителем из сильных и слабых учеников, для активизация последних. И, наконец, формируются группы самостоятельно по межличностным интересам, которые дают больший объём активности учащихся.
ЭССЕ ПО ИСТОРИИ.
Эссе по истории сложно назвать творческой работой. Оно отличается от других видов эссе необходимостью провести анализ с использованием достоверных исторических фактов и сделать вывод, который невозможен без знаний описываемого периода.
Цель эссе — в сжатом виде показать знание конкретного исторического периода.
Существует два вида эссе по истории. Первый — эссе по цитате. Дается цитата известной исторической личности, вы анализируете ее деятельность и связываете с цитатой. В заключении высказываете свое мнение.
Важно! Подтвердить свою точку зрения необходимо историческими событиями или фактами из биографии героя.
Второй тип эссе по истории — анализ исторического периода. Это сложный вид работы, который требует хороших знаний выбранного периода.
Требования, по которым оценивается анализ исторического периода:
· указание не менее двух конкретных событий в выбранном периоде (это должны быть основные значимые события — восстания, войны, реформы, смена власти, принятие основополагающих документов);
· отражение роли не менее двух исторических личностей в этих событиях (это могут быть правители, лидеры восстаний, военачальники, заговорщики);
· раскрытие не менее двух причинно-следственных связей (смотрите, как описываемые события повлияли на дальнейшее развитие страны);
· оценка значения периода для истории страны (тут указывайте был ли выбранный этап кризисным для государства, или наоборот, периодом расцвета);
· использование научной терминологии;
· отсутствие фактических ошибок (даты, имена, название документов, географических мест, событий);
· правильная форма изложения.
Структура эссе по истории будет одинаковой для всех видов работ. Делится эссе на 4 больших абзаца или части.
Часть 1. Указываете, что анализируемый период важен для истории страны и подтверждаете это двумя значимыми событиями.
Часть 2. Раскрываете роль исторических личностей в данных событиях.
Часть 3. Описываете выявленные причинно-следственные связи.
Часть 4. Сформулируете итоговую оценку значимости периода.
Эссе по истории оценивается по тому, как автор раскрыл тему, правильно ли использовал исторический материал, какие выводы сделал.
Синектика -метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих, в т.ч. технико-изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.
С. была разработана в конце 1950-х - начале 60-х гг. американским психологом У. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, получившего название "мозговая атака" или мозговой штурм. Развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления. В 60-е гг. в США стали проводиться эксперименты по разработке и внедрению учебного варианта С. в начальной, средней и высшей школе.
Организация работы в С. включает следующие осн. моменты.
1. Первоначальная постановка проблемы.
2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Роль эксперта, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определённой подготовкой.
3. Выяснение возможностей решения проблемы.
4. Переформулирование проблемы каждым учащимся в своём собственном понимании.
5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы.
6. Выдвижение образных аналогий - ключевой этап для С.
7. Подгонка «намеченных» группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.
В качестве субъекта познания в С. выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа. Специфической чертой С. является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорических аналогий ведётся в обстановке тесного межличностного взаимодействия. Значительная упорядоченность, отработанность процедур С. делают её «совместимой» с учебным процессом. В это же время работа по этому методу требует от учителя определённой психолого-педагогической квалификации и высокой отдачи.
ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА 5 КЛАСС.
Задание 1. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:
1. Чем отличаются изображённые на иллюстрациях люди?
2. Кто жил ранее? Почему вы так считаете?
3. Какие жилища использовали люди?
4. Как добывали древние люди пропитание?
5. Из чего изготавливали орудия труда?
6. Как вы думаете, почему период, изображённый на данных иллюстрациях, называют каменным веком?
Задание 2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы:
1. Что такое орудие труда?
2. Из какого материала изготовлены данные орудия труда?
3. Насколько легко использовать такие орудия труда?
4. Чем отличались изображённые орудия труда?
5. Как вы думаете, современный человек может использовать такие орудия труда? Почему?
Задание 3. Написать эссе «Событие, существенно изменившее жизнь людей».
Укажите 2-3 факта доказывающие, что изменение типа хозяйства, орудий труда и приручение животных изменило жизнь человека. Сделайте свои выводы. Объем рассказа 50-70 слов.
Задание 4. Прочитай внимательно текст и ответь на вопрос, как труд изменил жизнь и быт людей, используя предлагаемую форму ответа. В доказательство своей позиции приведи не менее двух доказательств
Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты. Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.
[https://obrazovaka.ru/istoriya/drevnie-lyudi-5-klass-kak-zhili-orudiya-truda.html]
- Я считаю, что жизнь человека стала ...., потому что ...
Задание 5. Опишите орудия труда и виды оружия древнего человека, ответив на предлагаемые вопросы.
