Сборник заданий по русскому языку. Тема: Имя существительное. 4 класс
Оценка 5

Сборник заданий по русскому языку. Тема: Имя существительное. 4 класс

Оценка 5
Рабочие тетради
русский язык
4 кл
03.11.2018
Сборник заданий по русскому языку. Тема: Имя существительное. 4 класс
Пояснительная записка к сборнику заданий по русскому языку по теме «Имя существительное» в 4 классе Прохоренко В.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 49 В условиях реформирования современного образования вопросы повышения эффективности обучения не теряют своей актуальности. Основная задача школы: научить ребёнка самостоятельно, творчески мыслить. Одним из важнейших компонентов школьной программы является русский язык – не только предмет обучения, но средство обучения другим школьным дисциплинам. «Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности» [1. с. 12] Перед учителем поставлены непростые задачи освоения основной образовательной программы начального общего образования, важнейшие из которых: « овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач».[2. с.18] Для того чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо переосмыслить традиционные подходы к обучению младших школьников. Один из таких приёмов - использование алгоритмов при изучении частей речи на уроках русского языка в начальной школе. Использование алгоритмизации правил на уроках русского языка не ново, однако приобретает в современных условиях новое содержание. Всеобщая компьютеризация оказывает огромное влияние на учебный процесс, создаёт предпосылки для успешного овладения алгоритмами как средством повышения качества знаний учащихся. Организацию процесса применения алгоритмических заданий на уроках русского языка рассматривали М.Р. Львов, А.И.Власенков, Л.М.Ланда. Михаил Ростиславович Львов в книге «Правописание в начальных классах» разработал и доказал высокую эффективность системы алгоритмов для решения орфографических задач. Однако анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также личный опыт преподавания русского языка позволили установить, что в методике и в практике изучения частей речи не сложилась система работы на основе использования алгоритмических предписаний. Части речи, грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении не нашли конкретного отображения в алгоритмах, разработанных современными педагогами для начальной школы. В этом я вижу актуальность данной темы. Особое место в изучении частей речи отведено имени существительному. Это тот материал, который впоследствии ляжет в основу одного из важнейших разделов орфографии в начальной школе – правописания безударных падежных окончаний существительного. Работа с существительным – это целенаправленный процесс, который содержит обобщение лексического значения, усвоение грамматических признаков и постепенное усложнение практической деятельности учащихся, вследствие чего развиваются навыки правильного применения существительных в речи. Для обеспечения перспективных связей в формировании грамматического понятия «существительное» важно: - выяснение понятия; - выявление в приобретённых знаниях учащихся, опоры для усвоения нового; - установка пути перспективного применения приобретённых знаний. В четвёртом классе на этапе обобщения знаний, умений и навыков систематизируются признаки имени существительного как части речи. Поэтому сборник упражнений направлен на выполнение следующих задач: - систематизация и актуализация ранее изученного; - углубление знаний о грамматических признаках; - создание основы теоретических знаний для осознанного формирования универсальных учебных действий. При решении этих задач, алгоритмы, содержащие общую информацию, в зависимости от уровня усвоения тех или иных тем могут быть «свёрнуты» самими учащимися. Так, при изучении тем «Род имён существительных», «Изменение имён существительных по числам» решение задачи осуществляется пошагово. (Приложение 1) «Свёртывание» этого алгоритма, благодаря его чёткости и простоте, начинается на втором – третьем уроке темы. Одной из самых важных для изучения в выпускном классе начальной школы, по-прежнему, является тема «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». Усвоение этой темы подготовлено «умениями школьника узнавать имена существительные, определять по вопросам их падежные формы, проводить морфемный анализ – выделять окончание». [3.с 129] Учащимся важно преодолеть трудности в определении падежей, вопросы которых частично совпадают (именительный и винительный), добиться быстрого и чёткого узнавания падежных форм Для осознанного усвоения темы работа проводится в несколько этапов: I. Изучение склонений имени существительного, где одновременно со сравнительной таблицей падежных окончаний всех трёх склонений, предлагается алгоритм определения склонения имени существительного (Приложение 2) II. Проведение работы по определению падежей, в которой одновременно с готовой таблицей подаётся краткий алгоритм пошаговых действий. Наряду с работой по определению падежей, проводятся упражнения по выявлению значения каждой падежной формы. В процессе формирования предметных результатов освоения раздела программы серьёзное внимание уделяется также изучению предлогов, при помощи которых образуются падежные формы. I. Составление сводной таблицы падежных окончаний по каждому склонению. II. Обобщение пройденного материала. На основе ранее изученного учащиеся приходят к пониманию особенностей проверки безударных окончаний. На этом этапе проводится составление алгоритма проверки безударных падежных окончаний. ( Приложение 3) В зависимости от особенностей познавательной деятельности конкретного классного коллектива, педагог может применять дополнительное «развёртывание» алгоритма, акцентировать внимание на наиболее трудных для изучения случаях. Например, правописание безударных падежных окончаний е/и. (Приложение 4) «Экспериментальная проверка алгоритмических систем в обучении русскому языку подтверждает их эффективность: высокий интерес учащихся к ним, высокую познавательную активность при составлении алгоритмов, развитие четкости мышления при их использовании» .[5. с 17] Таким образом, комплексный подход к формированию грамматического понятия «имя существительное» способствует успешной выработке сознательных грамматических умений и навыков, пополнению словарного запаса учащихся, умению правильно писать и использовать существительные в связной речи. Применение алгоритмов предоставляет широкие возможности для осуществления системно-деятельностного подхода, позволяет ребятам четко мыслить, овладевать логическими отношениями, воспринимать знания определённой в системе. К данной статье прилагается дидактический материал «Сборник заданий по русскому языку для 4 класса», который является дополнительным пособием и используется параллельно с учебником «Русский язык 4 класс»; под редакцией под редакцией Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой.; Издательство «Астрель» -2015 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018