СЧИТАЛКИ
Оценка 4.9

СЧИТАЛКИ

Оценка 4.9
doc
08.05.2020
СЧИТАЛКИ
Считалки.doc

Считалки

Цели: познакомить с одним из  жанров  детского народного творчества – считалкой; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать любовь к чтению.

 

Ход занятия

Проверка домашнего задания.

– Какие вы подобрали загадки о явлениях природы, о небе, земле, человеке?

Дети загадывают друг другу загадки. Объясняют их смысл, отгадки. Что показывает именно на эту отгадку?

Работа над новым материалом.

– Какие вы знаете считалки?

– К какому жанру относятся считалки?

– Когда вы ими пользуетесь?

Учитель. Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По своей распространенности, по количеству произведений они, можно сказать, не имеют себе равных.

Народное название считалок – счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и т. д. Это короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Считалка не знала социальных барьеров, перешагивала границы и жила у детей других народов.

Соревнование в сказывании считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений, что способствует развитию памяти (познавательная функция), обучаться детскому артистизму (эстетике), добиваться права вести пересчет – по детским неписаным правилам это право предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, что он будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков, нарушивший это правило лишается доверия товарищей. Считалка, таким образом, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества, и, наконец, само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе. Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Рефлексия.

– Как в народе назывались считалки?

– Чем объяснить, что считалка по распространению не знает себе равных?

– Что заставляет детей разучивать считалки?

– Какие качества характера у детей вырабатывают считалки? И почему?

– Какую функцию несет считалка для детей?

– Знаете ли вы эту считалку – это риторический вопрос. С ранних лет, играя в прятки, вы использовали ее:

                                  Раз, два, три, четыре,

                                                                      пять –

                                  вышел зайчик погулять;

                                  вдруг охотник

                                                          прибегает,

                                  Из ружья в него стреляет…

                                  Пиф, паф! Ой, ой, ой!

                                  Умирает зайчик мой!

– Непременно в играх вы использовали эту считалку. Имеется большое количество ее вариантов, в ряде случаев она увеличена на десяток стихов. «Молча в зайчика стреляет», «прямо зайку в левый бок», «прямо зайке пуля в лоб» – приемы охоты изменены. «Драх, друх, а зайчик – ух, полетел из зайки пух», «вот и пуля засвистела», или « хоп, хуп – вот и зайка на столе», «бах, бух, полетел из зайки пух» и т. д.

А вот считалка, которая, видимо, появилась во время интенсивного строительства железных дорог:

Шла машина из Тамбова,

Потеряла три вагона –

Раз, два, три.

В считалке есть указание на несовершенство железных дорог.

Есть считалки-числовки:

Пери, нари,

щучка, лучка,

пята, сота,

сива (буда), ива,

дуба, хрест.

А вот еще одна считалка-числовик «заумная»:

Чирдиржик – мирдиржик,

хрупчик один,

чирдиржик-мирдиржик,

хрупчик два,

чирдиржик-мирдиржик,

хрупчик три.

Раз, два, три, четыре –

меня грамоте учили;

не читать, не писать,

только по полу скакать.

Я скакала, я скакала,

себе ноженьку сломала,

меня маменька ругала

и за доктором послала.

Доктор едет на свинье,

балалайка на спине;

балалайка загремит,

меня доктор забранит;

балалайка не гремит,

меня доктор не бранит.

А вот считалки, которые появились в 60–70-х годах XX века:

                      Раз, два, три, четыре, пять –

                      Тебе в космос улетать!

                      Посылайте мне ракету.

                      А я сяду и поеду.

                      Я поеду в Ленинград

                      на Октябрьский парад.

Всем детям знакомая считалка, популярна и сейчас среди детей:

                                  Шли солдаты

                                  На базар.

                                  – Что купили?

                                  – Самовар.

                                  Сколько стоит?

                                  – Три рубля.

                      Аты, баты – шли солдаты,

                      Аты, баты – на базар.

                      Аты , баты – что купили?

