В основе предлагаемых материалов лежит идея использования практических заданий на уроках окружающего мира для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. В разработанных заданиях для учащегося появляется уникальная возможность развивать познавательные универсальные учебные действия на конкретных практических заданиях. Данный сборник практических заданий предназначен для учителей начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, при проведении уроков окружающего мира, а также для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении занятий.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской обрасти
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник практических работ как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроках окружающего мира
Камышлов, 2017Сборник практических работ как средство формирования познавательных универсальных
учебных действий у учащихся 2 класса на уроках окружающего мира / сост. В.С. Бирюкова.
Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования практических заданий на
уроках окружающего мира для формирования познавательных универсальных учебных действий у
младших школьников. В разработанных заданиях для учащегося появляется уникальная
возможность развивать познавательные универсальные учебные действия на конкретных
практических заданиях. Данный сборник практических заданий предназначен для учителей
начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционноразвивающего
образования, при проведении уроков окружающего мира, а также для студентов педагогических
специальностей при подготовке и проведении занятий.
©Камышловский педагогический колледж, 2017
2Содержание
Пояснительная записка...................................................................9
1 БЛОК: Вселенная, время, календарь.........................................11
Практическая работа №1..............................................................11
«Мы – жители Вселенной»............................................................11
Ход работы:....................................................................................11
1Изобрази планету, которая следует в порядке от Солнца за
планетой Венера (см. страницу 10 в учебнике). Подпиши
название планеты над рисунком..................................................11
_________________..............................................................................11
Практическая работа №2..............................................................12
«Времена года»..............................................................................12
Ход работы:....................................................................................12
2 БЛОК: Осень...............................................................................14
Практическая работа №1..............................................................14
«Звездное небо осенью»...............................................................14
Ход работы:....................................................................................14
Практическая работа №2..............................................................15
«Деревья и кустарники осенью»..................................................15
Ход работы:....................................................................................15
1)Выберите из данного списка те растения, у которых осенью
не изменяется внешний вид, обводя их в кружок......................15
Дуб..................................................................................................15
Ель...................................................................................................15
Калина............................................................................................15
3Клен................................................................................................15
Сосна...............................................................................................15
Липа................................................................................................15
Рябина.............................................................................................15
Можжевельник...............................................................................15
Практическая работа №3..............................................................16
«Грибы»..........................................................................................16
Ход работы:....................................................................................16
1)Нарисуй съедобный гриб и подпиши его название, используя
учебник на с.86-89.........................................................................16
___________________...........................................................................16
Практическая работа №4..............................................................17
«Охрана природы осенью»............................................................17
Ход работы:....................................................................................17
1)Используя рабочую тетрадь на с.66, расставь цифры в
правильном порядке, чтобы использовать памятку «Как сажать
деревья и кустарники»..................................................................17
1.Для подвязывания дерева вбейте кол длиной полтора-два
метра..............................................................................................17
2.Дерево подвяжите к колу шпагатом. Под шпагат на ствол
дерева подложите мягкую тряпочку...........................................17
3.Выберите место для посадки. Выкопайте яму такого размера,
чтобы корни дерева или кустарника могли свободно в ней
разместиться..................................................................................18
4.Пусть один человек держит дерево или кустарник, а другой
осторожно закапывает яму. Место, где корни переходят в
стебель, должно быть немного выше поверхности почвы.........18
5.На дно ямы насыпьте холмик земли. Расправьте на нем корни
дерева или кустарника. Место на растении, где корни
переходят в стебель, должно быть немного выше поверхности
почвы..............................................................................................18
46.Посаженое дерево или кустарник сразу же хорошо полейте.
