Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников
Оценка 4.7

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Оценка 4.7
Игры
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
12.01.2019
Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников
Данный сборник представляет собой конструкты классных часов по организации внеучебной деятельности, а также игровых упражнений используемых в учебном процессе для формирования психического здоровья младших школьников. Актуальность сборника заключается в возможности его использования на внеклассных и учебных занятиях в школе. Сборник предназначен для студентов – практикантов и молодых специалистов.
Сборник классных часов и игровых упражнений по.doc
Сборник классных часов и игровых упражнений по  формированию психического здоровья  младших школьников  в условиях образовательной среды ( внеучебная и учебная деятельность) Данный сборник представляет собой конструкты классных часов по организации внеучебной деятельности, а также игровых упражнений   используемых   в   учебном   процессе   для формирования     психического   здоровья   младших   школьников. Актуальность   сборника   заключается   в   возможности     его использования   на   внеклассных   и   учебных   занятиях   в   школе. Сборник предназначен для студентов – практикантов и молодых специалистов. 2 Пояснительная записка Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеучебная   работа   формирует   и   развивает   личность   ребёнка. Управлять   воспитательным   процессом   –   значит   не   только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать   намечающиеся   нежелательные   социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность   в   постоянном   саморазвитии,   самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя   прежде   всего   сам,   здесь   добытое   лично   ­   добыто   на   всю жизнь. Классный   час   –   это   одна   из   наиболее   распространенных   форм организации воспитательной работы, специально организованной деятельности,   способствующей   к   формированию   у   школьников системы отношений к окружающему миру.  Классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий   поддерживать   процессы   самопознания   личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. В данном сборнике предложены сценарии внеклассных занятий по   темам  “   Вместе   весело   шагать,   “Лучик   солнца   –   доброта”, “Улыбка и смех приятны для всех”,  “Путешествие в прошлое”, “Путешествие по городу “Вежливости”,  “Театр – экспромт”»  и игровых упражнений, которые педагог может использовать как во внеучебной деятельности, так и в образовательном процессе на разных этапах урока. 3 4 Содержание 3 5 Пояснительная записка 1.Классные часы по формированию психического здоровья  младших школьников во внеучебной деятельности “ Вместе весело шагать “Лучик солнца – доброта” “Улыбка и смех приятны для всех” “Путешествие в прошлое” “Путешествие по городу “Вежливости” “Театр – экспромт” 2. Игровые упражнения на сохранение здоровья младших  школьников в учебной деятельности (направленные на внимание и  двигательную активность детей  40 2.1Упражнения на развитие свойств внимания (устойчивости и  сосредоточенности) детей )  «Обманные движения» «Кто ­ о меня ­ я слы – ы – ышит?» «Руки­ноги» 2.2Упражнения на  активизацию  двигательной  активности детей «Встать «по пальцам» «Выход ряда» «Эстафета» «Толкаемся спинами» 2.3 Физминутки ­ на улучшение мозгового кровообращения ­ для снятия напряжения с глаз ­ для снятия утомления с плечевого пояса ­ для снятия напряжения с мышц опорно – двигательного аппарата «Ветер» «Волны плещут в океане» «В понедельник» «Вышли мышки» «Гномик» 41 43 5 Список источников информации 48 6 1.Классные часы по формированию психического здоровья младших школьников во внеучебной деятельности Классный час «Вместе весело шагать». Цель: способствовать благоприятному психическому состоянию,  раскрытию важных качеств для межличностного взаимодействия.  Активная форма: беседа с использованием тренинговых  упражнений. Ход занятия Как вы понимаете тему нашего классного часа? И сегодня мы с вами будем  весело шагать по занятию. Ведь когда  мы вместе нам не страшна любая беда и любое дело. А чтобы дело это было не скучным, нужно всем вместе постараться. Впереди  нас ждут интересные упражнения.  1.А сейчас вам необходимо выполнить рисунок на тему: «Мое  настроение сейчас». Для того, чтобы определить, будет ли нам  светить солнце в течение всего занятия или нет. Ребята, вы должны радоваться и верить в себя, оптимистично  смотреть на жизнь и людей. Сейчас мы немного «разогреемся». Упражнение «Делай как я»  Все встаньте в круг. Выбирается 1 ведущий, он встает в центр  круга и под музыку начинает показывать любые движения. Дети,  которые стоят в кругу должны повторять эти движения. В центре  круга должен побывать каждый ребенок.  Обсуждение: понравилось ли тебе упражнение? Почему? Что было труднее показывать упражнение или повторять его? 2. Следующее упражнение. «Стул» В центр ставится стул и  сначала один ребенок садится на стул, а остальные дети говорят  ему  по очереди все его качества. Затем каждый из детей должен  побывать на этом стуле. Обсуждение: понравилось ли тебе это упражнение? Где было  легче: сидеть на стуле и слушать качества или называть качества? 3. «Упражнение испорченный телевизор» Все участники игры,  кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча  7 показывает «не спящему» участнику какую­либо эмоцию при  помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго  игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без  слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему  свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с  последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению,  им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение  информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью  исправен.  Вопросы для обсуждения: По каким признакам ты определил  именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе  правильно понять ее? Трудно ли было тебе понять другого  участника?  Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию? 4. Упражнение  «Кораблекрушение».   Задание. Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы чудом спаслись и  оказались в лодке посреди  Тихого океана. Все, что осталось у вас ­ это 15 предметов. Ваша задача: выбрать самые необходимые,  чтобы спастись с их помощью. (Лупа, канистра с водой (пресной), москитная сетка, аварийный  запас продуктов ­ 1 ящик, карта Тихого океана, надувная  подушка,  канистра с горючим (8 литров мазута), транзисторный приемник,  светонепроницаемый пластмассовый лист, медицинский спирт  (1л), нейлоновый шнур (10м), коробка шоколада, рыболовные  снасти ) Обсуждение: Почему вы выбрали именно эти предметы? Трудно  ли было определять важность этих предметов в данной ситуации? А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте все в круг. Для   этого   я   предлагаю   вам   такое   упражнение:  «40   секунд» Задача: за 40 секунд выполнить все задания, которые я буду вам называть. Нужно только помнить, что в запасе всего 40 секунд! 