Вопросы http://www.neolitica.ru/lot.php?lot_id=2061 |
|
|
Как называется артефакт? |
|
Из какого материала изготавливали? |
|
Укажите период начала использования |
|
Как древний человек применял данный артефакт? |
Задание 6. Определите хронологический период события и запишите в соответствующую колонку:
№ п\п |
утверждение |
Название периода |
1 |
Бегазы – дандыбаевская культура – захоронения в виде мегалитических мавзолеев |
|
2 |
Лошадь впервые одомашнили в степях Центрального Казахстана |
|
3 |
Начало ледникового периода |
|
4 |
Зарождение первобытного искусства |
|
5 |
«Эпоха глиняных горшков» |
|
6 |
Петроглифы – наскальные рисунки, в большом количестве были обнаружены в урочище Тамгалы |
|
7 |
Люди начали охотиться на мелких и средних животных |
|
8 |
Переход от присваивающего хозяйства к производящему |
|
9 |
Поселения андроновской культуры располагались по берегам рек и озёр |
|
Задание 7. Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «лук», «копьё», «корзина», «плоды», «стрела», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш».
Сделайте вывод о том, что умели, чем занимались и где жили древние люди данного племени? Докажите свою мысль.
Задание 8. Установите причинно-следственную связь. Что является причиной, какое следствие из него вытекает? Объясните свой выбор.
А) Расширение посевных площадей, появление железного плуга, увеличение
продовольственных запасов.
Б) Усовершенствование орудий труда и бытовых предметов, развитие
кузнечного и оружейного ремесла, производство железа;
Задание 9. Из представленных на картинках орудий труда выбрать появившиеся в период мезолита. Объясните назначение перечисленных орудий труда.
Задание 10. Рассмотрите схему и расселите население разных форм хозяйства на определённой территории, объясните свой выбор.
|
|
Для пропитания необходима территория
1) земледельцам, не поливающим свои посевы;
2) охотникам-собирателям;
3) земледельцам, использующим поливное земледелие.
Задание 11. Выберите из представленных экспонатов то, что появилось в период неолита. Объясните назначение данных предметов.
Задание 12. Используя ПОПС – формулу, определите значение борьбы сакских племён за независимость (форма выполнения задания прилагается).
Задание 13. Рассмотрите карту и определите места расселения сакских племён:
1 ___________________
2 ___________________
3 ___________________
4 ___________________
5 ___________________
6 ___________________
Задание 14. Используя ПОПС – формулу, определите, существовало ли у племён эпохи железа имущественное и социальное неравенство. В доказательство своей позиции приведите не менее 3 аргументов (форма выполнения задания прилагается).
Задание 15. Выделите причины перехода к кочевому скотоводству и объясните свой выбор:
Причины перехода к кочевому скотоводству:
1) Строительство новых жилищ.
2) Увеличение поголовья скота требовало новых пастбищ.
3) Развитие торговых отношений.
4) Использование конской упряжи.
5) Сухой, жаркий климат мешал развитию земледелия.
6) Недостаток пастбищных угодий.
7) Начало добычи и обработки железа.
Задание 16. Создайте «паспорт объекта», используя информацию о курганах эпохи железа:
А) период захоронений;
Б) территория расположения;
В) когда и кем проводились раскопки;
Г) обнаруженные артефакты;
Д) общий вывод: кто был захоронен, какое положение в обществе занимал; на основе чего возможно данное заключение.
Задание 17. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы:
1. Какие племена спровоцировали событие, изображённое на карте.
2. Какой период охватывает это событие?
3. Что способствовало началу передвижения племён на запад?
4. Какие последствия имело данное событие для народов Европы?
5. Перечислите имена трёх вождей данного народа, оставивших большой след в его истории, начиная с основателя.
Задание 18. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
«Государство Кангюи занимало выгодное географическое положение. Они контролировали самый оживленный участок Великого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье. Кангюи были не только кочевниками, но и земледельцами. Исследователи считают, что у кангюев существовала письменность, по утверждению китайских послов во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. Памятники письменности кангюев не сохранились. В Присырдарьинском регионе найдены 1300 кангюйских монет III-IV вв. На монетах изображен правитель и тамга. В погребении Мардан найдены китайские монеты II в. до н.э. Кангюи имели широкие торговые и экономические связи с внешним миром, торговали с Сирией, Индией, Прибалтикой, Египтом, Ираном, Китаем. Основным занятием населения было полукочевое скотоводство. На юге Казахстана древние жители вели оседлый образ жизни. В Приаралье, Приташкентском оазисе развивалась оседлость, начали появляться города. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Центром производства металлов стали города региона Шаш-Илак. Здесь добывали руду с содержанием золота, серебра, железа, выплавляли и обрабатывали. Древний город Кулат был крупнейшим центром древней металлургии». https://kaz-ekzams.ru/istoriya-kazaxstana/uchebniki-po-istorii-kazaxstana/shkolnyj-kurs-istorii-kazaxstana/plemennye-soyuzy-i-rannie-gosudarstva-na-territorii-kazaxstana/1074-kangyui.html
1. Какую территорию заселяли племена кангюев?