........................................................................................................18
Ответ: _________________________.....................................................18
3 БЛОК: Зима..................................................................................19
Практическая работа №1..............................................................19
«Зимние месяцы»...........................................................................19
Ход работы:....................................................................................19
Три зимних месяца братца-месяца очень разные по нраву и
облику. ________ – пора хмурого неба, ранних вечеров, темных
долгих ночей. А вот в ________ солнце сияет ярче на синем ясном
небе. Оттого и зовут январь просинец. Стоит он между
декабрем и февралем да _______ зиму пополам. За то называют
его сечень. У февраля два друга – _______ да вьюга. Потому не
зря зовут его крутень. _________ стоит на рубеже – перед
первым весенним месяцем мартом, между зимой и весной. Вот
поэтому одно из народных названий февраля – межень. Ведь
старинное русское слово «______» значит «рубеж», «граница».19
Практическая работа №2..............................................................20
«Звездное небо зимой».................................................................20
Ход работы:....................................................................................21
2)Напиши определения к понятиям:............................................21
Созвездие -
_____________________________________________________________.........21
Большая Медведица -
____________________________________________________.......................21
Полярная звезда
-________________________________________________________...............21
К какой теме ты возвращался, чтобы вспомнить определения
данных понятий?...........................................................................21
_____________________________________________________________________
........................................................................................................21
5Зимой на звездном небе можно, как и осенью, найти созвездие
_______________________. Оно поможет отыскать Полярную звезду
из созвездия _______________________. ___________ звезда указывает
направление на ____________. На противоположной стороне неба
находятся созвездие ____________ и звезда ____________..............21
Большая Медведица Полярная Малая медведица......................21
север Орион Сириус......................................................................21
Практическая работа №3..............................................................21
«Растения в домашней аптечке»..................................................21
Ход работы:....................................................................................22
........................................................................................................22
........................................................................................................22
Практическая работа №4..............................................................23
«Зимняя жизнь птиц и зверей»....................................................23
Ход работы:....................................................................................23
1)Угадай зверя по описанию и нарисуй его в рамочке, подписав
его название сверху......................................................................23
Он быстро бегает и ловко запутывает свои следы, что поймать
его лисе удается редко.................................................................23
Практическая работа №5..............................................................24
«Охрана природы зимой»..............................................................24
Ход работы:....................................................................................24
Давайте не будем оставлять в лесу, парке, сквере никакого
_________ ! Зимой трудно приходится ________. Во время метелей
и сильных морозов многие птицы погибают от ________. Устроим
для птиц _________. Пообещаем, что ______ в кормушках будет
всегда!............................................................................................24
4 БЛОК: Весна и Лето....................................................................25
Практическая работа №1..............................................................25
«Весенние месяцы».......................................................................25
6Ход работы:....................................................................................26
1)Рассмотри картины художников. Попробуй определить, в
какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа.......26
Практическая работа №2..............................................................27
«Звездное небо весной»................................................................27
Ход работы:....................................................................................27
1)Используя учебник на с.70, нарисуй созвездие Кассиопея
таким образом, чтобы можно было увидеть созвездие Большая
Медведица и Малая Медведица...................................................27
Обозначь на своем рисунке желтым цветом Полярную звезду. 27
2)Прочитав учебник на с.72, ответьте на вопросы.....................27
Практическая работа №3..............................................................28
«Весеннее пробуждение растений».............................................28
Ход работы:....................................................................................28
__________ деревья и кустарники пробуждаются после зимнего
покоя. Из деревьев первой зацветает _______. Весной на ней
появляются соцветия - _________. Рано зацветает ______. Из
кустарников раньше всех зацветают __________ и волчье лыко.
Волчье лыко имеет розовые, ароматные _________......................28
........................................................................................................28
цветки весной сережки ольха орешник......................................28
Практическая работа №4..............................................................29
«Весна в мире птиц и зверей»......................................................29
Практическая работа №5..............................................................30
«Охрана природы весной»............................................................30
1)Используя рабочую тетрадь на с.58, расставь цифры в
правильном порядке, чтобы использовать памятку «Как сделать
домик для птиц»............................................................................30
1.Ту сторону досок, которая будет внутри домика, строгать не
надо. Иначе птицам трудно будет выбираться из домика.........30
72.Вход в домик называется летком. Никаких палочек под
летком прибивать не надо............................................................30
3.Приготовьте для домика доски толщиной примерно 2
сантиметра. Фанера не годится...................................................30
4.Повесьте домик в подходящем месте. Размещать его надо на
высоте 3-5 метров. Прибивать домик к дереву гвоздями нельзя!