1. 2. Возьмитесь за руки. Подпрыгните на левой ноге 5 раз. 8 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Поднимите руки вверх 2 раза. Передайте шарик по кругу. Громко крикнете имя соседа справа. Дважды громко мяукните.  Пожмите руки трём друзьям. Повернитесь вокруг себя три раза.  Разбейтесь на пары Посмейтесь над собой. Подпрыгните на правой ноге 5 раз. Учитель: Ну вот, какие молодцы, справились с заданием. Вы  почти все задания выполняли синхронно – вместе. Значит вместе  нам весело и интересно. И чтобы наше занятие с вами закончилось красиво, я предлагая подарить друг другу подарок.  5. Упражнение «Подарок». Дети встают  в круг и дарят друг другу подарок при помощи мимики и жестов. Когда один ребенок дарит  подарок, следующий должен отгадать что это за подарок. Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. В начале  занятия вы рисовали свое настроение, и сейчас я, попрошу вас  определить изменилось ли оно сейчас или нет.   На столах для каждого лежат лучики и тучки. У кого хорошее  настроение, тот приклеивает лучик на плакат к солнышку, у кого  настроение плохое, тот приклеивает тучку. Обсуждение с детьми,  у которых плохое настроение: почему  настроение испортилось? Что нужно сделать, чтобы настроение  снова поднялось? Классный час "Лучик солнца – доброта"  Цель: углубить знания детей о том «что такое хорошо и что такое  плохо», совершенствовать коммуникативные качества (умение  выслушивать товарищей,  высказывать свое мнение), навыки  культурного общения со сверстниками, воспитывать  доброжелательные отношения друг к другу, способствовать  9 поддержанию мажорного настроения в жизнедеятельности  классного коллектива. Активная форма: работа в малых группах  Ход классного часа ­ Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне  желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше  сердце открывается для искренних и добрых людей. Тема нашего классного часа "Лучик солнца ­ доброта".  Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах. Для этого  сразу разделимся на 2 группы по цветам: красный цвет – 1 стол,  зеленый цвет – 2 стол. Но сначала мы с вами просто побеседуем. Послушайте отрывок из стихотворения В.Суслова.  Читает ученик.  Где красота ­ там доброта. Их разлучить ничто не может. Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днем, ни днем дождливым. И если хочешь быть красивым, То добротою поделись! Символом нашего классного час будет солнце. Каждый лучик  олицетворяет качество, которое должно быть у человека. ­ А какие качества вы знаете? (Доброта, любовь, счастье,  веселье, вежливость, смелость, ум, сообразительность).  Каждый из вас обладает частичкой этого солнышка,  следовательно, вы должны обладать этими качествами.  Сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как  доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы. ­ Какой человек может быть добрым? ( Добрым может быть  только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не  только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает  интересы других людей.) ­ Ребята! Добрые слова дарят людям хорошее настроение и  создают атмосферу добра. Если заглянуть в книгу мудрости,  10 чтобы постигнуть значение слова "ДОБРО", то там мы сможем  прочесть, что:  "Доброта ­ добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты" (В.И.Даль) ­ Скажите, пожалуйста, чего на земле больше ­ добра или зла?  (Добра!) ­ Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту  мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в  уста. 1 задание: "Восстановите пословицу". (Работа в группах) На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из  слов собрать пословицу, а затем высказать общее мнение.   Доброе слово и кошке приятно.  Не одежда красит человека, а его добрые дела.  Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.  Доброе слово лечит, а злое калечит.  В ком добра нет, в том и правды мало.  Не ищи красоты, ищи доброты. От какого слова произошли все эти слова? (Доброта) Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым.  Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него  выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и  др.) "Вежливые слова".  ­ Первый шаг к доброте ­ это доброе слово. Пожалуйста, добавьте  строчки вежливыми словами :  Зазеленеет старый пень, когда услышит:(добрый день)   Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь: (здравствуйте) Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)   Если больше есть не в силах, скажем маме мы:(спасибо)  Когда нас бранят за шалости, говорим :(простите,  пожалуйста)  И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:(до  свидания). Упражнение "Давайте говорить друг другу комплименты" 11 Кто в дружбу верит горячо, Кто друга чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадёт. Ты добрых слов не пожалей Произнеси их для друзей. ­ А сейчас давайте поднимемся и скажем друг другу добрые,  теплые слова, комплименты. (Работа в группе. Дети передают друг другу воздушный шарик и  говорят комплименты.) ­ Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов  зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом ­  спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные  грубо они перестают быть волшебными.  А сейчас, нужно угадать сказочных героев, которые делали  добрые дела.  1) ­ Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я  забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка) 2) ­ Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради  его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах) 3) ­Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к  Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька) 4) ­Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку.  (Дюймовочка) Сейчас я хочу прочитать вам маленькое стихотворение: "Доброта" В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час, добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты. Доброта ­ стремление человека дать счастье всем людям. 12 ­ Какие люди бывают? (добрые, злые) ­ Как вы думаете, что такое ЗЛО? (Зло­ это зависть, жадность,  грубость, лень, ложь.) ­ Как можно победить зло? (Добрыми делами.) "Ваза" добрых дел" ­ Сейчас мы будем собирать добро "по капелькам". Это ваши  добрые дела, которые вы уже успели совершить. Учащиеся рассказывают о своих добрых делах.  ­ Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рада  за вас, я рада, что у вас огромное, доброе сердце. Вот видите, мы  победили зло.  ­ Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с  малого.   Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.   Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.  Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.    Не допускайте грубости.   