2. Какие формы хозяйства были развиты у кангюев?
3. Что способствовало появлению первых городов?
4. Какой факт доказывает о существовании письменности у кангюев?
5. Докажите, что кангюи участвовали в международной торговле.
6. Что способствовало развитию дипломатических отношений кангюев с другими государствами?
7. Используя ПОПС-формулу, докажите, что государство кангюев занимало выгодное географическое положение
Задание 19. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
«Успех расселения многочисленных сарматских племен - языгов, роксолан, сираков, аорсов, алан и др. - был связан не только с количественным составом их орд, но и превосходством в военном деле. Сарматы, будучи великолепными всадниками, были вооружены не только луками и стрелами, но и длинными мечами и тяжелыми копьями. Сарматы использовали и металлические доспехи - пластинчатые и кольчужные. Этот комплект вооружения позволял им вести успешные сражения с легковооруженными местными племенами и штурмовать укрепленные поселения. Римский автор писал о сарматах: «Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами». Сираки в II-I вв. до н.э. занимали господствующие позиции среди других племен. Они враждовали с аорсами, что было вызвано различным происхождением союзов этих племен: если аорсы создали объединение, включившее в себя племена, по происхождению связанные с районами Поволжья, Приуралья и степей Казахстана и Средней Азии, то сиракский союз имел местные корни, восходящие к савроматам. Около II в. н.э. в сарматском союзе стали доминировать аланы, причём этот этноним был распространен на остальные сарматские племена.
http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/sarmat.htm
1. Какую роль играли женщины у сарматов?
2. Какие племена входили в состав союза сарматских племён?
3. Определите, было ли государство сарматов единым союзом проживающих на данной территории племён. Как вы можете объяснить данный факт?
4. Каким было вооружение сарматов?
5. Что обеспечивало сарматам успех в расширении территории их расселения? Объясните свою позицию.
6. Что способствовало ослаблению государства сарматов? Объясните свою позицию.
Задание 20. Используя ПОПС-формулу и предлагаемый текст, докажите, что у уйсунов существовало имущественное и социальное неравенство:
«Хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим. Из источников известно, что богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. На золотых бляшках из усуньского кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком жеребце.
Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубошерстяной ткани, кожи, овчин. Шелк завозили из Китая, меняя его на коней, или получая в качестве подарков и дани.
Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородны металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.
Усуньское общество не было однородным, в нём были богатые - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некоторые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных».
https://edu.e-history.kz/ru/contents/view/257
Задания к уроку по теме «Великий шёлковый путь»
Аудитория 6 класс.
Задание выполняется с целью определения ключевых слов в кроссвордах и определения цели урока.
Кроссворд 1
Задания для кроссворда 1:
1. Греческий
историк, писавший, что саки жили в деревянных домах.
2. Солярные божества на наскальных рисунках кочевников являются символом
культа…
3. Погребальные сооружения саков.
4. При раскопках этого города были найдены остатки двух мечетей, трех бань
и пяти гончарных мастерских.
5. Местность, где находится захоронение, в котором было обнаружены сосуды
из других стран, бусы из бирюзы и сердолика с индийским
орнаментом.
6. Часть средневекового города, где проживали мелкие торговцы
и ремесленники.
Ответы: 1. Геродот. 2. Солнце. 3. Курганы. 4. Отрар. 5. Уйгарак. 6. Рабад.
Кроссворд 2
Задания для кроссворда 2:
1.
Титул правителя усуней на казахском языке.
2. Тюркская богиня — покровительница домашнего очага и детей.
3. Часть средневекового города, где проживали представители знати
и богатые торговцы.
4. Центральная часть средневекового города, где располагался замок правителя
5. Основной тип скотоводства у населения Казахстана.
6. В центре средневекового дома располагался…
7. Санитарно-очистительное сооружение в средневековом жилище
Ответы: 1. Кунби. 2. Умай. 3. Шахристан. 4. Цитадель. 5. Кочевое. 6. Очаг. 7. Ташнау
Кроссворд 3
Задания для кроссворда 3:
1. Бог Неба
у тюрков.
2. В 9–12 веках в Южном Казахстане развивались….
3. Кроме Южного Казахстана в 9–12 веках города развивались еще в….
4. Урочище в 180 километрах от Алматы, где находится самое большое
количество наскальных рисунков.
5. Саки, уйсуны, канлы, гунны — это племенные….
6. Стиль, развитый в искусстве саков.
7. Курган, где вместе с захоронением человека были обнаружены останки 16
лошадей.
8. Сакский воин должен был иметь 5 предметов вооружения — кинжал, пика,
топор, лук и… .
Ответы: 1. Тенгри. 2. Города. 3. Семиречье. 4. Тамгалы. 5. Союзы. 6. Звериный. 7. Берельский. 8. Сабля.
Задания к уроку «Реформы 1867-1868 г.г. в Казахстане».
