Сборник пальчиковых игр для детей раннего дошкольного возраста

  • Игры
  • docx
  • 30.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка представляет собой сборник пальчиковых игр, разработанных студентами. Включает в себя пояснительную записку, пальчиковые игры для детей раннего дошкольного возраста. Разработка может быть использована воспитаелями ДОУ, родителями и студентами, обучающимися по специальности “Дошкольное образование” Материалы сборника предназначены для педагогических работников в области учебно-воспитательной работы, воспитателей, студенческого и ученического актива, студентами, обучающимися по специальности “Дошкольное образование”.
Иконка файла материала Сборник пальчиковых игр.docx
Министерство общего и профессионального образования Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Сборник пальчиковых игр для детей раннего дошкольного возраста 1Камышлов, 2016 Сборник материалов дидактических игр ДОУ//сост. Студенты 31 ДО группы специальности Дошкольное образование ­ : ГБПОУ СО КПК; Камышлов, 2016. –  с.17 Разработка   представляет   собой   сборник   пальчиковых   игр, разработанных   студентами.   Включает   в   себя   пояснительную записку,   пальчиковые   игры   для   детей   раннего   дошкольного возраста. Разработка   может   быть   использована   воспитаелями   ДОУ, родителями   и   студентами,   обучающимися   по   специальности “Дошкольное образование” Составители:   студенты   31   ДО   группы   специальности   44.02.01. Дошкольное образование: Нифантова Д.А., Иванова О.В.     Материалы сборника предназначены для педагогических работников в области учебно­воспитательной работы, воспитателей, студенческого и ученического актива, студентами, обучающимися по специальности “Дошкольное образование”. Руководитель: Шурова Елена Владимировна 2Содержание 3Пояснительная записка “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев” В. А. Сухомлинский. Очень важно  с самого раннего  возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука   имеет   большое   "представительство"   в   коре   головного   мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Доказано,   что   уровень   развития   психических   процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики   рук.   Существует   тесная   взаимосвязь   между   координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Для   определения   уровня   развития   речи   детей   первых   лет жизни,   разработан   следующий   метод:   ребенка   просят   показать   один пальчик,   два   пальчика,   три.   Дети,   которым   удаются   изолированные движения   пальцев,   ­   говорящие   дети.   Если   пальчики   напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока   движения   пальцев   не   станут   свободными,   развития   речи   и, следовательно, мышления добиться не удастся. У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом,   застегивать   ­   расстегивать   застежки   –   молнии   и   липучки   на одежде. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук,   но   и   мозг   ребенка,   стимулируют   творческие   способности, фантазию и речь. При   выполнении   мелких   движений   пальцев   рук   происходит давление   на   кончики   пальцев   и   активизация   незрелых   клеток   коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. 4Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна. Пальчиковые   игры   влияют   на   пальцевую   пластику,   руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений,   необходимых   в   рисовании,   а   в   будущем   и   при   письме. Ученые   рассматривают   пальчиковые   игры   как   соединение   пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Пальчиковые   игры,   по   мнению   ученых,   –   это   отображение реальности   окружающего   мира   ­   предметов,   животных,   людей,   их деятельности, явлений природы.   внушаемостью. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью,   Сосредоточение   короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных   особенностей   дети   не   могут.   Малышам   приемлемы небольшие по времени занятия, игры, сопровождаемые эмоциональной речью   взрослого.   В   нашей   группе   большое   внимание   уделяется пальчиковым играм.         Пальчиковые   игры  очень   полезны   малышам,  потому   что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует   развитие   речевых   центров   в   головном   мозге.   Малыши, которые   регулярно   занимаются   пальчиковой   гимнастикой,   быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры ­   это   мостик   между   ним   и   окружающим   миром,   ведь   героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.     Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр ­ дети быстро успокаиваются после стресса. 