Привяжите домик мягкой проволокой или укрепите на планке в
развилке дерева............................................................................30
5.Сначала прибейте ко дну домика боковые стенки, потом
приложите и прибейте переднюю и заднюю стенки, затем
наденьте крышку. Не оставляйте в домике щелей....................30
Ответ: _________________________.....................................................31
2)Какое растение из Красной книги описано в тексте?.............31
Иногда так называют любое растение, цветущее рано весной.
Но настоящие эти растения растут высоко в горах Кавказа.
Весной они зацветают очень рано. Заморозков не боятся, а вот
перед человеком беззащитны. Их часто губят любители
весенних букетов. Исчезают эти растения и из-за выпаса скота.
........................................................................................................31
____________________.........................................................................31
Изобразите описанное растение в тексте...................................31
Практическая работа №6..............................................................31
«Лето красное»..............................................................................31
1)Рассмотри картины художников. Попробуй определить, в
какой из летних месяцев могла так выглядеть природа...........32
Список литературы........................................................................32
1.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир, 2 класс (в
двух частях) : учеб. для общеобразовательных учреждений.
М. : Просвещение, 2012..............................................................33
2.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир, 2 класс (в
двух частях) : раб. тетрадь для общеобразовательных
учреждений. М. : Просвещение, 2012.......................................33
83.Новицкая М. Ю., Белянкова Н.М. Окружающий мир, 2 класс :
методическое пособие с поурочными разработками. М. :
Просвещение, 2013.....................................................................33
4.Федеральный государственный образовательный
образовательный стандарт начального общего образования
(от 6 октября 2009 г.).................................................................33
Пояснительная записка
Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта, для успешного
существования в современном обществе человек должен обладать следующими действиями:
самостоятельно выделять познавательную цель, находить необходимую информацию, применять
метод информационного поиска, делать анализ и синтез, строить речевые высказывания, выдвигать
гипотезы, обосновывать их, формулировать и самостоятельно находить способы решения проблем,
о чем говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования. Поэтому, сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года,
современному ученику уже в начальных классах важно не только усвоить определённый объём
знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают ему возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, возможность
широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной
деятельности.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие
учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетной
целью школьного образования становится формирование умения учиться. Достижение данной цели
становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В данном сборнике, представлены практические работы для формирования
познавательных универсальных учебных действий младших школьников по окружающему миру в
соответствии с учебнометодическим комплексом «Перспектива».
Практические работы направлены на:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в соответствии с
целями и задачами;
формирование умения использовать знаковосимволические средства представления
информации для создания модели изучаемого объекта;
формирование умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
9Практические работы выполняют функцию углубления знаний, формирования умений, а
также способствуют решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной
деятельности.
основываются на знаниях, имеющихся у детей;
посильны и в то же время достаточно трудны;
ясно и четко сформулированы;
учтено время выполнения;
предусмотрена возможность записи результатов.
Задания практических работ отвечают следующим требованиям:
Цель разработанных практических работ – формирование у младших школьников
познавательные универсальные учебные действия. Эффективность практических работ будет
выше, если они проводятся систематически с начала изучения курса «Окружающий мир», с
постепенным усложнением заданий и последовательным нарастанием степени самостоятельности
учащихся при их выполнении. Для того чтобы практические работы были эффективны, необходима
тщательная подготовка учителя: подбор необходимых материалов, оборудования и составление
заданий, определение приемов их выполнения.
При отборе практических работ учитывались основные принципы активизации
познавательной деятельности, методы, приёмы работы по развитию познавательных универсальных
учебных действий:
принцип поиска
принцип постановки учебной задачи
принцип содержательного обобщения
принцип моделирования
принцип движения от общего к частному.
Цель сборника: разработка и систематизация практических работ, направленных на
формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса.
Задачи:
1) Разработка практических работ, направленных на формирование познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников.
2) Систематизация практических работ по разделам сборника.
3) Оформление сборника практических работ, направленных на формирование
познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Разработанные нами задания могут использоваться учителями начальных классов,
студентами специальности «Преподавание в начальных классах» и «Коррекционная педагогика в
начальном образовании» при проведении занятий по окружающему миру в рамках прохождения
практики пробных уроков и преддипломной практики.