Аудитория: 7 класс
Компетенции:
- ценностно – смысловые, т.к. в процессе выполнения заданий у учащихся формируется определённое мировоззрение о реформаторской деятельности царского правительства на территории Казахстана, позволяющее им сформулировать свою точку зрения;
- учебно – познавательные, т.к. предполагается решение проблемных заданий, организация целеполагания, анализа фактов;
- коммуникативные, т.к. преполагает работу в группах, диалог;
- личностного самосовершенствования, т.к. предлагаемые задания часть заданий даётся на этапе закрепления, когда учащемуся необходимо восстановить и применить полученные на уроке знания;
1. Задание при определении темы урока и постановке целей к уроку. Данное задание способствует активизации мыслительной деятельности уже в начале урока. Учащиеся вспоминают пройденный материал, сопоставляют его с новой темой урока и делают выводы (прилагается презентация с данным заданием).
- Посмотрите на доску, что объединяет данные портреты, фамилии и числа? Предположите, о чём сегодня мы будем с вами говорить?
- 1786, 1822, 1824, Игельстром, Сперанский, Эссен? (на экране пять портретов, три фамилии, три даты).
- Все ли нам известны? Кто они? О чём говорят нам даты?
- Это реформы, главной целью которых было изменение системы управления краем, ликвидация ханской власти. Как вы думаете, о чём сегодня будет урок? (предположения учащихся)
- Да, сегодня мы рассмотрим с вами новый этап реформ, направленный на окончательное устранение от власти султанского сословия.
- Какие цели мы можем поставить перед собой на урок? (учащиеся высказывают предположения о предполагаемых целях)
2. Задание по работе с эпиграфом к уроку. При выполнении данного задания развиваются навыки критического мышления, прослеживания причинно – следственных связей, умения делать выводы на основании известных фактов.
- Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Слова великого французского писателя эпохи Возрождения Мишеля Монтеня, хорошо отражают изучаемый нами период.
- Что вы думаете о реформах, с которыми нам предстоит познакомиться, исходя из эпиграфа? «Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и тирании». М. Монтень
- Анализ исторического периода, причины реформ (предположение учащихся и анализ учителя).
3. Задания, предлагаемые на этапе закрепления, помогут учителю выявить уровень усвоенности материала, а учащимся понять, что необходимо изучить более глубоко.
- Вставить пропущенные слова.
Для подготовки реформ в (1865) году была образована специальная (Степная комиссия), в которую вошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители. (11 июля 1867) года было принято «Положение об управлении в (Семиреченской и Сырдарьинской) Областях», а (21 октября 1868) года «Временное положение об управлении в степных областях (Оренбургского и Западно-Сибирского) генерал-губернаторства». Согласно реформам вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства: (Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское). Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках (генерал-губернатора), а (туркестанский) генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Генерал-губернаторства состояли из областей, области из уездов, уезды из волостей, волости из административных аулов. Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана (государственной собственностью) Российской империи.
СООТНЕСИ ПОНЯТИЯ.
1 |
«Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» |
1 |
туркестанский генерал-губернатор |
2 |
«Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями» |
2 |
Н.К.Гирс |
3 |
Создание «Степной комиссии» |
3 |
чингизиды |
4 |
Имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном |
4 |
11.07.1867 |
5 |
Возглавил «Степную комиссию» |
5 |
1865 |
6 |
Военно-гражданская власть была сосредоточена в руках |
6 |
21.10.1868 |
7 |
Освобождался от налогов по реформе 1867-1868гг |
7 |
генерал-губернатор |
ЗАДАНИЕ. Восстанови карту. Определите название областей и генерал – губернаторств (задание выполняется на интерактивной доске).
Задания к уроку «Кенесары Касымулы: личность и политик».
Аудитория: 7 класс
Компетенции:
- ценностно – смысловые, т.к. в процессе выполнения заданий у учащихся формируется определённое мировоззрение о реформаторской деятельности царского правительства на территории Казахстана, позволяющее им сформулировать свою точку зрения;
- учебно – познавательные, т.к. предполагается решение проблемных заданий, организация целеполагания, анализа фактов;
- коммуникативные, т.к. преполагает работу в группах, диалог;
- личностного самосовершенствования, т.к. предлагаемые задания часть заданий даётся на этапе закрепления, когда учащемуся необходимо восстановить и применить полученные на уроке знания;
Задание 1. Определение целей урока.
- Какой период в истории Казахстана мы называем новым временем? (ответы учащихся).
- История нового времени, охватывая значительный временной период, насыщена интереснейшими событиями. За каждым событием скрываются личности героя, предателя, воина, простого человека. Но обратите внимание на обложку вашего учебника. Кто эти люди? (Абылай хан, Кенесары Касымулы, Шокан Уалиханов).
- Что связывает этих людей? (дед, внук, правнук)
- Как вы думаете, почему именно они изображены на обложке учебника истории Казахстана нового времени? (идеи учащихся); (возможные ответы: занимают видное место в истории данного периода, борцы за независимость Казахстана, стремились к объединению государства под властью одного хана).