Старайтесь во всем помочь ближнем. Защищайте девочек, маленьких детей. Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в  себе частичку солнышка и его тепла! И в этом вам помогут законы дружбы. Поработайте в группах и предложите свои законы  дружбы. Оформите их на листочке, а зтем мы составим общую  памятку законов дружбы и зачитаем их. (дети работают в группах) Давайте вместе зачитаем законы дружбы:   Не обзывай и не унижай своего друга.  Помогай другу в беде  Умей с другом разделить радость  Не смейся над недостатками друга  Выбирай друзей по душевным качествам  Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде  Умей признать свои ошибки и помирись с другом  Не предавай своего друга1 (Дети получают на память буклеты, где написаны законы дружбы) 13 Поступать по законам доброты ­ это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Мыс Культуры. ­ Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как  бы вы сами поступили в каких­то ситуациях? Прочитайте их,  подумайте и скажите, в чем дети были не правы? (Работа в группах.) Ситуация 1: Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка,  она была старая и больная. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. – Фу, какая противная кошка, – сказала Лена. – Так и хочется в нее чем­нибудь запустить, – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку камнями. Как оценить поступок детей? Ситуация 2: Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю  упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто  окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял  мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой.  Петя смотрел на мишку и думал. Как вы считаете, о чем думал  Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение  принял Петя? Итог. "Жизнь дана на добрые дела" Наш классный час подошел к концу. А теперь ответьте,  пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и  доброты? ­ В сердце человека.  И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других  людях. ­ В конце классного часа я тоже хочу сказать вам комплимент:  мне было очень хорошо и приятно с вами работать. 14 15 Классный час "Улыбка и смех приятны для всех" Цель: способствовать развитию эмоционально­чувственной сферы  детей, умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки  эмоционального самоконтроля;  Активная форма:  Оборудование урока: карточки с вопросами и заданиями,  красочный зонтик, карточка со словом “Улыбка”, листок  настроения, солнышко и улитка, кассета с песней В.Шаинского  “Улыбка”. Ход занятия 1. Приветствие учителя. Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь друг другу и нашим  гостям. У каждого из нас сейчас своё настроение: кто­то  возбуждён, кто­то удивлён, спокоен. Давайте отвлечёмся и  вспомним что­нибудь хорошее. Нам поможет в этом волшебный  “зонтик настроения”. (Учитель проносит над детьми и гостями  красочный зонтик). 2. Введение в тему классного часа. Теперь у нас прекрасное настроение. Попробуем пронести его  через всё занятие. В этом нам поможет наше солнышко и улитка,  которые принесли карточки с вопросами для вас. Почему  солнышко к нам пришло в гости? (Солнце – это символ радости,  тепла и хорошего настроения).  Желающие подходят к доске, снимают первые три карточки и  отвечают на вопросы. 1. Какое слово мы произносим при встрече друг с другом?  (Здравствуйте). 2. С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой?  (Пожалуйста).  3. Как называют человека, делающего много хорошего для  других людей? (Добрый). Открываются три слова ­ приятны для всех. Какие вы знаете эмоции и чувства? (Радость, грусть, обида,  интерес, вина). 16 Что такое эмоции? (Короткие душевные переживания.) Что такое чувство? (Длительные душевные переживания.) С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства?  (Мимики, жестов, интонации).  Сейчас мы с вами поработаем в парах, для этого поделимся на  парыс помощьюю фигур. Кому попадется круг. Попробуй изобразить предложенные ситуации, используя мимику  и жесты.  Тренинговые упражнения. «Изобрази ситуацию» Работа в парах. 1. Человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный  мороз. 2. Пациента у кабинета зубного врача. 3. Болельщика на футбольном матче. 4. Ученика­выскочку, торопящегося дать ответ. 5. Ученика, который забыл дома дневник и не может дать по  просьбе учителя. 6. Ребёнка, который разбил любимую мамину вазу. Хорошо, ребята. Справились с заданием. А теперь следующее задание. Вам необходимо поделиться на пары. И встать в 2 шеренги и  встать друг напротив друга. 1­ должна попытаться рассмешить 2,  а вторая должна  попытаться сдержать эмоции радости и  наоборот,  т.е. в каждой паре сначала 1 человек  смешит другого,  затем они меняются ролями. Владеть эмоциями и чувствами довольно сложно. Необходимо  уметь положительно и бесконфликтно решать свои  эмоциональные проблемы. В этом нам помогают всегда … Желающие подходят к доске, снимают три карточки и отвечают  на вопросы. 1. Продолжите, пожалуйста, предложение: за добрые дела  люди обычно говорят… (Спасибо) 2. Назовите, пожалуйста, слово, которое можно использовать  для завершения следующей фразы: и чувство радости  рождает … (Улыбка, смех). 17 Открываются три первых слова – улыбка и смех. Как вы  понимаете тему классного часа “Улыбка и смех приятны для  всех”. (Каждому из нас приятно видеть на лице другого человека  не злость, а улыбку и хорошее настроение). 3. Работа с карточками “Ситуации”. (Работа в парах) Рассмотрите карточки и догадайтесь, какое настроение,  эмоциональное состояние передают эмоции на рисунках. “Прочитай” по лицам, что происходит с ребятами в каждой  изображённой на карточке ситуации. Придумай и расскажи  историю об этом. ­ Почему у ребят такие выражения лиц? ­ Что могло случиться? ­ Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло? 4. Упражнение “Угадай эмоцию по интонации”. 18 Выражать своё настроение помогают не только жесты, мимика, но  и интонация. Попробуйте произнести фразу “Завтра каникулы” с  эмоциональной окраской (удивлённо, радостно, грустно, гневно,  спокойно, страшно, обидно). Остальные должны угадать эмоцию.  История про мальчика Однажды один мальчик шёл по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И  вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже  слёзы выступили на глазах. На мороженое из лужи уже не  вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не  сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что  обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он  выдохнул их, и они улетели. Они стали всё меньше и меньше и  исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. “Повезло какой­нибудь  собаке”, ­ подумал мальчик и пошёл дальше.  Как мальчик избавился от своей обиды и злости?  "Улыбка и смех приятны для всех"  Цель: способствовать развитию эмоционально­чувственной сферы  детей, умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки  эмоционального самоконтроля;  Активная форма:  Представьте, что обида и злость превращаются в шарики внутри  вас, и выдохните их. Ух­ух­ух. Обязательно улыбнуться. А теперь представим по­другому: берём шарик и надуваем его  своей злостью или грустью и … отпускаем. Обязательно в конце  улыбнуться. ­ Что вы сейчас чувствуете?  Можем ли мы сами управлять своими эмоциями? ­ Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Оказать  другому помощь, подарить комплимент, улыбнуться и тогда вы  никогда не услышите в адрес себя обидного слова). Повернитесь друг другу улыбнитесь. Какое у нас настроение?  Значит, нам хорошо. Один из учеников читает стихотворение.  19 Улыбкой дверь отворите в пути, Улыбку нельзя удержать взаперти. Улыбка – цветок, расцветёт на устах. Улыбка прогонит и злобу, и страх Улыбка как дождик весёлый, как мячик, Его не догонишь – отправимся вскачь, Улыбка, как сон, и она, как мечта. Улыбка поутру по­детски чиста. В это время учитель каждому ученику дарит улыбку.  5. Итог занятия. ­ От чего зависит наше настроение? (Оно зависит от того, как мы  умеем управлять своими эмоциями и чувствами). ­ Как бесконфликтно выйти из разных ситуаций?  6. Рефлексия занятия. Закончите предложения: ­ Я себя на уроке чувствовал … 20 Классный час:  «Путешествие в своё прошлое» Цель: создать условия для формирования позитивного настроя  учащихся на становления и проявления индивидуальности  обучающегося, его творческих способностей. Активная форма: работа в малых группах    «Все взрослые сначала были детьми,    Только мало кто из них об этом помнит.»                             Антуан де Сент­Экзюпери Учитель: Тема нашего классного часа – «Путешествие в свое  прошлое». Эпиграфом я выбрала слова Антуана де Сент­ Экзюпери: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто  из них об этом помнит». Как вы думаете, почему так происходит? Ответы детей: Человек, вырастая, просто забывает о том, что с  ним происходит в  детстве. У взрослого человека столько своих  проблем и забот, что он уже не  помнит, что происходило с ним  несколько лет назад, а тем более когда он был маленьким. Учитель: Давайте попробуем сегодня вспомнить наиболее яркие  детские переживания, впечатления, восстановить в памяти время  и обстановку. И попробуем связать некоторые эмоциональные  переживания, воспоминания событий своего детства с тем, как вы  живете сейчас, как поступаете в похожей ситуации. С начала ребята вы поработаете в парах и поделитесь друг с  другом своими воспоминаниями, а затем поделитесь со всеми  ребятами. В парах вам еще необходимо придумать этим  воспоминаниям название (заголовок вашего маленького рассказа) Вы вспоминаете интересные поездки в другие города, первый день в школе, день, когда в вашем доме появился ваш новый друг –  котенок, собака. А большинство ваших родителей считают важным и ярким  событием в вашей жизни поступление в нашу школу. Это событие, по их мнению, изменило ваш характер и стало началом нового  периода в вашей жизни. Так давайте поделимся нашими воспоминаниями. Начнем  путешествие в свое прошлое. А помогут нам «Чудесные зонтики». 21 Помните, у Андерсена – Оле Лукойе? Дети: Он проходил к детям перед сном и раскрывал над ними  свой зонтик. Если зонтик был черным, то ребенку снился плохой,  страшный сон. А если зонтик был пестрым, то ребенку снились  хорошие, интересные сны. Учитель: Совершенно верно. А у нас три «чудесных зонтика». Черный –это грустные, тревожные воспоминания. Пестрый – приятное, лирическое, связанное с природой,  животными. Розовый – яркое, веселое воспоминание. А теперь я попрошу вас поделиться своими воспоминаниями со  всеми. Воспоминания детей Почему ты выбрал (а) именно этот случай из жизни? Трудно ли тебе было рассказывать это приключение? Что было легче слушать, рассказывать или придумать название? Учитель: Спасибо, ребята за ваши воспоминания. А теперь  продолжим путешествие в свое прошлое. Ну, уж если мы путешествуем в свое детство, то как не вспомнить о наших любимых игрушках, с которыми мы спали и которые  жалко было выбрасывать, когда они истрепались и поломались.  Но многие из вас хранят свои старые игрушки. Наверное, с ними  связаны какие­то воспоминания? Воспоминания детей Учитель: Сегодня было много ярких, радостных воспоминаний.  Но жизнь состоит не только из одних праздников. Случаются и  грустные, печальные события. И очень часто мы сами становимся  виновниками своих неприятностей. Как избежать их? Как не  делать больно себе и своим близким? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но если вы когда­нибудь задумаетесь о том, почему с  вами произошла эта неприятность, если вы правильно оцените  свое поведение и реакцию своих друзей, учителя или родителей,  то, может, в следующий раз вам удастся избежать подобной  неприятности. 22 Стихотворение «Человек совершил ошибку…» Сергея  Баруздина Человек совершил ошибку, А лет человеку – восемь. Мама прячет улыбку,  Папа прячет улыбку, Человек стоит на допросе. Стоит человек, страдает От горя, от ожиданья, Все равно, он и сам знает,  Что нет ему оправданья. Он вышел из дому неспрошено И бегал, где не положено,  И сам же стукнулся носом О что­то там загороженное. Человек совершил ошибку И сам начинает мучиться. Люди! Не прячьте улыбку, Будьте строги, да не шибко… Человек на ошибках учиться. Учитель: Ребята, поработайте в парах и ответе на вопрос:  Как вы понимаете фразу: «Человек на ошибках учиться»? Ответы детей Учитель: Правильно оценивая свое поведение и поступки в  прошлом, можно избежать неприятностей в будущем. Очень часто, совершив какой­нибудь поступок, мы оправдываем  себя, тем самым обманывая и себя, и друзей, и родителей. А ведь тайное всегда становится явным. Именно так называется сценка, которую сейчас покажут ребята. Сценка «Тайное всегда становится явным» Действующие лица: Дениска                                   Мама                                  Прохожий                                  Милиционер 23 Оборудование: тарелка, ложка, манная каша (тертый  пенопласт), соль, сахар, перец, шляпа, милицейская фуражка. За столом сидит Дениска. Перед ним тарелка с кашей. Дениска: Вчера я услышал, как мама сказала кому­то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». Я лег спать, но не спал, а все  время думал: как же так получается, что тайное становится  явным? Когда я проснулся, было утро, папа был на работе, и мы с мамой  были одни. Я почистил зубы и стал завтракать. Сначала я съел  яйцо. Это еще терпимо, но потом мама принесла целую тарелку  манной каши. Мама: Ешь! Безо всяких разговоров! Дениска: Видеть не могу манную кашу! Мама: Посмотри на кого ты похож! Вылитый Кощей! Ешь! Ты  должен поправиться. Дениска: Я ею давлюсь! Мама: Хочешь, пойдем с тобой в цирк? Дениска: Ну, еще бы! Конечно, я хочу в цирк. Даже очень. Мама: Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду  вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна. И мама ушла на кухню. Дениска: И остался я с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой.  