101 БЛОК: Вселенная, время, календарь
Практическая работа №1
«Мы – жители Вселенной»
Цель работы: освоить приемы изображения планет (с помощью учебника), а также составления
схем, по прочитанному тексту.
Познавательные УУД: формирование умения использовать знаковосимволические средства
представления информации для создания модели изучаемого объекта; формирование умения
овладения логическими действиями – анализа.
Оборудование: учебник на с. 1011, цветные карандаши.
Ход работы:
1
Изобрази планету, которая следует в порядке от Солнца за планетой Венера (см. страницу
10 в учебнике). Подпиши название планеты над рисунком.
_________________
2
Прочитай текст и заполни схему:
Вселенная – это весь необъятный мир. Вселенная состоит из небесных (космических) тел. К
ним относятся звезды, планеты, спутники планет. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Земля –
планета. Луна – спутник Земли.
11Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие
сообщения.
Практическая работа №2
«Времена года»
Цель работы: освоить приемы сравнения времен года по предложенным изображениям.
Познавательные УУД: формирование умения овладения логическими действиями сравнения,
анализа; формирование умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник на с. 2831, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Посмотри на картинки и подпиши над ними, к какому времени года относится каждая из
них.
12По каким отличительным признакам, изображенных на картинках, ты определил времена
года?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________
2) Прочитай текст. Определи, какое время года описывается в данном тексте. Подчеркни
цветным карандашом, какие слова помогли тебе определить описанное время года.
Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик... Рои
мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и
всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И все собиралось поближе смотреть друг
друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был
простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!..
(Н.В.Гоголь)
3)
*Попробуй придумать рассказ про свое любимое время года, описав явления природы.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие
сообщения.
132 БЛОК: Осень
Практическая работа №1
«Звездное небо осенью»
Цель работы: освоить прием изображения созвездий (с помощью учебника), а также составления
схем, по прочитанному тексту.
Познавательные УУД: формирование умения использовать знаковосимволические средства
представления информации для создания модели изучаемого объекта; формирование умения
овладения логическими действиями – анализа.
Оборудование: учебник на с. 6669, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Прочитай текст и заполни схему:
В древности созвездиями называли фигуры из звезд, а сейчас – участки звездного неба.
Всего на небе 88 созвездий, среди них Большая Медведица и Лебедь.
2) Нарисуй созвездие Лебедь, используя учебник на с.69.
14Выдели цветными карандашами звезды, которые образуют фигуру лебедя. Среди них
подпиши звезду Денеб.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие
сообщения.
Практическая работа №2
«Деревья и кустарники осенью»
Цель работы: освоить приемы сравнения лиственных и хвойных деревьев в осеннее время года.
Познавательные УУД: формирование умения овладения логическими действиями – анализа;
формирование умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник на с. 7881, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Выберите из данного списка те растения, у которых осенью не изменяется внешний вид,
обводя их в кружок.
Дуб
Ель
Калина
Клен
Сосна
Липа
Рябина
Можжевельник
2) Используя учебник на с.79, опишите то, что происходит с хвоинками в осеннее время
года.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
15____________________________________________________________________________
________________________________________________________
3) Нарисуй листья рябины в осеннее время года, используя учебник на с.78.
Какие цвета при раскрашивании ты использовал?
________________________________________________________________________
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие
сообщения.
Практическая работа №3
«Грибы»
Цель работы: освоить прием изображения строения грибов и приемы сравнения съедобных грибов
от несъедобных.
Познавательные УУД: формирование умения овладения логическими действиями – сравнения,
анализа.
Оборудование: учебник на с.8689, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Нарисуй съедобный гриб и подпиши его название, используя учебник на с.8689.
___________________
16Подпиши на своем рисунке основные части гриба.
2) Выберите из данных изображений те грибы, которые ядовиты, поставив галочку рядом с
ними.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие
сообщения.
Практическая работа №4
«Охрана природы осенью»
Цель работы: освоить прием работы с текстом в соответствии с заданием.
Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осуществлять поиск и выделять
необходимую информацию.
Оборудование: учебник на с.114117, рабочая тетрадь на с.6667.