- Обратите внимание на положение портретов. Почему один выше, а другой ниже? (Кенесары – приемник и продолжатель идей своего предка).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, избранный ханом? (обмен идеями).
- Вы уже знаете, что Кенесары – последний хан Казахского ханства, что он руководил самым массовым национально – освободительным восстанием в Казахстане. Какой период и какую территорию охватило данное восстание? (1837 – 1847, весь Казахстан)
- Чем закончилось восстание? (поражением)
- Что вызывает наибольшие споры при изучении данного восстания? (личность его руководителя, его цели и поступки)
- Чтобы понять смысл действий человека, что необходимо знать о нём? (например: особенности его воспитания, образ жизни, характер человека)
- Я думаю, что вы уже поняли, о ком пойдёт сегодня речь? (О К.Касымулы).
- Тема нашего урока, исходя из того, что мы с вами сейчас выяснили «Кенесары Касымулы: личность и политик».
- Какую цель на урок мы можем перед собой поставить? (дети высказывают свои предположения, озвучиваем цель).
Задание 2. «Человек — двойственное и противоречивое существо; существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъёму и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости, и беспредельному эгоизму». Н. Бердяев.
- Обратите внимание на эпиграф урока. О ком идёт речь? (о человеке)
- Назовите пять положительных и пять отрицательных качеств человека - гражданина:
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ: мудрость, отважность, заботливость, целеустремлённость, вера в победу, решительность, доброта, щедрость, любовь, честность, патриотизм;
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: жестокость, агрессия, ненависть, предательство, жадность, самоуверенность, деспотизм, жажда власти, мстительность;
-А можете ли вы привести примеры исторических личностей, в которых уживались бы эти качества? (обмен идеями)
- Есть исторические личности, такие как Чингисхан, Пётр I, Тимур, Оливер Кромвель, Наполеон, споры вокруг которых никогда не прекратятся. К ним относится и Кенесары.
- Вспомните, какова была цель Кенесары в начале его противостояния России, и чем оно закончилось?
Сегодня я предлагаю вам поработать с документами и создать свой образ героя нашего урока, сделав вывод, кто же такой Кенесары: герой или злодей? Ответив на такой сложный вопрос, мы с вами лучше поймём и мотивы его деятельности.
Задание 3. Составить образ по предлагаемым источникам: 1) документальные факты; 2) литературные произведения; 3) иллюстрации.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
Документ
№ 1 Его
сиятельству, господину-генерал губернатору от потомка хана Аблая
Кенесары Касым-улы
«Имею честь сим вас известить, что желание мое есть то, чтобы двух владений
народ пребывал в спокойной жизни. Но негоже Вы подозреваете
меня, будто бы я подданных Ваших людей присваиваю к себе,
напротив того я говорю что Вы на принадлежащих деду моему хану
Аблаю местах учредили окружные диваны и с киргизского народа берете
пошлину следовательно всех нас притесняете. И мы тем остаемся
недовольны и с налогом жить нам в ведении вашем никак
невозможно»
Документ№2. «Умный, отважный потомок Аблая, хан Средней Орды, успел все покушения сибирских отрядов против себя сделать тщетными, так как предводитель, к нему слетались роями все разбойники, скитавшиеся в этих местах».
Подполковник Российского Генерального штаба М.Красовский
Документ№3. «Это был выдающийся во всех отношениях человек, далеко стоявший выше многих вождей, волновавших киргиз».
Историк Коншин Н.Я. 1903г
Документ№ 4. «Организацию скопищ приверженцев Кенесары можно уподобить с разбойничьей шайкой. Кенесары действует неограниченно; за малейшее преступление наказывает смертью или рассечением головы, и поэтому страх к нему не имеет границ. Он говорит мало, и каждое его слово исполняют буквально….Привязанность ордынцев этих к Кенесаре поддерживается только алчностью их к добыче».
Офицер Генерального штаба Поручик Герн
Документ № 5. Известный русский путешественник XIX века П.П. Семенов-Тянь-Шанский называл Кенесары «отважным Митридатом Казахской степи» (Митридат VI Евпатор был древним царём Понта и ярым противником римской экспансии на Ближнем Востоке).
Документ № 6. Историк Смирнов, характеризуя его зрелые годы, писал: «Красиво одетый в бархатный бешмет с полковничьими эполетами на плечах, со знаменосцами позади, Кенесары всегда скакал впереди своих скопищ».
Документ № 7. Как отмечал академик Н.М. Дружинин: «Кенесары поставил перед собой задачу – уничтожить раздробленность казахского народа, соединить его в одно целое, создав централизованное казахское государство, т.е. решить вековую задачу, которая не давалась ряду крупных исторических деятелей Казахстана… Царская власть всячески разжигала феодальные усобицы. Кенесары Касымов стремился покончить с этим явлением».
