МАОУС «СОШ им.Декабритов»
г. Ялуторовск
Методическая разработка урока мужества по истории
по теме «Узнай героя-земляка»
(урок повторения изученного материала)
с использованием ресурсов Исторического парка
«Россия - моя история»
Чужикова Ирина Владимировна
учитель истории и обществознания
Методические рекомендации по проведению занятия
Уходят годы, и Великая Отечественная война становится достоянием истории. К сожалению, время накладывает отпечаток даже на оценку войны. Уже проскальзывает информация, что победа в ней не является заслугой СССР.
Целью данной разработки стало: использование возможностей современных педагогических технологий для обобщения и систематизации учебного материала по Великой Отечественной войне, закрепления хронологии событий, формирования умения находить общее и различия в исторических событиях, связывать этот материал с событиями, которые затронули конкретно нашу малую Родину- г. Ялуторовск, узнавать героев малой Родины и перечислять их заслуги. Этот урок должен не только вооружить историческими знаниями, а побудить учеников мыслить, рассуждать, способствовать живому осмыслению истории, что соответствует требованиям ФГОС. Урок-мужества может быть посвящен предстоящей 76-летней годовщине ВОВ со дня окончания и 80-летия со дня начала ВОВ.
Урок истории по теме рекомендуется проводить на базе Исторического парка «Россия - моя история» с использованием имеющихся ресурсов по данной теме.
Методическая разработка урока истории по теме «Великая Отечественная война: 1941 – 1945 гг.» с использованием ресурсов Исторического парка «Россия - моя история» создана в рамках учебного курса «История» 9 класс как урок в теме и предназначена учителям истории, классным руководителям.
Особое
внимание отводится практической части урока. Актуализация знаний осуществляется
выполнением заданий с помощью мультемедийных приборов Исторического
парка «Россия - моя история».
Закрепление изученного материала сопровождается занесением основных фактов в
маршрутный лист.
Используются приёмы современных педагогических
технологий: прогрессивного обучения, проблемного обучения и исследовательского
метода обучения, квест-игры, соревновательного момента, деятельностного
подхода.
Данная тема приобретает особую актуальность, так как в настоящее время необходимо уделять как можно больше внимания воспитанию патриотизма и любви к своему Отечеству. Также работа с ресурсами дает информацию о героях-земляках Тюменского края, города Ялуторовска.
Это позволяет при изучении данной темы показать роль внутрипредметных и межпредметных связей. Урок проводится в параллелях 9-х классов
Методическая разработка урока мужества по истории
по теме « Узнай героя-земляка.»
с использованием ресурсов Исторического парка
«Россия - моя история»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Великая Отечественная война».
Задачи:
- систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных этапах, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны; систематизировать, обобщить и закрепить знания о именах и подвигах советских людей; показать вклад Тюменской области в Великую Победу;
- развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;
- воспитывать у учащихся патриотические качества, чувство гордости за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в годы испытаний.
Дидактическая:
Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных этапах, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны; систематизировать, обобщить и закрепить знания об именах и подвигах советских людей; показать вклад Тюменской области в Великую Победу;
Образовательная:
Сформировать представления об основных этапах, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны; систематизировать, обобщить и закрепить знания об именах и подвигах советских людей; показать вклад Тюменской области в Великую Победу;
Развивающая:
Создать условия для развития интереса об основных этапах, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны; систематизировать, обобщить и закрепить знания о именах и подвигах советских людей; показать вклад Тюменской области в Великую Победу;
Воспитательная: воспитывать у учащихся патриотические качества, чувство гордости за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в годы испытаний.
Место проведения урока:
урок проводится с использованием ресурсов Исторического парка «Россия – моя история» в Тюменской области. Блок выставочного зала в Историческом парке «Россия – моя история»: Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Определение темы урока, постановка цели и задач урока:
Используется обучающая структура технологии прогрессивного обучения – Учитель представляет визуальный раздражитель учащимся (информационные киоски в зале Исторического парка «Россия – моя история»: Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.); учащиеся рассматривают информацию, описывают свои наблюдения, размышляют и делятся своими идеями.
2. Формирование эмоционального настроя:
Работа со стихотворением:
Против
нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны! (В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)
- Какие мысли появились у вас при прослушивании данного стихотворения?
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? и про какую войну?