Ход работы:
1) Используя рабочую тетрадь на с.66, расставь цифры в правильном порядке, чтобы
использовать памятку «Как сажать деревья и кустарники».
1.
2.
Для подвязывания дерева вбейте кол длиной полторадва метра.
Дерево подвяжите к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подложите
мягкую тряпочку.
173.
Выберите место для посадки. Выкопайте яму такого размера, чтобы корни
дерева или кустарника могли свободно в ней разместиться.
4. Пусть один человек держит дерево или кустарник, а другой осторожно
закапывает яму. Место, где корни переходят в стебель, должно быть немного выше
поверхности почвы.
5. На дно ямы насыпьте холмик земли. Расправьте на нем корни дерева или
кустарника. Место на растении, где корни переходят в стебель, должно быть немного выше
поверхности почвы.
6. Посаженое дерево или кустарник сразу же хорошо полейте.
Ответ: _________________________
2) Вставь в текст необходимые слова из рамочки.
Осень – время посадки _________ и кустарников. Высадим и мы новые растения возле школы,
дома, на даче.
Собирая в лесу орехи, постараемся не ___________ ветки орешника. И не будем жадничать:
оставим часть орехов лесным __________!
Не станем без необходимости обрывать _________ рябины. Мы же знаем, что рябиновые деревья –
это природная птичья __________.
столовая деревьев обламывать
грозди животным
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие
сообщения.
183 БЛОК: Зима
Практическая работа №1
«Зимние месяцы»
Цель работы: освоить прием работы с текстом в соответствии с заданием, а также составления
схем, по прочитанному тексту.
Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в
соответствии с целями и задачами; формирование умения использовать знаковосимволические
средства представления информации для создания модели изучаемого объекта.
Оборудование: учебник на с.47.
Ход работы:
1) Вставь в текст необходимые слова из рамочки.
Три зимних месяца братцамесяца очень разные по нраву и облику. ________ – пора хмурого
неба, ранних вечеров, темных долгих ночей. А вот в ________ солнце сияет ярче на синем
ясном небе. Оттого и зовут январь просинец. Стоит он между декабрем и февралем да
_______ зиму пополам. За то называют его сечень. У февраля два друга – _______ да вьюга.
19Потому не зря зовут его крутень. _________ стоит на рубеже – перед первым весенним
месяцем мартом, между зимой и весной. Вот поэтому одно из народных названий февраля –
межень. Ведь старинное русское слово «______» значит «рубеж», «граница».
межа декабрь сечет
январь метель февраль
2) Прочитайте текст и заполни схему:
В нашем крае зима длится три месяца. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Практическая работа №2
«Звездное небо зимой»
Цель работы: освоить прием изображения созвездий (с помощью учебника), а также прием работы
с текстом в соответствии с заданием.
Познавательные УУД: формирование умения использовать знаковосимволические средства
представления информации для создания модели изучаемого объекта; формирование умения
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию; формирование умения овладения
логическими действиями – анализ.
20Оборудование: учебник на с.1619, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Нарисуй созвездие Орион, используя учебник на с.18.
Выдели цветными карандашами звезды, которые образуют созвездие.
2) Напиши определения к понятиям:
Созвездие _____________________________________________________________.
Большая Медведица ____________________________________________________.
Полярная звезда ________________________________________________________.
К какой теме ты возвращался, чтобы вспомнить определения данных понятий?
_____________________________________________________________________
3) Вставь в текст необходимые слова из рамочки.
Зимой на звездном небе можно, как и осенью, найти созвездие _______________________.
Оно поможет отыскать Полярную звезду из созвездия _______________________.
___________ звезда указывает направление на ____________. На противоположной
стороне неба находятся созвездие ____________ и звезда ____________.
Большая Медведица Полярная Малая медведица
север Орион Сириус
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Практическая работа №3
«Растения в домашней аптечке»
Цель работы: освоить прием умения отличать лекарственные растения от остальных, а также
называть пользу лекарственных растений.
21Познавательные УУД: формирование умения овладения логическими действиями – сравнения,
анализа; формирование умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник на с.2831, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Выберите из данных изображений те растения, которые лекарственные, поставив галочку
рядом с ними.