5Пальчиковые игры для детей раннего дошкольного возраста Пальчиковая игра «Снежок» Раз, два, три, четыре,     (Загибаем пальчики по одному)  Мы с тобой снежок лепили,   («Лепим» двумя руками) Круглый, крепкий,       (Чертим руками круг) Очень гладкий,     (Одной рукой гладим другую) И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком) Пальчиковая игра «Маленький Егорка» Маленький Егорка    (Средним и указательным пальцами) Топает по горке,       (правой рукой «шагаем» по левой от кисти до плеча) Взял саночки,     (Кулачек правой руки кладем на плечо)  Вжи­и­и­ик, поехал к мамочке!     (скатываемся вниз как с горки)  Пальчиковая игра «Прогулка» Мы во двор пришли гулять. Раз, два, три, четыре, пять   (Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять.      6(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили,   («Лепим» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили,        (Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались,        (Проводим   указательным   пальцем   правой   руки  по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись.     (Кладём  ладошки  на  стол   то   одной  стороной, то другой ) И снежками мы кидались        (имитируем движения по тексту )                              Все в снегу домой пришли.      (Отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли.     (Движения воображаемой ложкой,   руки под щёки) Пальчиковая игра «Снеговик» Мы слепили снежный ком                   (Лепим двумя руками комок,)  Шляпу сделали на нем             (Соединяем   руки   в   кольцо   и   кладем   на  голову,) Нос приделали и вмиг                       (Приставляем кулачки к носу,) Получился снеговик                         (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.) Пальчиковая игра «Зимой» Снег пушистый лег на ветки. (Изображаем   руками   деревья:   сгибаем   руки   в   локтях   и   высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева) И гулять бегут все детки.   (Указательный и средний пальцы обеих рук   «бегут» по столу, как ножки) Лепят бабу под окном,     7(Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим) Дружно катят снежный ком.  (Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики») Лыжи,  (Скользить по столу ладонями вперед­назад)  Санки   ( Ладони   положить   на   стол   вплотную   друг   к   другу   и совершать  синхронные движения вперед­назад)   И   коньки   ( Ладони   поставить   на   ребро   и   скользить   ими   вперед­ назад по столу в противофазе)   Мчатся наперегонки. Пальчиковая игра «Пришла зима» Пришла   зима.   (Развести   руки   в   стороны, показывая вокруг себя) Стало холодно. (Обхватить руками себя за плечи и поежиться) Ударили   морозы. кулаком по левой ладони) Реки   покрылись   льдом.   (Вытянуть   руки   (Стукнуть   правым перед грудью и развести их в разные стороны) Пошел снег. (Руки поднять вверх, а затем плавными   зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз)                                                                                                Он   падал   белыми пушистыми   хлопьями на   землю,   (Изобразить сугробы) На дома, (Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша») На   деревья,   (Согнуть   руку   в   локте   и   поднять   ее,   пальцы растопырить, изобразив ветви дерева) На людей. (Положить руки себе на голову).  Пальчиковая игра «Елка» Зелененькая   елочка   ( Ладони расположены под углом друг к другу, пальцы переплетены и  выпрямлены.) Колючие иголочки. (Руки перед собой, пошевелить пальчиками)  Ветки распушила ( Руки опустить и потрясти ими)  Снежком припорошила ( Погладить себя обеими руками ).       Пальчиковая игра «Строитель» 8Копаю,   копаю   лопаткой   снежок,   (Имитируем движения) Построю из снега домок­теремок. (Над головой из ладошек делаем крышу) И   окна,   и   двери   я   вырублю   в   нем,   (Ребром ладоней "вырубаем") Почищу   дорожки, (Имитируем движения) А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! (Одной рукой изображаем зайчика) Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» (Пожимаем свои руки).   посыплю   песком. Пальчиковая игра «Падал снег на порог»   перебирая   (Руки   над   головой, Падал   снег   на   порог, пальцами, медленно опускаем вниз) Кот   лепил  себе  пирог.  (Ладони   приставляем   к  голове,   изображая уши) А пока лепил и пек, ( Лепим пирог) Ручейком   пирог   утек.   (Ладони   друг   к   другу,   постепенно   сгибаем пальцы   навстречу   друг   другу,   пока   тыльные   ладоней   не соприкоснуться). Пальчиковая игра «Снежный ком» Взяли дети белый ком, ( Изображаем ком) Будем   строить   снежный   дом   (Движения,   изображающие   лепку снежков) Мы польем его водой,  (Имитируем движения) Домик будет ледяной ("поливаем водой") Ком за комом мы кладем, (Ставим кулачок на кулачок)  Вот и вылепили дом (Рисуем в воздухе ладонями домик)  Пальчиковая игра «Белый пух» Сыплет белый , снежный пух, (Плавно   опускаем кисти  рук   сверху вниз)                                                                                          Устилает все вокруг. (Разводим руки в разные стороны)        9Пух на шапках (Показываем на названные вещи) Пух на шубках, ( или поочередно загибаем пальцы) Пух на бровках, Пух на губках. Как щекотно ­ ух! (Щекочем себя и встряхиваемся) Кто  щекочет  ­  пух! ( Ладошки перед собой, дуем на них) Пальчиковая игра «Медведь в берлоге» Медведь в берлоге крепко спит, (Руки сложены лодочкой под щечкой)  Всю зиму до весны сопит. Спят   зимою   бурундук,   (Загибаем   поочередно пальцы) Колючий ежик и барсук Только   заиньке   не   спится   ( Делаем   зайчика: указательный   и   средний   пальцы   подняты   вверх, большой   палец   придерживает   мизинец   и безымянный)  Убегает   от   лисицы.   (Пальцы   тоже.   Кисть   руки переворачиваем  вниз  и  "убегаем" указательным   и средним пальцами)  Мелькает он среди кустов,  Напетлял ­ и был таков (Разводим руки в стороны). Пальчиковая игра «Ветер» Ветер тучу­мельницу Крутит   во   весь   дух,   (Крутим ручками, словно мельница) И на землю стелется  Белый­белый   пух.   (Встряхиваем ладошки). Пальчиковая   игра   «Дедушка Мороз» Закрывайте окна, Закрывайте двери (Соединяем ладошки вместе)  Закрывайте уши, (Закрываем ушки) Закрывайте нос. (Закрываем нос) Ходит, бродит по дорогам 10Старый дедушка Мороз! (Ходим указательным и средним пальцами)  Щиплет   уши,   щиплет   нос,   (Щипаем названные части тела)  Щиплет щёчки дед Мороз. Пальчиковая игра «Зайка» Зайка   серенький   сидит   (указательный   и средний пальцы   подняты   вверх,   большой палец   придерживает   мизинец   и безымянный) И ушами шевелит. (Шевелим указательным и средними пальчиками)      Вот так, вот так Он ушами шевелит Зайке холодно сидеть, (Обнимаем себя руками) Надо лапочки согреть. (Растираем ручки) Вот так, вот так (Хлопаем одной рукой другую)   Надо лапочки согреть.  Зайке   холодно   стоять,   (Переворачиваем   "зайчика   вниз   ушками"­ теперь это ножки)  Надо зайке поскакать. ("Прыгаем" с одной ножки на другую)  Вот так, вот так  Надо зайке поскакать.  Волк   тут   зайку   испугал!   (Левой   рукой изображаем пасть волка)  Зайка   прыг   и   убежал!   (Прячем   правую руку за спину) Пальчиковая игра «Зимние забавы» Раз, два, три, четыре, пять  (Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять.  («Идём»   по   столу   указательным   и средним пальчиками)   Бабу снежную лепили,  («Лепим» Птичек крошками кормили,  (Крошащие С горки мы потом катались, комочек   движения   двумя   ладонями)   всеми   пальцами)  11по   ладони   л.р.)  (Проводим   указательным   пальцем   пр.р. А ещё в снегу валялись.  (Кладём   ладошки   на   стол   то   одной   стороной,   то   другой) Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) ладошки)   Пальчиковая игра «Новогодняя елка» Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе) Очень иголки. От   низа   до   макушки   и   верх) Висят ней   ­ Звездочки   и   шарики,  (сложить   две   руки,   словно   шарик) Яркие фонарики (крутим фонарики).  (показываем   низ   колкие гики игру           на Пальчиковая игра «Дедушка мороз» Дедушка Мороз Закрывайте окна, Закрывайте двери                      (Соединяем ладошки вместе) Закрывайте уши,                                                   (Закрываем ушки) Закрывайте нос.                                                     (Закрываем нос) Ходит, бродит по дорогам Старый дедушка Мороз!                         ( Ходим указательным и средним пальцами) Щиплет уши, щиплет нос,                            (Щипаем названные части тела) Щиплет щёчки дед Мороз. Пальчиковая игра «Потерянный пальчик» Маша варежку надела. Ой, куда я пальчик дела?  (загибаем большой палец) Нету пальчика, пропал В свой домишко не попал. 12Маша варежку сняла. Поглядите­ка, нашла!  (высовываем пальчик) Ищешь, ищешь, не найдешь. Здравствуй, пальчик  (пальчик здоровается, кивает), Как живешь? Пальчиковая игра «Снежинка» Маленькая снежинка села на ладошку –  (Дети показывают снежинку) Я ее поймаю, посиди немножко.  (Накрывают ее ладошкой) Раз, два, три, три, четыре, пять  (Загибают пальчики) Отпускаю полетать  (Дуют на снежинку). Дети кладут снежинку на другую ладошку, и игра повторяется. Пальчиковая игра «Покормите птиц» Покормите   птиц   зимой!  (Изображают   как сыплют крошки) Пусть   со   всех   концов  (Разводят   руки   в стороны) К нам слетятся, как  домой (Большие пальцы соединяют,   как   остальными   машут, крыльями) Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома) Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей) Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку) И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя) Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки) К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой) Чтоб   без   песен   не   пришлось  (Пальцы   щепоткой   «открывают   и закрывают клюв») Нам встречать весну. Пальчиковая игра «Лыжи» 13Мы бежим с тобой на лыжах (Дети “скользят” шагают пальцами по столу) Снег   холодный   лыжи   лижет (“Скользят”,   делая   поочередно движения пальцами) А потом – на коньках, (“бегут” на коньках)  Но упали мы. Ах!  А   потом   снежки   лепили, (Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)  А   потом   снежки   катили,   (Катят воображаемый комок) А потом без сил упали ("Кидают друг в друга") И домой побежали. Пальчиковая игра «Зимние забавы» Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук) Из комочков слепим дом.  (Соединяют  кончики пальцев  рук,  слегка разводят ладони в стороны) Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши) Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок») Давай, дружок Давай, дружок, смелей, дружок!  (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг) И   станет   ком   снеговиком.  (Дети   рисуют   три   разные   по   величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два   глаза,   шляпа,   нос,   метла...  (Дети   показывают   указательными пальцами   глаза,   ладонью   –   шляпу,   кулачком   правой   руки   –   нос   и воображаемую метлу) Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх) 14Увы!   И   нет   снеговика! (Поднимают   плечи   и разводят   руки   в   стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками) Пальчиковая игра «Мороз» Вечер   приближается (разведите руки в стороны), Вьюга   начинается  (покачайте   над   головой   руками   из   стороны   в сторону). Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) ­Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос) Руки стали замерзать (потрите ладони) Надо их отогревать (подышите на ладони).  Вечер приближается (разведите руки в стороны) Темнота сгущается. Нам домой давно пора ­До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание). Пальчиковая игра «Зима» Пришла зима, (Трем ладошки друг о друга) Принесла мороз. (Пальцами массажируем плечи, предплечья) Пришла зима, (Трем ладошки друг о друга) Замерзает нос. (Ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (Плавные движения ладонями) Сугробы, (Кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед. (Ладони шоркают по коленям разнонаправлено) Все на улицу­ вперед! (Обе руки протянуть вперед) Пальчиковая игра «Мороз» Ой, сердит мороз (качают головой, взявшись за нее руками) Ветки снегом занес. (Взмахивают кистями рук) Хватает за нос. (Хватают себя за нос) Щиплет до слез (Щиплют себя за щеки) 15Ребятишки не пугаются (Грозят пальчиком) И на лыжах («Едут на лыжах») И на саночках катаются («Едут на санках») Над   морозом   сердитым   потешаются. хлопают в ладоши).  (Прыгают   и   одновременно Пальчиковая игра «Зима» Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу) Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони) Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши) Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть  Сильно надо растереть. (Ладонь о ладонь) Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями) Их сжимаем – разжимаем! (Сжимаем и разжимаем кулачки) Пальчиковая игра «Новый год» Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши) Дети   водят   хоровод.  (кисти   сцеплены   пальцами,   руки   вытянуты, кисти внутрь­наружу) Висят на елке шарики,(поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики. Вот   сверкают   льдинки,  (сжимать   и   резко   разжимать   кулаки   по очереди) Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями) В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу) Всем подарки он несет. Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука­ ладонью, другая ­ кулаком, а затем меняем) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец) (трем друг об друга ладони) Пальчиковая игра «Зима» Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак) Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки) Катя саночки везет  (проведите указательным и средним пальцами 16правой руки по столу) От крылечка до ворот, А Сережа на дорожке  (сложив пальцы "щепоточкой", делайте бросающие движения) Голубям бросает крошки. Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. (помашите кистями правой и левой руки) (перчатка).   пальцы   растопырены   Пальчиковая игра «Перчатка» Весёлая мышка Перчатку нашла,  (Раскрываем   ладошку, Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх) Гнездо в ней устроив,  (Складываем ладоши "ковшом") Мышат позвала.  (Сгибаем ­ разгибаем пальцы "зовущий" жест)  Им корочку хлеба Дала покусать,  (Кончиком   большого   пальца   поочерёдно   стучим   по   кончикам остальных пальчиков)  Погладила всех  (Большим пальцем гладим остальные) и отправила спать.  (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку) 17Список используемой литературы 1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2012 2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2010. 3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. ­ М.: «Астрель», 2013. 4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб ­ учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2012.  5. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа:   двигательно   –   оздоровительные   моменты   на   занятиях»   В. Кудрявцев; Д/в №11, 2011г. 6. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2010. 7. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. –М.: «Астрель», 2011. 8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., «ДОМ. XXI век», 2013. 9. Цвынтарный В.В. Играем с пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 2014. 18