3. Вступительное слово учителя:
9 мая 2021 года вся наша страна отметит 76 года со дня Великой Победы, Победы со слезами на глазах, которая досталась нам, дорогой ценой. На алтарь Победы положены жизни 27 миллионов человек. И хотя с момента ее окончания прошло уже 76 года, она не перестает волновать струны души, теребить старые раны ветеранов, память вновь и вновь обращает нас к тем годам «роковым-сороковым».
Наш сегодняшний урок посвящен одному из очень важных событий в истории нашей страны – трагическому и в тоже время героическому и славному. Сегодня на уроке мы с вами повторим весь пройденный материал по Великой Отечественной войне, еще раз остановимся на значительных событиях и сражениях, которые повлияли на ход войны, вспомним тех, кто ценой своей жизни приблизил час Победы. А может быть кто из вас приобретёт новые знания сегодня, расширит свой кругозор.
Давайте поделимся методом 1,2,3,4 на 4 команды и начнем нашу квест-игр, за каждый раунд вы получаете фишки своих цветов, и лишь одна команда в конце получит ракету за быстроту действий и правильность выполнения, дисциплину и полноту знаний
9а- желтые фишки
9в- синие фишки
9г – красные фишки
9б – коричневые фишки
Приложение 1
II. Основная часть урока
Раунд 1. Каждая команда должна представить в соответствии с критериями название своей рабочей группы.
Критерии:
-оригинальность названия команды
- историческая значимость
- творческий подход
1. Давайте вспомним, страшное начало Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 г. в 4 часа утра, без объявления войны, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, в соответствии с разработанным и утвержденным еще в декабре 1940 года планом «Барбаросса», Германия вероломно напала на СССР. Ровно в полдень, 22 июня с обращением к народу выступил нарком иностранных дел Молотов Вячеслав Михайлович.80 далеких лет назад!
Была создана Ставка Верховного главнокомандования. В неё вошли: Сталин, Молотов, Буденный, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 г. был назначен И. В.Сталин, он же возглавил ГКО - государственный комитет обороны, который был создан 30 июня. Вероломное нападение Германии застало врасплох большинство наших дивизий приграничных округов. Оборонительные рубежи вблизи границ не были заняты войсками, артиллерия находилась на окружных полигонах вдали от границ, на учениях, в летних лагерях, оружие в глубокой консервации, авиация не была рассредоточена по полевым аэродромам. Директива опоздала. Только пограничники были в полной боевой готовности. А также корабли и военно-морские базы Северного, Балтийского и Черноморского флотов по приказу наркома военно-морского флота СССР адмирала Кузнецова были приведены в повышенную боевую готовность.
План «Барбаросса» предусматривал идею молниеносной войны, «блицкриг». Главные удары предполагал Гитлер нанести по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Для осуществления наступления, соответственно на каждом направлении действовали три группы немецких войск: «Север», «Центр» и «Юг» (демонстрируется на карте). Сразу же, в первый же день войны немецкая авиация уничтожила больше 1200 военных самолетов и захватила господство в небе. Танковые дивизии стремительно продвигались вглубь страны.
Раунд 2
Викторина на тему «К Великой Победе… (раздаются на листах викторина с открытыми вопросами)
Приложение 2
Работа с материалами экспозиций Исторического парка «Россия – моя история» зала 1917-1945 годы, 4 этаж.
Критерии:
0-4 – 2 фишки
5-7 – 3 фишки
8-10 – 4 фишки
(проверяются учителем во время 3 раунда)
2. Проблемно-познавательные задания.
Раунд 3. Каждой команде раздаются конверты с проблемно-ситуационными заданиями, в которых описаны критерии.
1 конверт
2 конверт
3конверт
4 конверт
Приложение 3
3. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Раунд 4.
Учитель: Ребята, в Тюменском крае есть и свои герои земляки, который внесли бесценный вклад в Великую Победу! Давайте обратим свое внимание на проектор и просмотрим видеоролик!
Учащиеся просматривают видеоролик 5 минут созданный учеником 9а класса Сабянином Ильей на тему «Узнай своего героя земляка!»(конкурсная работа в областном конкурсе)
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа имени Декабристов
Областной конкурс «Узнай своего Героя земляка!»
Видеоролик
«Герой из Героев »
Автор: Сабянин Илья
ученик 9 «А» класса
2019-2020 учебный год
Учитель: Проблемный вопрос: о каком герое, нашем земляке ВОВ идет речь? Каковы его подвиги и заслуги? В течении 5 минут обсуждай и дайте ответ от команды!
(подводим итоги и засчитываем ответы учащихся)
Раунд 5. Лучшее « селфи команды» в Историческом парке.
