План:
1. Сегментные единицы речи: слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза.
2. Слог и его структура. Слогоделение.
3. Суперсегментные единицы: ударение, интонация.
4. Характер ударения. Типы ударений.
5. Интонация, ее элементы и назначение.
Звучащая речь представляет собой непрерывный поток звучаний, который распадается на звуковые отрезки: фразы, такты (синтагмы), фонетические слова, слоги, звуки. Это сегментные (линейные) единицы речи.
Фраза — самая крупная фонетическая единица, имеющая законченный смысл, характеризующаяся своим интонационным рисунком. Фраза определяется длительной паузой, необходимой для того, чтобы говорящий мог набрать новую струю воздуха. Фраза похожа на предложение, но отождествлять их нельзя.
Границы фраз и предложений совпадают не всегда. Одно грамматическое предложение может состоять из одной или нескольких фраз. Например: Он был стар, // они были молоды; // он был худ, // они были сыты; // он был скучен, // они были веселы.// Стало быть, он совсем чужой; //посторонний, совсем другое существо, // им нельзя было жалеть его// (Л. Толстой). Текст этот состоит из двух предложений и девяти фраз.
Такт — отрезок фразы между паузами. Тактовая пауза более короткая, чем фразовая. Такт имеет незаконченную интонацию. Единство синтагмы и ее границы оформляется различными интонационными средствами: ударением, мелодикой, темпом.
Членение фразы на такты (синтагмы) обусловлено смыслом, которое вкладывает в высказывание говорящий. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, например, возможны сле кты.
Сравните: На другой день весть о пожáре дующие варианты членения фразы на речевые та / разнеслась по всему околóтку//; На другой дéнь/ весть о пожáре разнеслась по всему околóтку//; На другой дéнь/ весть о пожáре/ разнеслáсь/ по всему околóтку// (А.Пушкин).
Однако это не означает, что фразу на такты можно разбить как угодно. Неправильное синтагматическое членение искажает смысл высказывания или делает его бессмысленным.
Такт может состоять также из одного слова.
Фонетическое слово — это отрезок звучащей речи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более орфографических слов.
Предлоги, союзы, артикли, некоторые местоимения и частицы — безударные слова, примыкающие к ударному слову спереди (проклитики), а также частицы послелоги, местоимения — безударные слова, примыкающие к ударному слову сзади (энклитики), — образуют с полнозначным словом одно акцентное целое. Например: на столé, я дýмал, мой дядя, знáл бы, тат. мəктəп очен — для школы.
В роли проклитиков и энклитиков могут выступать и знаменательные слова, например: пóд гору, зá руку, úз лесу и т.п.
Слог — это звук или сочетание звуков, произносимое за один выдыхательный толчок.
Поскольку слог представляет собой артикуляционное и акустическое единство, то с акустической стороны его определяют как сочетание звуков с разной степенью звучности. Слог — это отрезок речи между звуками наибольшей звучности.
В качестве слогообразующих в большинстве языков выступают гласные, но в некоторых языках, например, в польском (vl-na), чешском (trg), сербском (prst) в качестве слогообразующих выступают сонорные согласные.
Слогоделение производится по принципу восходящей звучности; граница между слогами проводится там, где наблюдается наибольший контраст по сонорности.
По структуре слоги различают открытые, закрытые и полузакрытые (по его концу), прикрытые, неприкрытые и полуприкрытые (по его началу).
В английском языке «слог должен с
одержать гласные или звук, подобный гласному, в том числе дифтонг. Наиболее распространенный тип слога в языке также имеет согласный (С) перед гласным (V) который, как правило, выступает в конце. С технической точки зрения основными элементами слога являются наступление (один или несколько согласных) с последующей рифмой. Рифма (rhyme) (иногда пишется as “rime”) состоит из гласной, которая рассматривается как ядро, а любой следующий согласный (ые), описывается как код. Такие слоги, как me, to или no имеют начало или ядро, но не код. Они известны как открытые слоги. Когда есть код, как в слогах up, cup, at или hat, они называются закрытые слоги».
К суперсегментным единицам речи относятся ударение и интонация. Суперсегментные единицы накладываются на сегментные и объединяют их в более крупные сегментные единицы.
Ударение (или акцент) — это выделение звука, слога, слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (тона). По акустико-артикуляционной характеристике выделяют монотоническое и политоническое ударение. Монотоническое ударение характерно для большинства языков мира. Оно бывает силовым (динамическим), при котором слог выделяется силой воздушной струи, и квантитативным, при котором слог выделяется большей длительностью.
Динамическое ударение свойственно большинству индоевропейских языков, тюркским языкам (русскому, французскому, узбекскому и др.). Квантитативное ударение характерно греческому языку.
Политоническое (тоническое, музыкальное) ударение характеризуется изменением высоты тона. Музыкальное ударение отмечается в корейском, вьетнамском, японском и других языках Азии, а также в сербохорватском и литовском языках.
По объекту выделения ударение может быть словесным, тактовым и фразовым.
Словесным ударением называется выделение одного из слогов в слове. При помощи словесного ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово. Словесное ударение может быть постоянным (падает на определенный слог во всех словах языка, например, в английском, чешском, латинском - на первый слог, во французском и узбекском - на последний слог, в польском - на предпоследний слог) и свободным (падает на любой слог в слове, например, в русском языке).
Тактовое ударение объединяет слова во фразы. Оно падает на последнее слово такта.
Фразовое ударение выполняет фонетическую и сематико-синтаксическую роль, объединяя слова и такты во фразы. Оно обычно падает на последнее слово во фразе. Например: Елизавета Ивановна / сидела в своей кőмнате, / еще в бальном своем наря˝де, / погруженная в глубокие размышлэ˝ния //. (А.С. Пушкин).
Логическое ударение (смысловое) служит для выделения самого важного в смысловом отношении слова. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Например: Мы́ пойдем завтра в музей; Мы пойдéм завтра в музей; Мы пойдем зáвтра в музей. Мы пойдём завтра в музéй.
Интонация — сложное явление, представляющее совокупность мелодики речи (повышений, понижений тона), ударения, пауз, темпа и тембра речи. Интонация выражает не только логико-грамматическую структуру предложения, но и смысл высказывания, эмоции говорящего. Основным средством выражения эмоции служит тембр.
Интонация выполняет смыслоразличительную, выделительную, объединительную, разграничительную и эмоционально-экспрессивную функции.
Литература:
1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 2002.
2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических
3. терминов. – М., 1995. – 399с.
4. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э.
Розенталя. – М., 1994. – 810с.
5. Шарафутдинова Н. С. Теория и история лингвистической науки: учебник Н. С. Шарафутдинова. – 3-е изд., испр. и доп. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 346 с.
6. Yule George. The Study of Language. – Cambridge University Press.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.