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ
И.Есенберлин «Хан Кене»
1. «К чести сыновей Касыма – торе, между ними не было борьбы за главенство: младшие терпеливо ждали своего часа и беспрекословно подчинялись старшим».
2. «Кенесары спохватился… Ничего не поделаешь, только так сможет утвердить он законность и порядок в степи. Подавить недовольных соперников и объединить три жуза под одной рукой – рукой Кенесары. Разве не для всех казахов старается он? Разве не готов он ради общего дела отдать всё: счастье, богатство, собственную жизнь»
3. «Один в бескрайней степи стоял Кенесары… Он прошёл суровую школу и знал железные законы борьбы за власть. Нельзя показываться народу, пока не пришло время! Издали, через преданных людей, следует направлять ход событий в нужное русло. Если необходимо сталкивать роды и жузы для достижения ханской кошмы, он ни на миг не задумывается. Нужны будут кровавые реки – пусть прольются. Но когда наступит такое время, как теперь, когда его безудержное стремление к славе и власти совпадёт со стремлениями народа, он должен быть впереди всех. Имя его будет у всех на устах, а образ – в сердце. Только завоевав полную, ни с кем не разделимую власть, сумеет он возвеличить себя в веках».
4. «В огромной пустой белой юрте, словно тигр, попавший в клетку, ходил Кенесары. Он всегда так делал: хмурил жесткие брови, стискивал правой рукой рукоятку родового кинжала и много ходил, когда нужно было решиться на что-нибудь важное. Он и вправду был похож в такие минуты на хищного зверя: шея его напрягалась, шаги становились неслышными, глаза горели недобрым огнем. Боясь его гнева, никто в это время не нарушал его покой. Страшно было подвернуться ему под руку, когда он находился в таком состоянии…»
5. «Иосиф Гербрут внимательно посмотрел на Кенесары. Да, этот человек искренне верил в свое предназначение, и лишить его этой веры можно было только вместе с головой. Ничего нет опасней таких людей!..»
6. «Холодными серыми глазами смотрел на него Кенесары. Мог ли Иосиф Гербрут, родившийся совсем под другим небом, познать душу этого человека? А душа эта была соткана из тысяч противоречий. Все в ней было — и высокие, и низкие желания. Но придет время, и доверчивый Иосиф Гербрут увидит, как все больше берут верх в этой душе честолюбие, личная месть, жажда неограниченной власти, необыкновенная жестокость. Султаном из касты тюре был Кенесары, плотью от плоти их…
- Лучше быть аргамаком с разорвавшимся от скачки сердцем, чем протащиться по жизни жалкой клячей! — сказал тогда Кенесары. — Нет, я буду драться до последнего вздоха, и пусть рассудят нас потомки, какие бы они там ни были…
Иосиф Гербрут склонил голову»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ
Задание 4. Нарисуйте портрет «мятежного хана Кене» или напишите эссе «Кенесары Касымулы: герой или злодей?», эссе может быть написано, как обращение к современникам или потомкам, статья в газету.
Задание к теме «Казахские ханы» 6 класс
Исключите лишнее и объясните принцип исключения:
а) Хан Касым, книга законов, «собиратель казахских земель», Баба - султан;
б) Хан Тауекель, Бухара, присырдарьинский регион, «клятвенный союз»;
в) Хан Есим, книга законов, присырдарьинский регион, хан Турсун, Абдоллах II.
г) Хан Есим, «Катаганское побоище», ойраты, хан Турсун, аштарханиды, эмир Жалантос.
Задание по теме «Культура средневекового Казахстана» .
О ком идёт речь? Установи правильное соответствии и запиши отвты в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
1.Он прожил 95 лет, пережив несколько ханов в эпоху огуз-кыпчаков. Считается святым, создал кобыз.
2. Он окончил медресе Кекилташ в Бухаре.При хане Тауке становится идним из влиятельнейших биев. Незаурядные личностные качества учёного, политика и поэта проявились при дворе хана Абылая.
3. Акын, филосоы периода существования Золотой Орды. Сторонник политической борьбы Керея и Жаныбека.
4. Автор труда «Тарих-и Рашиди», написанного на персидском языке в 1544 – 1546 гг.
5. Ученик Арыстан-баба, автор труда «Дивани хикмет», написанного на огузо-кыпчакском языке.
6. Годы его жизни 870 – 950, его называли «Аристотель Востока», родился в городе Весидж, написал около 150 трактатов вопросам метафизики, языкознания, логики, географии, этики и другим отраслям науки.
Задания по теме «Предшественники Казахского ханства» (задания составлены по таксономии Блума).
ПСМ (первоначальный стимулирующий материал) – карта Казахстана в послемонгольский период до образования Казахского ханства.
1 этап: знание и понимание
- Территория какого государства на карте? (Казахстан)
- Какие государства перед вами на карте? (Акорда, Могулистан, ханство Абулхаира)
- Что объединяет данные государства.
(формулируем тему и определяем цель урока)
Проблемный вопрос: Как влияли монгольские традиции на развитие всех трёх государств?