(Подведение итогов за все 5 раундов. 5 минут )
9. Домашнее задание: используя имеющуюся информацию в киосках, карте написать сочинение по высказыванию «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» В.Г. Клочков.
Критерии для написания сочинения:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
4. Подведение итогов и рефлексия
(Беседа по вопросам, рефлексия).
Мы с вами, вместе изучили, обобщили некоторые моменты на тему «Великая Отечественная война: 1941 – 1945 гг.». Также мы рассказали друг другу о наших героях земляках города Ялуторовска, города Тюмени, Тюменской земли
Сейчас каждая команда держит звездочку и называет 2 положительных момента в своей работе команды и 1 пожелание другим командам!
Заключительное слово учителя.
Годы Великой Отечественной войны это годы тяжелых испытаний для нашей страны.
Великая Отечественная война оставила много шрамов в душах людей как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына. Сколько было подвигов на войне? Вряд ли это можно измерить, нет на свете таких слов, которыми было можно все это оценить. Как можно описать, измерить подвиг женщины, воевавшей вместе с мужчинами, девчонок и мальчишек, умиравших во имя победы, во имя будущей жизни? И сейчас, сколько ветеранов не могут уснуть по ночам, вспоминая годы войны, заново теряя своих друзей, близких, родных.
Каждый год, в День Победы, народ вспоминает отцов, братьев и сестёр, двоюродных и троюродных, племянников и соседей. Вспоминают всех, кого помнят. Убитых бомбами, расстрелянных пулями, изорванных осколками, раздавленных гусеницами, сгоревших в пожарах, замученных в застенках и еще – без счета умиравших и умиравших от голода, холода и ран, от мук и страданий, от горя.
Я уверена, что ваша подготовка к уроку, и его проведение дали вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далекой историей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Я уверена, что наш сегодняшний разговор нашел неравнодушный отклик в ваших юных сердцах. Дата 8 мая 1945 года никогда не забудется, тем более в этом году круглая дата Великой Победе!
Литература:
1. А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История России XX век. – М., 2014.
2. А.А. Левандовский. Россия в ΧΧ веке.- М.,20012.
3. А. С. Орлов. Великая Отечественная война: 1941 – 1945 гг. // Большая Российская энциклопедия в 30 т. - М.,2006.
4. Учебник 9 класса по Истории Росии ФГОС 2018г
Ресурсы:
Исторический Парк г.Тюмень мультемедийные доски и киоски зала «1917-1945г.г.»
Приложение 1
Приложение 3
1 команда
Задание2.
Уважаемые участники игры!!! Представьте описанную ниже ситуацию и попробуйте решить ее использую все ресурсы Исторического парка «История моя- Моя Россия»,.
Критерии:
- описать с точки зрения жителя и гражданина СССР тех лет ВОВ
- предоставить всю информацию по вопросы
- участие должен внести каждый в своей команде
- работайте сообща и дружно
- приводите исторические факты, примеры, данные статистики, имена, фамилии, названия и т.д.
Ситуация
К вам в гости из Германии приехала ваша одноклассница. Вы ее встретили с самолета, и вот вы уже с ней едите в машине по Тюмени, она восхищается красотой города, но она историк по профессии и географ, она постоянно задает вопросы по периоду ВОВ. И чтобы не быть неосведомленным в истории и географии, вы решили ей рассказать и дать ответ на ее вопрос с помощью достопримечательности города Тюмени – это Исторический парк!
Ее вопросы:
1.«Ксюша, ты расскажи мне пожалуйста я слышала что Тюменская земля славится своими героями, как и каждый город участник ВОВ, а расскажи о них, какая их заслуга, можно и не только о героях Тюмени, ведь у вас в мае будет 75-летие со дня окончания ВОВ!!!»
2.«Сколько в России героев СССР ВОВ в целом?»
3. «Какие знаменитые подвиги совершали герои ВОВ из числа россиян, земляков Тюмени»
2 команда
Задание2.
Уважаемые участники игры!!! Представьте описанную ниже ситуацию и попробуйте решить ее использую все ресурсы Исторического парка «История моя- Моя Россия»,.
Критерии:
- описать с точки зрения жителя и гражданина СССР тех лет ВОВ
- предоставить всю информацию по вопросы
- участие должен внести каждый в своей команде
- работайте сообща и дружно
- приводите исторические факты, примеры, данные статистики, имена, фамилии, названия и т.д.