Потом посолил. Попробовал – ну невозможно ее есть. Тогда я  подумал: может, сахару не хватает? Посыпал, попробовал… еще  хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю. Тут я вспомнил, что у нас есть перец. С перцем, кажется, все  можно есть! Я взял и высыпал в кашу всю баночку, а когда немножко  попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось  дыхание. Я взял тарелку, быстро подошел к окну и выплеснул  кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол. В это время вошла мама. Мама: Ну что за Дениска, что за парень­молодец! Съел всю кашу  до дна. Ну, вставай, одевайся, идем в цирк! Заходит милиционер. 24 Милиционер:  Здравствуйте! А еще интеллигентный человек. Мама: Что вам нужно? Милиционер: Как вам не стыдно! У вас новая квартира, со всеми  удобствами, и , между прочим, с мусоропроводом, а вы  выкидываете всякую гадость в окно! Мама: Неправда! Я ничего не выкидываю! Милиционер: Ах, не выкидываете? Пострадавший! Пожалуйте  сюда! Входит прохожий. На шляпе и на одежде каша. Дениска: Я как на него взглянул, так сразу понял, что в цирк я не  пойду. Прохожий: Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая  история…Каша…Манная….Горячая, между прочим, сквозь  шляпу и то…жжет…Как же я пошлю свое фото, когда я весь в  каше? Мама смотрит на Дениску, потом поворачивается к прохожему. Мама: Извините, пожалуйста, разрешите, я вас почищу, пройдите  сюда! Все трое выходят в коридор. Мама возвращается. Дениска: Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда  становится явным! Мама: Да. Если кто­то поступает нечестно, все равно про него  это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание.  Запомни это на всю жизнь. Учитель: Спасибо нашим артистам. А сейчас я прошу вас поработать в парах, ответив на вопросы.  Представьте себя на месте  нашего героя и предложите, как могла отнестись к этому поступку его мама и почему? И второй вопрос:  «Как нельзя наказывать детей и почему?» (вопросы написаны на  доске) Перед вами лежат листочки. Я даю вам несколько минут, чтобы  написать свое мнение по этим вопросам. 25 Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час, наше  путешествие в прошлое. Я еще раз хочу вернуться к нашему  эпиграфу. Учитель: Почему взрослые должны помнить, что они когда­то  были детьми? С возрастом то, что было в детстве, забывается. Но  какие­то яркие, приятные события останутся с вами навсегда. И если вдруг вам когда­нибудь взгрустнется, откройте альбом с  фотографиями или возьмите в руки свою старую игрушку и  улыбнитесь своему детскому воспоминанию. И на сердце станет  легко и радостно. А сейчас мы узнаем какое же настроение у нас сложилось, за  время проведения классного часа. У вас на партах лежат зонтики  трех цветов. Красный – мне понравился классный час, настроение  отличное, зеленый – классный час понравился, но стало грустно,  синий классный час не понравился, плохое настроение. Классный час: «Путешествие по городу «Вежливости».  Цель: создать условия для дружеских отношений и позитивной  атмосферы между ребятами.  Оборудование: названия станций, плакат с изображением  паровоза, звонок. Форма: игра ­ путешествие Ход занятия I. Организационная часть.  II. Сообщение темы занятия.  ­ Сегодня мы будем путешествовать по необычному городу. Он  называется город «Вежливости». Путешествовать мы будем вот на этом поезде.  III. Игра – путешествие.   Объявляется посадка на поезд. Прошу занять свои места.  1. Станция «Добрая».  Ведущий: Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно  26 чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых  становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.  1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».  Добрые слова не лень  Повторять мне трижды в день.  Только выйду за ворота,  Всем идущим на работу,  Кузнецу, ткачу, врачу,  «С добрым утром!»­ я кричу.  «Добрый день!»­ кричу я вслед  Всем идущим на обед.  «Добрый вечер!»­ так встречаю всех домой спешащих к чаю.  Ведущий: Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.  Класс поделился на 2 команды с помощью разного цвета жетонов.  Работа в группах. Каждой команде выдаются одинаковые задачи.  Ребятам необходимо обсудить задачу и найти решение. После  каждой задачи обсуждение. Давайте решим задачи:  2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8  лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3  книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.  ­ У Вас упала книга,­ закричал мальчик, догоняя прохожего.  ­ Разве,­ удивился тот.  ­ Конечно,­ объяснил мальчик,­ у Вас было 5 вещей, а осталось 4.  ­ Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,­ сказал  прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,­ однако, есть  правила, которых ты ещё не усвоил.  ­ Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?  3). Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени? и сделал 3  ошибки, назовите их. (Нельзя  кричать, надо говорить спокойно.  Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что  27 вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините,  пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?») 4). Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому  — 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.) 2. Станция «Культурная».  Ведущий: Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши.  Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться  о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее  настроение, быть отзывчивыми, внимательными.  1). Сценка «Синие листья». (дети ставят сценку) У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Вот и  просит Лена Катю: ­ Дай мне зеленый карандаш Катя. ­ Спрошу у мамы. Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена. ­ Позволила мама? ­ Мама то позволила, а брата я не спросила. ­ Ну что ж, спроси ещё и брата. Приходит Катя на следующий день. ­ Ну что, позволил брат? ­ Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. ­ Я осторожненько. ­ Смотри не ломай, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да  не рисуй много. ­ Мне только листочки на деревьях нарисовать, да травку зеленым цветом. ­ Это много! Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась  Катя побежала за ней: ­ Ну, бери, что же ты? Бери! ­ Не надо. На уроке учитель спрашивает: ­ Так ребятки покажите мне ваши работы. 28 Леночка, а отчего у тебя листья на деревьях синие? Разве такие  бывают? ­ Карандаша зелёного нет. ­ А почему же ты у своей подружки не взяла? ­ Я ей давала, а она не берёт? Посмотрела учительница на обеих: ­ Надо так давать, чтобы можно было взять. ­ Ребятки, правильно ли поступила Катя? Как вы думаете, стало  ли ей стыдно за свой поступок? А вы бы с такой девочкой стали  дружить? 2). Игра «Вежливо или невежливо».  Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости, для  этого поиграем в игру «Вежливо­невежливо». Если вежливо ­  хлопайте два раза, невежливо — один. Поздороваться при встрече  — Толкнуть и не извиниться.  — Помочь подняться.   ­­­­Поднять упавшие вещи.  — Не встать, обращаясь к учителю. ­­­ Взять билеты в автобусе. ­­­­Не уступить место в транспорте. ­­­­ Не заметить недовольство мамы. 3. Станция «Вежливая».  Ведущий: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё  «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети  называют) Послушайте стихи об этих словах. Добрый день.  ­ Добрый день!­ тебе сказали.  ­ Добрый день!­ ответил ты.  Как две ниточки связали ­  Теплоты и доброты.  29 Доброго пути.  Нам желают: «Доброго пути!»  Будет легче ехать и идти.  Приведёт, конечно, добрый путь  Тоже к доброму чему­ нибудь.  Здравствуйте.  ­ Здравствуйте!­ ты скажешь человеку.  ­ Здравствуй!­ улыбнётся он в ответ.  И, наверно не пойдёт в аптеку  И здоровым будет много лет.  Спасибо.  За что мы говорим «спасибо»?  За всё, что делают для нас.  И мы припомнить не смогли бы ­  Кому сказали, сколько раз?  Простите.  Простите, я больше не буду  Нечаянно бить посуду,  И взрослых перебивать,  И что обещал­ забывать.  Но если я всё же забуду­  Простите, я больше не буду.  Пожалуйста.  Отменить, что ли, слово «пожалуйста»­  Повторяем его поминутно.  Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»  Нам становится неуютно.  Добрые слова.  Эти слова всем известны давно,  Видишь ­ они просты и не новы.  Но я ещё повторю всё равно:  30 ­ Добрые люди, будьте здоровы!  Ведущий: Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили и теперь вам  нужно в парах придумать какую – нибудь ситуацию, в которой  будут звучать эти  слова. Каждой паре я дам свое вежливое слово  с котором вы и будете работать. Хорошо, молодцы, ребята! А сейчас мы поиграем  в игру «Доскажи словечко». 1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)  2. Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо) 4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь …  (здравствуйте)  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите,  пожалуйста)  6. И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до  свидания)   Идем дальше. Работа в парах. На листочках вам выдан совет( у  каждой пары свой ). Внимательно прочитайте стихи и скажите,  что в этих советах неправильного, вредного и как по­настоящему  нужно поступить в данных ситуациях.   1­й совет.  Если ты пришёл к знакомым­  Не здоровайся ни с кем,  Слов «пожалуйста», «спасибо»  Никому не говори.  Отвернись и на вопросы  Ни на чьи не отвечай,  И тогда никто не скажет  Про тебя, что ты болтун.  31 2­й совет.  Если друг на день рожденья  Пригласил тебя к себе,  Ты оставь подарок дома­  пригодится самому.  Сесть старайся рядом с тортом,  В разговоры не вступай:  Ты во время разговора  Вдвое меньше съешь конфет.  3­й совет.  Девчонок надо никогда  Нигде не замечать  И не давать проходу им  Нигде и никогда.  Им надо ножки подставлять,  Пугать из­за угла…  4­й совет.  Если к папе или к маме  Тётя взрослая пришла  И ведёт какой­то важный  И серьёзный разговор,  Нужно сзади незаметно  К ней подкрасться, а потом  Громко крикнуть прямо в ухо:  «Стой, сдавайся! Руки вверх!»  5­й совет.  Если друг твой самый лучший  Поскользнулся и упал,  Покажи на друга пальцем  И хватайся за живот.  32 4. Станция «Драчливая».  Ведущий: О ком говорят: «Драчлив, как петух»?  ­ А как вы думаете,  с чего обычно начинаются драки?  ­ А нужно ли давать сдачи, если вас кто­то ударил? И к чему  может привести то, что вы дали сдачи?  А вот какой совет даёт А. Л. Барто в стихотворении « Если  бьют…»   У мальчишки после драки  Отличительные знаки,  Но не прячет он царапин,  Нет, наоборот,  Он, услышав голос папин,  Говорит: ­ ну вот,  Всё в порядке! Я им выдал!  Я им дал сполна!  И отец с довольным видом  Смотрит на сынка.  И сегодня на бульваре  Дрался он, как лев,  Двух обидчиков ударил,  Сразу осмелев.  ­ Молодец!­ одобрил папа­  Вот теперь ты не растяпа.  И запомни впредь:  Затевать позорно драку.  Если бьют тебя, однако,  Если бьют – ответь.  Ведущий: А какой совет вам дали бы ваши родители?  Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший  совет?  О драках народная мудрость гласит:  Подыми руку, но не ударь.  33 Дракою прав не будешь.  Ссора до добра не доведёт.  Куда ни придёт, ссору заведёт.  5. Станция «Дружеская».  Ведущий: К сожалению, в школе нельзя  избежать драки ребят в  классах, на переменах.  Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы друзья»  Ребята обыгрывают стихотворение. 1­й ученик: С виду мы не очень схожи:  Петька толстый,  Я ­ худой.  НЕ похожи мы, а всё же  Нас не разольёшь водой!...  2­й ученик: Дело в том, что он и я  Закадычные друзья!  Всё мы делаем вдвоём.  Даже вместе отстаём1  1­й ученик: Дружба дружбою, однако  И у нас случилась драка.  Был, конечно, важный повод.  Очень важный повод был!  Помнишь, Петя?  2­й ученик: Что­то Вова,  Позабыл.  1­й ученик: И я забыл!  Ну не важно! Дрались честно.  Как положено друзьям!  Я как стукну!  34 2­й ученик: Я как тресну!  1­й ученик: А я как дам!  Скоро в ход пошли портфели.  Словом, скромничать не буду­  Драка вышла хоть куда!  Только смотрим ­ что за чудо?  С нас ручьём бежит вода!  Это Вовкина сестра  Облила нас из ведра!  2­й ученик: С нас вода ручьями льётся,  А она ещё смеётся:  ­ Вы действительно друзья!  Вас водой разлить нельзя.  Ведущий: Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы  закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями,  капитанами. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас  выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но,  прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.  Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!  IV. Итог. ­Так, что же такое вежливость? (Открываются слова:   уважительность, внимательность, заботливость, порядочность,  тактичность, доброжелательность).  Слова: «До свиданья!»,  «Спасибо», «Простите»,  «Пожалуйста», «Здравствуйте»­  Щедро дарите!  Дарите прохожим,  Друзьям и знакомым.  А сейчас поделитесь пожалуйста на пары по фигуркам (круг,  квадрат). В парах вам необходимо придумать по 3 правила  35 вежливости и записать их на листочек. Затем мы с вами вместе их  разберем и запомним. Молодцы, те, кто уже справились с заданием.  Ведущий:  Ребята, наше путешествие подошло к концу. Рефлексия. Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто  не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками?  Прикрепите свои жетончики. Классный час «Театр экспромт» Цель: создать условия для реализации своего творческого  потенциала учащихся через эмоциональное обыгрывание сказки  «Репка». Активная форма: ролевая игра Ребята, сегодня у нас не простой классный час.  Как вы понимаете тему нашего классного часа? Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся,  огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком  мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.  