2) Используя учебник на с.30, опишите то, для чего используют такие лекарственные
растения, как шиповник, липа, валериана, календула, подорожник и тысячелистник.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
22____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Практическая работа №4
«Зимняя жизнь птиц и зверей»
Цель работы: освоить прием изображения зверя по предложенному описанию, а также
составления схем, по прочитанному тексту.
Познавательные УУД: формирование умения овладения логическими действиями – сравнения,
анализа; формирование умения использовать знаковосимволические средства представления
информации для создания модели изучаемого объекта.
Оборудование: учебник на с.3235, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Угадай зверя по описанию и нарисуй его в рамочке, подписав его название сверху.
Он быстро бегает и ловко запутывает свои следы, что поймать его лисе удается
редко.
1) Прочитайте текст и заполни схему:
Мыши, полевки, зайцы, лось кормятся растительной пищей. Ласка, лиса, волк
охотятся на других животных. Кабан ест все, что найдет.
23Питание
зверей зимой
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Практическая работа №5
«Охрана природы зимой»
Цель работы: освоить прием работы с текстом в соответствии с заданием.
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск и выделять необходимую
информацию; формирование умения овладения логическими действиями – анализа.
Оборудование: учебник на с.5255, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Вставь в текст необходимые слова из рамочки.
Давайте не будем оставлять в лесу, парке, сквере никакого _________ ! Зимой трудно
приходится ________. Во время метелей и сильных морозов многие птицы погибают от
________. Устроим для птиц _________. Пообещаем, что ______ в кормушках будет всегда!
мусора корм птицам кормушки
2) Угадай зверя из Красной книги по описанию его жизнедеятельности и изобрази его в
рамочке, подписав его название сверху.
24Его родина – ледяные просторы Севера. Самцы круглый год бродят среди льдов. А
самки, будущие мамы, на зиму залегают в зимнюю спячку.
Используя учебник на с.55, опишите характерные черты, которыми обладает описанный
зверь из Красной книги.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
4 БЛОК: Весна и Лето
Практическая работа №1
«Весенние месяцы»
Цель работы: освоить прием работы с текстом в соответствии с заданием, а также освоить прием
сравнения весенних месяцев по явлениям природы.
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск и выделять необходимую
информацию; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в соответствии с
целями и задачами.
25Оборудование: учебник на с.5861.
Ход работы:
1)
Рассмотри картины художников. Попробуй определить, в какой из весенних месяцев
могла так выглядеть природа.
_________________________ _________________________________
По каким отличительным признакам, изображенных на картинах, ты определил весенние
месяцы?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2) Вставь в текст необходимые слова из рамочки.
Больше всего имен у ________. Ведь когдато, давнымдавно, был он не просто ________
месяцем нового года. Есть особый день в марте – старинное весеннее ____________. Это
14 марта – день святой ___________, или Евдокия____________. В этот день _________
на весну и лето загадывают.
Евдокии первым погоду новогодие марта Весновка
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
26Практическая работа №2
«Звездное небо весной»
Цель работы: освоить прием изображения созвездий (с помощью учебника), а также освоить
прием работы с текстом в соответствии с заданием.
Познавательные УУД: формирование умения использовать знаковосимволические средства
представления информации для создания модели изучаемого объекта; формирование умения
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник на с. 7073, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Используя учебник на с.70, нарисуй созвездие Кассиопея таким образом, чтобы можно
было увидеть созвездие Большая Медведица и Малая Медведица.
Обозначь на своем рисунке желтым цветом Полярную звезду.
2) Прочитав учебник на с.72, ответьте на вопросы.
Почему созвездие Лев носит такое название?
____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Каково название самой яркой звезды созвездия Лев? Где находится звезда?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_____________________________________________________________
27Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Практическая работа №3
«Весеннее пробуждение растений»
Цель работы: освоить прием работы с текстом в соответствии с заданием.
Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осуществлять поиск и выделять
необходимую информацию.
Оборудование: учебник на с. 7477.
Ход работы:
1) Вставь в текст необходимые слова из рамочки.
__________ деревья и кустарники пробуждаются после зимнего покоя. Из деревьев первой
зацветает _______. Весной на ней появляются соцветия _________. Рано зацветает ______.