                      Аты, баты – самовар.

                      Аты, баты – сколько стоит?

                      Аты, баты – три рубля.

– Как правило, считалки имеют начин, ход и выход (концовку). Начин обычно выражен счетом, обращением или заумным звукосочетанием (словом):

                                  Раз, два, три, четыре –

                                  сидит немец у трактире…

                                  Заяц белый,

                                  куда бегал?

                                  Элем-белем

                                  тремкомзелем…

Существует начин-вступление, как бы предваряющий действие, но не развивающий главную мысль хода:


Ехала панья

Из Туруханья,

русы косы выплетала,

себе пана поджидала.

Иногда считалки возникали из песен, использовали их в качестве игровых прелюдий. Вот старая русская песня использована в считалке:

Ах, ты зоренька-заря,

заря утренняя,

а кто зореньку проспит,

того выстегаю.

Основой многих считалок послужили частушки:

Погоди, Ваня, жениться.

у тебя изба валится;

перво избу заведи,

потом невесту приводи.

Мотивы, образы и лексика ряда считалок указывает на их родство с романсом, загадкой. То, что в жизни взрослых потеряло смысл и значение, подбирается детьми, находит у них интерес.

Вот считалка явно со сказочным элементом:

За морями, за горами,

за дремучими лесами

на пригорке теремок,

на дверях висит замок,

ты за ключиком иди

и замочек отомкни.

Традиционный игровой материал становится достоянием младших детей (4–12 лет). Считалки способствуют формированию мировоззрения детей. Глубоко чувствовал поэтическую прелесть считалок С. Я. Маршак. Почти все его стихи для детей динамичны, лишены всяких словесных украшательств, ритмически чеканны, для них характерно богатство действий, обилие слов-образов, что неотделимо от поэтики считалок. В некоторые свои произведения поэт вводил считалки целиком или их отрывки, талантливо подражая детям; дети перенесли в считалочный репертуар многое из поэзии С. Я. Маршака.

В о п р о с   н а   з а с ы п к у:

Объясните литературоведческий термин вымысел.

Учитель. Вымысел в художественном творчестве – все созданное творческим воображением писателя.

Вымысел в художественном творчестве только тогда помогает создать полноценный художественный образ, когда и сам он является результатом накопленных наблюдений над жизнью; в этом случае вымысел правильно подсказывает писателю правдивые переживания и естественные поступки его героев, т. е. то, что они обязательно совершили бы, если бы реально существовали в действительной жизни.

Соединение в обобщенный художественный образ отдельных наблюдений над увиденными в жизни явлениями, людьми, чем-либо схожими между собой, достигается путем творческого воображения при помощи художественного вымысла.

Домашнее задание. Найдите и запишите считалки; опросите своих одноклассников, подруг, знакомых; какие считалки использовали в игре родители, бабушки, дедушки, запишите их.


Считалки Цели: познакомить с одним из жанров детского народного творчества – считалкой; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать любовь к чтению

Считалки Цели: познакомить с одним из жанров детского народного творчества – считалкой; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать любовь к чтению

Чем объяснить, что считалка по распространению не знает себе равных? –

Чем объяснить, что считалка по распространению не знает себе равных? –

Доктор едет на свинье, балалайка на спине; балалайка загремит, меня доктор забранит; балалайка не гремит, меня доктор не бранит

Доктор едет на свинье, балалайка на спине; балалайка загремит, меня доктор забранит; балалайка не гремит, меня доктор не бранит

Ехала панья Из Туруханья, русы косы выплетала, себе пана поджидала

Ехала панья Из Туруханья, русы косы выплетала, себе пана поджидала

Соединение в обобщенный художественный образ отдельных наблюдений над увиденными в жизни явлениями, людьми, чем-либо схожими между собой, достигается путем творческого воображения при помощи художественного вымысла

Соединение в обобщенный художественный образ отдельных наблюдений над увиденными в жизни явлениями, людьми, чем-либо схожими между собой, достигается путем творческого воображения при помощи художественного вымысла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020