Актерское дарование — явление сложное. Его надо развивать с  детства. К. С. Станиславский, выдающийся режиссер и актер,  писал: «Талант — это счастливая комбинация многих творческих  способностей человека в соединении с творческой волей... Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память... темперамент,  воображение, фантазия, вкус, ум... искренность, самообладание,  находчивость ...» Театр – экспромт – это театр, выступление которого не готовится  заранее, не проводятся репитиции. Сегодня вы будете артистами.  Сейчас нам необходимо распределить роли. 36 Репка Артистам выдаются не только роли, но и слова ­ по фразе  на роль. После каждого упоминания персонаж произносит свою  фразу.  Репка ­ "Оба на!"    Дед ­ "Ё моё!"   Бабка ­ "Я готова!"   Внучка ­ "Ля­ля­ля­ля ля­ля­ля!"   Жучка ­ "Гав­гав"  Кошка ­ "А я ещё и на машинке вышивать умею!"  Мышка ­ "Пи! я сказала Пи!"  Сценарий ­ обычная детская сказка "Репка": Посадил дед ("Ё­ моё!") репку ("Оба на!"). Выросла репка ("Оба на!") большая  пребольшая. Тянет дед ("Ё­моё") репку ("Оба на"), а вытащить не  может. Позвал дед ("Ё­моё!") бабку ("Я готова!"). Бабка ("Я  готова!!") за дедку ("Ё­моё"), дедка ("Ё­моё") за репку ("Оба на!"), тянут­потянут, вытащить не могут. Позвал дед ("Ё моё!") внучку  ("Ля­ля­ля­ля ля­ля­ля!"). Внучка ("Ля­ля­ля­ля ля­ля­ля!") за  бабку ("Я готова!"), бабка ("Я готова!") за дедку ("Ё моё!"), дедка  ("Ё моё") за репку ("Оба на!") тянут­потянут а вытащить не  могут.... Ну и так далее в таком же ключе... Посадил дед репку и говорит: — Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá! Выросла репка сладкá, крепкá, большая­пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет­потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут­потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. 37 Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут­потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут­потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут­потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку — Тянут­потянут — и вытянули репку. Какие вы молодцы, сколько эмоций вы испытали.   А   сейчас   попробуем   вместе   поиграть   в   театр   без   слов,   а   в движениях и мимике. Вам необходимо поделиться на 2 команды 38 по цифрам. Обе команды участвуют в сценках. Каждой команде необходимо   распределить   между   собой   роли.   «Подчёркнутые слова» ­ это те роли, которые вам нужно исполнить. 1­я команда ПУРГА Утром  Толик  вышел   из  дома.  На   дворе   была  пурга.Деревья страшно шумели. Мальчик испугался. Встал под дерево и решил в школу   не   идти.   Вдруг   он   увидел  Сашу.Он  тоже,   испугавшись пурги, спрятался под  дерево.Мальчики  увидели друг друга. Им стало весело. Мальчики побежали навстречу друг другу, взявшись за руки, пошли в школу. Воет  пурга, свистит, но она теперь не страшна. 2­я команда НА ГОРКЕ Ребята  целый  день трудились  – на дворе строили  горку.Ребята полили  горку  водой   и   побежали   домой   обедать.  Костя  быстро оделся,   надел   коньки,   пошёл   на  горку.   Скатился   с  горки. Поскользнувшись,   упал.   Много   раз   падал.   Чтобы   не   было скользко, начал таскать песок из ящика. Попробовал скатиться – бух   –   упал.   По   песку   коньки   не   едут!   Вышли  ребята.   Они рассердились  на  Костю. Дали   лопату и  велели   таскать  снег на горку, после работы полили водой. Косте эта работа понравилась. Он лопатой даже лесенки приделал.  Молодцы, ребята.  А сейчас подведем итог занятия. Понравилось ли вам быть сегодня в роли артистов? Что было интереснее обыгрывать сказку при помощи слов или  рассказы при помощи мимики и жестов? 39 40 2.Игровые упражнения на сохранение здоровья младших школьников в учебной деятельности В данном разделе сборника предлагаются упражнения,  направленные на развитие показателей психического и  физического здоровья младших школьников на учебных занятиях.  Продолжительность упражнений  не менее 1,5 – 2 минут каждая.   В 1 классах проводятся 2 упражнения через 15 минут после  начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных  классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Обязательное условие эффективного проведения таких  упражнений – положительный эмоциональный тон. 2.1Упражнения на развитие свойств внимания (устойчивости  и сосредоточенности) детей  «Обманные движения» Дети реагируют только на словесные команды, не обращая  внимания на отвлекающие действия преподавателя. Например,  произнося команду «Руки вперед!», преподаватель показывает  положение «руки вверх». Все должны выполнить задание «руки  вперед», а не «руки вверх».  «Кто ­ о меня ­ я слы – ы – ышит?» В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не  столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот,  очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто­о меня­я слы­ы­ ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка  насторожатся. Учитель продолжает: “Кто­о меня­я слы­ы­ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук. “Кто­о меня­я слы­ы­ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“.  Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и  громким голосом не сразу дозовешься. “Кто­о меня­я слы­ы­ышит… встаньте“. Встают уже все. В  аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет. 41 “Кто­о меня­я слы­ы­ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все  садятся. Чуть повысив голос (но не напрягая его), учитель  продолжает урок.  Руки­ноги Класс старается безошибочно выполнить простые движения по  команде учителя: один хлопок — поднять руки, два хлопка —  встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их  нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они  должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков,  учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность. 2.2Упражнения на  активизацию  двигательной активности  детей   «Встать «по пальцам» (зарядка – разминка) Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись,  поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих  руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и  поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно  столько учеников, сколько было показано пальцев. Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно  быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше  заданного, то встать самому [ученику], а если больше, и он сам  стоит, то непременно сесть.  Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно  быстро сориентироваться.  «Выход ряда» По сигналу ведущего (или учителя) в классе не должно остаться  учеников, сидящих в одном из рядов. Выходят на скорость, а для  этого нужно, чтобы не возникало «пробки», чтобы первые не  тормозили последних. Со временем задание усложняется и  требованием тишины, вплоть до абсолютной. 42 «Эстафета» Участники эстафеты по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме — так, чтобы как только сел предыдущий, встал  следующий. Порядок вставания можно менять — по рядам, от  парты к парте, змейкой, через два человека, одновременно по  одному с каждого края (двойная эстафета), по алфавиту и т.