Ситуация
Представьте ваш дедушка очень хорошо разбирается в истории. И он пригласил на выходные вас к себе в гости и сказал что вы уже учитесь в 9 классе и с вами можно уже поговорить и поспрашивать вас по истории ВОВ. Вы еще историю ВОВ не проходили, и вам нужно подготовится. Он сказал что спросить обязательно о легендарных личностях истории ВОВ из числа руководителей СССР, вождей СССР, начальников. И вот вы решили ему позвонить и спросить конкретно о каких исторических и политических деятелях он хотел бы поговорить и попросили его выслать в вайбере:
Дедушка: «Поговорим о Сталине…… Берия…….Микоян…..Жуков генерал….. Маленков…..Карбышев Д.М……Рокоссовский »
Дедушка : «Какую роль они играли в ВОВ? Как ты думаешь внучок»
3 команда
Задание2.
Уважаемые участники игры!!! Представьте описанную ниже ситуацию и попробуйте решить ее использую все ресурсы Исторического парка «История моя- Моя Россия»,.
Критерии:
- описать с точки зрения жителя и гражданина СССР тех лет ВОВ
- предоставить всю информацию по вопросы
- участие должен внести каждый в своей команде
- работайте сообща и дружно
- приводите исторические факты, примеры, данные статистики, имена, фамилии, названия и т.д.
Ситуация
Представьте вы отправились в путешествие по России из Тюмени и у вас был тур посвященный героям-городам ВОВ. Перед уездом родители вас попросили обязательно рассказать о городах-героях и их достопримечательностях. Вы задались вопросом а какие это города? А какие в них достопримечательности? Нужно знать их!
4 команда
Задание2.
Уважаемые участники игры!!! Представьте описанную ниже ситуацию и попробуйте решить ее использую все ресурсы Исторического парка «История моя- Моя Россия»,.
Критерии:
- описать с точки зрения жителя и гражданина СССР тех лет ВОВ
- предоставить всю информацию по вопросы
- участие должен внести каждый в своей команде
- работайте сообща и дружно
- приводите исторические факты, примеры, данные статистики, имена, фамилии, названия и т.д.
Ситуация
Как то раз вы решили вечером прогуляться с подругой. И выхода из подъезда вы услышали краем уха разговор двух пожилых людей, которые говорили что современная молодежь не знает как жилось в период ВОВ и после войны, что современная молодеешь не интересуется книгами по ВОВ, не знает яркие произведения литературы, деятелей. И вам стало с подружкой не приятно, что вы действительно ничего не знаете о ВОВ по книгам и авторам, и вы решили найти такую информацию и составить список книг, журналов, газет, где можно почитать о ВОВ, архивные данные почитать о том периоде. И найти ответ на вопрос:
«Расскажите о науке и искусстве, литературе, произвдениях советского периода в ВОВ в мультемедийных книгах Исторического парка. Перечислите их!»
Приложение 2
Викторина «От великих потрясений к Великой Победе»
1. Назовите годы ВОВ___________________
2. Что было 8 мая 1945 года________________________________________
3. Какой праздник отмечают 9 мая ________________________________________\
4. Самая первая битва за Родину между войсками СССР и фашисткой Германии_______________________________________________________
5. Вождь СССР в период ВОВ_________________________
6. Когда проходила Сталинградская битва?_______________________________________________
7. Укажите годы Второй Мировой войны_________________
8. Акт о капитуляции фашисткой Германии был подписан_____________________________________
9. Кто сказал из русских полководцев «Отступать некуда, позади Москва!»:_____________________________
10.Назовите героев земляков ВОВ из числа ялуторовчан?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №4
Маршрутный лист к уроку
№ |
Название раунда |
Команда Винкс |
Команда М.К. |
Команда Шарики |
Команда СССР |
Итоги |
1 |
Название команды |
|
|
|
|
|
2 |
Викторина ВОВ |
|
|
|
|
|
3 |
Конверты с ситуациями |
|
|
|
|
|
4 |
Проблемный вопрос от одноклассника |
|
|
|
|
|
5 |
«Селфи команды» |
|
|
|
|
|
1 место –
2 место
3 место
4 место -
2. Таблица по мультемедийному столу «Битвы вов» (ДЛЯ КОМАНД С РАВНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ БАЛЛОВ)
Название битвы |
Начало |
Окончание |
Используемое оружие, техника, военная тактика |
Итоги сражений |
Битва за Москву |
|
|
||
Смоленское сражение |
|
|
|
|
Блокада Ленинграда |
|
|
|
|
Сталинградская битва |
|
|
||
Курская битва |
|
|
||
Берлинская операция |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.