Из кустарников раньше всех зацветают __________ и волчье лыко. Волчье лыко имеет
розовые, ароматные _________.
цветки весной сережки ольха орешник
2) Ответьте на вопросы, используя учебник на с.76.
Напишите признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Какие изменения происходят весной с хвойными растениями?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
28_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Практическая работа №4
«Весна в мире птиц и зверей»
Цель работы: освоить прием отличать птиц друг от друга и называть их признаки, а также освоить
прием работы с текстом в соответствии с заданием.
Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осуществлять поиск и выделять
необходимую информацию.
Оборудование: учебник на с. 8689.
Ход работы:
1) Определи, что это за птица и напиши ее название сверху.
Напиши, что ты знаешь об этой птице. Можешь использовать учебник на с.87.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
292) Ответь на вопросы, используя учебник на с.88.
У каких зверей вновь изменяется цвет меха?
__________________________________________________________________________
Какие звери просыпаются после долгой зимы позже всех?
__________________________________________________________________________
У каких зверей, в отличие от других, детеныши рождаются зимой?
__________________________________________________________________________
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Практическая работа №5
«Охрана природы весной»
Цель работы: освоить прием работы с текстом в соответствии с заданием.
Познавательные УУД: формирование умения овладения логическими действиями – анализ;
формирование умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник на с. 106109, рабочая тетрадь на с.5859, цветные карандаши.
Ход работы:
1) Используя рабочую тетрадь на с.58, расставь цифры в правильном порядке, чтобы
1.
использовать памятку «Как сделать домик для птиц».
Ту сторону досок, которая будет внутри домика, строгать не надо. Иначе птицам трудно
будет выбираться из домика.
Вход в домик называется летком. Никаких палочек под летком прибивать не надо.
2.
3. Приготовьте для домика доски толщиной примерно 2 сантиметра. Фанера не годится.
4. Повесьте домик в подходящем месте. Размещать его надо на высоте 35 метров.
Прибивать домик к дереву гвоздями нельзя! Привяжите домик мягкой проволокой или
укрепите на планке в развилке дерева.
5. Сначала прибейте ко дну домика боковые стенки, потом приложите и прибейте переднюю
и заднюю стенки, затем наденьте крышку. Не оставляйте в домике щелей.
30Ответ: _________________________
2) Какое растение из Красной книги описано в тексте?
Иногда так называют любое растение, цветущее рано весной. Но настоящие эти растения
растут высоко в горах Кавказа. Весной они зацветают очень рано. Заморозков не боятся, а вот
перед человеком беззащитны. Их часто губят любители весенних букетов. Исчезают эти
растения и изза выпаса скота.
Изобразите описанное растение в тексте.
____________________
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Практическая работа №6
«Лето красное»
Цель работы: освоить прием работы сравнения летних месяцев по явлениям природы, а также
освоить прием работы с текстом в соответствии с целью и задачами.
Познавательные УУД: формирование умения овладения логическими действиями – анализ;
формирование умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Оборудование: учебник на с.110113.
Ход работы:
311)
Рассмотри картины художников. Попробуй определить, в какой из летних месяцев могла
так выглядеть природа.
По каким отличительным признакам, изображенных на картинах, ты определил летние
месяцы?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3) Ответь на вопросы, используя учебник на с.112.
Как называется самый длинный день в году? В каком месяце ожидать такой день?
______________________________________________________________________
Какой день отмечается по православному календарю 12 июля?
______________________________________________________________________
В какой день июня в народе отмечали день летнего солнцеворота? Что начинается с этой
поры?
_______________________________________________________________________
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель):
_______________________________________________________
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
Список литературы
321. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир, 2 класс (в двух частях) : учеб.
для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2012.
2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир, 2 класс (в двух частях) : раб.
тетрадь для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2012.
3. Новицкая М. Ю., Белянкова Н.М. Окружающий мир, 2 класс : методическое пособие с
поурочными разработками. М. : Просвещение, 2013.
4. Федеральный государственный образовательный образовательный стандарт
начального общего образования (от 6 октября 2009 г.)
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли. М. : Просвещение, 2008. – С. 151.
33