2 этап: применение. Восстановите хронологическую последовательность (на скорость, чья группа быстрее выполнит задание).
A. Поражение хана Абулхаира от ойратов. (1456-1457)
B. Захват Абулхаиром Самарканда. (1446
C. Улугбек совершил похорд на Могулистан и подверг страну разграблению. 1425.
D. Батпактинская битва. 1365
E. Захват Тохтамышем ставки хана Мамая. 1380.
F. Урус хан чеканил свои монеты в Сыгнаке. 1368-1369
3 этап. Анализ.
Докажите или опровергните предположение о том, что ослабление данных государств было неизбежно.
4 этап. Синтез.
Создайте логическую зависимость о событиях в «вашем» государстве по принципу «причина – событие – следствие».
5 этап. Оценивание. Сделайте вывод, что объединяет все государства?
Технологическая карта урока на тему «Первые Тюркские каганаты» (по таксономии Блума)
Первый уровень – знания.
1. период существования государства:
· Тюркский кагант - _______________________
· Западно-Тюркский каганат - _______________________
· Восточно-Тюркский каганат - _______________________
· Уйгурский каганат - ____________________
2.Территория государства:
· Тюркский кагант - _______________________
· Западно-Тюркский каганат - _______________________
· Восточно-Тюркский каганат - _______________________
· Уйгурский каганат - ____________________
3.Население: __________________________
4.Основатели каганатов: ________________
5. Столицы ЗТК: ____________________
Второй уровень – понимание.
1. Представьте структуру родоплеменных отношений Западно-Тюркского каганата.
2. Восстанови хронологически верный порядок:
A. к власти пришёл Ешбар Елтерис
B. поражение кагана Анагуя
C. восстановление государства восточных тюрков в Монголии
D. присвоение кагану Бумыну титул «елхана»
E. первое упоминание этнонима «тюрк»
F. разделение Тюркского каганата на две части
Третий уровень – применение.
Восстанови причинно-следственную связь и составь собственный пример.
Причина |
|
Событие |
70-е годы VI века ТК расширил владения до Северного Кавказа и побережья Чёрного моря |
следствие |
|
Причина |
|
Событие |
Гибель Ешбара Елтериса |
следствие |
|
Четвертый уровень – анализ.
Опровергните точку зрения о том, что в эпоху древних тюрок на территории Казахстана не было государственности.
Пятый уровень – синтез.
Выступить в роли кагана, собирающего войска в новый поход, поднять военный дух сподвижников.
Шестой уровень – оценивание.
Сравните причины образования, усиления и распада первых тюркских каганатов.
Технологическая карта урока повторения по теме «Образование Казахского ханства» (по таксономии Блума).
Первый уровень – знания.
1. Установи соответствие:
1 |
Жангир хан |
1 |
1474-1511 |
2 |
Тауекель хан |
2 |
1511-1518 (1523) |
3 |
Тауке хан |
3 |
1538-1580 |
4 |
Бурундук хан |
4 |
1580-1582 |
5 |
Хаккназар хан |
5 |
1582-1598 |
6 |
Есим хан |
6 |
1598-1628 |
7 |
Касым хан |
7 |
1628-1652 |
8 |
Шигай хан |
8 |
1680-1715 |
Второй уровень – понимание.
3. Определи имя хана и восстанови хронологически верный порядок:
1 |
В период его правления численность населения достигла 1 млн человек |
|
2 |
Он правил около 30 лет и был предшественником хана Касыма |
|
3 |
Основу его союза с ханом Бухары стал «клятвенный союз» |
|
4 |
Период его правления заканчивается в начале 18 века и считается временем, когда усилилась власть биев и ослабла власть султанов |
|
5 |
На период его правления приходится обострение джунгарской агрессии |
|
6 |
Ему пришлось решать проблемы государства в двух направлениях: против ойратов и против мятежного катаганского султана |
|
7 |
Они создали книги законов Казахского ханства |
|
8 |
В период его правления казахско-бухарские войны длились 20 лет |
|
9 |
Он установил дипломатические отношения с Иваном Грозным |
|
10 |
Первый хан Казахского ханства |
|
11 |
Он установил дипломатические отношения с Московским царём Иваном III |
|
12 |
Он установил дипломатические отношения с Московским царём Фёдором |
|
2. «Неотправленные депеши». Определи, кто, когда и в связи с чем мог послать каждое из этих донесений:
1. «Объединив под своим началом племена, они покинули мои владения, после того как я потерпел поражение от ойратов». ______________________
2. «Поселившись в Западном Жетысу, мы создали своё государство». ___
3. «Я радушно принял беглецов и передал им долины рек Чу и таласа». __
3. «Проверь себя». Отметь те предложения, с которыми ты согласен.