п.  Главное в задании — не подталкивать, не вызывать, не  вмешиваться в работу другого человека, иначе ведущий должен  остановить эстафету, потому что предварительный уговор  нарушен. Вставание можно заменить передачей хлопков.  «Толкаемся спинами» Дети объединяются в пары ­ кто с кем. Через несколько секунд,  когда пары определились, ставим их в две шеренги ­ каждый  ребёнок напротив своего напарника. Дети поворачиваются спинами друг к дружке и садятся на пол.  Правила следующие: толкаемся спинами, упираясь руками и  ногами в пол, задача ­ сдвинуть противника до определённой  границы. (Для безопасности желательно, чтобы дети, особенно  если они ещё не подготовлены и неразмяты, были как можно  ближе к полу.) Роль границ могут выполнять, например, стены  коридора. «Коридор» можно устроить из стульев, поставленных в  два ряда на расстоянии трёх метров друг от друга. Или же  границы можно просто нарисовать на полу мелом. 43 2.3 Физминутки:   Исходное положение ­ сидя, руки на поясе. 1 ­ поворот  Исходное положение (и.п.) ­ сидя на стуле, 1­2 ­ плавно  ­ на улучшение мозгового кровообращения 1. наклонить голову назад, 3­4 ­ голову наклонить вперед, плечи не  поднимать. Повторить 4­6 раз. Темп медленный. 2. головы направо, 2 ­ и.п., 3 ­поворот головы налево, 4 ­ и.п.  Повторить 6­8 раз. Темп медленный. 3. махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть  налево, 2 ­ и.п., 3­4 ­ то же правой рукой. Повторить 4­6 раз. Темп медленный.[26] Исходное положение ­ стоя или сидя, руки на поясе. 1 ­  ­ для снятия напряжения с глаз Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть,  Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не  Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно,  1. медленно считая до 5. Повторить 4­5 раз. 2. посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4­5 раз. 3. поворачивая головы, за медленными движениями указательного  пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4­ 5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1­4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1­6. Повторить 4­5 раз. 5. глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1­6. Повторить 1­2 раза. В среднем темпе проделать 3­4 круговых движения  ­ для снятия утомления с плечевого пояса 44 Исходное положение ­ стоя или сидя, руки на поясе. 1 ­  Исходное положение ­ стоя или сидя, кисти тыльной  Исходное положение ­ сидя, руки вверх. 1 ­ сжать кисти в  1. правую руку вперед, левую вверх, 2 ­ переменить положения рук.  Повторить 3­4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти  кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. стороной на поясе. 1­2 – свести локти вперед, голову наклонить  вперед, 3­4 ­ локти назад, прогнуться. Повторить 6­8 раз, затем  руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. кулак, 2 ­ разжать кисти. Повторить 6­8 раз, затем руки  расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 4. Исходное положение ­ стойка ноги врозь, руки за голову. 1  ­ резко повернуть таз направо, 2 ­ резко повернуть таз налево. Во  время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.  Повторить 6­8 раз. Темп средний. Исходное положение ­ стойка ноги врозь, руки за голову. 1­ 5. 3 ­ круговые движения тазом в одну сторону, 4­6 ­ то же в другую  сторону, 7­8 ­ руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп  средний. 6. вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь,  вдоль тела вверх, 3­4 и.п., 5­8 ­ то же в другую сторону.  Повторить 6­8 раз. Темп средний.  Исходное положение ­ стойка ноги врозь. 1­2 – наклон  ­ для снятия напряжения с мышц опорно – двигательного  аппарата Весело в лесу Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг­прыг­прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.) Вот лиса идёт по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.) Чтоб ответить на вопрос, 45 Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте.) Вот голодная лиса (Ходьба на месте.) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.) Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.) Ветер Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо.  (Наклоны вправо­ влево.) Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.) Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.) Раз, два — выше голова, (Поднять голову.) Три, четыре ­ руки шире, (Руки в стороны.) Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.) Семь, восемь ­ тень отбросим. (Два хлопка о парту.) Сел на дерево скворец, И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.) Ветер Осторожно ветер За калитку вышел, (Руки вверх и махи руками вправо­влево.) Постучал в окошко, (Постучать кулачками по парте.) Пробежал по крыше, (Перебирать пальчиками по парте.) Покачал тихонько Ветками   черемух,  (Руки   поднять   вверх,   махи   руками   вправо­ влево.) Пожурил за что­то Воробьев знакомых (Постучать кулачками по парте.) И,расправив гордо Молодые крылья, (Перебирать пальчиками по парте.) Полетел куда­то 46 Вперемешку с пылью. (Руки согнуты в стороны, махи руками.) Волны плещут в океане Волны   плещут   в   океане.  (Дети   машут   руками,   изображая волны.) Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть   плывут   сюда   скорей!  (Дети   приветственно   машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать, ­Надо чаще приседать. (Приседания.) Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.) В понедельник В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, («Умываемся».) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал.  (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.) Вышли мышки Вышли мышки как­то раз («Ходьба», сидя за партой (держать осанку).) 47 Посмотреть, который час. (Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс.) Раз­два, три­четыре, (Два хлопка справа, два хлопка слева.) Мыши дернули за гири. (Руки вверх­вниз.) Вдруг раздался страшный звон, (Четыре хлопка над головой.) Убежали мышки вон. Гномик Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.) Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».) Колпачок был непростым Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.) Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.) Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.) 48 Список информационных источников 1.   Ульянова Н С., учитель начальных классов «Разработки классных часов» http://www.klassnye­ chasy.ru/userfiles/ulybka­i­smeh.doc 2. Передерий Н. Ю, «Классный час» http://www.prodlenka.org/ 3. «Классному руководителю» http://pedsovet.su/ 4. Селезнева Е., «Физминутки» http://www.selezneva­ lichnost.ru/ 5. http://festival.1september.ru/ 6. Упражнения для физкультминуток на уроках  http://detsadik.my1.ru/ 49

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников

Сборник классных часов и игровых упражнений для младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019