1. На образование национального государства казахского народа значительное влияние оказали создавшиеся политико – исторические условия. ________
2. К середине XV века на территории современного Казахстана образовались тесные взаимосвязи этнических групп, близких по языку, материальной и духовной культуре. ________
3. Преградой для объединения родов и племён в единую народность стали беспрерывные войны и раздоры ___________________
4. Сплотить казахов и откочевать на новые территории для образования единого государства удалось хану Абулхаиру ___________________
5. К середине XV века Могулистан стал процветающим и сильным государством____
6. Усиление феодального угнетения простого народа стало одной из причин объединения родов и племён около Керея и Жаныбека _________________
7. Главное отличие создаваемого национального государства от Золотой Орды, Белой орды и других государств в том, что оно было создано в результате завоеваний, а не на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок _________________________________
Третий уровень – применение.
Восстанови причинно-следственную связь и составь собственный пример.
Утратили былую мощь ханство Абулхаира и Могулистан
|
Беспрерывные кровопролитные войны и феодальные междоусобицы |
|
|
||
|
Четвертый уровень – анализ и синтез.
1. Опровергните или докажите точку зрения о том, что в структуре Казахского ханства были все признаки государственности:…
2. Докажите или опровергните точку зрения о том, что система государственного управления, включая налоги, обязательства, выполняемые функции в большей степени защищала интересы господствующей знати.
Пятый уровень – оценивание.
Ханство Абулхаира
Казахское ханство
Составление диаманты
Шаг 1. Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее
построения
Диаманта - это стихотворная
форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия
с противоположным значением.
Схема построения
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Шаг 2. Попытаемся сами создать диаманту.
Нацизм
бесчеловечный, уничтожающий
разрушает, контролирует, подавляет,
Гитлер, халакост, геноцид, смерть
освобождает, защищает,
ценит,
гуманистическая, жизнеутверждающая
демократия.
Задания для аудитории 8-11 классов.
1) Интерпретация: « SWOT анализ» «Развитие кочевого скотоводства»:
Сильные стороны Возможности
Слабые стороны Угрозы
Дескрипторы:
Привести 1-2 доказательства сильных и слабых сторон
Привести 1-2 доказательства возможности кочевого скотоводства
Привести 1-2 доказательства угрозы развитию кочевого скотоводства.
Дискуссионный вопрос: городская культура и ВШП.
2)Докажите прямую связь между развитием городской культуры и функционированием ВШП.
Дескрипторы:
· Определяет свою позицию;
· Называет не менее 2 доказательств;
· Определяет роль городов в развитии государства;
· Делает общий вывод;
3)Интерпретация: «PEST анализ» «ВШП»
Дескрипторы:
Привести 1-2 политических аспекта развития ВШП
Привести 1-2 экономических аспекта развития ВШП
Привести 1-2 социальных аспекта развития ВШП.
Привести 1-2 технологических аспекта развития ВШП
4) ПОПС «Почему правители центральноазиатских государств стремились завоевать города Южного Казахстана и Присырдарьинского региона»
П - Позиция, Высказывание……. Я считаю, что
О – Обоснование……. Потому, что
П – Пример……. Я могу доказать это на примере
С – Суждение……..Таким образом
5) Сделайте SWOT- анализ развития экономики Казахстана в ХХ веке.
S – сильные стороны –
W – слабые стороны –
O – возможности –
T – угрозы –
6)Сделайте анализ экономического развития РК, используя метод GROW:
Goal – цель
Reality – реализация
Options – возможности
Way forward – движение вперед
7)Проблемный вопрос: определите, изменилась ли жизнь казахов в связи с изменением этнического состава края.
Дескрипторы:
1.Определяет собственную позицию к утверждению.
2. Приводит 1-2 доказательства по вопросу.
3. Приводит 3-4 доказательства по вопросу.
4.Делает общий вывод.
8)Провести SWOT- анализ влияния поликультуры на Казахстан.
S – сильные стороны –
W – слабые стороны –
O – возможности –
T – угрозы –
Дескрипторы:
- правильно выделяют 1-2 аспекта по каждому положению таблицы;
- объясняют каждый выделенный аспект;
- прослеживают причинно-следственные связи;
- делают общий вывод по выделенным аспектам;
9) Проведение дебатов по резолюции «Эта палата докажет, что Ассамблея народа Казахстана играет важную роль в политико-социальной и культурной жизни Казахстана».
10) Расставьте в правильной последовательности события, определите ключевое слово и объясните его:
Л |
Образование КирКазАССР |
Е |
Образование партии «Алаш» |
Ц |
Курс на коллективизацию |
Р |
Отречение Николая II от престола |
В |
Образование Туркестанской автономии |
Ю |
Введение новой экономической политики |
Я |
Образование Каз ССР |
И |
Перенос столицы в Алма-Ату |
О |
Введение «политики вонного коммунизма» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Библиография:
1. Методическое пособие «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла». Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Астана, 2013г.
2. https://finzz.ru/pest-analiz-predpriyatiya-primer-matrica-vyvody.html
3. https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2939/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
4. https://oyla.xyz/article/kak-orudia-truda-izmenili-nasu-zizn
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.